Тема дня

02.10.2013 - 06:00

ПОЛУСУХОЙ ЗАКОН

Правительство страны все заботится о нашем здоровье. И вот в очередной раз решило избавить от алкогольной зависимости. Так, с 1 января 2013 года вступили в силу поправки в антиалкогольный закон, согласно которым после 23.00 нельзя продавать даже пиво. Правительство нашего округа пошло дальше, отодвинув временные рамки продажи алкоголя. С 1 января этого года водку, пиво и прочее нельзя было купить после 21.00, а с 1 июля — после 20.00. Так думали законодатели, на деле же все оказалось совершенно по-другому. Об этом нам рассказала читательница: 

- Как уж эту историю назвать — «русский народ неистребим» или «свинья везде грязь найдет» — ума не приложу. Но в связи с принятием закона о запрете продажи алкогольной продукции после 20.00 история выглядит, по крайней мере, комично. Возможно, кто-то над ней даже заплачет… Однажды вечером мы с мужем мило беседовали на скамейке около своего подъезда, к нам подошла соседка и протянула визитку. На визитке было предложение приобрести алкоголь в любое время суток с бесплатной доставкой. Интересное, конечно, предложение. Мы еще поговорили на тему того, что дуракам закон не писан и что предприимчивость русского мужика безгранична. А визитка нашла свое место в отдельном кармашке в кошельке — на всякий случай. Случай не заставил себя долго ждать. Приехал к мужу брат. Давно не виделись, новостей много, а разговоры говорить за чашечкой кофе — это не в менталитете нашего народа. Тут опять самая что ни на есть русская поговорка напрашивается: сколько водки не бери, все равно еще бежать. А куда бежать, если на дворе ночь? И те ларечки, где можно было бы купить по знакомству (что тоже, кстати, совсем не редкость), уже давно закрыты — второй час ночи. И тут муж вспомнил о визитке. И позвонил. Оказалось, все проще некуда. Через 15 минут все, что было заказано — бутылка водки, пачка сока и пачка сигарет — было доставлено. Но над изобретательностью нарушающих закон доставщиков муж с братом ликовали до утра. Доставка привезла товарный чек, на котором было написано в графе «наименование товара» — спички сувенирные, а в графе «сумма» — 600 рублей. Спички доставщик отдал вместе с чеком, поблагодарил за покупку и преподнес пакет со всем ранее заказанным в качестве подарка за заказ. Шикарно придумано. Вот и вся история. Муж в великой радости, потому что за доставку деньги он действительно не заплатил, а значит, при случае можно не только не переживать о времени, а и даже и в магазин не заходить. Получается, что по новому закону водку прямо домой привозят в любое время суток.

 

Выслушав рассказ нашей героини, мы решили узнать мнение общественности на эту тему. Для этого создали коллегию из представителей власти, общественности, медицины, предпринимателей, тех, кто так или иначе связан с данной проблемой. Ознакомившись с вышеизложенной историей, они должны были ответить на следующие вопросы:

1. На Ваш взгляд, какова эффективность антиалкогольного закона?

2. Есть ли смысл вводить подобные запреты на законодательном уровне?

 

Михаил Иванович Бодак, глава администрации города Югорска:

— Я не знаю, насколько употребление алкоголя упало за то время, как антиалкогольный закон вступил в силу. Но у нас есть статистика, которая показывает, что по сравнению с прошлым годом количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения за шесть месяцев 2013 года, возросло на 34,3 %. Так что можно сделать вывод, что эффективности от этого запрета нет. На мой взгляд, закон действует тогда, когда грамотно составлены подзаконные акты. Допустим, сегодня наказание для продавца, который продает алкоголь в неустановленное время, штраф до 5000 рублей. Я думаю, что эта сумма несоизмерима с прибылью, которую приносит продажа алкоголя. Существует опыт зарубежных стран по борьбе с этой проблемой. Например, в Финляндии продажа спиртных напитков — это монополия государства, которая производится в специальных алкомаркетах. А у нас получилась полумера, от которой пострадали только законопослушные предприниматели и сетевые магазины. Закон, может быть, и правильный, но его реализация неверна. Если вспомнить историю России, то наша страна не всегда была сильно пьющей, когда-то она считалась страной, употребляющей крепкий алкоголь в меру. Я считаю, что в эти рамки вернуться можно. Только нужно все делать продуманно, осторожно, внимательно и последовательно.

 

Лев Евгеньевич Шевченко, депутат Совета депутатов г.п. Советский:

— Мне кажется, что все это бесполезно. Народ пил и будет пить. Мы подобное уже проходили при Горбачеве и его «сухом законе». К чему это привело? Люди начали пить что попало и умирать. Потом в силу вступил запрет на продажу алкоголя ближе, чем в 100 метрах от учебных заведений, больниц, вокзалов. Мы ломали голову на Совете, как же будем мерить эти 100 метров. Шагами что ли? Тем более, что уже в 105 метрах продавать алкоголь было можно. Я вижу только один выход из сложившейся ситуации: надо детям еще со школьной скамьи объяснять, что пить и курить - это плохо. И делать это нужно с младших классов, в 14-15 лет – поздно. В школах есть педагоги по воспитательной работе, в полиции — инспектор по делам несовершеннолетних. Они и должны проводить беседы с детьми, наглядно показывать последствия употребления алкоголя и курения, а не сидеть в своих кабинетах. То же относится и к родителям, нужно своим примером показывать, что спиртные напитки и сигареты – это плохо. У нас же получается, что ввели ограничения - и довольны. Люди-то все равно находят способ купить алкоголь и через таксистов, и с помощью таких вот визиток. Нашего русского Ивана отучить просто так не получится. А дети-то все видят: и как родители себя ведут, и что в интернете показывают, и по телевизору. Дурной пример заразителен. Нужно всем браться за эту проблему.   

 

Нонна Николаевна Митрофанова, директор магазина «Киевский» г. Советского:

— Если получается так, что кто-то все-таки находит лазейки и продает алкоголь в неустановленное время, то этот закон неэффективен. Но, с другой стороны, за все, что связано с запретом алкоголя, я только за. Считаю, что все равно будут меньше покупать и употреблять, но в том случае, если будет найден грамотный подход. Когда на совещании при администрации района мы подняли этот вопрос, сотрудники полиции сказали, что у них уже все отрегулировано. Как только поступает сигнал о нарушении, они принимают соответствующие действия. Но по факту мы видим, что от этого ситуация не улучшается. Некоторые говорят, что в магазинах выручка упала в связи с вступлением в силу этого закона, но я хочу сказать, что существует много факторов снижения продаж. И этот запрет, на мой взгляд, не является основной причиной.

 

Лидия Андреевна Севидова, заведующая Югорским филиалом «Советского психоневрологического диспансера»:

— Как видно из этого рассказа, эффективность данного закона под сомнением. Сейчас не проблема приобрести спиртные напитки в вечернее или ночное время, вопрос в их качестве. Какой алкоголь доставляется? Зачастую суррогат. С начала года к нам в отделение поступают пациенты, которые употребляют эти суррогаты, в связи с чем участилось количество алкогольных психозов, тяжелых отравлений, амнестических синдромов, то есть потери памяти. Состояние некоторых поступивших доходит вплоть до белой горячки. У нас есть приказ Департамента здравоохранения о том, чтобы мы строго учитывали подобные отравления и заполняли определенные формы. В прошлом году не было таких отравлений. Нашему Правительству виднее, есть ли смысл или нет вводить подобные запреты. Я же считаю, что необходим запрет на распитие спиртных напитков и курение в общественных местах. На сегодняшний день ситуация такова: ограничение по времени продажи алкоголя порождает процветание подпольной торговли суррогатами. Я увидела только ухудшение ситуации — пить меньше не стали, что вполне оправданно.

 

Светлана Владимировна Баранова, старший юрисконсульт правового направления ОМВД России по г. Югорску:

Статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 08 часов по местному времени на всей территории Российской Федерации. Статьей 1 Закона ХМАО - Югры от 31.03.2013 года № 34-оз «Об установлении дополнительных ограничений времени и мест продажи алкогольной продукции в ХМАО - Югре» к периоду ограничения времени продажи алкогольной продукции установлен дополнительный период ограничения продажи алкогольной продукции в ХМАО - Югре с 20 часов до 23 часов. Таким образом продажа алкогольной продукции в ХМАО - Югре  с 20 часов до 08 часов не допускается. Данные ограничения не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли. Если говорить об эффективности данного законодательного запрета, то эффект, конечно, есть. На территории г. Югорска за последние 8 месяцев количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, по сравнению с уровнем прошлого года снизилось на 5 %,доля преступлений, совершенных в состоянии опьянения, от общего числа преступлений также снизилась на 4,5 %. Кроме этого, не зарегистрировано случаев отравления спиртосодержащими продуктами с летальным исходом, в прошлом году их было 2, нет погибших на пожарах в состоянии опьянения, а с начала текущего года зарегистрировано всего одноДТП с пострадавшими по вине нетрезвых водителей. Еще можно отметить, что алкоголь сложно купить в самый «разгар веселья», который начинается, как показывает статистика, после 20 часов. Это является еще одним сдерживающим фактором, отсутствие дополнительного алкоголя не позволяет человеку напиться до такого состояния, когда он не может контролировать свои действия. Также внесенный запрет сказывается и на нашей молодежи, которой не всегда по карману платить не только за сам алкоголь, но и за недешевую доставку. Если разбирать данную историю, то можно вспомнить пресловутый  горбачевский «сухой закон», когда люди из-за отсутствия алкоголя стали употреблять одеколон и другие спиртосодержащие жидкости. Вообще граждане пытаются обойти не только антиалкогольное законодательство: автолюбители заклеивают буквы на регистрационных номерах своего авто, чтобы автоматическая система фиксации нарушения правил дорожного движения не распознала гос. номер автомобиля, вешают шторки на передние стекла своего автомобиля, так как тонирование данных стекол запрещено. Таких примеров можно привести огромное множество. Так и в нашем случае -  «голь на выдумки умна». Всегда найдутся умельцы, которые придумают, как обойти тот или иной государственный запрет. Но это не говорит о том, что таких запретов не должно быть.

 

Как показал опрос, этой историей мы никого не удивили. Антиалкогольный закон, который призван был уменьшить потребление спиртного, привел к обратному. Кто-то закупает впрок, кто-то травится суррогатом, а кто-то пользуется «доставкой на дом», причем в любое время. Почему так происходит? Ответ очевиден. Законы Госдумой принимаются молниеносно: утром предложили, в обед приняли, а вечером внесли изменения. Продумать последствия до конца, нет времени. Это и порождает такие вот истории. Ну а мы пока ни в чем себе не отказываем, тем более что сервис в этом плане только улучшается. Водки в спичечном коробке не желаете?

Е. Черная

  

1566

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки