Тема дня

31.10.2018 - 08:47

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ. Павел и Надежда Дунаевы. О переселении душ, сбежавшей невесте и похлебке из оленины

Он не любит пустословить, помнит свои корни и очень любит пирожки с черемухой. Настоящий северный человек. Павел Дунаев долгое время работал в заповеднике «Малая Сосьва». Дома у него стоит миниатюрная копия мансийской деревни, а в музее под открытым небом — его большие творения. Встречал нас Павел Кириллович вместе со своей любимой супругой. И пока Надежда Анатольевна колдовала над пирогами, мы узнали от Павла Дунаева много интересного про самобытных, коренных и малочисленных ханты и манси.

 

Почему имена русские?

Дело в том, что у коренных народов имена просто так не давались. Обязательно в честь кого-то (родственника) или чего-то (события). Когда начали их крестить, то стали давать им имена святых. Отметим, что у ханты и манси были еще прозвища. Их давали за какие-то проделки или, наоборот, за значимые дела. Вот некоторые случаи:

- Например, у нас в деревне жил Иван. Как-то, видимо, «под градусом» он побежал к знакомому домой для добавки. Начал стучаться, но ему не открыли. Тогда он сбегал, взял пешню (маленький лом, которым пробивают лед - прим.авт.) и стал ей долбить дверь. А по-нашему пешня — это порти. С того времени его стали звать «Порти Ванька» — Иван с пешней. Еще один Иван служил в армии в танковом десанте. Дело было до войны. Когда они были на учениях, их так тряхнуло, что он с танка слетел. А техника шла друг за другом, и сзади идущий танк переехал ему руку, которую впоследствии ампутировали. Так его стали величать «Иваном безруким». Кстати, он потом шаманом стал.

 

Как Павел Кириллович оказался (или не оказался) в Советском?

А он и не уезжал никуда. Вот как дело было.

- Мы вообще единственный род Дунаевых, который постоянно проживал на этой территории. Первоначально здесь была Омская губерния, потом — Тюменская область, Кондинский и Березовский районы… и затем Советский район. Поэтому у меня в паспорте написано, что родился в Березовском районе [в поселке Хангокурт — «деревня мужика»] и приехал в Советский район. Но на самом деле я никуда не уезжал — где родился, там и живу. 

 

Как познакомился со своей будущей женой?

Про чувства и личную жизнь Павел Дунаев распространяться не любит. Счастье любит тишину. Поэтому его ответ лаконичен и прост:

- Надежду направили в заповедник «Малая Сосьва» из Удмуртского госуниверситета, на практику. Я как раз там работал инспектором охраны. Поехал их встречать на лодке, вот и познакомились…    

Вместе Дунаевы уже 31 год

 

Кто главный?

Конечно, мужчина. Уклад у коренных народов таков: мужчины добывают пушнину, рыбу и мясо, а женщины занимаются хозяйством.

На фото: тучан — женская сумочка для рукоделия. Изделие сшито Апполинарией Кузьмовной Дунаевой (мамой Павла Дунаева).

Родителям во всем помогают дети:

- Помню, тут у нас коров еще держали. Мои старшие сестры нянчились с младшими детьми. Родители сено заготавливали, сажали картошку. Кстати, картофеля здесь раньше не было, его привезли при Кондо-Сосьвинском заповеднике, еще до войны. Поэтому поначалу картошку выдавали лишь по ведру. 

 

По любви или рекомендации?

Раньше родители сами присматривали вторых половинок для своих детей. Хочешь не хочешь, но если понравился северный парень твоей родне, то вперед и с песней. Но были в роду Павла Кирилловича и сбежавшие невесты:

- Бабушка Анна по отцовской линии сбежала от нелюбимого жениха на оленях. Взяла ведра, пошла к реке, села на нарты и уехала. Вернулась к своим родителям только через два года, с моим дедом. Всю жизнь они прожили вместе.  

Обычно сватать приезжали родители парня. Если молодые были согласны, то девушка шила свадебный наряд, в том числе кисы (сапожки, сшитые из оленьих шкур - прим.авт.). Свадебное платье было сатиновое, расшитое цветными полосками. Головным убором служил платок.

- Незамужняя девушка тоже носила платок, но ее лицо было более открытым, замужняя — платок вперед надвигала. Этот обычай и сейчас соблюдают сургутские ханты.

Также невеста готовила приданое: подушки, одеяло... Мужчина с этим добром забирал будущую жену на свою территорию. А что же хантыйский парень отдавал за девушку? Подарками чаще всего служила пушнина: соболь, горностай, росомаха. Ею обшивались женские нарты (узкие длинные сани - прим.авт.). Сама свадьба проходила в 2-3 дня. Родители жениха привозили угощения, на которые созывались все родственники и жители селения. 

- Главным свадебным блюдом была «куренька». Зимой она готовилась из дичи (рябчик, куропатка), летом — из утки. Иногда ее делали даже из белок.

 

Правда ли, что беременную запирали в доме, а дети охотились с трех лет?

Перед тем, как женщине рожать, ее отводили в небольшой домик — манькол. Было поверье: чтобы ребенок родился здоровым, нужна тишина. Работать было запрещено. Беременную посещали только бабушки: присматривали за ней, да носили еду.

- Мужчины в это время готовили люльки из бересты, причем сразу две. Одна была ночная (ребенок в ней спал), вторая — дневная (в ней можно было сидеть). С задней стороны люльки наносился орнамент «глухарки» — хранительницы сна. Считалось, что когда ребенок засыпает, душа его улетает. Еще наносили дополнительные орнаменты, означающие принадлежность к роду, у которого был свой покровитель. Известны роды: бобра, белки, соболя, оленя. Кстати, такие же орнаменты наносились на оленьи упряжки, чтобы люди знали, чьи они. 

На фото справа — Ефимья Дунаева, прабабушка Павла по отцовской линии, слева — ее дочь Анисья Дунаева и внучка.

Воспитание было основано на примере взрослого. Если ребенок случайно взял спички, то его не наказывали, а учили с ними обращаться. Например, учили растапливать печь или разжигать костер. В основном воспитанием детей занимались женщины. Даже на охоту дети сначала ходили с мамой — обычно в тот период, когда добывали боровую дичь.

- Когда мы жили в Хангокурте, мне было 3-4 года. В сосновом бору мать устанавливала слопцы (деревянная давилка на боровую дичь - прим.авт.). Мы с ней каждый день ходили их проверять. Поэтому я рано знал весь принцип работы ловушки. С отцом делали игральный лук, нарты... Обычно отец садился, строгал, а я смотрел и по мере сил ему помогал.

 

Апполинария Кузьмовна Дунаева с сыном Павлом и дочерью Галиной (1962 г.)

 

Родственники Павла Дунаева на р. Тапсуй (1935 г.)

 

Андрей Дунаев, дед Павла по отцу

 

В кого вселяется душа?

Ханты и манси верят, что душа покойного вселяется в насекомых, поэтому к ним особое отношение. 

- Считалось, если женщина умирает, то ее душа улетает и вселяется в паука, если мужчина — в жука. Поэтому детям запрещалось их убивать. Если человек умер, и нет материала, то брали его лодку-долбленку, распиливали пополам и хоронили в ней. При захоронении рядом с человеком клали личные вещи: мужчине — ружье, боеприпасы; женщине — наперстки, иголки с нитками. Только у иголки кончик отламывали, потому как считалось, что если покойной что-то не понравится, она может прийти и уколоть. После захоронения делали надгробие из бревен и на 40-й день туда ставили угощения.

 

Едят печень и пьют кровь?

Да. Пьют оленью кровь. Для профилактики малокровия. В суровых северных условиях кровь животных является единственным источником железа. А вот сырую печень ханты и манси едят только лосиную. В настоящее время этот обычай сохранился лишь в некоторых семьях, которые ведут кочевой образ жизни.

А в семье наших героев любят котлеты из щуки. В рыбный фарш добавляют лук и свинину, чтобы сочнее было. Черемуха — любимая ягода семьи Дунаевых, причем испокон веков.

- У нас была ступа (19 века, даже старше), которой толкли свежую черемуху и делали из нее начинку для пирожков. Также из черемухи делали настойку. Напиток был готов, если исчезало ядрышко в ягоде. 

На фото пирожки из черемуховой муки с сахаром

 

Рецепты от семьи Дунаевых:

Запеченный налим

Налим разделывается. Прокалывается желчный пузырь, и желчь выливается в разрезы печени. Потроха убираются. Кожа и позвоночник снимаются. Печень кладут сверху на рыбу. Солят, перчат. По желанию под низ можно положить картофель. Готовят в печи или на сковороде под крышкой.

А следующий рецепт оценил шеф-повар одного местного крутого ресторана и добавил в свое меню. 

Похлебка из оленины

Оленину или лосятину варить до готовности. Затем добавить ржаную муку с водой. Посолить. Все.

 

Какие у них особенности?

- Оленеводство. У наших предков было 1,5 тысячи оленей (!). Но это еще мало, наш прапрадед Кирилл держал до 5 тысяч оленей. Нанимали пастухов (не одну семью). Они жили не в деревянных избах, а в чумах — из-за кочевого образа жизни. А вот владельцы оленей жили оседло. Прабабушка Ефимия умерла в возрасте 110-115 лет. Она всю жизнь ездила на оленях, даже в 90 лет.

- Строганина. Причем употребляли в пищу не только свежее мясо рыбы, но и оленей. Из лося на строганину шла только печень. У тех, кто жил ближе к Оби, была строганина из ценных пород, кто подальше — из щуки и налима.

- Чум. В них жили те, кто пас оленей и вел кочевой образ жизни. Остальные были оседлые, они жили в деревянных избах.

- Игра на варгане и бубне. Перед использованием бубен нагревают, чтобы он звучал.

 

 

- Горловое пение. Дело в том, что при игре на тумране можно применять горловое пение. Я раньше пробовал это делать. Один парень из Салехарда обладает этим мастерством. Это сложно. Надо тщательно следить за состоянием горла.

- Безграничная любовь и уважение к северной природе. Ко мне дядька приезжал в Советский на неделю, а вернувшись обратно к себе, сразу к речке пошел. Было видно, как он изменился в лице — успокоился. Говорит, что без воды не может.

 

Исчезают, или только кажется?

К сожалению, не кажется. Эти народы постепенно исчезают из-за смешения.

- Уходят наши самобытные праздники, забываются традиционные принципы ведения хозяйства. Да и держать по многу оленей сейчас сложно, обычно оставляют только для состязаний (10-15 голов).

Мансийская деревня (медвежья ловушка, хлебная печь, жилая изба, лабаз) в миниатюре. Ее автор — Павел Дунаев. 

Но Павел Дунаев не сдается. Занимается с детворой национальными головоломками.

- Им это интересно. Увлекаются настолько, что забывают про компьютер! И не только дети. Даже бабушки, увидев национальные расшитые носки, интересуются техникой вязания. Она другая, необычная. Многие услышат игру на тумране, и просят научить.

Игра «Тосчервой»

Павел Кириллович выезжает вместе с членами общественной организации «Спасение Югры» на различные мероприятия. Сейчас в ее составе около 10 человек, и все они из Советского.

На фото: Дунаевы на окружном конкурсе «Семья года Югры»

- У меня есть идея — описать гидронимы местности. Сейчас создают новые карты местности и изменяют буквы в названиях рек. Нужно помнить свои корни. Мы, например, еще ведем древо своей семьи аж с 16 века. 

Коренные жители п. Шухтунгорт (1937 г.).

Югра – это...?

- Это наше наследие, земля и мир.

 

 

КАТЯ ЧЕХОВА

 ИА «2 ГОРОДА»

Фото- и видеоматериалы автора

Материал социально значимого проекта осуществлен на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры.

3302

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки