Тема дня

03.09.2014 - 00:15

Страховщики поднимут ОСАГО в 1,5 раза и уйдут на банкротства

С сегодняшнего дня в России начали действовать новые поправки в закон об автогражданской ответственности. Власти, с одной стороны, упростили жизнь автовладельцам, навесив больше обязанностей на страховые компании, но все эти новшества могут выйти боком страхователям. Уже этой осенью Центробанк планирует повысить ставку по тарифу на ОСАГО. Речь пока идет о 30-процентном росте. Но дальше может быть больше. Участники рынка говорят, что для покрытия издержек на все нововведения необходимо увеличить стоимость страховых полисов как минимум в 1,7 раза. Ведущие страховые компании уже начали урезать количество данных документов. На рынке ощущается их дефицит. Общественники предрекают, что вскоре может и вовсе начаться волна банкротств и передел рынка.

 С 1 сентября жизнь владельцев автомобилей существенно упростилась. В силу вступили новые поправки в страховое законодательство, которые оговаривают нюансы возмещения убытков в рамках полисов обязательной автогражданской ответственности (ОСАГО). К примеру, теперь участник ДТП сможет выбрать – получить ли со страховой компании деньги для возмещения ущерба или выбрать соответствующее техобслуживание в автосервисе, с которым у страховщиков заключен договор. Также теперь страховщик обязан в течение 20 календарных дней со дня получения от потерпевшего полного пакета документов осуществить выплату, выдать направление на ремонт или направить мотивированный отказ. Раньше эта процедура могла занимать 30 дней. В тестовом режиме власти ввели обязательные досудебные разрешения споров по ОСАГО. Если потерпевший недоволен действиями страховой компании, он не может сразу пойти в суд. Сначала ему придется направить жалобу в страховую компанию, где в течение 5 дней ему обязаны ответить на обращение. А уже потом, если предложенное не удовлетворит человека, он сможет пойти в суд. Такой порядок в качестве эксперимента будет работать до 1 июля 2015 года, дальше чиновники определят, стоит вводить его на полноценную основу, либо от такой схемы лучше отказаться.

Кроме того, закон предусматривает более полную защиту интересов клиентов страховых компаний от недобросовестных действий посредников. Страховщик теперь будет нести ответственность по всем договорам, даже если они заключены при несанкционированном использовании бланков.

По словам председателя союза автостраховщиков уральского региона «Белый соболь» Олега Ципулина, эти изменения в первую очередь направлены на то, чтобы улучшить качество предоставляемых в рамках страхования автогражданской ответственности услуг. «Сейчас на рынке довольно много недобросовестных агентов. Кроме того, выявляются факты фальсификации полисов. Эти поправки как раз обезопасят людей от страховых мошенников», – подчеркнул он.

Стоит отметить, что это уже вторая волна поправок в закон об ОСАГО. Первые вступили в силу со 2 августа 2014 года. Тогда были внесены изменения, которые обязывают потерпевших в ДТП обращаться за возмещением ущерба только в свою страховую компанию.

«Августовские изменения заставят страхователя более тщательно подходить к выбору компании, в которой он страхуется. Если раньше на это можно было махнуть рукой и взыскивать деньги через компанию виновника ДТП, то сейчас так не получится. После ДТП, в котором вы будете выступать пострадавшей стороной, нужно будет писать заявление в свою страховую, а уже она будет предъявлять регресс второму страхователю», – обрисовал ситуацию страховой агент, занимающийся выдачей полюсов ОСАГО.

По его словам ранее из-за вариативности обращения в страховую – можно в свою, а можно в компанию виновника ДТП – участники рынка использовали специальные бизнес-схемы по уходу от выплат.

 «Первым на это пошел «Росгосстрах». Они перенесли свердловский региональный отдел по урегулированию споров по ОСАГО в Каменск-Уральский. Для чего они это сделали: человек, который застраховался в «Росгосстрахе», в случае ДТП должен был либо ехать в Каменск-Уральский для фиксации последствий ДТП, либо обращаться в компанию обидчика. Другая компания, «Альфа-страхование», перенесла свой отдел урегулирования еще дальше – в Серов, чтоб не каждый доехал. Теперь страхователям нужно внимательнее смотреть на этот нюанс, потому что для того чтобы возместить свои убытки, клиентам этих двух компаний придется ехать в эти отдаленные города и «предъявлять» транспортное средство для фиксации повреждений», – говорит собеседник издания.

Все же со вступлением закона в силу простые люди на первых порах больше выиграют, чем проиграют. По заявлениям же страховщиков, поправки в законы «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» принесут им дополнительные убытки, так как действующий тариф ОСАГО не покрывает их расходов.

Общественники также заявляют, что страхование автогражданской ответственности при нынешних ценах на полисы убыточно для страховщиков. «Российский союз автостраховщиков (РСА) ежегодно проводит актуарный мониторинг страховых тарифов по ОСАГО на их соответствие складывающейся убыточности данного вида страхования», – говорится в материалах союза.

Стоит напомнить, что кроме описанных ранее поправок, изменения подразумевают с 1 октября 2014 года увеличение страховых сумм, в пределах которых возмещается вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потерпевшего. Этот показатель вырастет с 120 тыс. до 400 тыс. рублей.

По словам уральского страхового агента, работающего по договору сразу с восьмью ведущими компаниями на рынке автострахования, на фоне появления информации о росте суммы возмещения вреда страховщики резко снизили количество выпускаемых полисов ОСАГО. «Еще несколько месяцев назад у нас был серьезный дефицит полисов. Компании просто перестали поставлять их агентам в требующемся объеме. Ситуация немного разрядилась после того, как власти официально заявили, что тариф на такой вид страховки будет увеличен. Но полностью проблема не решена до сих пор, небольшой дефицит на уральском рынке все же присутствует», – говорит собеседник «Правды УРФО».

Получить официальные комментарии сложившейся ситуации у ведущих страховых компаний на момент написания статья изданию не удалось. Ранее «Правда УРФО» подробно рассказывала о том, как страховщики пытались выйти из положения, вынуждая вместе с обязательной страховкой автогражданки покупать, к примеру, полисы страхования жизни и здоровья. Читатели издания сообщали о том, что подобные случаи наблюдались и в других регионах УРФО, но лишь Челябинское УФАС анонсировало скорое возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства сразу 20, в том числе федеральными, игроками этого рынка.

«Прайм» со ссылкой на федеральные власти говорит о том, что изменения, увеличивающие стоимость полисов ОСАГО, скорее всего вступят в силу с 1 октября 2014 года. Единовременный рост тарифов не должен превысить 30%. Центробанк будет устанавливать тарифный коридор, в рамках которого смогут конкурировать страховщики. Предполагается, что его нижняя граница будет установлена на уровне 25%. А еще 5% останутся для маневра между конкурентами.

По словам Олега Ципулина, корректировка страховых тарифов давно назрела. «Это повышение тарифов не покроет текущих расходов страховщиков. Базовый тариф не корректировали с 2003 года, а расходы компаний значительно выросли. Все это привело к дисбалансу стоимости и качества предоставляемых услуг», – подчеркнул он. По мнению эксперта, текущий тариф, для того чтобы ОСАГО не приносило убытков страховщикам, нужно увеличивать как минимум на 40-60%.

«В результате проведенных дополнительных расчетов было определено, что необходимое увеличение базовой ставки страхового тарифа по ОСАГО только из-за увеличения лимита ответственности до 400 тыс. рублей в 2014 году составит 28,3%. Тогда оценка необходимого увеличения составила 39,2%», – говорится в статистических материалах российского союза автостраховщиков.

Центробанк также заявлял, что россиян может ждать и еще одно повышение тарифа на этот вид страхования, связанное с грядущим ростом лимита ответственности при причинении ущерба жизни/здоровью со 160 до 500 тыс. рублей. Произойдет это с 1 апреля 2015 года. Эксперты РСА посчитали, что вступление в силу апрельской поправки потребует роста тарифа еще на 24,23%.

Представители союза сделали вывод, что «в случае вступления в силу всех указанных изменений в страховое законодательство ставки по договорам ОСАГО, заключенным в период со второго полугодия 2014 года по первое полугодие 2015 года, следует увеличить на 70,5%», – говорится в материалах союза.

По мнению Олега Ципулина, если не произойдет серьезного роста цены на полисы ОСАГО, даже самые крупные страховщики, специализирующиеся на этом сегменте рынка, будут находиться на грани банкротства. В таком случае, во-первых, стоит ожидать изменения структуры страхового портфеля с постепенным сокращением блока неэффективного страхования, а во-вторых, передела рынка страхования, с которого уйдут мелкие игроки, не сумевшие перестроиться на другие, более выгодные услуги. «Не исключаю, что банкротства будут, но в этом случае все обязательства таких компаний перед их клиентами будет выполнять РСА», – подытожил он.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.
Автор:

Мария Шароглазова

526

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки