Тема дня

20.05.2011 - 06:00

ПРИЗНАТЬ НЫНЕШНИЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС НЕГОДНЫМ!

Будет креативно, если Наталья Комарова признает свою ошибку. И выступит за возрождение государственной лесной охраны в России. Наш читатель Влад недоумевает: «Чем думает Комарова? Лесной Кодекс, который она лоббировала в Госдуме, привел к тому, что пожары некому тушить». По горькой иронии судьбы, губернатор Югры в эти дни находится в Берлине, где участвует в VI международной конференции «Энергетический диалог Россия-ЕС: газовый аспект».

 

Сплошное зарево огня

Неужто ее сердце не подскажет, что надо срочно домой возвращаться, где, как сообщает телекомпания «Югра», за последние сутки появились шесть новых очагов возгорания. Таким образом, в настоящий момент на территории региона лесные пожары полыхают на 14 участках в Кондинском, Ханты-Мансийском, Березовском и Сургутском районах. Представляете, что это значит? Это значит, что с космоса наша территория с пожарами плюс горящими нефтяными факелами выглядит как сплошное зарево огня. Тот же ЕС на экологическом диалоге по лесному аспекту может предъявить России претензии. Мол, когда прекратите атмосферу коптить, варварская страна?! Das ist ваша хваленая русская широта?

  

Да никакая это не широта, а безалаберность и безответственность. До выхода этого материала, мы несколько раз созванивались с нашим источником в администрации губернатора, но так и не дождались вести о том, что самолет с Натальей Владимировной приземлился в аэропорту Ханты-Мансийска. Она по-прежнему в Берлине и о корректировке ее графика речь не идет. Между тем, всего сутки назад общая площадь возгораний составляла 80,3 га, а за время пребывания губернатора в Берлине она увеличилась до 202,3 га. Особенно сильно стихия бушует на территории Урайского лесничества в Кондинском районе, куда переброшены дополнительные силы с восточных районов округа.

Удивительно олимпийское спокойствие нашего губернатора! Какая, к черту лысому, может быть международная конференция, если в ее доме (в смысле в Югре) горит пожар. А ведь буквально на прошлой неделе глава МЧС Сергей Шойгу заявил, что ХМАО-Югра не готова к пожароопасному сезону, а первый вице-премьер Виктор Зубков призвал Генпрокуратуру РФ и полпредов в федеральных округах дать соответствующую оценку такой подготовке. Получается, это упущение Николая Винниченко, ведь он мог сказать ей: «Путешествие в Берлин по общероссийским и даже европейским делам – это, конечно, здорово, но надо за собой в регионе порядок оставлять». Дело дошло до того, что после громкого заявления Шойгу в Югру вылетел начальник Уральского регионального центра МЧС РФ Юрий Нарышкин, который в сопровождении югорского подчиненного Александра Тиртоки совершил облет территории автономного округа. С их подачи окружное правительство приняло постановление, ограничивающее пребывание граждан в лесных массивах.

 

Нельзя, чтобы леса оставались бесхозными
 

То есть причина пожаров – человеческий фактор. Дескать, ходят люди в лес, жгут костры, поджигают сухую траву, пьют, баб по кустам тискают и в пьяном угаре окурки сигарет не тушат. Вот и очаг возгорания. Вдобавок нынче разгулялся ветер, который малую искру вмиг в пламя раздувает. Тушить при такой скорости распространения огня невозможно – сгоришь к чертовой матери. Справедливости ради скажем, что леса горят не только в Югре, но и во всей Сибири и на Дальнем Востоке. Недавно, на майских праздниках, в Москве люди спрашивали у меня: «А почему в вашем регионе леса горят?». Я, не мудрствуя лукаво, ответил в унисон окружному правительству: «Да народ наш пофигисты. Жжёт костры, сигареты бросает на хворост. Живёт по принципу «день да мой», «после нас хоть потоп».

Собеседники, услышав мой незамысловатый аргумент, задали следующий вопрос: «А почему же поджигателей не поймают, не накажут? Кто несет ответственность за то, чтобы пожаров не было?». Признаться, не смог я ответить, не стал выдавать нашу Наталью Владимировну, хотя  причина, если копнуть глубже, в Лесном Кодексе, который эксперты несколько лет назад не советовали принимать в таком виде. Но документ, знает вся страна, приняли. Причем, самое активное участие в лоббировании закона приняла Наталья Комарова, в то время председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной думы.

По мнению экспертов, кодекс принимался вовсе не с целью рачительного использования лесных богатств, а чтобы быстро «срубить бабло». То есть новая система создавалась именно под хищническую эксплуатацию леса. Защита прав собственников лесных  ресурсов  - главное. А все остальное - не существенно. Кроме того,  начиная с 2007 года, федеральный центр передал полномочия по охране лесов в полном объеме субъектам Российской Федерации.

К сожалению, в прошлом году, когда лесные пожары охватили половину страны, не только эксперты признали, что принятие Лесного Кодекса в нынешнем варианте было ошибочным решением. В 2011 году ситуация, как мы видим, может повториться, ведь пожары не знают границ. К примеру, если горит в одном регионе, а в другом – нет, то к пожарным одного региона, работающим на пределе, соседи не могут прийти на помощь по многим причинам. Прежде всего, финансовым, ибо в стране налицо коллапс системы финансирования

лесного хозяйства, задержка перечисления субвенций на осуществление переданных субъектам РФ полномочий в области лесных отношений. Получается, соседи сидят и ждут, пока стихия переметнется к ним.

Раньше в России была лучшее в мире ФГУ «Авиалесоохрана», а теперь базы авиационной охраны лесов ликвидированы. Вместо них в субъектах организованы госучреждения по авиационной охране лесов, но им не хватает ни авиатехники, ни достаточного количества кадров. Нет денег, нет единой системы мониторинга и тушения лесных пожаров.

Вероятно, олимпийское спокойствие Натальи Комаровой обусловлено упованием на генерала Тиртоку с министром Шойгу. Но МЧС не отвечает за лес, ее функция - защита населения и населенных пунктов. Поэтому из-за безвыходности ситуации отвлекают полицию и армию, у которых свои функциональные задачи по борьбе с преступностью и охране рубежей родины от внешнего врага. Лучше бы Наталье Владимировне слетать на международную конференцию под названием «Почему горят леса Сибири»? Может быть, в споре с учеными она поймет, что надо возвращаться к прежней, хорошо отлаженной и действенной системе, потому что нельзя, чтобы леса, по сути, оставались бесхозными. Жаль, что мы не пиарщики Натальи Комаровой, а то бы посоветовали ей прекрасную маркетинговую идею накануне выборов в Государственную думу. Будет весьма креативно, если она наберется мужества и признает свою ошибку, признает нынешний Лесной Кодекс негодным. И выступит с высокой трибуны за возрождение государственной лесной охраны в России.

Инна Белоцерковская, Артем Добролюбов
 
563

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки