Правительство ХМАО-Югры консолидирует электросетевое имущество, принадлежащее округу на базе своего же актива – ОАО «Югорская электросетевая компания» (ЮРЭСК). В результате проведенной допэмиссии в уставный капитал предприятия было внесено имущество на общую сумму 2 млрд рублей. Сами власти объясняют дополнительный выпуск акций необходимостью объединить на базе госпредприятия все электросетевое имущество. Тогда как вопрос последующей передачи имущества ЮРЭСКа в собственность инвестора пока «повис в воздухе» и зависит, по мнению властей, от пополняемости регионального бюджета. Эксперты уверены, что наращивание имущественного комплекса ЮРЭСКа проводится перед приватизацией в адрес частного инвестора, которым, скорее всего, выступит подразделение ОАО «Российские сети» ОАО «Тюменьэнерго». Юристы тем временем отмечают, что передача муниципального имущества в собственность госактива велась с возможными нарушениями закона.
«В прошлом году допэмиссия проходила за счет программы «Сотрудничество», а в 2015 году – электросетевого имущества, имеющегося в казне. Идет докапитализация нашей компании, консолидация энергоимущества на базе правительственного актива», – уточнил профильный специалист в правительстве.
«Правда УРФО», напомним, уже сообщала, что проведенная допэмиссия ЮРЭСКа по закрытой подписке будет полностью оплачена электросетевым имуществом. Решение об увеличении уставного капитала было принято на собрании акционеров 16 февраля – до этого в ЮРЭСКе рассказать изданию об определении цены размещения, количества, сроков размещения, номинальной стоимости обыкновенных именных бездокументарных акций отказались.
Однако источники издания на энергорынке Югры предположили, что речь, скорее всего, пойдет о допэмиссии, в результате которой уставный капитал компании увеличится на 25%+1 акция. При этом увеличение будет проходить путем внесения бывшего муниципального имущества на общую сумму порядка 1 млрд рублей.
«Власти выкупят допэмиссию внесением объектов, которые находятся в собственности округа и которые делились с ОАО «Тюменьэнерго». Речь идет о няганском и югорском сетевых комплексах», – пояснил собеседник «Правды УРФО».
Наполнение ЮРЭСКа электросетевыми активами, по мнению аналитиков, может свидетельствовать о возможной их последующей приватизации и передаче инвестору. «Муниципалитеты, особенно в нынешней обстановке, заинтересованы в том, чтобы уменьшать расходы на такого рода предприятия. Соответственно, он передает его под управление. Это можно сделать несколькими способами – например, передачей в долгосрочную аренду. Но вы можете внести его в уставный капитал. Говорить о том, что это действие может указывать на планы по дальнейшей приватизации, достаточно сложно – оно может носить организационный характер. Потенциально это может быть шагом к приватизации, поскольку более крупная компания привлекательнее для инвесторов. У большинства муниципалитетов очень непростая ситуация – расходы растут, доходов в кризис нет, поэтому многие муниципалитеты рассматривают вопрос хотя бы частичной продажи госимущества», – полагает заместитель руководителя экономического департамента, заведующий сектором «Промышленность и инфраструктура» Института энергетики и финансов (Москва) Сергей Кондратьев.
Впрочем, аналитики указывают, что «Тюменьэнерго» проведет встречный аудит и при отсутствии коррупционных схем, и не исключено, что госкомпания не согласится с оценкой правительства – в результате актив будет передан по более низкой цене.
«Зачастую встречаются случаи, когда активу намеренно набивают цену для более выгодной продажи. Такие моменты при несогласованности действий сторон исключаются тщательнейшей оценкой со стороны покупателя. Если речь действительно будет идти о продаже ЮРЭСКа «Россетям», госхолдинг применит все инструменты, чтобы снизить стоимость актива», – пояснил отраслевой эксперт.
Отметим, что источник, близкий к «Тюменьэнерго», подтвердил интерес к ОАО «ЮРЭСК», однако добавил, что «предложение относительно электросетевого имущества Югры не поступало». В правительстве округа подтвердили, что ЮРЭСК будет приватизирован, однако срок называть не стали. «Вопрос приватизации ЮРЭСКа зависит от параметров рынка, его стоимости, целей инвестпрограмм, а также того, как будут обстоять дела с доходной и расходной частями бюджета. Новый собственник ЮРЭСКа пока не определен», – отметил собеседник «Правды УРФО». По данным источников издания, срок приватизации ЮРЭСКа перенесен на 2017 год.
Проблемные няганские и югорские электросетевые объекты, напомним, были переданы в собственность округа на базе ЮРЭСКа. Муниципалитеты тем временем запросили компенсацию на передачу электросетевого имущества, в частности, Югорск – в размере 91,2 млн рублей.
Юристы подчеркивают, что схема с передачей имущества ОАО «ЮРЭСК» путем получения компенсации муниципальными образованиями через бюджет ХМАО-Югры «является стремлением ОАО «ЮРЭСК» и департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры обойти процедуру приватизации, в ходе которой имущество могла бы приобрести другая компания».
Все действия ЮРЭСКа и департамента по управлению госимуществом, указывают аналитики, «нарушают ст.16 закона «О защите конкуренции», устанавливающую запрет на соглашения и согласованные действия между органами государственной власти субъектов РФ и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к ограничению, устранению конкуренции». Подобная сделка, согласно Гражданскому кодексу РФ, как следует из заключения юристов, может быть признана «притворной» и отменена, а власти округа – привлечены к административной ответственности.
Елена Никищенко
Комментарии