Мы не устаем демонстрировать нашим читателям то, что и рядом с нами есть масса интересных людей. Заговорив в курилке со случайным собеседником, нередко узнаешь что-нибудь любопытное про жизнь вокруг нас. Правда, желание человека говорить все как есть, часто пропадает, когда ему предлагаешь опубликовать разговор в газете. Тем более, если там будет фигурировать его имя и фотография. Для этих случаев и предназначена наша рубрика “Разговор не для газеты”.
В ней гость выступает под вымышленным именем и потому разговор строится доверительнее и проще. И вот очередного такого собеседника мы затянули в укромный уголок во время праздничной дискотеки. Громкая музыка, множество людей навеселе - обстановка для журналиста не совсем привычная, но вполне родная для Андрея (имя вымышлено), потому что он ди-джей. Вот что он нам рассказал.
Корр.: Андрей, как давно ты работаешь ди-джеем?
А.: Давно. Уже много лет.
Корр.: Как выглядит твой рабочий день или, вернее сказать, ночь?
А.: По-разному. У клубных ди-джеев работа начинается с открытием клуба, часов в 9-10, но народу в это время обычно еще нет, идет проверка оборудования, подготовка. У ди-джеев ресторанного типа, тех, кто работает на мероприятиях, работа начинается по-разному. В клубе работа заканчивается около 6 утра. Вообще все зависит от графика работы заведения.
Корр.: Во сколько после такой работы просыпается ди-джей?
А.: В 2-3 часа, это в лучшем случае. А когда страда бывает, работа идет в режиме нон-стоп. Например, предновогодние периоды, только проснулся - сразу на работу, с работы - спать.
Корр.: В режиме нон-стоп как долго приходилось работать?
А.: Крутить музыку нон-стоп, не ложась спать, такого у меня не было. А чтобы каждую ночь без выходных - это бывает перед каждым Новым годом примерно пару недель. Там вообще дня не видишь.
Корр.: Сейчас много говорят о том, что переводить часы на час раньше, на час позже вредно, потому что люди от этого чувствуют себя плохо, впадают в депрессии и прочее. А как твое здоровье, когда вообще все временные нормы вверх тормашками?
А.: Работая ди-джеем, конечно, это ощущаешь, но не так критично. Есть и другие издержки профессии - громкий звук, например. Люди приходят в клуб отдыхать - потанцевали и ушли, а нам приходится до 5-6 утра слушать громкую музыку, дышать сигаретным дымом.
Корр.: Глухота не появляется?
А.: Есть такие проблемы у ди-джеев, которые долго работают. Существуют, конечно, специальные заглушки в уши - беруши.
Корр.: В Советском и Югорске увеселительные заведения каким-то образом отличаются друг от друга: по публике, по специфике?
А.: Сильно. Разница между городами заметная. В Советском тоже много людей, имеющих возможность тратить много денег, но в Югорске таких на порядок больше. Деньги меняют людей. В Югорске уровень заведений в более качественном формате, чем в Советском.
Корр.: Часто от местной молодежи как в Советском, так и в Югорске приходится слышать, что у нас мало мест для досуга, а те, что есть, убогие. Понятно, что количественно не хватает заведений, а качественно?
А.: Самое главное, чего у нас не хватает - этоинтересных идей. Раньше у нас сама молодежь что-то придумывала, были даже какие-то игры, когда на машинах ездили, что-то искали, соревновались. Всякие тусовки организовывались, сейчас ничего такого нет.
Корр.: Может, просто раньше были люди – пара-тройка человек, которые все это затевали? Сейчас они выросли из этого, куда-то уехали, семьи завели. Или это системная вещь - подрастает поколение, которому ничего не нужно?
А.: Возможно второе. Мне кажется, что поколение теперь другое, не плохое, а просто другое. Люди отличаются. Может, понимают, что смысла что-то делать нет, глядя на состояние дел вокруг, и теряют желание, энтузиазм. Советский и Югорск очень разные города, но в этом они схожи - молодежи дышать в них тяжело.Мне кажется, что наша власть не сильно вмешивается в земную жизнь молодежи. Она где-то там за облаками живет и работает. Вот когда крупная драка, поножовщина происходит, они обращают внимание. Но, как правило, их методы реагирования: прикрыть, закрыть, наказать. Создадут еще одну комиссию по разбору ситуации, получат премии за напряженку, и все окей.
Корр.: Ну не будем увлекаться политикой, вернемся к нашим баранам. Есть ли в наших заведениях фейсконтроль, и как он осуществляется?
А.: Не то чтобы фейсконтроль, но не всех и всюду могут пустить. Есть формулировка, что клуб - это частное заведение: кого хотим, того пускаем.
Корр.: А как же пресловутые права потребителей? Если речь идет о клубе - это хоть как-то понятно. У нас клубов, мягко говоря, мало. А как быть с ресторанами, куда приходит человек, грубо говоря, в футболке и кроссовках и его не пускают? С точки зрения закона, как это выглядит? Да и мода сейчас такая демократичная.
А.: Если брать ваш пример с рестораном, то владельцы, должно быть, придерживаются концепции, что человек должен прийти в ресторан хорошо одетым. Нацелено это все на то, чтобы народ, приходящий в ресторан, видел, что там сидит хорошо одетый контингент. Это менталитет капиталистический. Но парадокс в том, что если брать Европу, там от этого уже отошли. Там на этом уже давно никто не заморачивается - им важнее, что в голове у человека и в кошельке. А у нас есть такие клубы, куда могут не пускать даже тех, кто просто не понравился, пусть он даже прилично выглядит.
Корр.: В крупных городах есть тематические клубы и, соответственно, тематические ди-джеи. А у нас ди-джей должен быть универсальным?
А.: Чтобы зарабатывать деньги, здесь таким и нужно быть. Сейчас ди-джей должен выступать, как артист. Если настраиваться на будущее в отрыве от нашей местности, то лучше играть в одном своем направлении. Еще есть такой момент, что не каждый может сначала отыграть в ресторане, а потом играть в клубе. Надо уметь перестраиваться.
Корр.: Где обычно берут музыкальный материал?
А.: Покупают диски, а сейчас в основном из интернета.
Корр.: А как обстоят дела с авторским правом?
А.: Никак. Никто этого не отслеживает. На дисках пишут «только для частного прослушивания». Если служба по защите прав потребителей найдет такой диск в клубе, это может грозить большим штрафом. Но доказать это очень сложно. Никак не узнаешь, купил я этот трек за три доллара на специальном портале либо скачал его «ВКонтакте». В нашей стране этот закон не работает. Если взять клубную культуру Европы, у них сначала заключают договор с авторами песен, и только потом ди-джею можно использовать музыку в работе.
Корр.: А оборудование? Ди-джей обычно имеет свой комплект или на клубном работает?
А.: Всяко бывает. Рекомендовано, конечно, свой иметь.
Корр.: Сколько стоит комплект?
А.: Цены лавируют. Минимально хороший пульт стоит от 30 тысяч. Самый хороший - от 150 до 300 тысяч.
Корр.: Вернемся к вопросу о публике. Есть у вас разделения по социальному уровню, возрастному цензу или тусуются все подряд?
А.: Да, скорее, все подряд, те, у кого есть деньги в возрасте от 16 до 50 лет.
Корр.: Как так от 16? А как же законс 10 часов несовершеннолетним вообще нельзя появляться на улице и в общественных местах без родителей?
А.: Сначала появление этого закона повлияло на людей, начали спрашивать паспорта при входе, некоторых даже отправляли домой. Потом это все потихоньку забылось. Сейчас, мне кажется, в 16-17 лет можно пройти в любое заведение. Смотрят на это сквозь пальцы, выручку делают.
Корр.: Вообще интересно наблюдать, кто как себя ведет в ходе вечеринки: в начале, в середине, в конце? Сильно публика меняется?
А.: Под влиянием алкоголя сильно. Но это не очень интересно. Плохо, когда посетитель создает дискомфорт, начинает приставать. Приходится объяснять, что Сердючку в разгаре хаус-вечеринки я не могу поставить, сколько денег мне ни давай.
Корр.: А во время работы ди-джей сам употребляет спиртное?
А.: По сути, да. Бывает, что это помогает, потому что выпившую публику легче понять, если сам на той же волне. Я считаю, что это нормально.
Корр.: Заметны какие-то изменения в том, как себя вела пьяная аудитория несколько лет назад и сейчас? Она более раскрепощенная, наглая или, наоборот, культурная?
А.: Все по-старому. Когда мозги затуманены алкоголем, большинство людей чувствует себя отлично, расправляет крылья. Нет разницы с прошлыми годами. Я не люблю, когда люди начинают драться, устраивают поножовщину. Молодежь дралась во все времена, но я считаю, что драки должны быть вне заведения, в другом месте. Вообще мне кажется, судя по обстановке, 90-е возвращаются обратно. Все больше ощущается, что криминал рулит. Появилась романтика 90-х, особенно среди молодых, которые тогда только родились.
Корр.: Есть отличия, когда гуляют так называемые «сильные мира сего» или простой народ?
А.: Конечно, есть. Человек, наделенный властью, ведет себя совершенно по-другому. Границы его морального поведения довольно размыты. Это проявляется вплоть до применения физической силы в отношении других людей. Причем он ощущает безнаказанность и начинает кричать, что все может - закрыть заведение, поувольнять всех. Не только у людей власти это заметно, но и у работников правопорядка. Люди, находясь в опьянении, начинают вести себя неадекватно, обещать закрыть на 15 суток ни за что. С такими людьми надо уметь разговаривать, списывать на то, что народ пьяный, и не принимать это близко к сердцу.
Корр.: Не было такого, чтобы были последствия?
А: Не было. Обычно все проходит. Извинений, правда, тоже не бывает.
Корр.: Какие-то выдающиеся инциденты есть на твоей памяти?
А.: Конечно, есть. Однажды пьяный начал курить в зале, хотя курить было запрещено, к нему подошел официант, сказал об этом. Тот начал кричать, угрожать, что всех расстреляет и, действительно, достал пистолет и стал стрелять в потолок. Причем время было еще не позднее, 10 вечера, народ еще сидел, ужинал. Вызвали милицию, его увели.
Корр.: Много людей, которые постоянно ведут такой ночной образ жизни?
А.: Конечно, в основном это работающая молодежь. Они стараются каждый выходной где-нибудь зависнуть.
Корр.: Есть сейчас такое веяние - проведение тематических вечеринок, то пижамных, то бикини. Расскажи о каких-нибудь интересных по твоим наблюдениям.
А.: Тематические вечеринки у нас проходят не на высшем уровне. Это проблема маленького города - все друг друга знают, комплексуют. Ав других городах всякие бывают. Можно организовать тематическую вечеринку из ничего, например, стульную, когда каждый приходит со своим стулом.
Корр.: Есть такое обывательское мнение, что вся эта ночная жизнь, также как лозунг у хиппи: секс, наркотики, рок-н-ролл. Что у нас сейчас процветает из этой троицы? Рок-н-ролл здесь, конечно, понимается не как направление в музыке, а как отношение к жизни.
А.: Это зависит от людей. Нынешняя молодежь в основном за здоровый образ жизни. В клубах встречается категория людей, которая не пьет, а приходит просто потанцевать. По крайней мере, среди молодежи мало таких, кто упивается в хлам. Это присуще старшему поколению. В плане тех же наркотиков, каждый сам выбирает по какому принципу жить. Есть и те, кто как хиппи живут.
Корр.: Как сложно достать наркотики сейчас?
А.: У каждого свои каналы. В основном наркотики употребляются химические. Я думаю, что людей, которые приобщаются к наркотикам, сейчас становится все меньше. Секс - это как раз неизменно. По крайне мере, в наших увеселительных заведениях разврата нет.
Корр.: А часто проводятся рейды полиции, наркоконтроля?
А.: При мне такого ни разу не было. Рейды проводятся в больших городах, в гламурных клубах, где золотая молодежь отдыхает, употребляет наркотики, у нас такого я не встречал.
Корр.: А в целом как оцениваешь порядок и безопасность в наших заведениях?
А.: На троечку. Безопасность так себе.
Корр.: Где более защищенным себя чувствуешь - у нас или в каком-нибудь большом городе и как ди-джей, и как посетитель?
А.: Как посетитель - и там, и там одинаково. А как ди-джею мне в больших городах намного спокойнее. Там все строже, к тебе не могут просто так подойти, что-то сказать, потому что есть охрана, которая никого не подпускает.
Корр.: Из чего складывается доход ди-джея?
А.: Обычно ди-джей устанавливает цену, если он уже где-то гастролировал или если он резидент какого-то клуба, то есть прикреплен к клубу. Ди-джеи, как работники, не включены в штат. Еще заработать можно на заказе треков, композиций, которые стоят от 50 до 200 рублей.
Корр.: А вымогательства со стороны ди-джея бывают, когда он, если музыку не заказывают, включает всякую муть?
А.: Есть такие работники. Я пробовал так делать, но у меня, честно говоря, не получается, сам себя мучаешь. Я могу даже в ущерб себе поработать, лишь бы народ был рад.
Корр.: Что в твоей профессии ты можешь выделить как большой плюси как большой минус?
А.: Самый большой плюсв том, что эта работа требует от меня творческих затрат и только. К тому же, есть возможность всегда находиться в центре внимания, сильно не напрягаться, работать в кайф. Мне это очень нравится. А минус- это пьяный народ, ночной образ жизни.
Корр.: Если твоя работа - это то место, где люди отдыхают, то как же ты сам отдыхаешь?
А.: Я отдыхаю на работе (смеется). Если даже прихожу в клуб, я не могу нормально отдохнуть, все время смотрю на работу ди-джея. Корр.: Спасибо за интересный разговор.
Беседовал В. Турин
Комментарии