Тема дня

14.03.2011 - 05:00

ПОВЕЛИТЕЛЬ «DOOM»

«Жить без компьютера в наше время — значит попасть в информационный вакуум, остаться без престижной работы и вообще оказаться за бортом жизни», — так считают многие родители, усаживая свое чадо за монитор, надеясь, что ребенок, с молодых ногтей обретая навыки работы на умной машине,обречен на успешную жизнь. Не согласиться с этим сложно, но почему тогда медики выступают против засиживаний ребенка за монитором, а в психологии уже бытует термин «компьютерное поколение», который чаще употребляется с негативной окраской?

УМНАЯ МАШИНА

Еще лет десять-пятнадцать назад среднестатистическому жителю России разве что во сне могло присниться, что за него все будет делать машина. Хотя название у машины уже имелось – компьютер, и даже кто-то наверняка видел фотографии агрегатов величиной с просторную комнату. В то время люди выстраивались в очередь в библиотеку за новой книгой, сидели в архивах, чтобы докопаться до нужной информации, и отправляли письма по почте. Сейчас мир изменился до неузнаваемости. Стоит кликнуть кнопкой - и тебе доступна вся информация. Можно, не выходя из-за компьютерного стола, побывать во всех уголках планеты и в космосе. Информация доходит до адресата мгновенно - за секунды можно получить письмо даже из Африки. Теперь компьютер также необходим в доме, как холодильник и стиральная машина. А вот с телевизором и телефоном он даже может конкурировать, причем оставляя за собой явный перевес в качественном отношении.

Скорее всего, ситуация знакома многим папам и мамам: в детской комнате тишина (если есть наушники к компьютеру), спокойствие (никто не пристает с вопросами), порядок (ребенок реже раскидывает вещи и игрушки, он даже готов все прибрать за драгоценные минуты компьютерного времени). А главное, всему этому есть объяснение - ребенок развивается! Опыт показывает, что развивающие игры последнего поколения способны за один месяц сотворить то, что не под силу педагогу со стажем. Компьютерный мир устроен так, что ребенок видит не единичную ситуацию, а все понятие целиком - это учит обобщению и классификации. Он выстраивает цепочку действий для получения конечного результата и уже обладает навыками планирования, еще только научившись заходить в интернет. Зачастую четырехлетние дети, взяв азы управления мышью, могут без помощи разгадывать логические головоломки, что, конечно, умиляет родителей. А мамочки, обсуждая подвиги своих дошколят, упоминают и компьютерные победы, и новинки в игровой индустрии, и даже развитие мелкой моторики при общении с электронным другом. Стоит загрузить в компьютер хорошую развивающую игру, и ваш ребенок - почти законченный вундеркинд. Последние сомнения покидают самого бдительного родителя, когда он читает в интернете о том, что управление игрой развивает у ребенка координацию в пространстве, улучшает память и внимание, а за счет красочных и ярких персонажей и оформления помогает надолго закрепить усвоенную информацию.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ДЕТИ

Новые технологии позволяют нам не задумываться о каких-то там гамма-лучах, поэтому

для большинства вред от компьютера - прошлый век. Но не все так просто, педагоги говорят о том, что дети, увлеченные компьютером, с трудом овладевают чтением и письмом. Дисграфия - нарушение письменной речи и дислексия - расстройство устной передачи мысли – все чаще встречаются у школьников. У них теряются способности воспринимать, пересказывать тексты и писать собственные сочинения. По мнению психологов, «компьютерные дети» часто страдают аутизмом, у них развивается агрессия, различные страхи и фобии. С коллегами солидарны и педиатры: длительное сидение за компьютером портит зрение и осанку.

Есть опасения, что ребенок, рано узнав и научившись иметь в компьютерных играх по несколько жизней, и свою собственную жизнь позиционирует как нечто легко восстановимое — в случае чего, переиграю. Речь идет даже не о самой жизни, а о нравственных качествах: благородстве, чести, достоинстве, этому электронная машина не сможет научить. Пример современности: часто обсуждаемые в СМИ разборки детей с учителями. Несчастные учителя, как в игре, - главные противники. Они оказываются под обстрелом бранных слов, иногда и физического насилия со стороны учеников. Интернет позволяет ребенку быть хорошо подкованным и в области прав человека. Педагоги и даже родители попадают в опалу: не разрешаете гулять - получите закон о ювенальной юстиции и начинайте бояться, да не забывайте о том, что в арсенале у ребенка телефон с видеокамерой и диктофоном.

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДРУГ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДРУЖБЫ…

Мы склонны верить, что в наших городах и поселках нет всякой дряни - маньяков, педофилов, но интернет может познакомить детей и с ними. Конечно, у любого ответственного родителя найдется время проверить, какие сайты посещает юный пользователь, и поставить пароли и коды. Но не стоит списывать со счетов логику юного хакера: если ему понадобится - он найдет способ выйти в онлайн. Психологи уже установили связь между псевдообщением (общением с нереальным собеседником на мониторе) и зависимостью от компьютера. Это проблема из ряда особо сложных - ребенок перестает общаться со сверстниками, родными, видит в компьютере единственного верного оппонента и вплоть до психологической ломки переживает расставание с электронным другом. Особенно часто зависимость наступает у застенчивых, не уверенных в себе детей. Но и вполне благополучный с виду ребенок может оказаться под психологическим воздействием машины, когда одна и та же игра длится часами, сутками, неделями, он забывает обо всем - о еде, сне, туалете. Зафиксированы случаи запоров у детей, которые не могли отвлечься от игры, чтобы справить естественную потребность.

Татьяна Киселева, ведущий научный сотрудник НИИ глазных болезней РАМН, профессор, врач-офтальмолог высшей категории утверждает, что длительная работа за компьютером может приводить к развитию близорукости, преходящим нарушениям зрения и ряду других расстройств. Во время напряженной работы требуется постоянное внимание к монитору, и глазное веко перестает мигать - ребенок невольно программирует это. В результате глаз не омывается слезой и появляется ощущение сухости глаза, рези, боли, слезливости.

По мнению детского психолога Арины Егоренковой, длительное бесконтрольное сидение ребенка за компьютером может привести к очень сильной невротизации. В этом случае у ребенка могут развиться депрессия, склонность к появлению страхов, астенизация (утомляемость, снижение внимания).

Еще одна очень распространенная проблема — это «туннельный синдром запястья», возникающий вследствие повреждения срединного нерва, который проходит между сухожилиями. Такое происходит с людьми, длительное время выполняющими одно и то же движение кистью руки. Уже после нескольких часов «отстукивания» на клавиатуре у взрослого человека начинает ломить пальцы, а уж детские руки, к этому не привычные, страдают еще больше. 

Несомненно, каждый родитель желает только лучшего для своего ребенка, поэтому нельзя забывать: компьютер — необходимая в современной жизни вещь, и правы те, кто хочет как можно быстрее помочь ребенку освоиться в виртуальном мире. Но психологи в один голос уверяют, что нельзя дать машине завладеть юным пользователем, нельзя отдать  компьютеру право открывать вашему ребенку мир. Это вы должны сделать сами.

И напоследок несколько советов от детского психолога:

1. Компьютер не должен занимать все свободное время ребенка. Постоянное сидение за компьютером может привести к проблемам со здоровьем, в том числе к избыточному весу.

2. Помните: игровая зависимость не уступает в степени тяжести алкогольной и наркотической.

3. В интернет лучше всего выходить вместе, чтобы уберечь ребенка от нежелательной для него информации.

4. Все игры и программы, которые вы хотите предложить своему ребенку, вам лучше сначала изучить самостоятельно.

5. Никогда не делайте выбор в пользу компьютера, если у вас есть возможность совместной прогулки, занятий спортом.

6. Следите за своими детьми и уделяйте больше времени живому общению.

Светлана Азарова

375

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки