Тема дня

27.07.2009 - 06:00

ПО СЛЕДУ «ПАНТЕРЫ»

В канун 64-ой годовщины Победы в ВОВ два наших земляка Олег Васянин и Александр Синенко принимали участие в поиске погибших солдат Советской армии на территории Псковской области. Об итогах этой уникальной экспедиции и своих впечатлениях они рассказали в интервью «СВ».

Корр.: Думаю, начнем мы со знакомства. Итак, расскажите о себе и о том, с чего, собственно, начиналась ваша поисковая деятельность.

А. С.: Я директор муниципального бюджетного учреждения «Центр Досуга» г. Югорск, также являюсь командиром поискового отряда «Каскад». Поисковой деятельностью я начал заниматься с 2004 года, после того, как съездил в Пушкинские горы в гости к приятелю и познакомился с местными ребятами из поискового объединения «След Пантеры», с которыми у меня завязались дружеские отношения. Потом как-то посмотрел фильм «Мы из будущего», кино понравилось, впечатлило и захотелось пройтись по местам боевой славы, заняться поиском останков павших воинов. Нашел единомышленников, идею мы предложили городской администрации, заручились поддержкой. Затем связались с ребятами из псковского поискового объединения «След пантеры», которые помогли оформить разрешительную документацию на поисковые работы…

О. В.: Я хотел бы пояснить, что в Псковское областное поисковое объединение «След Пантеры» входят поисковые отряды разных районов Псковской области. Мы работали с пушкиногорским поисковым отрядом «Безымянный».

Корр.: Почему не поехали своим отрядом?

О. В.: Не смогли, нам пришлось бы очень долго проходить различные согласования. Для того, чтобы этого избежать, было принято решение работать в составе местного отряда.

А. С.: Найти и поднять останки бойца - это одно, а найти военную технику - другое, на это нужно специальное разрешение Министерства обороны. А Министерство обороны отдает приоритет тем объединениям, которые зарегистрированы на территориях, где проводятся поисковые работы, поэтому проще войти в состав местного поискового отряда.

Корр.: А какова Ваша история, Олег?

О. В.: Я работаю в управлении культуры, молодежной политики и спорта администрации Советского района. С Александром Михайловичем мы сотрудничаем давно, он уже не раз приглашал меня в поисковую экспедицию. К счастью, такая возможность появилась в этом году. Сыграло роль и то, что скоро будет 65-летие Победы и то, что в районном музее нет хорошей экспозиции на военно-патриотическую тематику. Я обратился к своему начальнику, затем к главе администрации Советского района. Также поддержали меня ветераны войны и труда. В результате «добро» было получено, меня отправили в командировку. Естественно, помогли спонсоры, в частности, на спонсорские деньги мы приобрели металлодетектор, экипировку. Кстати, духовную поддержку оказали и настоятели обоих храмов - Советского и Югорска, за что им отдельное спасибо.   

Корр.: Вы представляли себе, с какими сложностями в бытовом плане Вам придется столкнуться за порогом кабинета чиновника?

О. В.: Я таких сложностей не боюсь, полевые условия - это очень даже хорошо, мы жили в палатке. Смена деятельности - это тоже отдых, хотя работали мы с Артемом Обориным, нашим третьим компаньоном, как шахтеры.

А. С.: Кстати, Артем сегодня не пришел, потому что у него родился ребенок…

Корр.: Это хорошая новость. А сколько всего человек ездило?

А. С.: В этот раз четверо.

О. В.: Вообще, раньше я думал, что достаточно знаю о войне, но, когда я приехал и пообщался с поисковиками, понял, что в вопросах военной истории - полный «чайник».

Во-первых, у них свой сленг, во-вторых, они очень серьезно изучают историю войны, например, превосходно разбираются в модификациях оружия, обмундирования, военных наградах. Конечно, для меня это было поучительно. Когда я увидел осколки снарядов и то, как звенит металлоискатель на каждом сантиметре земли (даже появились подозрения, что он неисправен), только тогда по-настоящему осознал масштабы боевых действий в Псковской области.

Корр.: Действительно, если обратиться к истории военных сражений на Псковской земле, то становится очевидным, что работы поисковикам там хватит на многие десятилетия.

А. С.: Да, на Псковщине шли кровопролитные бои. Показательно то, что 22 июня началась война, а 6 июля Псковская область была взята. В районе города Остров немцы создали линию обороны «Пантера», которая считалась неприступной. Согласно архивным записям на этом плацдарме погибло около 35 тысяч наших солдат. Особо большие потери наши войска понесли во время наступательных операций. При этом немцы отступая, успевали захоронить своих, а наши даже наступая, оставляли павших на поле брани.

Корр.: Немецкие захоронения вам приходилось видеть?

А. С.: Да. Недавно в Себежском районе правительство Германии выкупило 20 Га земли, на которой хоронят немецких солдат, найденных поисковыми отрядами. К великому нашему стыду немецкое кладбище находится в идеальном состоянии, в то время как советское войсковое захоронение, расположенное в ста метрах от немецкого, выглядит убого: памятники разрушены, на многих невозможно различить надписи. Мне было до того стыдно, что я даже фотографировать это все не стал.

Корр.: Насколько мне известно, захоронения советских солдат на территории Германии тоже находятся в идеальном состоянии…

А. С.: Да, и это еще одна причина, по которой нам должно быть стыдно. Недавно на канале «Звезда» я видел передачу о том, как немцы проводили реконструкцию советского военного кладбища. Работа сделана идеально, в этом плане они молодцы все-таки…

Корр.: Ясно. Как добирались до места, с приключениями?

А. С.: Ехали на семиместной «Газели», по дороге автомобиль сломался, что несколько задержало наше продвижение к цели. По очереди меняли друг друга за рулем, так преодолели более трех тысяч километров за трое суток.

Корр.: Гаишники тормозили?

О. В.: Да, нас останавливали несколько раз, претензий не имели, очень удивлялись тому, что мы едем из далекой Сибири. Потом уже, когда местные ветераны узнали, откуда и зачем мы приехали, низко кланялись нам и даже плакали. Такое никого не может оставить равнодушным!

Корр.: О нашем округе местные жители что-то знают?

О. В.: Как ни странно - достаточно много. Например, они рассказывали, что с интересом смотрели чемпионат мира по биатлону.

Корр.: Расскажите о своих первых впечатлениях.

О. В.: Сначала было страшно, потому что нас предупредили о том, что здесь на каждом шагу боеприпасы, которые могут взорваться. Потом страх притупился - азарт взял свое. Моя первая находка - патроны от ППШ и трехлинейки, наверное, около полусотни. Я испытал восторг: а вдруг где-то рядом боец?!

Корр.: Специалисты говорят, что состояние находок сильно зависит от состава почвы?

А. С.: Да, бывает белая и желтая глина, в желтой глине все плохо сохраняется, в белой – гораздо лучше: и обувь, и обмундирование, и оружие.

Корр.: А тела?

А. С.:  Мы поднимали скелеты, хотя местные поисковики мне рассказывали о том, что в прошлом году они доставали самолет «Як-3» с летчиком. Летчик оказался без головы, видимо, он был убит крупнокалиберным патроном в голову, потому что «фонарь» машины был разбит. В остальном пилот сохранился в идеальном состоянии: комбинезон, унты, гимнастерка, прикрученные ордена, письма, партбилет. Естественно, сразу установили имя пилота, нашли его дочь, она приехала на перезахоронение. Выяснилось, что помимо тех наград, которые были при нем, ему был присвоен Орден Красного Знамени, он не успел его получить. Награду вручили дочери пилота. 

Корр.: Вы упомянули, что жили в палатке. Это был какой-то лагерь?

А. С.: Да, палаточный лагерь. Поначалу было около двухсот поисковиков примерно из 12 регионов.

Корр.: «Вахта Памяти» - это общероссийская акция?

А. С.: Да, она проводится два раза в год - весной и осенью. Мы были с 27 апреля по 8 мая.

Корр.: Многим известно, что есть «белые» копатели, а есть «черные». Есть еще какая-то градация среди поисковиков?

А. С.: Да, поисковики делятся по некоторым категориям: есть, так называемые, «ботаники», которые отличаются тем, что встают в окоп и планомерно в нем копают от начала и до конца. Олег с Артемом как раз так и работали первое время. Следующая категория - «захоронщики», у которых одна задача - найти и поднять останки бойцов с целью дальнейшего перезахоронения. Есть еще, так называемые, «гламурные» копатели. Они с уважением относятся к останкам павших солдат, но их цель - предметы, представляющие военно-историческую, коммерческую ценность, обычно они ищут оружие, реставрируют его и продают, как коллекционные образцы. В отличие от «черных» копателей, они работают по закону. «Черные копатели» же не чтят ни уголовное законодательство, ни общечеловеческие законы, работают на криминальный рынок оружия. А останки солдат при этом разбрасывают как хлам…   

Корр.: Как определяются зоны поисковых работ?

А. С.: Вообще, перед любой экспедицией проводится большая работа по изучению военно-исторического архива, сводок боевых действий. Например, устанавливается, что возле такого-то населенного пункта в такое-то время шли ожесточенные бои, в ходе которых принимало участие такое-то количество наших солдат.

На месте поисковикам, как правило, помогают местные жители, на сленге - «языки», одни из них были свидетелями или участниками боев, другие просто знают. То место, где уже закончились поисковые работы, помечается на карте. После подъема останков, составляется протокол эксгумации с подробным описанием найденного

Корр.: Вы привезли внушительный фотоархив из этой экспедиции. Особое любопытство вызывает запечатленные моменты поднятия танка из болота…

А. С.: Танк боевой, выпущен в 1940 году в г. Челябинск. Он прошел от границы до Москвы, участвовал в боях под Москвой, принимал участие в легендарном параде 7 ноября, в 1941 году дошел до Новосокольников, там были бои с 25 декабря 1941 года. 12 января после танкового прорыва, в котором участвовало 17 танков, вернулось 3, один из них затонул - тот самый, который мы поднимали. Очень скупые данные о судьбе экипажа,  хотя фамилии танкистов установлены, также известно, что водитель-механик был ранен. Радует одно, что по данным архива, экипаж танка за потерю боевой единицы не расстреляли, как было принято в то время.

Корр.: В каком состоянии танк?

А. С.:  В идеальном, затвор у пушки и пулеметы работают, из двигателя вытекает масло. После ремонта танк мог бы передвигаться. Хочу отметить, что мы разместили информацию о танке в Интернете, в ответ пришло более тысячи откликов. Люди возмущены тем, что исправный танк хотят поставить на постамент, как пустую коробку. Между тем, такой танк - это уникальный экспонат, который мог бы принимать участие в параде, а законсервировать можно боевую машину, которая не подлежит восстановлению.

Корр.: Нам известно о том, что вы также нашли бойца, и вам удалось установить его фамилию.

А. С.: Да, это Зайков Иван Павлович. Мы нашли его на берегу реки, хотя по донесению командира он пропал без вести в другом месте. Судьба найденного нами солдата достаточно интересна: его старший брат - Герой Советского Союза. Сам он получил Медаль «За боевые заслуги» и Медаль «За отвагу».

В наградном листе записано: «… 1903 года рождения, разведчик взвода пешей разведки 576 стрелкового полка 115 стрелковой дивизии. В Отечественной войне с января 1942 года - Волховский, 2 Прибалтийские фронты. Ранений и контузий не имеет. В Красной Армии с 1942 года. Призван Чердынским РВК Молотовской (Пермской) области. Домашний адрес: Молотовская область, город Чердыки, улица Сталина, дом 45. Жена Ахидова Анна Дмитриевна… 8 марта 1944 года во время ночного поиска красноармеец Зайков И. П. проявил себя бесстрашным, смелым разведчиком. Несмотря на ружейно-пулеметный огонь противника, отважно бросился вперед, первый ворвался в немецкую траншею, увлекая за собой остальных разведчиков, в результате чего убил пулеметчика. Не останавливаясь в траншее противника, бросился в глубину обороны и когда из землянки, где находились немцы, выскочил немец, рывком бросился на него и пленил. В то же время, прикрывая отход разведки с «языком», огнем противотанковой гранаты уничтожил в землянке 7 оставшихся немцев…».

Корр.: Сколько всего бойцов вы нашли?

А. С.: Общий итог по «Вахте Памяти» - 146, а так мы подняли 15 человек, имя одного бойца удалось установить.

Корр.: Олег, опишите коллекцию экспонатов, которую Вы привезли для районного музея?

О. В.: Всего я привез более ста экспонатов: немецкие, советские каски, фляжки, котелки, кстати, у немцев в то время были котелки, аналоги которых сейчас используются в нашей армии. Есть немецкая складывающаяся саперная лопатка, наподобие той, которую сейчас используют автомобилисты, фрагмент флакона духов «Нивея», зубной порошок, бутылки из-под шнапса и т. д.

Корр.: Вы, Александр, пополнили коллекцию Югорского городского музея?

А. С.: В городском музее мы уже трижды открывали экспозиции по итогам предыдущих поездок, показывали экспонаты на 9 мая и 22 июня в городском парке и в здании социальной защиты. Сейчас центру досуга выделили здание на улице Новая, 3, в котором мы будем создавать свой музей.

Корр.: Предлагаю завершить беседу традиционным вопросом о планах на будущее.

А. С.: Хотим поработать в Воронеже, потому что там так же, как и на Псковской земле, много «белых пятен». К тому же, я не вижу смысла замыкаться на одной области, географию поисков нужно расширять.

О. В.: Мы планируем создать совместный поисковый отряд. Кстати, депутат областной Думы Геннадий Семенович Корепанов очень живо откликнулся на эту идею и обещал содействовать в ее реализации.

P. S.: 3 июля 2009 г. Синенко Александр Михайлович – директор муниципального учреждения «Центр досуга» г. Югорск был награжден почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации». Награду вручил Председатель коллегии Российского Государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации Ю. Княтковский.   

                                                                                                                                 В. Тихомиров

880

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки