Тема дня

27.05.2005 - 06:00

ОБРАЗОВАНИЕ: КТО БУДЕТ УЧИТЬ ДЕТЕЙ?

«Возникает ощущение, что правительство не просто равнодушно относится к образованию в стране, а занимается вредительством», — так и ещё более резко высказывались в апреле некоторые педагоги района, узнав о введении новых принципов финансирования образовательных учреждений. При так называемом «подушевом» финансировании средства на каждую школу будут выделяться, исходя из конкретного количества её учащихся. Они предназначены для оплаты труда педагогов и учебно-методического обеспечения образовательных учреждений. К чему приведут нововведения, поясняет корреспонденту газеты начальник управления образования Советского района А. К. Войтукевич.

— Александр Казимирович, в чём сложность создавшейся ситуации?

—  Департамент образования и науки ХМАО давно настраивал на то, чтобы мы приводили штатное расписание в соответ­ствие с федеральными нормативами. В Урае, к примеру, этим занялись постепенно уже три года назад, поэтому для них всё про­исходящее не так болезненно. Перед нами же сейчас эта проблема встала очень жёст­ко: на фоне двух повышений заработной платы (март и сентябрь этого года) сокра­тились субвенции. Посчитали, что каждый ученик в нашем муниципальном образова­нии обходится в'28853 руб. в год, и умножи­ли на общее количество учеников. То есть вместо того, чтобы выделить дополнитель­но 23 млн. руб. на запланированные повы­шения, у нас снимают 16 млн. руб. Выход один — сокращение штатов, причём в корот­кие сроки. Задача в том, чтобы к новому ка­лендарному году штатное расписание школ соответствовало нормативам субвенций. Сегодня сверх нормы школы имеют 350 еди­ниц.

Каков размах сокращений по рай­ону в целом?

— Всего сократится около 200 ставок по району, что соответствует 70-80 человекам. Это, так или иначе, коснётся каждой катего­рии работников. Например, административ­но-управленческий персонал потеряет 3 ставки заведующих библиотеками, 1 заме­стителя директора по научно-методической работе, педагогический персонал — 21 ставку учителей. Ещё 67 ставок — это узкие специалисты: часть логопедов, методисты, воспитатели групп продлённого дня, педагоги дополнительного образования. Круж­ковая работа будет восполняться за счёт педагогов дополнительного образования РЦРДиЮ «Созвездие», финансирование ко­торых планируется из районного бюджета. Среди учебно-вспомогательного персонала исчезнут 11 ставок художников-оформите­лей, 6 — секретарей-машинисток, 3 — ла­борантов. Особо встал вопрос по охране школ. Из-за сложившейся в стране ситуации Глава района настоял на сохранении ставок охранников. Но они не попадают под субвен­ции, поэтому их содержание ляжет на плечи районного бюджета. У младшего обслужи­вающего персонала уберут 22 ставки техни­чек, 10 рабочих по ремонту мебели, 8 гар­деробщиков, 9 рабочих по обслуживанию зданий и т. д. При таком объёме сокраще­ний на сегодня 152 единицы работников столовых останутся, и с 1 января 2006 года, думаю, они должны войти в затраты по суб­венциям из округа. Но чтобы разгрузить школы от забот о питании, необходимо их объединить в какую-либо организацию или отдать в частные руки. Правда, в этом слу­чае может вырасти стоимость школьных обедов учащихся.

—  Есть ли средства на сокращение штатов?

— Пока нет, для этого нам нужно 15-20 млн. рублей. Эти средства будем изыски­вать из бюджета. Кстати, первоначально планировалось сократить около 400 ставок по району. Но после детальной работы, ког­да с каждым директором школы не раз об­суждали все варианты решения проблем, это число уменьшилось. Все происходящее находится на контроле у Главы района, ко­торый обеспокоен сложившейся ситуацией. Так что, думаю, вопрос нехватки средств ре­шим.

—  Из чего складывается сумма со­держания одного ученика в нашем муни­ципальном образовании? Почему, к при­меру, в Ханты-Мансийском районе эта цифра составляет около 70 тыс. рублей?

—  Причин, влияющих на уровень сто­имости одного учащегося, много: категория учебных учреждений — лицей, гимназия, школа-интернат или сельская школа, где доплата к фонду оплаты труда составляет 25%, удалённость их от райцентра, напол­няемость классов и т. д. По моему мнению, наша сумма не занижена, экономически обоснована. Из 13 школ у нас лишь одна сельская, тогда как, например, в Ханты-Мансийском районе они все сельские, по­этому цена выше. И гимназий пока нет — школа №3 г. Советского лишь работает в режиме гимназии, но ещё не получила ли­цензию.

Александр Казимирович, в город­ских школах, может быть, удастся осу­ществить корректировку количества классов на параллели за счёт движения учащихся из школы в школу, но в неко­торых наших поселковых школах, где имеется, например, всего один десятый класс в 15 человек, этого сделать невоз­можно. Получается, что учитель прово­дит там полноценный урок как для 25 учащихся, а средствами этот учебный час обеспечен лишь на 3/5, ведь деньги будут выделены лишь на фактическое количество учащихся. Как быть таким школам?

— Субвенция — это окружные целевые средства, которые передаются в бюджет района для реализации права на бесплатное основное общее образование каждого жи­теля района, независимо от места его про­живания — г. Советский или п. Коммунисти­ческий. Поэтому решение проблемы управ­ление образования видит в том, чтобы перераспределять средства, в данном случае за счёт городских школ. В будущем школы сами должны научиться зарабатывать день­ги, например, при помощи введения допол­нительных платных образовательных услуг — спецкурсов, факультативов и т. д. От на­полняемости классов не зависит количество только преподавателей-предметников, их будет достаточно в любом случае.

Чтобы родители платили деньги, необходимо, чтобы эти услуги были вы­сокого качества. Нужны высококвалифи­цированные педагоги. Судя по сложив­шейся ситуации, директору невыгодно иметь таких преподавателей, т. к. их зарплата на порядок выше, а финанси­рование не зависит от их количества. Не снизится ли качество образования в на­ших школах?

—  Нет. Директор заинтересован в учи­телях высокой категории, ведь стоимость ученика зависит от этого. Норматив форми­руется из тарифной и подтарифной частей зарплаты и других затрат. Чем больше фонд оплаты труда, тем дороже ученик. Вероят­но, между школами начнётся борьба за каж­дого ученика, так как переход большого ко­личества детей из одной школы в другую повлечёт значительную корректировку фи­нансирования.

ОТ АВТОРА. Что ж, жизнь покажет, на­сколько данные изменения принесут пользу или вред образованию. Пока для меня ясно одно: кому-то придётся уйти из школы пополнится армия безработных, часть учителей потеряет возможность за­работать более достойную зарплату, т. к. будет трудиться в основном только на ставку. И я не совсем уверена, что от это­го возрастёт качество преподавания — люди всё равно будут искать дополнитель­ный заработок.

И потом, не все родители смогут опла­чивать дополнительные образовательные услуги для своих детей, лишь люди с дос­татком. Где же тогда равные условия полу­чения образования?

Г. Тропина

265

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки