Тема дня

16.06.2006 - 06:00

ПРОВЕРКИ В КАБИНЕТАХ

Прошло уже полгода с тех пор, как начал действовать 131 Закон «О местном самоуправлении», призванный повысить эффективность местной власти, с одной стороны, - и сделать эту власть открытой и «прозрачной», приблизить ее к народу — с другой.  Плюс к этому были модифицированы некоторые положения Гражданского Кодекса, касающиеся взаимодействия власти и бизнеса. И все для того, чтобы, наконец-то, покончить с коррупцией. А что такое коррупция в нашей стране теперь знают, кажется,  даже домохозяйки. К сожалению, этот термин из международных криминалистических справочников теперь и не воспринимается нигде в мире без прилагательного «русская», так же как «водка», например.  

Полгода — это, конечно, не такой большой срок для выводов о том, насколько действенными оказались законотворческие инициативы федеральных думцев в борьбе с коррупцией и должностными злоупотреблениями. Но, с другой стороны, учитывая многовековые традиции русского мздоимства, было бы наивным полагать, что президентский курс «диктатуры закона» взял да и отбил у кабинетных нечестивцев желание жить лучше и богаче, чем так, как позволяет должностной оклад. Стоит только вспомнить нашумевшие аресты высокопоставленных чиновников Центробанка, Федерального Агентства по туризму или, скажем, арест волгоградского мэра. Хорошо! Но какое отношение все это имеет к нам? Масштабы-то ведь у нас не те.  На первый взгляд так оно и есть, но с другой стороны, закон не допускает отступлений и условностей. Поэтому, с учетом последних событий, мы посчитали возможным выяснить, каким образом осуществляется контроль за деятельностью наших местных властей. Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, мы обратились за помощью к старшему помощнику Югорского межрайонного прокурора Колокольчикову Михаилу Алексеевичу. Так получилось, что наш разговор свелся к обсуждению вопросов, связанных с взаимоотношениями местных властей и бизнеса. Речь в основном шла о прокурорских проверках деятельности конкурсных комиссий, занимающихся размещением муниципальных заказов. Все, что касается соблюдения законности, прокурорских проверок, постановления по которым еще не вынесены — тема в высшей степени  деликатная. Поэтому мы приняли единственное разумное в такой ситуации решение — по возможности абстрагироваться от предмета разговора, не делать собственных суждений и оценок. По этой причине предложенный вашему вниманию материал, по сути, является монологом нашего собеседника:

ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ

«Для того, чтобы инициировать прокурорскую проверку в отношении сотрудников районной администрации, не обязательно наличие условно пострадавшей стороны. Хотя, действительно, одно из направлений нашей деятельности — как раз именно работа с обращениями граждан. Однако прокуратура вправе и самостоятельно инициировать проверки. Это может быть отражено в плане работы прокуратуры. Решение о плановой проверке принимается с учетом анализа деятельности организации, учреждения, органа власти, в результате жалоб. Иногда нарушения лежат, что называется, на поверхности. Это может быть спорное с точки зрения законности решение Думы Советского района или, например, деятельность бюджетной комиссии Думы. К нам также обращаются руководители предприятий-подрядчиков, которые остались недовольны результатом конкурсов муниципальных заказов. В частности,  поступила жалоба от руководства предприятия «СУ- 881», от нескольких руководителей других предприятий.

Что касается Югорска, то там в ходе проверок прошлого года грубых нарушений в процессе проведения муниципальных конкурсов выявлено не было. Нарекания с нашей стороны вызвала не совсем верно оформленная конкурсная документация. Впрочем, все замечания прокуратуры были быстро устранены».

ПО ЗАКОНУ

«С января этого года вступил в действие новый Федеральный Закон «О размещении заказов…». Ранее порядок проведения конкурсов был гораздо проще. В законодательстве лишь указывалось то, что конкурсы следует проводить в том случае, если стоимость заказа превышает 60 тысяч рублей. И все: остальное оставлялось на усмотрение муниципальных органов самоуправления. Для того, чтобы регламентировать конкурсы, и был принят этот закон, который детально описывает то, как следует проводить  тендеры, муниципальные заказы и т.д.  У нас же складывается ситуация, когда требования нового законодательства просто не учитываются, то есть конкурсы проводятся по старинке. Самое распространенное нарушение связано с тем, что информация о проведении конкурсов размещается в газете в неполном, либо искаженном виде. Если говорить о нарушениях непосредственно в порядке проведения, то здесь ситуация следующая: в ходе проверок мы очень часто сталкиваемся с тем, что предприятия, предлагающие более низкую цену за свои услуги, отклоняются. А приоритеты отдаются предприятиям, руководители которых являются родственниками, знакомыми, друзьями членов конкурсной комиссии, либо сотрудниками районной или городской администрации. Таким образом, страдают бюджет и налогоплательщики. Что касается санкций, то административным кодексом предусмотрена ответственность за неверный объем опубликованной информации о конкурсе, за нарушение сроков публикаций. За незаконное проведение конкурса  какая-либо серьезная ответственность в административном законодательстве не предусмотрена, за исключением дисциплинарных взысканий по месту работы. Существует лишь возможность опротестовать решение конкурсной комиссии в судебном порядке.  Вообще, я думаю, следует пояснить, что заявки участников конкурса принимаются в запечатанных конвертах, так что члены комиссии не имеют возможности заранее узнать об оценочной стоимости заказов. Тем не менее, повторюсь, были попытки продвинуть более дорогого подрядчика. Но ничего не получилось, потому что мы делаем все возможное для того, чтобы этого не происходило».

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!

«Первый конкурс, который нами проверялся, проводился Управлением социальной защиты. Нарушение сводилось к тому, что Управлением закупались медицинские препараты, запрещенные к реализации. После этого мы проверяли администрацию Советского района. Там при проведении конкурса не был учтен весь перечень документов, необходимых при проведении работ. Это привело к тому, что предприятия, участвующие в тендере, не имели объективной возможности оценить объем и стоимость предлагаемых работ. Затем была проведена проверка документации конкурса, проводимого городской администрацией Советского. В ходе проверки выяснилось, что, во-первых, неправильно написали извещение о проведении конкурса, во-вторых, увеличили срок подачи заявок после того, как условиями конкурса никто не заинтересовался. По закону в таком случае конкурс должен быть признан не состоявшимся. Администрация должна отказаться от проведения конкурса, либо провести его повторно.

И, наконец, с жалобой на решение конкурсной комиссии к нам обратилось руководство предприятия «СУ-881». В результате проверки выяснилось, что в заявке данной организации был указан весь перечень работ, для выполнения которых и проводился этот конкурс. Заявленная цена была наиболее низкой по сравнению с ценой предлагаемой другими участниками. Тем не менее, приоритет отдали предприятию, оценившему подряд на три миллиона дороже, чем «СУ-881». Вот вам и размер бюджетного ущерба, который был предотвращен действиями прокуратуры. Кстати, руководитель победившего предприятия  является близким родственником человека из районной администрации».

А ЕСЛИ ПОКОНКРЕТНЕЙ…

 «В 2005 году проводилось порядка 500 конкурсов. Я просмотрел подшивку газеты «Путь Октября» и нашел информацию только о четырех. Этот факт уже сам по себе наталкивает на определенные размышления.

Проверки конкурсов носили комплексный характер. В большинстве случаев информация о конкурсах вообще не освещалась. Спрашивается, откуда тогда предприятия, участвующие в таких  конкурсах, по сути теневых, могли знать об их проведении? У нас есть основания предполагать, что были злоупотребления со стороны членов конкурсных комиссий. Сейчас по фактам ведется прокурорская проверка. Если выяснится, что в действиях членов комиссий имелся состав преступлений (например, превышение служебных полномочий), то речь может идти о возбуждении уголовных дел.

В частности, проводился закрытый конкурс по жилью, к которому было допущено только два предприятия — «Советское СУ» и «Ремжилстрой». К первому имеет прямое отношение господин Анфалов Н. И., учредителем второго является администрация Советского района. Все другие предприятия просто не знали ничего об этом конкурсе. Это незаконно, хотя формально все в порядке, документы оформлены, конкурс как бы состоялся, есть победитель.

Рассматривая результаты прокурорских проверок деятельности конкурсных комиссий прошлого года, можно сделать однозначный вывод: злоупотребления носили массовый, систематический характер. Причин такого положения может быть несколько. Я хочу обратить внимание на одну, которая, на мой взгляд, является определяющей. Дело в том, что у нас дотационный район, денежные средства поступают под конец года. Для проведения конкурса требуется месяц-полтора, и чтобы деньги не забрали обратно, их стараются по-быстрому оприходовать, проводят такие фиктивные конкурсы. С одной стороны прикрываются хорошими побуждениями, дескать, мы же в интересах района действуем, с другой стороны — это все же злоупотребление. Что касается финансовой части этого вопроса, то в оборотах таких конкурсов могут быть задействованы суммы порядка полумиллиона рублей. Как правило, это то, что остается после финансирования аппарата управления и объектов социальной инфраструктуры, по грубым подсчетам, конечно.

Проверки также проводятся и в отношении должностных лиц администрации Советского района на предмет незаконного осуществления ими коммерческой деятельности. Говорить о виновности либо невиновности кого-то преждевременно. Отмечу лишь, что за такое правонарушение чиновник должен быть уволен с работы. Поясню: по нашему законодательству государственную службу нельзя совмещать с бизнесом. Если у чиновника имеется в собственности частное предприятие, то он обязан передать его в управление третьим лицам.

Также мы рассматривали жалобу на работу бюджетной комиссии Думы. Дело в том, что в бюджет 2005 года вносились изменения уже в этом году. В настоящий момент  в суде лежит иск, так что вполне возможно, что основной финансовый документ Советского района за прошлый год может быть признан незаконным. Хочу отметить, что прокуратура проверяет все решения Думы, а также распоряжения всех Глав муниципальных образований, входящих в Советский район».

ДАВАЙТЕ ОБОБЩИМ

«Так как же вести себя руководителям предприятий, частных фирм, которые решат принять участие в конкурсе, объявленном районной либо городской администрацией? Предположим, некий подрядчик прочитал объявление о конкурсе в районной газете «Путь Октября», на что же ему следует обратить внимание? Ну, во-первых, на текст самого объявления. В статье 21 Федерального Закона о конкурсах (так его условно назовем): «В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны следующие сведения: форма торгов; наименование, место нахождение, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации; источник финансирования заказа; предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг и кратких характеристик такого товара и т.д.».

Второе, на что следует обратить внимание - это документы, которые подрядчик должен предоставить заказчику для того, чтобы его допустили к участию в конкурсе. Список этих документов строго регламентирован законодательством и не допускает отклонений как в ту, так и в другую сторону. Вообще лучше заранее ознакомиться с положениями статей 22, 23, 25 конкурсного закона. Там все прописано. 

Итак, из информационного сообщения, которое вы прочитаете в газете, должно быть понятно, что это за конкурс, на выполнения каких работ или оказания каких услуг. Должен быть указан объем работ, источники финансирования конкурса. Потом в конкурсную комиссию вы можете предоставить закрытый пакет своих документов: выписку из единого государственного реестра, наименование и месторасположение организации, контактные телефоны, документацию о финансовом состоянии предприятия, справку о том, что организация не имеет долгов, и, конечно же, цену контракта. То есть ту сумму, в которую предприятие-подрядчик оценивает свою работу с учетом расходов по выполнению условий конкурса. Конверты должны вскрываться в присутствии членов конкурсной комиссии при сопровождении видеосъемки или аудиозаписи. Результаты вскрытия пакетов должны оценивать, как стоимость контракта, так и качество выполнения работ.   

В заключении, хочу обратиться к руководителям тех предприятий, которые сомневаются в объективности членов конкурсных комиссий. Результаты конкурса можно оспорить и в судебном порядке, но это лишняя нервотрепка. Гораздо проще и быстрее можно разобраться, подключив контролирующие органы».

Материал подготовил Виктор СОБОЛЕВ

479

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки