Тема дня

09.02.2015 - 00:26

Перетекание власти или история усиления Хохрякова на пути в губернаторское кресло

Объем властных полномочий – это константа! Как в физическом законе о сообщающихся сосудах — при уменьшении уровня жидкости в одном, он неминуемо увеличивается в другом. Так и власть, если в одном «сосуде полномочий» убыло, то в другом обязательно прибудет. Как говориться – свято место пусто не бывает. Простая истина.

Последние пять лет современная история ХМАО ознаменована серьезными изменениями. Кроме своеобразного «круговорота» выборов губернатора: отмены, возврата и снова аннулирования права югорчан на гражданскую позицию, фактически перестал существовать институт выборности глав муниципальных образований, распустило свои щупальцы сити-менеджерство. Но самым главным «политическим» изменением региона стало введение во власть человека, ранее не связанного с округом и не работавшего ни в одной из компаний Югры – это депутат Государственной Думы РФ от ЯНАО – Комарова Наталья Владимировна. Несомненно, это повлекло за собой структурные изменения в политической и в общественной структуре округа. Все выстроенные Александром Филиппенко вертикали власти и управления рухнули.

В новых политических реалиях бизнес вынужден был переориентироваться. Безусловно, крупный нефтяной и газовый бизнес не претерпел серьезных изменений — все важные решения уже давно принимались в Москве, от местных властей требовалось лишь «брать под козырек» решения федерального центра. Серьезными последствия смены власти стали для среднего бизнеса. Не один год выстраивались отношения с руководителями государственной власти, с членами правительства, с главами многих муниципалитетов. Почти всех без исключения коснулись и кадровые перестановки – новая власть повсеместно «ставила» своих людей. Новые люди – новые решения…

В «новых политических условиях» единственным вариантом закрепления своих позиций и лоббирования интересов для многих представителей окружных элит стало воздействие на ситуацию через депутатов окружной Думы. Основной костяк старых думцев от «Единой России» и занял места в парламенте. Правда там нашлось место и для «зубастой» оппозиции в лице Справедливой России и ЛДПР.

Но лиха беда начало. Те новшества, которые внедрила команда Комаровой, повлекли если не полное разрушение, то резкую трансформацию в выстроенной системе предыдущего «хозяина Югры» это точно. В силу того, что команда правительства существенно обновилась, и люди приходили туда извне, часто не понимающие, не ориентирующиеся в этой области, развал существующей гармоничной системы был неизбежен.

К сожалению, для Комаровой, Илья Петров, привыкший в Москве продавливать решения, повел себя как слон в посудной лавке, «наломал немало дров» и привел партию власти к «провалу» на выборах, когда «Единая Россия» набрала всего 43% голосов избирателей. Что в свою очередь почти в 2 раза меньше, чем в соседнем ЯНАО. И заметим, этот показатель в 1,5 раза ниже, чем был у «Единой России» при Александре Филлипенко. Вдобавок он еще «подарил» Наталье Владимировне мощный оппозиционный блок.

Бесконтрольное течение процессов приводит к хаосу… Пытаясь предотвратить развитие политического коллапса Комарова предлагает возглавить Думу Ханты-Мансийского автономного округа Борису Хохрякову. Губернатор Югры делает ставку не на кандидата от КМНС, а на представителя самого большого муниципалитета округа, не на не заметного и вялого функционера, а лидера, обладающего харизмой и авторитетом.

Конечно, недоумение вызывает и сам факт «предложения» от главы исполнительной власти одному из избранных депутатов возглавить представительный орган власти – ведь нельзя же растоптать конституционный принцип разделения власти на законодательную и исполнительную. Но кто же в тот момент смотрел в Конституцию страны или читал Регламент Думы Югры, в котором четко указано, что решение об избрании председателя Думы принимается на первом заседании, а инициатива может исходить только от самих депутатов. Но было, как говориться, не до формальностей, надо было, как то спасать ситуацию и накидывать вожжи на несущийся неуправляемым галопом политический процесс.

Нужны были решения. Кто-то должен был взять на себя ответственность и, как говорится, принять удар. Кто-то должен был вернуть властную вертикаль в Ханты-Мансийске и укротить оппозицию в самой Думе. Хохряков возглавил не только Думу, но и региональное отделение партии «Единая Россия», получив в свое распоряжение реальный политический ресурс. Ранее эти должности занимали разные люди. Василий Сондыков был Председателем Думы, а Александр Сидоров руководил региональным отделением ЕР. Объединение этих должностей усиливает влияние Хохрякова внутри большой политической системы (политический процесс и элемент управления на территории). В результате позиции Хохрякова стали на порядок выше, чем были у Сондыкова.

Хохряков завязал на себя не только ряд политических, но конкретные административно-властные полномочия. Сегодня через партию он не только напрямую работает с муниципалитетами округа, но и взаимодействует с федеральным политическим центром в лице межрегионального координационного совета «Единой России» и даже с Администрацией президента, которая все чаще для решения тех или иных вопросов обращается к Борису Хохрякову. Взаимодействие с федеральной партийной структурой ранее проходило исключительно при координации Администрации губернатора. Ранее региональное отделение «Единой России» получало «ценные указания» только из системы исполнительной власти.

Изменения в системе политического управления региона пошли несколько дальше, чем требовал того политический момент, или желали вышестоящие «господа». В конечном итоге «тихим сапом» Борис Хохряков превратился в политического тяжеловеса Югры, в человека, который не просто несет на себе почетное звание «второго человека» региона, а фактически им является.

Сегодня изменились и принципы работы самой Думы, и роль представительного органа в системе региональной власти. Ни для кого сегодня не секрет, что многие вопросы, касающиеся муниципальных образований, вопросы дополнительных ассигнований, вопросы перераспределения средств внутри окружных целевых программ теперь эффективнее решаются через Думу. Вспомним хотя бы строительство и модернизацию районной больницы в Советском, переориентирование средств в рамках программы Сотрудничество. Образно выражаясь, при Александре Филипенко все эти вопросы исключительно решались через «левый вход» в здание Правительства, так называемый губернаторский, теперь же многие из них и главам муниципальных образований и представителям бизнес-сообщества стало удобнее решать через «правый вход», так называемый Думский. Обусловлено это было не только проявлением преданности губернатору, но и тем, что ранее в левом крыле здания правительства округа для глав была сформирование необходимая инфраструктура, где они могли снять верхнюю одежду, провести встречи или даже совещания.

При прошлом «режиме» главой администрации губернатора был Виктор Кривых, на котором было завязано политическое управление. Выработка решений в его кабинете была залогом успеха при любой сложности ситуации. Виталий Ермошин, занявший кабинет Кривых, бывший сотрудник Федеральной службы охраны и телохранитель полпреда Президента, не имеющий ни опыта, ни квалификации в данной сфере, превратил аппарат губернатора в кадровую и делопроизводительскую «контору». В его бытность даже специальный кабинет «Комната глав» прекратил свое существование.

Хохряков же напротив создал все условия для работы глав муниципалитетов. Сегодня и парковать служебные автомобили и проходить в здание Правительства у глав муниципалитетов принято в думском крыле, а снимать верхнюю одежду в приемной председателя Думы стало правилом хорошего тона, а обед с председателем Думы — «эффективной формой взаимодействия» с окружной властью. Не обижаясь на действующего губернатора, многие главы вспоминают, что ранее таким радушием обладал только Александр Филипенко.

Кроме того, новый председатель Думы значительно усилил и свой аппарат. Ранее представители контрольно-правового управления и подумать не могли писать замечания на ту или иную законодательную инициативу Правительства Югры. Сегодня в аппарате Думы не только формируется свое мнение, но достаточно часто готовятся отрицательные заключения на правительственные законопроекты. Более того, главный Закон округа – Закон о бюджете проходит в Думе Югры значительную чистку и пертурбацию. В Думе Югры идет активная работа по изменениям в бюджет, как на стадии его разработки, так и непосредственно на стадии его принятия. В бюджетном управлении Думы Югры обобщаются конкретные поправки не только депутатов, но пожелания муниципалитетов, которые согласованы с председателем Думы автономного округа.

Все эти изменения сделали Хохрякова не просто вторым человеком в округе, все более и более очевидным становится, то, что именно он, при прочих равных, может легко стать первым. Он имеет значимый политический вес, пользуется авторитетом среди коллег и жителей округа, внушает доверие Кремлю. И вполне вероятно именно он мог бы быть тем, кто будет представлен Президенту на пост губернатора Югры. Есть все основания для этого. Все понимают, что время для округа предстоит тяжелое, проблемное. Решения нужны волевые и ответственные. И Борис Хохряков, не смотря, на свой почтенный возраст, готов к этому, как ни кто другой. Изменения – закон жизни. И те, кто смотрит только в прошлое или живет только на настоящим, бесспорно, пропустят будущее.

804

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки