Тема дня

22.08.2012 - 06:00

ПЕТР СОЗОНОВ: СЛУХИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

Прошло больше двух месяцев, как в самом крупном предприятии нашей территории Югорском «трансгазе» сменился руководитель. Как и полагается по традиции в таких случаях, ситуация со сменой «генерала» тут же обросла слухами и предположениями. Первые шаги нового топ-менеджера еще больше привлекли внимание местных аборигенов. «Кто он такой? Чего от него ждать?» – шептались они. Примерно с такими же вопросами и мы отправились на знакомство с этим человеком. Итак, представляем нашу версию знакомства с новым генеральным директором ОАО «Газпром трансгаз Югорск» Петром Михайловичем Созоновым.

Корр.: Петр Михайлович, каковы впечатления от нашей местности, от людей? Есть разница с Екатеринбургом и екатеринбуржцами? Говорят, северные люди медлительные.

П.М.: Я бы не сказал, что разница большая. Если бы мы говорили о Крайнем Севере, то можно было бы искать отличия. Здешняя природа не существенно отличается от природы Екатеринбурга - та же зелень, те же сосенки, те же комары. Самый главный показатель отличия - воздух. Здесь выглянул на улицу, вздохнул свободно, а в Екатеринбурге дышишь непонятно чем. Учитывая то, что Екатеринбург - миллионный город, суеты там больше. Здесь я не скажу, что жизнь спокойная, у меня она проходит динамично. Вижу, что у людей тоже достаточно хорошая динамика жизни, не просто работа, диван, ужин, а еще и занятия спортом, отдых.

Народ югорский от екатеринбуржцев мало чем отличается. Я и там закрытости не видел, и здесь ее не вижу. 

Корр.: Перейдем от местности и людей к принятому Вами хозяйству. Какие у Вас стоят задачи после ознакомления с предприятием, есть куда расти?

П.М.: Предела совершенству нет ни в одном направлении, ни в одном деле. Стремиться к лучшему нужно всегда.

Корр.: Теперь давайте поговорим о менее серьезном, но, тем не менее, важном – о слухах. Первый слух, который появился практически сразу с Вашим приходом, о вероятном объединении «Газпром трансгаз Югорска» с «Уралтрансгазом».

П.М.: Назовите сразу все (смеется).

Корр.: Второй слух о сокращении в десятки раз непроизводственных расходов, что, якобы, негативно повлияет на социальную сферу. Следующий - о сокращении выплат уходящим на пенсию. Далее слух о серьезных кадровых перестановках в руководстве компании. Еще один, из последних, об ограничении пользования служебным автотранспортом руководством предприятия. Говорят, что на велосипеды сотрудников Вы еще не пересаживаете, но указываете им на то, чтобы они ездили по городу на личном транспорте.

П.М.: Я вообще-то деревенский парень. Мне всегда приятно видеть, когда достаточно солидные женщины в почтенном возрасте вечером на лавочке обсуждают новости. Но слухи - слухами, а если мы говорим серьезно, я лично знаю вице-президента крупной немецкой компании, который ежедневно на работу ездит на велосипеде. По-моему, это очень здорово! Сам несколько раз пробовал.

Конечно, отбирать служебный транспорт у персонала никто не собирается. Если при этом есть желание прокатиться к месту работы на велосипеде или роликах - ради бога, катайтесь. Хорошо заниматься тем, что полезно для здоровья.

Корр.: Думаю, никто не был бы против, если бы Вы и на самом деле ездили на работу на велосипеде.

П.М.: Зимой холодновато.

Корр.: А по поводу всего остального? Например, кадровой ротации…

П.М.: Здесь принцип очень простой: или сотрудник в команде, или не в команде - без команды работать нельзя - мы не государственная структура власти, когда один руководитель уходит, и весь кабинет меняется. Да, конечно, какие-то перестановки будут, например, по возрасту или по собственному желанию. Вот вчера ведущий специалист по энергетике обратился за содействием о переходе в «Газпром трансгаз Екатеринбург». Человек идет на повышение. Может, завтра кто-то в Нижний Новгород поедет, кто-то на Сахалин. Это личный выбор людей, я не против.

Корр.: То есть тотальных зачисток не предполагается?

П.М.: Нет, конечно.

Корр.: Сократятся ли выплаты уходящим на пенсию?

П.М.:Есть наш коллективный договор, есть генеральный договор «Газпрома», в которых все прописано. Не знаю, кто распускает слухи, может, обиженный суммой выплат, но, я думаю, в России нет другой компании, в которой производятся такие выплаты. Социальная политика всегда была одним из приоритетных направлений. Например, медобслуживание. Сейчас у нас есть санаторий-профилакторий в Югорске, пансионаты на Черном море, проводятся профилактические медосмотры, есть достаточное количество здравпунктов по филиалам. В проекте - программа целенаправленного лечения сотрудников по медицинским показаниям. Команда сейчас работает над этим, будем обсуждать. Но, на мой взгляд, лучше найти методы профилактики, чем ложиться на хирургический стол.

Корр.: Насколько вероятно, что сокращение непроизводственных издержек коснется социальной сферы?

П.М.: О каких уменьшениях непроизводственных затрат мы говорим, мне непонятно. Этой зимой компания содержала 360 объектов социальной сферы, уже сейчас ясно, что их количество увеличится,в том числе за счет объектов, указанных в Соглашениях о социальном партнерстве между «Газпром трансгаз Югорском» и субъектами РФ. Несколько лет назад было решение «Газпрома» о сокращении соцрасходов на 20 %. Фактически ровно на 20 % эти расходы и увеличились за счет создания новых филиалов, новых рабочих мест. На днях получено согласование увеличения численности сотрудников управления аварийно-восстановительных работ (УАВР – ред.), аналогичное предложение одобрено и в отношении работников филиала «Центрэнергогаза». Речь идет о дополнительных 350 штатных единицах.

Насчет объединения с «Уралтрансгазом». «Газпром трансгаз Югорск» граничит с пятью предприятиями. Почему объединение должно быть именно с «Уралтрансгазом», почему не с Сургутом? (смеется).

Корр.: Петр Михайлович, ну это-то как раз понятно, ведь Вы не из Сургута приехали к нам.

П.М.: 29 июня текущего года на собрании акционеров группы «Газпрома» четко был дан ответ заместителем Председателя Правления ОАО «Газпром» Виталием Анатольевичем Маркеловым, что ни о какой реорганизации, ни о какой смене границ обслуживания группа «Газпрома» даже и не думает. Объединения не будет.

Корр.: Судя по Вашей реакции, на следующем слухе можно сразу поставить штамп «БСК», то есть бред сивой кобылы. Это о том, что 13-ой зарплаты не будет из-за того, что «Газпром» подключился к строительству дороги на Екатеринбург.

П.М.: Во-первых, дорогу мы не строим, а содержим. Мы подключились к строительству по договору с Управлением автомобильных дорог Свердловской области. Затраты, которые мы понесем при строительстве, к нам вернутся через этот договор. Причем тут 13-язарплата «Газпрома» и выполнение работ на дороге, которая строится для всех людей, проживающих в нашем регионе? 

Корр.: Здесь мы мягко перейдем к самому строительству этой дороги. Недоброжелатели утверждают, что все это строительство просто показуха. По неким агентурным данным, ситуация там такова - немного математики: на данный момент вывезено около 4 тыс. кубометров гравия за 20 дней. Вообще нужно вывезти 114 тыс. кубометров. При пересчете объема на единицу времени выходит, что такими темпами этот объем работы можно выполнить за 600 дней. Вывод, якобы, таков, что заявленные ударные темпы ведения этих работ не совсем соответствуют действительности. Как Вы прокомментируете эту информацию?

П.М.: Смешные данные. Вся дорога делится на три подучастка. Мы ведем работы на самом ближнем к Югре, условно, третьем участке: от поселка Таежный до поворота на Атымью.

Я вышел с предложением закатать глубокие ямы, которые сегодня там есть, и выровнять щебенкой дорогу, чтобы можно было по ней ездить со скоростью хотя бы 50 км/ч.

Если верить вашим расчетам, то свою работу на третьем участке мы уже почти сделали, поскольку по нашим расчетам там нужно 5,5 тыс. кубов щебня. Строительство на других участках выполняют организации Свердловской области. По моим сведениям, на покрытие черным асфальтом первого участка Правительством Свердловской области выделено 114 млн рублей, а на средний участок уже получено 100 млн.

Корр.: То есть те обязательства, которые Вы взяли - сделать до 1 сентября, выполняются по плану?

П.М.: Да. В ближайшее время будет выезд с контрольной проверкой. Посмотрю лично, как идут работы. В следующем году на эту дорогу Свердловская область выделит 450-470 млн  рублей. Председатель правительства Свердловской области Денис Владимирович Паслер мне это гарантировал. Вот тогда уже будет нормальная дорога с твердым покрытием, с разметками и т.д.

Корр.: Это вся сумма, которая необходима для окончания строительства?

П.М.: По проекту строительство стоит 600 млн с лишним. Вот и считайте. 114 млн по первому участку в этом году получили, 100 млн дополнительно получили, остается примерно 450 млн. Кстати, по моей информации в ближайшее время должен быть объявлен конкурс на продолжение строительства еще одной «многострадальной» дороги - от Югорска до Советского. На работы там выделен 1 млрд 060 млн рублей. Правда, лето уже прошло, но тем не менее.

Корр.: Хорошо, идем дальше. Вопрос о перспективе завода строительных материалов в Югорске. Какие еще в плане развития есть надежды?

П.М.: Не надежды, а конкретные мероприятия по возобновлению работы. Уже определена продукция, которую может выпускать завод для объектов газовой промышленности, в том числе фундамент, плиты, перекрытия, подушки для строительства жилых, промышленных зданий. Сегодня также есть несколько инвестиционных предложений, которые мы рассматриваем. Первое связано с возможностью производства совершенно новой продукции – пустотелого кирпича. Его теплотворная способность выше, чем у пеноблока. Предварительный анализ сырья показал, что такое направление перспективно при условии частичной замены оборудования. Кроме того, есть возможность производства черепицы, керамической и дорожной плитки. Еще одно предложение поступило от Российской Инженерной Академии наук. Речь идет о  возможности производства коробов для оптоволокна, стволовых кабелей коммуникаций. Предложение интересное, будем его изучать. Понятно, что это создаст дополнительные рабочие места и в Югорске, и в Советском.

Корр.: Значит, вам потребуются специалисты?

П.М.:Да, и не только по этим направлениям. Сейчас компании нужны специалисты по энергосберегающим технологиям. Считаем правильным готовить их здесь. Поэтому ведем переговоры с руководством Уральского Федерального Университета о создании филиала УрФУ  в Югорске с учебным научно-техническим центром по энергосбережению.

Корр.: На базе чего это все будет? Для этого ведь нужны достаточно серьезные мощности?

П.М.: Освободилась площадь после ухода Ленинградского электротехнического института. Она пригодна для занятий по основным специальностям УрФУ. Производственную базу для создания нашего научного центра еще предстоит создать. Возможно, в проект будем подключать Игримский, Советский и Югорский колледжи. Там есть значительный потенциал. В любом случае считаю, что все это даст определенный стимул молодым людям оставаться здесь, а не убегать сразу после школы на большую землю или непонятно чем заниматься.

Корр.: Судя по Вашим планам, Вы не собираетесь играть роль просто технической фигуры, просто топ-менеджера предприятия?

П.М.: Вообще у меня в контракте написано: заниматься всем и вся. Если прочитать его от корки до корки, то эти два слова и будут главными. Более того (смеется – авт.), могу вам сказать, что и это не все. Есть еще одно интересное направление. В Югорске возможно организовать школу профессионального театра. Помощь готовы оказать Театр музыкальной комедии Екатеринбурга и Московский арт-театр. Если проект заинтересует местных артистов, то, уверен, совместными усилиями сможем реализовать и его. 

Корр.: Позвольте задать Вам несколько специфичных вопросов. Ваше отношение к объединению Югры и Тюменской области?

П.М. Мое мнение, объединение - это дурость. Для чего объединять? Система сегодня работает. Практика Красноярска и Перми показала, что этот шаг не эффективен, валовой региональныйпродукт не увеличился. Для кого-то это объединение, может быть, и хорошо, а вот для нас…

Корр.: Петр Михайлович, у Вас всегда такая жесткая риторика?

П.М.: Не заржавеет. Мы все пушистые до поры.

Корр.: Второй фундаментальный вопрос, который хотелось бы знать северянам. Ваше отношение к развитию Севера? Одна из теорий развития, предложенная Грефом, - вывезти с территории Севера все население, не задействованное в добыче и транспортировке полезных ископаемых. Проще говоря, зачем содержать все эти города и инфраструктуру - это не рационально для государства. Ну а вторая теория социального свойства, что, наоборот, Россия должна прирастать Сибирью. Для Вас какая теория ближе?

П.М.: Вторая мне больше нравится. Эта идея была высказана еще несколько веков назад. И действительно, что Россия будет делать без Сибири? Бывший министр озвучил один из способов минимизировать расходы на нефтяную и газовую промышленность по Западной Сибири. Но даже вахта, которая приедет сюда, не должна жить 24 часа в сутки на рабочем месте. Условия проживания должны быть равными как в Москве, Питере, Тюмени, так и в любом нашем поселке. И не важно, 500 человек там живет или 1,5 тысячи. Все ФОКи, бассейны, дома культуры должны быть здесь, человек не должен быть ущемлен и огражден от тех возможностей, которые дают большие города.

Корр.: И еще один вопрос. Если о Югорске все время, а тем более в преддверии юбилея, говорится в превосходной степени, то Советский традиционно считается депрессивной территорией. Какие-то Ваши наблюдения, замечания, а, может быть, уже и выводы об этом?

П.М.: Да, мы встречалисьсСергеем Васильевичем Удинцевым, и он говорил о проблемах Советского района. Частично они нашли отражение в Соглашении о социальном партнерстве, которое буквально недавно было подписано мной и первым заместителем губернатора Югры Александром Михайловичем Кимом. Это строительство АГРС в поселках Коммунистический и Зеленоборск, строительство сетей газоснабжения в поселках Агириш, Малиновский, Юбилейный, Зеленоборск, Алябьевский и в городе Советский. Предполагаем передать на баланс округа дорогу на Агириш с тем, чтобы юридически получить возможность проведения там реконструкции. То есть программа социального сотрудничества, сформированная Павлом Николаевичем Завальным, не только в силе, но и реализуется. Скажем, проектно-сметную документацию на ГРС Коммунистического мы сделаем к концу года. Сейчас выходим на ГРС Советского – «Газпром» выделил деньги. За исполнение Соглашения в полном объеме по Советскому району я не переживаю – это решенный вопрос. Есть несколько совершенно других, точнее дополнительных направлений сотрудничества, которые позволят увеличить доходы районного бюджета, создать новые рабочие места. Сейчас пока все в стадии обсуждения. Одно скажу точно - эти проекты будут интересны и Советскому району, и Югорску.

Корр.: Петр Михайлович, спасибо за беседу.

В. Турин

Северный вариант

7414

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки