Тема дня

01.07.2010 - 06:00

ПРО ЕГЭ, ЮГОРСК И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Закончились выпускные экзамены, волна материалов СМИ, посвященных ЕГЭ и всему, что связано со школой, пошла на убыль. Чиновники, педагоги и родители переключили внимание на другие насущные проблемы. Это значит, самое время спокойно поговорить с самими выпускниками, узнать, что они думают о перипетиях реформы образования, да и вообще о прошлом, настоящем и будущем. Нашими собеседниками стали три обычных выпускника из обычной школы № 2 обычного города Югорска. Итак, начали.

Корр.: Для начала давайте познакомимся.

Д.П.: Делов Павел.

С.И.: Сергеева Ирина.

Ж.Я.: Жданов Ярослав.

Корр.: Вы все учились вместе?

Д.П.: Учились мы в одном классе, с первого по одиннадцатый класс, во второй школе, получается, с ее основания. Класс у нас был хороший, дружный, хотя в процессе обучения одни ребята уходили, другие — приходили. Так, в девятом, после расформирования к нам пришли другие ученики.

Корр.: Двоечники в классе были?

Ж.Я.: Нет.

Корр.: Хулиганы, хулиганки, разгильдяи?

Ж.Я.: Куда же без них.

Корр.: Как выглядит современный школьный хулиган?

С.И.: Обычно выглядит: не хочет учиться, все время дерется.

Корр.: Как вы считаете, вам повезло со школой, с классом, учителями?

Ж.Я.: Да, учителя попались нам самые хорошие, потому что они нас очень многому научили, много рассказывали, так что ЕГЭ никто из нас не завалил.

С.И.: Учителя  Котусова Людмила Николаевна и Давыдова Татьяна Алексеевна нас даже приглашали к себе домой во время подготовки к единому экзамену, все это абсолютно бесплатно, без всякого репетиторства.

Корр.: Так было все одиннадцать лет?

С.И.: Нет, это только перед экзаменами.

Корр.: В одном из интервью наши собеседницы-девятиклассницы рассказывали, что все учителя делятся на две категории — старые: правильные, добросовестные и молодые, более меркантильные. Вы согласны с этим?

Ж.Я.: Дело, наверное, в том, что у нас не было молодых учителей, трудно сказать.

Корр.: А минусы у вас в школе есть?

С.И.: Многие курят.

Ж.Я.: В нашей школе нет углубленных классов, например, физика и алгебра преподается мало, что не очень хорошо для таких как я, собирающихся поступать в технический вуз. Гуманитариям-то, конечно, в любой школе хорошо.

Корр.: Кстати, сейчас идут споры о том, насколько сильно загружены ученики школ. Вы как оцениваете?

С.И.: Все зависит от учителей, одни — загружают, другие — разгружают, короче говоря, то густо, то пусто. Бывало, открываешь дневник и понимаешь, что свободен.

Ж.Я.: Нет, нас сильно не загружали.

С.И.: У нас были девочки в классе, которые занимались баскетболом. До семи вечера они делали уроки, потом шли на баскетбол и только часов в девять-десять возвращались домой. Конечно, им тяжело было учиться.

Корр.: Скажите, сейчас дежурство по школе есть?

Ж.Я.: Да, стоим с повязками на переменах, типа обеспечиваем общественный порядок, правда, непонятно для чего это нужно.

С.И.: В классах уже не дежурили.

Корр.: Пол и парты не моете, как мы в свое время?

С.И.: Сейчас нет, раньше – мыли.

Корр.: А вы как считаете, должен ученик мыть пол?

С.И.: Должен.

Ж.Я.: Да, должен.

Д.П.: Дома не моет, так в школе пусть поучится.

Корр.: Что вы думаете по поводу школьной формы, нужна она?

Это та, форма, в которой раньше ходили в школе постоянно. Посмотрите старый «Ералаш», там все школьники в форме.

С.И.: Нет, мне кажется, тяжело будет одно и тоже носить, не очень представляю, как это может быть.

Корр.: А сейчас в школе полный форменный беспредел: кто что хочет, тот то и носит?

Ж.Я.: Да, но у нас запрещается в спортивном приходить, если в школе не день здоровья.

С.И.: Откровенная одежда у девочек тоже не приветствуется, хотя за это из школы, конечно, не выгонят.

Корр.: За пирсинг и косметику не ругают, не наказывают?

С.И.: Нет.

Корр.: Наказания вообще остались? Например, раньше учитель мог поставить ученика на весь урок или выгнать из класса.

Д.П.: Сейчас такого нет. Если директор школы увидит шатающегося по коридору ученика, то у учителя потом могут быть проблемы.

Корр.: Получается, теперь учителю приходится ограничиваться устными замечаниями. Как современные школьники воспринимают замечания учителей?

С.И.: Многие болезненно, начинают огрызаться.  

Корр.: Вы интересовались, что учителя думают о вас?

Ж.Я.: Я спрашивал, мне сказали, что наша поколение более спокойное, дисциплинированное, а новые девятиклассники — это просто ужас какой-то.  

Корр.: Два года разницы и вы уже настолько не похожи?!

Ж.Я.: Да.

С.И.: Сейчас слишком много свободы, которая переходит во вседозволенность. Людям можно все, одеваются, как хотят, говорят и делают, что хотят, родители тоже слишком опекают своих детей. Я согласна, что можно иногда баловать ребенка, но и наказывать тоже нужно, а не ходить в школу по каждому пустяку и выяснять отношения с учителями.

Корр.: А ваши родители за вас не заступались?

С.И.:. У меня мама в школе работает, она всегда говорит: «Сама отвечай за свои поступки».

Ж.Я.: У нас в одиннадцатом классе было так, что у учителя плохое настроение, она начинала кричать. Мы сидели, молчали и просто ждали, когда человек успокоится и продолжит урок. И всегда все было нормально. Сейчас же девятиклашки просто издеваются над взрослыми людьми, я сам был свидетелем, когда решил посидеть у них на уроке. Ситуация такая: учитель попросила девчонку убрать портфель, который валялся посреди класса. Девчонка говорит: «Я не буду, Вам надо, Вы и убирайте». Как так? Ведь какая-то субординация должна быть. Учитель ее снова просит по-хорошему, ученица — нет и все. Уже до криков дело дошло. Я сижу и думаю: «Подними ты эту сумку, дура».

Корр.: Чем дело закончилось?

Ж.Я.: Позвали директора, и только тогда она подобрала свой портфель.

Корр.: Ладно хоть директор авторитетом пользуется. А вообще родители насколько активное участие в жизни школы принимают?

С.И.: Есть родительский комитет из нескольких активных родителей, человек, наверное, пять.

Корр.: Оправдано ли мнение учителей, что большинство родителей переложили воспитание своих детей со своих плеч на учительские?

С.И.: Я думаю, да. Это начинается с детского сада и продолжается в школе. Многие родители думают так: отдал ребенка в образовательное учреждение и все, человек из него хороший получится, при этом забывая, что образование и воспитание — это несколько разные вещи.

Корр.: Что в большей степени повлияло на ваше формирование: родители, учителя, улица, телевидение?

С.И.: Родители, все зависит только от них, оградить от негативного влияния прочих факторов могут только они.

Корр.: Наркоманы в школе есть?

Ж.Я.: Нет, я не видел.

Корр.: Вы говорили, что многие в школе курят…

С.И.: Да, курят очень многие.

 Корр.: С какого возраста?

С.И.: С пятого-шестого класса. Иногда из начальных классов подходят, просят закурить.

Корр.: Учителя смирились с этим?

С.И.: Конечно, смирились, а что они могут сделать?

Корр.: С выпивкой как?

Ж.Я.: Пьет молодежь, но в школе пьяных не видно.

С.И.: Я вижу в городе пьяных в хлам из своей школы, девятиклашки пьяные тоже попадаются. Вообще, раньше в школе был специальный человек, отвечающий за технику безопасности, который обходил территорию и следил за тем, чтобы не курили, сейчас сидит просто охранник, проверяющий документы на входе.

Корр.: Профилактические мероприятия на тему здорового образа жизни в вашей школе наверняка проводятся. Насколько они эффективны?

С.И.: Я думаю, могут быть эффективны.

Д.П.: У нас в актовом зале специально показывали фильм о вреде курения, после которого все пошли на перекур.

Корр.: Все же с точки зрения эффективности, вы бы какую оценку поставили всем этим профилактическим мероприятиям?

С.И.: Четыре.

Ж.Я.: Четыре где-то.

Д.П.: У кого есть сила воли и мозги — бросают.

Корр.: Ладно, поговорим об ЕГЭ. Эта тема уже не первый год будоражит общество: выявляются всякие нарушения в процессе сдачи экзамена, взятки, подлоги, самоубийства на нервной почве. Поэтому у единого госэкзамена много противников. Вы что думаете по поводу ЕГЭ?

С.И.: ЕГЭ — это сдача экзамена в виде теста, при этом ты должен знать все: от базового уровня и выше. Это, действительно, тяжело помнить, например, во что была одета Наташа Ростова на балу.

Корр.: Какие-то варианты ответов есть?

Ж.Я: В части «А» — есть, в части «Б» ты должен сам сформулировать ответ.

С.И.: Если раньше ты должен был выучить 25 билетов и в принципе знал, что тебя ждет, то сейчас — полная неизвестность.

Д.П.: Не знаешь, что учить, а выучить все — невозможно.

Ж.Я.: По алгебре мы сколько повторяли, вроде одни и те же темы и задания. Открываю бланк — совсем не то, вроде похоже да не совсем. Плюс к этому ЕГЭ очень долго проверяют, все это нервы и переживания.

Корр.: Кстати, о нервах: один раз понервничал, зато и выпускные экзамены в школе сдал, и вступительные институтские. А в прежние времена приходилось два раза сдавать, разве сейчас плохо?

Д.П.: Это единственный плюс ЕГЭ.

Корр.: Какой процент выпускников собираются поступать в вузы?

Ж.Я.: Большинство.

Корр.: Какие специальности сейчас пользуются популярностью?

С.И.: Юриспруденция.

Д.П.: Я тоже юристом хочу быть.

Ж.Я.: Я технический вуз выбрал, нефтегазовый.

Корр.: В Югорске же есть филиал Санкт-Петербургского электротехнического университета, почему этот вариант не рассматриваете? Ты бы мог, наверное, Ярослав?

Ж.Я.: Да, я собирался, но, пообщавшись со студентами этого университета, передумал. Мне рассказали, что в первые два года обучения в Югорске происходит слабая подготовка, поэтому потом учиться в Питере тяжело, мало кто справляется даже с репетиторами.

Корр.: Юрист, экономист — все понятно, а врачом, например, никто не хочет стать?

Ж.Я.: В девятом классе один мальчик мечтал стать врачом, но потом передумал. Вообще, он плохо учился, так что хорошо, что он передумал.

Корр.: Поговорим об армии. Как сейчас парни относятся к перспективе военной службы?

Д.П.: Долг Родине надо отдать все-таки.

Корр.: За что вы ей должны?

Д.П.: (Пауза) За нас деды воевали в Великую Отечественную войну…

Корр.: Все так думают?

Ж.Я.: Все думают, что армия нужна, даже если просто идти устраиваться на работу. Да и все равно армия из пацана делает мужика.

С.И.: Я думаю, что армия воспитывает дисциплину у мужчин, не у всех, к сожалению, но все же.

Корр.: Родина и государство — это одно и тоже?

Д.П.: Нет.

Ж.Я.: Родина ближе, государство — дальше.

С.И.: Я думаю, что для многих Родина — это то место, где ты живешь и которое любишь а государство — это просто  правительство.

Корр.: Вас интересует политика?

С.И.: Нет.

Корр.: Какая-то политориентация в школе сейчас проводится?

С.И.: Нет, в этом плане полная свобода.

Корр.: Как вы относитесь к власти?

С.И.: К городской или вообще?

Корр.: К любой?

С.И.: Хорошо.

Корр.: А вообще, человек для государства или государство для человека?

Д.П.: Государство для человека, оно должно заботиться о малоимущих и беззащитных гражданах, о детях, о стариках.

Корр.: Значит, самое лучшее правительство было при Советском Союзе?

С.И.: Нет.

Корр.: Почему нет, что вы знаете о Советском Союзе?

Ж.Я.: Все были на равных.

Д.П.: На улицах стояли автоматы с газировкой.

Корр.: Например, тебя Ирина, чем не устраивает Советский Союз?

С.И.: Может, тогда и жили лучше, только на уровне правительства говорилось много, а делалось мало. В частности, обещали коммунизм для трудящихся людей, то есть безденежные отношения — приходишь в магазин и берешь все бесплатно. Где это все?

Корр.: Зато все дети ходили в детский сад и пенсионеры не бедствовали. А сейчас?

Д.П.: Кто успел, тот и попал.

Корр.: Ладно, вернемся в наше время в Югорск. Скажите вот что: какой процент выпускников после института собираются вернуться в город?

С.И.: Я знаю, что очень немногие, потому что в Югорске, как говорится, ловить нечего. Многие так думают.

Ж.Я.: Думают одно, а в жизни получается другое, в итоге все равно большинство вернется в Югорск после безуспешных попыток покорить большие города.

Корр.: Какие ценности у современных выпускников: деньги, семья, служение Родине?

С.И.: На первом месте деньги, многие говорят, что готовы обзавестись семьей только после покупки квартиры, машины, поработав, пожив для себя. Хочется, чтобы твой ребенок был не хуже всех.

Ж.Я.: Да, приодеться красиво, чтобы машина иномарочка была, чтобы все не хуже чем у других было.

Корр.: А в каком возрасте нужно заводить ребенка?

С.И.: К двадцати пяти годам.

Ж.Я.: Я у старших ребят об этом как-то тоже спрашивал, они мне отвечали, что только после института, лет в 25-26, а сейчас смотрю, у каждого второго в 22 года уже лялька есть.

Корр.: Жалеют?

Ж.Я.: Нет.

Корр.: Пойдем далее: ваше отношение к церкви?

С.И.: Я верующая.

Ж.Я. Верующий.

Д.П.: Я тоже.

Корр.: В церковь ходят многие?

Ж.Я.: Да, многие ходят.

Корр.: Как посещение церкви и вера в Бога вяжется у молодежи с материальными ценностями?

С.И.: Для меня материальные ценности ниже духовных. Деньги — это важно, но это не все.

Корр.: А у вас?

Д.П.: Я считаю, что для мужчины важней материальный подход к жизни, поскольку ему семью обеспечивать.

Корр.: Все ясно, последний вопрос будет таким: представьте себя в среднем классе школы, какой бы важный совет вы хотели услышать?

Ж.Я.: Учись, учись, учись. Чтобы нашлись слова, благодаря которым я бы смог тогда понять это.

С.И.: Мне, наверное, не хватало ежовых рукавиц. Ребенка нужно заставлять учиться, заниматься спортом, хочет он этого или нет.

Д.П.: Нужно учиться, но думаю, многое зависит от ребенка — хочет он учиться или нет.

Беседовал В. Турин

502

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки