
«Возникает ощущение, что правительство не просто равнодушно относится к образованию в стране, а занимается вредительством», — так и ещё более резко высказывались в апреле некоторые педагоги района, узнав о введении новых принципов финансирования образовательных учреждений. При так называемом «подушевом» финансировании средства на каждую школу будут выделяться, исходя из конкретного количества её учащихся. Они предназначены для оплаты труда педагогов и учебно-методического обеспечения образовательных учреждений. К чему приведут нововведения, поясняет корреспонденту газеты начальник управления образования Советского района А. К. Войтукевич.
— Александр Казимирович, в чём сложность создавшейся ситуации?
— Департамент образования и науки ХМАО давно настраивал на то, чтобы мы приводили штатное расписание в соответствие с федеральными нормативами. В Урае, к примеру, этим занялись постепенно уже три года назад, поэтому для них всё происходящее не так болезненно. Перед нами же сейчас эта проблема встала очень жёстко: на фоне двух повышений заработной платы (март и сентябрь этого года) сократились субвенции. Посчитали, что каждый ученик в нашем муниципальном образовании обходится в'28853 руб. в год, и умножили на общее количество учеников. То есть вместо того, чтобы выделить дополнительно 23 млн. руб. на запланированные повышения, у нас снимают 16 млн. руб. Выход один — сокращение штатов, причём в короткие сроки. Задача в том, чтобы к новому календарному году штатное расписание школ соответствовало нормативам субвенций. Сегодня сверх нормы школы имеют 350 единиц.
— Каков размах сокращений по району в целом?
— Всего сократится около 200 ставок по району, что соответствует 70-80 человекам. Это, так или иначе, коснётся каждой категории работников. Например, административно-управленческий персонал потеряет 3 ставки заведующих библиотеками, 1 заместителя директора по научно-методической работе, педагогический персонал — 21 ставку учителей. Ещё 67 ставок — это узкие специалисты: часть логопедов, методисты, воспитатели групп продлённого дня, педагоги дополнительного образования. Кружковая работа будет восполняться за счёт педагогов дополнительного образования РЦРДиЮ «Созвездие», финансирование которых планируется из районного бюджета. Среди учебно-вспомогательного персонала исчезнут 11 ставок художников-оформителей, 6 — секретарей-машинисток, 3 — лаборантов. Особо встал вопрос по охране школ. Из-за сложившейся в стране ситуации Глава района настоял на сохранении ставок охранников. Но они не попадают под субвенции, поэтому их содержание ляжет на плечи районного бюджета. У младшего обслуживающего персонала уберут 22 ставки техничек, 10 рабочих по ремонту мебели, 8 гардеробщиков, 9 рабочих по обслуживанию зданий и т. д. При таком объёме сокращений на сегодня 152 единицы работников столовых останутся, и с 1 января 2006 года, думаю, они должны войти в затраты по субвенциям из округа. Но чтобы разгрузить школы от забот о питании, необходимо их объединить в какую-либо организацию или отдать в частные руки. Правда, в этом случае может вырасти стоимость школьных обедов учащихся.
— Есть ли средства на сокращение штатов?
— Пока нет, для этого нам нужно 15-20 млн. рублей. Эти средства будем изыскивать из бюджета. Кстати, первоначально планировалось сократить около 400 ставок по району. Но после детальной работы, когда с каждым директором школы не раз обсуждали все варианты решения проблем, это число уменьшилось. Все происходящее находится на контроле у Главы района, который обеспокоен сложившейся ситуацией. Так что, думаю, вопрос нехватки средств решим.
— Из чего складывается сумма содержания одного ученика в нашем муниципальном образовании? Почему, к примеру, в Ханты-Мансийском районе эта цифра составляет около 70 тыс. рублей?
— Причин, влияющих на уровень стоимости одного учащегося, много: категория учебных учреждений — лицей, гимназия, школа-интернат или сельская школа, где доплата к фонду оплаты труда составляет 25%, удалённость их от райцентра, наполняемость классов и т. д. По моему мнению, наша сумма не занижена, экономически обоснована. Из 13 школ у нас лишь одна сельская, тогда как, например, в Ханты-Мансийском районе они все сельские, поэтому цена выше. И гимназий пока нет — школа №3 г. Советского лишь работает в режиме гимназии, но ещё не получила лицензию.
— Александр Казимирович, в городских школах, может быть, удастся осуществить корректировку количества классов на параллели за счёт движения учащихся из школы в школу, но в некоторых наших поселковых школах, где имеется, например, всего один десятый класс в 15 человек, этого сделать невозможно. Получается, что учитель проводит там полноценный урок как для 25 учащихся, а средствами этот учебный час обеспечен лишь на 3/5, ведь деньги будут выделены лишь на фактическое количество учащихся. Как быть таким школам?
— Субвенция — это окружные целевые средства, которые передаются в бюджет района для реализации права на бесплатное основное общее образование каждого жителя района, независимо от места его проживания — г. Советский или п. Коммунистический. Поэтому решение проблемы управление образования видит в том, чтобы перераспределять средства, в данном случае за счёт городских школ. В будущем школы сами должны научиться зарабатывать деньги, например, при помощи введения дополнительных платных образовательных услуг — спецкурсов, факультативов и т. д. От наполняемости классов не зависит количество только преподавателей-предметников, их будет достаточно в любом случае.
— Чтобы родители платили деньги, необходимо, чтобы эти услуги были высокого качества. Нужны высококвалифицированные педагоги. Судя по сложившейся ситуации, директору невыгодно иметь таких преподавателей, т. к. их зарплата на порядок выше, а финансирование не зависит от их количества. Не снизится ли качество образования в наших школах?
— Нет. Директор заинтересован в учителях высокой категории, ведь стоимость ученика зависит от этого. Норматив формируется из тарифной и подтарифной частей зарплаты и других затрат. Чем больше фонд оплаты труда, тем дороже ученик. Вероятно, между школами начнётся борьба за каждого ученика, так как переход большого количества детей из одной школы в другую повлечёт значительную корректировку финансирования.
ОТ АВТОРА. Что ж, жизнь покажет, насколько данные изменения принесут пользу или вред образованию. Пока для меня ясно одно: кому-то придётся уйти из школы — пополнится армия безработных, часть учителей потеряет возможность заработать более достойную зарплату, т. к. будет трудиться в основном только на ставку. И я не совсем уверена, что от этого возрастёт качество преподавания — люди всё равно будут искать дополнительный заработок.
И потом, не все родители смогут оплачивать дополнительные образовательные услуги для своих детей, лишь люди с достатком. Где же тогда равные условия получения образования?
Г. Тропина
Комментарии