Тема дня

13.12.2006 - 05:00

РЕЗОНАНС: ОТНОШЕНИЯ НАКАЛЯЮТСЯ

Интервью главврача Советской центральной районной больницы О.В. Быстрова и его выступление на «Норде» вызвало большой резонанс – в основном в среде медиков СЦРБ. Статью обсуждали с жаром, не соглашаясь со многими фактами и оценками деятельности персонала. Прошло время, эмоции поутихли, страсти поулеглись, однако желание высказаться, пояснить жителям района некоторые аспекты осталось. Поэтому группа врачей (их имена по понятным причинам мы не упоминаем) обратилась за помощью в редакцию газеты «Путь Октября». Для сотрудников больницы это серьёзный поступок – шаг отчаявшихся людей, которым уже нечего терять. Хочу заметить: на встрече с корреспондентом речь шла о врачах разных специальностей – в том числе и тех, кого среди собравшихся не было.

Фактическая зарплата

Медики считают, что прозвучавшая цифра средней зарплаты не от­ражает истинного мате­риального положения специалистов СЦРБ. По их мнению, если бы Олег Викторович хотя бы сказал, что врачи со стажем получают «чистыми» от 15 до 30 тысяч рублей, то людям было бы многое по­нятно. Более того, присут­ствующие, ничего не скрывая, выложили на стол свои расчётки...

Неэтично заглядывать в чужой карман, поэтому расскажу лишь, из чего складывается зарплата любого врача, но с ого­воркой: материальную по­мощь к отпуску во внима­ние не брали — это вид социальной помощи бюд­жетникам, а не зарплата. Врачи имеют оклад, соци­альную доплату, размер которых зависит от кате­гории, так называемую «кадровую» доплату — за выслугу лет (от 10 до 30 % от оклада). Далее в расчётках пошли разночте­ния. Кто-то не получает проценты за напряжён­ность труда, кто-то их имеет, но у всех они раз­ные. Наверное, так и дол­жно быть — ведь люди ра­ботают с различной на­грузкой. Только врачи не могут объяснить, от чего зависит этот вид начисле­ний — данные сведения до них не доводятся. В этой ситуации у них воз­никло вполне предсказуе­мое предположение: «Деньги распределяются по личным симпатиям». Ведётся ли учёт их пере­работки? Да, все аккурат­но сдают отчёты, указыва­ют количество принятых больных, т.е. выяснить фактическую нагрузку можно. Один из специа­листов рассказал, как он в течение длительного вре­мени перевыполнял норму приёма больных, но ниче­го за это не получал. Лишь однажды, не выдержав, напомнил экономисту, что в этот месяц его норма выполнена на 160 % — заплатили... 30 % напря­жённости. Кроме того, часть докторов получает доплату за вредность тру­да — за работу с кровью, гноем, инфекционными, психиатрическими боль­ными и т.д. — от 10 до 30 %.

Диспансеризация

Поинтересовалась я, насколько каждый из них перевыполняет норму. У всех выходит по-разному, но цифры впечатляют — в полтора-четыре с лишним раза. Кстати, в это число не входят пациенты дис­пансерных осмотров. Вра­чи работают на диспансе­ризации с мая, но денег за это ещё не получали. Им пообещали оплатить их труд, но, как известно, обещанного три года ждут. Тут же собравшиеся доба­вили, что диспансериза­ция — дело хорошее, очень нужное, т.к. выяви­лось очень много первич­ных больных с онкологией, артериальной гипертонией, сахарным диабетом и другой патологией. А на ранней стадии заболева­ния лечение бывает более эффективным. Но условия для проведения дополни­тельной диспансериза­ции не созданы. В боль­ших городах, к примеру, этим занимаются отдель­ные бригады специалис­тов. А у нас, если врачи выехали на предприятие или в учреждение, то стра­дают больные, которые пришли на приём. Получа­ется: одних лечат за счёт других? Врачи после таких осмотров «летят» в поли­клинику, чтобы что-то ус­петь — нагрузку им никто не уменьшал.

Медосмотры — отдельная песня

Медосмотры оплачи­ваются отдельно: бесплат­ные — узким специалис­там идут в общую нагруз­ку, а платные — приносят в карман врача и медсес­тры не более 7-8 %. (Это опять приблизительные подсчёты, так как с поло­жением по данному виду доплат коллектив не зна­ком — более того, по сло­вам докторов, в больнице даже нет коллективного договора). Возмущение врачей вызывает не сама сумма за их труд, а то, что процент от платных услуг получают те, кто к этому никакого отношения не имеет, — старшая сестра, менеджер, заведующий поликлиникой, замести­тель главного врача и т. д. А на тот же клей в больни­це нет средств.

Также сами врачи при­знаются: от такой бешеной нагрузки на медосмотрах страдает и качество об­служивания. Отсюда де­журные фразы: «Жалобы есть? Нет? До свидания». Конечно, не всегда и не у всех специалистов их слы­шат пациенты, но подоб­ные факты, к сожалению, есть.

Премии

Ещё один источник до­хода медиков — средства, поступающие по линии обязательного медицинс­кого страхования. Откуда эти деньги? Каждая меди­цинская услуга имеет свою цену, учёт ведётся по талонам. Часть средств, полученных от страховой компании, идёт на расход­ные материалы, медика­менты, содержание и пи­тание стационарных боль­ных, а часть — на премии персоналу. Выплаты зави­сят от наличия денег — могут быть раз в квартал, раз в полгода. Но информация о критериях преми­рования в поликлинике также не доведена до све­дения специалистов. Вра­чи привели пример тако­го случая подобного рас­пределения средств: ох­ранник получил 7 тыс. руб., сестра-хозяйка — 5 тыс. руб., а один из вра­чей — 800 рублей. Поче­му, не ясно.

Сейчас фтизиатры, наркологи, психиатры, ра­ботники молочной кухни, сотрудники инфекционно­го кабинета вообще не входят в перечень тех, кому премия по линии ОМС мо­жет быть начислена, так как относятся к категории федеральных специалис­тов. Хорошо, закон есть закон. Но, вероятно, глав­врач нашёл возможность их как-то поощрить — ведь они работают не хуже других? Нет! Естественно, люди обижены.

Каков же выход?

Может, плюнуть на пре­словутую «напряженку»? Раз всё равно врачи вы­полняют работу больше в 1,5-4 раза, то не легче ли попросить у руководства работать на 1,5-2 ставки? Тем более вакансии есть. Этот вариант специалис­тов не устраивает: приём увеличится не только по количеству пациентов, но и по времени. А в обязан­ности многих узких специ­алистов входят такие виды работы, как посещение больных на дому, консуль­тация в отделении, запол­нение различной докумен­тации... Поэтому, помимо часов приёма, доктор дол­жен иметь время для её выполнения. А если тру­диться на 1,5-2 ставки, то всё это просто физически невозможно будет успеть. А ещё есть семья. Вывод врачей один: пока не решена проблема с кадрами, они согласны перевыпол­нять норму в меру своих сил, но оплата за это дол­жна быть справедливой.

В чём корень зла?

Почему всё же, по мне­нию медиков, происходят данные несправедливос­ти? В чём корень зла? От­вет я получила один: идёт экономия средств. Одна­ко, как утверждают врачи, за 10 лет они ни разу не получали 13-ю зарплату.

За счёт чего происхо­дит экономия? Для приме­ра врачи рассказали о сентябрьской ситуации, когда не хватало специа­листов, а в больнице обя­зательно должен быть де­журный доктор, руководство приняло решение: специалистам сократили время приёма минут на 20 ежедневно, вместо этого они должны бесплатно де­журить. Просто не хотели платить людям, тем более что работа в выходные дни должна оплачиваться в двойном размере. Но при этом норма приёма боль­ных осталась прежней.

Кому нужна такая эко­номия, тем более если врачи даже в конце года не получают за это денег? Сейчас эту практику отме­нили — на дежурствах мо­жет подработать любой врач, в том числе из дру­гих лечебных учрежде­ний, и пациенты не стра­дают от сокращения вре­мени приёма.

 «Рубль бежит впереди вас»

Именно такое обвине­ние, по словам врачей, приходилось им слышать от Олега Викторовича Быстрова. Несправедливым они считают и его выска­зывание в интервью по поводу оказания экстренной медицинской помощи в нерабочее время, когда специалист дежурит на дому. «Олег Викторович перевернул всё с ног на голову, — рассказывает доктор. — По трудовому законодательству к сверхурочным работам руководитель может при­влечь работника лишь на 120 часов в год, осталь­ное время — с согласия специалиста. Почему док­тор должен дежурить на дому бесплатно? Кстати, с ноября этот вид труда оп­лачивается. Но никогда мы не отказывались помо­гать людям».

Грубость и хамство

Разговор о внутренних проблемах врачи не ста­ли бы выносить на суд общественности, если бы после интервью О.В. Быстрова к ним не ухудши­лось отношение пациен­тов. Среди населения бы­тует мнение, что медики, получая огромные деньги, не хотят работать, безоб­разно относятся к своим обязанностям. Да, случаи некорректного обращения есть. Более того, врачи согласны, что это недопу­стимо ни при каких усло­виях. Но и о бестактности и грубости некоторых па­циентов тоже не стоит молчать. Чего только не приходится слышать лю­дям в белых халатах: и та­лонами они торгуют, и раздают их по блату, а сколько проклятий, поже­ланий болезней, нецен­зурной брани, угроз типа «завтра же тебя уволят» звучит в их адрес! Как ра­ботать в такой обстанов­ке?!

Помнят врачи случай, когда распоясавшегося пациента усмирял выз­ванный наряд милиции — нарушитель заплатил 800 рублей штрафа и с тех пор стал культурнее. Это было всего один раз, в боль­шинстве случаев именно врачи выслушивают мно­го нелицеприятного. Одна из причин — нехватка та­лонов. Но виноват ли в этом доктор? Кадровую проблему должно решать руководство — и не звон­ками или распоряжением «этого пациента принять». Подобная практика, по мнению медиков, не ре­шает проблему, а усугуб­ляет — люди привыкают, что к скандалистам осо­бое отношение.

Вместо заключения

Негативные эмоции, обиды — всё это, по мое­му мнению, результат того, что отношения руковод­ства больницы с коллекти­вом не строятся на прин­ципах доступности инфор­мации. В этой ситуации можно посоветовать толь­ко одно: коллективу или отдельным людям нужно внимательно изучить Тру­довой кодекс и научиться защищать свои права; а проконсультировать мо­жет главный государ­ственный инспектор труда в ХМАО-Югре руководи­тель Югорской межрайон­ной группы инспекторов труда В.А. Малюшин. И па­циентов, и врачей, как бы это банально ни звучало, призываю к взаимному уважению: высокая или, наоборот, низкая зарпла­та, — это не повод для грубости или нетактично­сти. Ну а проблемы в орга­низации деятельности больницы, как и любого учреждения, всё же, согласитесь, должно решать руководство.

Г. Тропина.

735

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки