
Любой игрок знает: Фортуна - девица упрямая, и спорить с ней попросту бесполезно. Однако шансы несколько возрастают, если разговаривать на языке административного законодательства или оперировать положениями Закона "О защите прав потребителя".
Так, некоторые из югорчан, активно посещающих клубы игровых автоматов нашего города, предположили, что теория вероятности не может быть объективной причиной постоянных проигрышей, и обратились с жалобами в соответствующие инстанции.
В результате, глава администрации города Югорска распорядился провести проверку (распоряжение № 179 от 8.02.05 г.) индивидуальных предпринимателей, занимающихся игорным бизнесом. На основании этого постановления была сформирована специальная комиссия, в состав которой вошли представители спецотдела ГОВД, отдела по защите прав потребителей администрации города и налогового ведомства.
21 февраля обозначенная комиссия осуществила комплексную проверку ряда игровых заведений нашего города. В ходе рейда прежде всего обращалось внимание на соответствие игровых автоматов так называемым нормам технического контроля. Под таким сложным термином специалисты понимают ряд важнейших параметров, к которым относятся, например, такие, как наличие специальных пломб на игровых платах и электромеханических счетчиках. Именно эти электронные устройства отвечают за выигрыш, так сказать - выбирают счастливчиков - баловней Фортуны, и поэтому какое-либо вмешательство в электронику автомата недопустимо с точки зрения законодательства. Однако ни один проверенный в городе автомат не имеет пломб, несмотря на важность этого условия.
К этому следует добавить, что каждый игровой автомат должен соответствовать определенным техническим характеристикам, в соответствии с нормами (требования Госстандарта от 24.01.2000 г. № 22) государственного стандарта. Выражаясь языком заурядного игрока, это значит, что автомат сделан по правилам и во время игры будет вести себя честно или, по крайней мере, предсказуемо. Документ, подтверждающий такую честность игрового аппарата, называется сертификатом соответствия типа. Однако, как выяснилось в ходе проверки, не все предприниматели могут документально поручиться за свои игровые автоматы. Если развивать эту тему, то нужно отметить то обстоятельство, что по закону технически заложенный средний процент выигрыша должен составлять минимум 75%, однако это не значит, что каждому игроку обязательно повезет на 75%, эта цифра лишь отражает вероятность успеха в игре. Такая установка должна быть запрограммирована в автомате, и администратор игрового зала, в принципе, обязан продемонстрировать ее посетителю.
С точки зрения нарушения прав потребителя, на подавляющем большинстве проинспектированных объектов было отмечено и такое важное нарушение, как отсутствие правил игры на русском языке к каждому конкретному виду игрового автомата. Опять-таки, если руководствоваться положениями Закона "О защите прав потребителя", то каждый посетитель игрового заведения имеет право получить достоверную информацию о правилах и характере игры, что позволит ему лучше ориентироваться в игровой ситуации и принимать оптимальные решения, если, конечно, вообще уместно говорить о благоразумии, когда дело касается азарта.
К тому же, в игровых клубах очень часто неправильно оформлены так называемые уголки потребителя. Это выражается в отсутствии полной информации о правилах посещения заведения, координаты вышестоящих инстанций, лицензии на право ведения игрового бизнеса. Порой допустимый законом возрастной ценз снижается с 21 до 18 лет.
В общем, проверка выявила ряд общих нарушений, которые сводятся в основном к отсутствию необходимых документов, как по игровым автоматам (технические паспорта, сертификаты соответствия), так и юридических: вовремя не предоставлены лицензии, уставы заведений, документы о постановке на налоговый учет. Особо следует отметить нарушение трудового законодательства. Владельцы игровых заведений зачастую игнорируют целые положения КЗОТа в сфере безопасности труда своих сотрудников, не обеспечивают профессиональную подготовку, не создают нормальные условия для работы. В большинстве случаев индивидуальные предприниматели вообще никак не оформляют трудовые отношения со своими сотрудниками. По каждому факту проверки были составлены акты, включающие в себя рекомендации по устранению выявленных замечаний, с последующим контролем исполнения. В отношении некоторых нарушителей административного законодательства и Закона "О защите прав потребителя" будет рассматриваться вопрос о предъявлении штрафных санкций.
Виктор БЕЖЬЕ.
Комментарии