Тема дня

27.01.2006 - 05:00

ПОЧТОВЫЙ ЛОХОТРОН

АНЕКДОТ В ТЕМУ:

Собери 500 долларов, отправь их нам, и ты получишь замечательную футболку с надписью «ЛОХ»!

ЗВОНОК В ГАЗЕТУ

В редакцию нашей газеты позвонил мужчина и рассказал о своей проблеме: его теща вот уже несколько лет заказывает по почте товары и очень надеется выиграть обещанный приз – миллион рублей. Выписывает совершенно не нужные товары, потом их раздаривает знакомым. Занимает деньги, влезает в долги, никого не слушает и никаким уговорам  не поддается. «Мы уже не знаем, что делать, напишите про эту зависимость в газете, моя теща вашу газету постоянно читает, может быть, на нее статья подействует…», - закончил свой монолог мужчина.

Ситуация действительно была странная: наверное, каждый из нас получал по почте письма с каталогами, по которым можно заказать всевозможные товары: книги, косметику, бытовую технику, рассаду…  И думаю, многие такими предложениями  пользовались. Ничего в этом особенного нет: живем мы в глубинке и зачастую возможности приобрести какой-нибудь редкий сорт гладиолусов или хорошую книгу в местных магазинах просто нет. А тут такая возможность: выбрал понравившуюся вещь, заказал, оплатил ее на почте, и вот она уже красуется у тебя дома. Но вот заказывать ненужные вещи только с целью получить приз… Такой поворот дела на самом деле смахивает на болезнь. Так ли это на самом деле? Для начала я позвонила теще моего знакомого. Добропорядочная пенсионерка на мой вопрос ответила утвердительно, да, мол, каталоги приходят, я товары заказываю, но что в этом плохого? А нужны ли они вам? – был мой следующий вопрос. Нужны — не нужны, а ведь мне миллион обещают, если я что-нибудь закажу, сколько раз уже писали, что меня компьютер выбрал… В том-то и дело, что только обещали… Но моя собеседница была непреклонна. Выиграю я, внукам подарки куплю.

ЧТО ГОВОРИТ НАУКА

Чтобы понять, какие чувства нами двигают, заказывая товар по почте, надо знать психологию рекламы почтовых рассылок. А она немудрена. Продавцы преследуют одну единственную цель: продать как можно больше товара за максимально возможную цену. И для ее достижения идут на все. Во всевозможных рассылках используется масса психологических приемов. Первое, что используется в почтовых рассылках – это личное обращение к потребителю. Письмо адресовано именно вам и первые строки тому подтверждение: «Уважаемая Марья Ивановна! Мы имеем честь послать Вам это письмо…» И все, Марья Ивановна уже заинтригована, прониклась доверием и с интересом читает дальше. А дальше – больше. «Вас и только Вас наш компьютер выбрал счастливым обладателем удивительного приза!» Да, именно призы, подарки, всевозможного рода бонусы – еще одна «фишка» почтовой рассылки. Психология потребителя такова, что он очень хочет получить что-нибудь «нахаляву». Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке. А потому фирма просит вас заказать товар из приложенного каталога на небольшую денежную сумму. Сумма действительно кажется небольшой, ведь обещанный приз - дорогая иномарка, квартира в Москве или внушительная (более миллиона) сумма денег – ценности значительные. Головой, конечно, мы понимаем, что все это лохотрон, но действуем по принципу: «чем черт не шутит», закажу- ка я товар, может, глядишь, и впрямь выиграю приз, да такой, что все соседи ахнут! Только вместе с товаром не обещанный приз приходит, а еще одна «приманка»: уж сейчас-то наверняка автомобиль ваш, и ключ в конверте бумажный как подтверждение, только вот от вас еще заказ должен быть. И так бесконечно. После такого «зомбирования» вы «сидите на крючке», и вас будут «доить» до тех пор, пока вы не одумаетесь: ведь я уже не один год товары заказываю, а приза все нет и нет, только обещаниями меня кормят. Но даже если вы и не заказываете товары долгое время, фирмы все равно забрасывают вас письмами, поздравляют с Днем рождения и праздниками, ведь спустя какое-то время вы забываете, что все это обман, и увидев в каталоге понравившуюся вещицу, заказываете ее, смутно надеясь, что на сей раз вам повезет и вы, как и «Зоя Степановна из Краснодара» получите кругосветное путешествие на всю семью.

В психологии все это называется одним словом - «манипулирование» или «манипуляция», оно ведет свое происхождение от латинского слова «manipulare» и в современном мире означает искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание. Манипулирование востребовано сегодня как никогда, так как конфликт между интересами рекламодателя-манипулятора (навязать свое) и потребителя (купить лучшее) обостряется вследствие конкурентной борьбы.

СТОИТ ЛИ ШКУРКА ВЫДЕЛКИ?

Конечно, не все фирмы, занимающиеся продажей товара по почте, имеют своей целью обмануть покупателя. Многие и впрямь высылают подарки и призы, только не миллионы и шикарные иномарки, а вполне соответствующие цене вашего заказа поощрения: косметички, сумочки, светильники, книги… Казалось бы в том, что фирмы обещают золотые горы, но не выполняют обещанного ничего страшного нет, ведь товар-то они присылают. Вроде бы и не обманули. Как бы не так! Обманули! Ведь товар, который предлагают очень многие фирмы почтовых рассылок, на самом деле стоит в десятки (!) раз дешевле той цены, за которую вы его приобретаете. Включите сюда расходы на почтовый перевод, и сумма на самом деле оказывается кругленькой. И самое главное: за такую цену вы никогда бы не купили подобную вещь в магазине! Очень часто мы заказываем совершенно ненужные нам товары, только потому, что хотим получить в довесок что-то еще. В магазине же нам такого не предложат. Но не спешите радоваться: никто себе в убыток не работает, и в каталогах все рассчитано до копейки. Скидка, дополнительный приз, возможность получить 2 товара по цене одного – все это только слова, в реальности же вы платите за все.

И СТАР, И МЛАД ПОКУПКЕ РАД

Хотя зависимость от всякого рода рассылок не имеет возрастных ограничений, больше всего ей подвержены дети, пенсионеры и женщины. Дети – в силу своей любопытности, пенсионеры – от «нечего делать», а женщинам просто нравится, не выходя из дома, рассматривать красочные каталоги, выбирать покупки, заполнять бланки заказа… Кто-то, как и теща моего знакомого, делает заказы только чтобы убить свое время. На пенсии, когда свободного времени становится очень много, люди начинают искать, чем его занять. Для кого-то целью жизни становится сад, кто-то начинает активно заниматься спортом, а кто-то – играть. Согласитесь, жажда получить миллион – это своего рода игра. Ты делаешь «ставку» - заказываешь товар, потом ждешь расклада карт – очередного письма, судьба не улыбается, но ты веришь в фортуну и снова «ставишь» на одно и то же  – на почтовую рассылку. Может быть, это лучше, чем ходить в игровые автоматы, но не менее затратно. Если человек начинает бездумно заказывать товары, тратить все деньги и даже их занимать, то это действительно болезненная зависимость, какого бы рода она ни была.

НОВЫЕ СПОСОБЫ «СРУБИТЬ» ДЕНЬГИ

Кстати, с развитием различных форм рекламы и коммуникаций в целях продвижения своей продукции, нас все больше и больше затягивают во всевозможные акции, конкурсы, заманивают предложениями. Это SMS-игры, и рассылки по электронной почте, и просто предложения типа: собери 10 крышечек от пива, и ты получишь возможность слетать на Гавайи. Но мы должны помнить, что все это не более как рекламные акции и главная их цель – не помочь простым смертным обогатиться, а заработать на них для собственного кармана! Увы, такова жизнь! Мы живем в эпоху рынка, где каждый сам за себя. Верить рекламным обещаниям, надеяться на «упавший с неба миллион» глупо! Миллионы можно только заработать!

МЕСТНАЯ ПОЧТА

Я попыталась узнать, сколько почтовых каталогов приходит в гг. Советский, Югорск и район. Начальник Советского почтамта Галина Ивановна Кошутина ответила, что подсчитать их точное количество не представляется возможным. Входящая корреспонденция считается в совокупности: и письма с каталогами, и личные послания. Но если брать не официальную статистику, а простой взгляд почтовых работников, то можно смело утверждать, что всевозможных почтовых рассылок приходит очень большое количество. И что подозрительно: практически все фирмы присылают свои послания из Твери (что видно по почтовому штемпелю), а заказывать товар необходимо в Москве (именно московские абонентские ящики указаны в большинстве каталогов). С какой целью это сделано – не ясно, но можно предположить, что подобным образом фирмы «конспирируются», прячутся от возможных проблем с клиентами. Удивительным кажется и то, что вам может придти личное послание, даже если вы никогда ничего не выписывали. Как фирмы узнают наши адреса, имена и отчества, остается только догадываться. Галина Ивановна предполагает, что существует некая общая база почтовых рассылок, которой и пользуются фирмы. В советском почтамте меня также уверили в том, что больших призов (что-то вроде автомобилей или крупных денежных переводов) через почту никогда не приходило. Конечно, автомобиль по почте не отправишь, но, согласитесь, если кто-нибудь когда-нибудь выигрывал крупный приз в наших городках, об этом бы знали многие. Многочисленные телевизионные передачи в своих расследованиях не раз поднимали тему «почтовых» мошенников, но даже всеми уважаемый Алексей Пиманов (ведущий передачи «Человек и закон») не мог «докопаться» до истины. «Крайних» никогда не находили. Мошенники действуют хитро, закон, как правило, против них бессилен. И обещанные миллионы так и остаются только бумажными «липами»…

КАК «СПАСТИСЬ»

На мой взгляд, самый действенный способ против всякого рода «авантюр» - максимальная занятость, полноценная интересная жизнь. Если у вас есть любимое занятие, вы не станете загипнотизировано выписывать ненужные вам вещи. Не забывайте, что пожилым людям приятно получать письма, пишите им чаще, и тогда они будут ждать очередного послания не от «госпожи Егоровой», а от своих любимых внуков. Детей тоже можно отвлечь от SMS-игр, пишите им SMS-ки сами! И вообще, гораздо приятнее походить по магазинам, посмотреть товар «вживую», попробовать, потрогать, чем заказывать что-то «бездушное». Больше гуляйте, общайтесь и иммунитет против «рекламных» вампиров вам обеспечен!

ЕЛЕНА ОСТРОВСКАЯ

КОММЕНТАРИИ

Проблему комментирует Оксана Павловна Малышева, заведующая центром психолого-педагогической помощи Управления образования, г. Советский:

«Ситуацию, которую изложил автор звонка, можно охарактеризовать как зависимость. Американские психологи, встречаясь с такими проявлениями поведения, обозначают их  как гэмблипг - зависимость от азартных игр и азартного состояния.

Зависимость   определяется   как   свойство   поведения,   которое   можно описать следующим образом:

- вы не контролируете зто, скорее это контролирует вас;

- эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится незаметной для вас;

- вы можете потратить значительную часть жизни, достигая этого;

- вы можете потратить драгоценную энергию души, страдая от этого, и

безуспешно пытаясь разделаться с этим;

- на это уходит часть наших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному;

- вы теряете самоуважение, душевные силы, возникает угроза разрушения всего вашего жизненного уклада (семья, карьера, друзья), физического и душевного здоровья.

Чтобы исправить ситуацию, можно предпринять ряд шагов: попытайтесь в очередной раз воззвать Вашу тещу к разуму,
обрисуйте ей ситуацию и уровень ее материального положения через полгода, год и т.д. Объясните, что бесконтрольная трата
средств на приобретение ненужных товаров ведет к резкому падению качества жизни.  Возможно,    ей    просто    не   хватает    понимания    и    простого человеческого  общения.   Окружите  ее  заботой,  посвящайте  в семейные планы и радости, просите совета, убеждайте, что она будет любима вами, даже не имея 100000 рублей.

Постарайтесь, чтобы ее день был максимально занят, и тогда за повседневными заботами, вероятно, ей будет некогда строить
планы «виртуального обогащения».

Если   эти   мероприятия   не  приведут   к   положительному  результату, рекомендую обратиться к врачу-психотерапевту.»

607

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки