Тема дня

19.03.2014 - 06:00

СЯДЕТ И ТОТ, И ДРУГОЙ

С этим человеком мы хотели поговорить еще полгода назад, когда подготавливали к публикации материал «Дурь в городе», но нам это не удалось. И вот в канун Дня работника органов наркоконтроля он сам изъявил желание пообщаться. Сегодняшний гость нашей редакции – заместитель начальника Няганского отдела УФСКН по ХМАО – Югре А.А. Чуркин. 

Корр.: Андрей Александрович, в нашей газете были неоднократные публикации на тему наркомании, из которых у читателей может сложиться впечатление, что ситуация с наркоманией у нас весьма тревожная, можно уже бить в колокола. Насколько Вы согласны с такой точкой зрения?

А.А.: Анализируя прошедший период, к примеру, 2011-2013 годы, нельзя сказать, что наркопреступность увеличилась, но и нельзя сказать, что есть тенденция к улучшению ситуации.Наблюдается снижение возраста людей, которые употребляют наркотики. Если раньше это были те, кому за 20 лет, то сейчас - до 20 лет. Сегодня молодежь все больше употребляет синтетические наркотики, которые распространяются как зараза. Их якобы подкупает легальность синтетики. Но надо понимать, что все, подчеркиваю, все вещества, реализуемые под видом курительных смесей, нелегальны, так как являются наркотическими веществами, аналогами или их производными.

Корр.: Какова ситуация с оборотом наркотиков на сегодняшний день?

А.А.: Количество наркотиков не уменьшается ни по объему, ни по номенклатуре. Конечно, многое зависит от того, как работает мое подразделение, с какой отдачей. Если перейти к цифрам, то в этом году на территории Югорска и Советского нами уже изъято 870 г синтетических наркотиков, в прошлом году - 2,3 кг, но здесь, кроме синтетики, учитывались еще и сильнодействующие препараты для похудения, содержащие сибутрамин, и анаболические стероиды, которые запрещены на территории РФ. Такое увеличение связано с открытием федеральной трассы из Екатеринбурга, откуда в основном завозятся наркотические вещества.

Корр.: А что касается тяжелых наркотиков?

А.А.: Вообще нет такого понятия, как тяжелые наркотики, но я понял вас. С 2009 года мы не изымали таковых. Сейчас все меньше наркотических веществ, которые вводятся внутривенно, в основном употребляют курительные смеси: порошки, которые смешиваются с травой. Эти смеси заменили тот же самый героин. Есть группы людей, которые предпочитают употреблять наркотические средства группы амфетаминов.

Корр.: Вы сказали, что сейчас в основном употребляет молодежь до 20 лет. Тогда скажите, как обстоят дела с этим в ночных клубах?

А.А.: Мы проводим рейды в этих местах. Но нами ничего не выявлено. Вообще работа с молодежью становится все тяжелее и тяжелее, ведь у нас век информационных технологий.

Корр.: В принципе, картина более или менее понятна, а есть ли какая-то статистика?

А.А.: По изъятиям я уже сказал, а по преступлениям: в том году было возбуждено 86 уголовных дел, за истекший период этого – 27. Конечно, регистраций намного больше. Как правило, постановления по обновлению списка запрещенных препаратов запаздывают. Так что бывает так, что препараты изъяты, а по документам они еще не запрещены. Если сравнивать этот же период прошлого года, то тогда было на 12 преступлений меньше.

Корр.: Какая-то противоречивая динамика получается. С одной стороны, тяжелых наркотиков нет, клиническая ситуация улучшилась, а с другой, количество преступлений растет.

А.А.: Возможно, это выглядит так. Я поясню: наше направление – крупные изъятия. Мы работаем с организованными группами и контрабандами. А так как с каждой группой ведется тщательная работа, то мы не можем управиться за два-три дня. Поэтому получается, что в начале каждого года мы задерживаем людей, работа с которыми велась в прошлом году.

Корр.: Если ситуация становится лучше, то это можно воспринимать как заслугу органов наркоконтроля, а если хуже, то недоработки. Как Вы оцениваете, хорошо вы работаете или не очень?

А.А.: Во-первых, хочу сказать, что не только мы ведем борьбу с наркоманией, а также и правоохранительные органы в целом, и ФСБ. Во-вторых, я считаю, что мы работаем хорошо, раз есть такие результаты. Конечно, «пять» поставить, я побоюсь, а вот «четыре» в самый раз.

Корр.: Какие территории входят в ваше ведомство?

А.А.: Города Югорск и Советский, Советский, Березовский и Белоярский районы.

Корр.: Про Югорск и Советский Вы уже сказали. Какова ситуация в других подведомственных территориях?

А.А.: Не такая, конечно, как в Югорске и Советском.Население выходит и на президента, и на правительство РФ, и на директора ФСКН с просьбой помочь им в борьбе с этой проблемой.

Корр.: В структуре наркооборота насколько большую долю занимают спайсы?

А.А.: За год бывает всего 3-4 изъятия натуральных наркотиков: гашиша, марихуаны, а остальное - синтетика, а также стероиды, сибутрамин, амфетамин.

Корр.: В наших публикациях помимо всего прочего мы вели речь о специальном оборудовании, которое предназначено для выявления спайсов. Как сейчас с ним обстоят дела?

А.А.: С 2008 года у нас есть аппарат, распознающий наркотики, которые мы изымаем. Он установлен в Нягани. А аппарат, о котором вы говорите, предназначен для освидетельствования людей. На данный момент он уже запущен. Главный врач ПНД сказал, что скоро состоится его официальное открытие…

Корр.: Такое ощущение, что запуск аппарата приурочивали к Дню работника органов наркоконтроля.

А.А.: На самом деле, хотели так сделать. Но опять же не получается, потому что СЭС в помещении нашла какую-то палочку.

Корр.: Сначала была долгая закупка, потом некие проблемы с персоналом, потом сложности в программе, а теперь что-то там СЭС нашла. Возникает вопрос: это не чья-то заинтересованность? Ходили слухи, что если аппарат начнет работать, то и в Советском, и в Югорске статистика по наркомании ухудшится, поэтому чиновники и тянут с открытием.

А.А.: Это только слухи,такого не может быть. Аппарат уже работает. Просто открытия еще не было.

Корр.: Что даст его запуск, и насколько он поможет в борьбе с наркоманией?

А.А.: С помощью него будет осуществляться профилактика. Например, мы конкретно знаем, что человек употребляет, но тест то показывает, то нет. Тогда отправляем его провериться на этом аппарате, и здесь уже не поспоришь.

Корр.: Что сейчас грозит за сбыт и хранение наркотиков?

А.А.: Сроки ужесточены. Существует три вида сбыта и хранения наркотиков: значительный, крупный и особо крупный. Сроки за сбыт – до 8, до 12 лет и пожизненное лишение свободы соответственно. За хранение – до 3, до 10, до 15 лет. Для каждого вида наркотика свои нормы по массе. Возьмем распространенные сейчас спайсы. Значительный размер - 0,01 г, крупный – 0,05 г, особо крупный – 100 г. Расфасовки идут по 1 г. То есть, если у человека для себя есть один пакетик спайса, ему грозит от 3 до 15 лет лишения свободы. Но, как правило, если человек ранее не был судим за подобное правонарушение, ему назначается наказание в виде условного срока.

Корр.: Учитывая, что в Ваших руках находятся такие значительные весомые механизмы, то на Вас и Ваших сотрудников ложится особая ответственность. Вообще как у Вас дела с кадрами?

А.А.: Коллектив у меня 11 человек, из них 50 % - это люди, которые работают с самого основания, с 2003 года. Я готов заручиться за каждого. Конечно, людей не хватает, но что делать.   

Корр.: Раз Вы так ручаетесь за своих сотрудников, то вопрос о том, уверены ли Вы, что Ваши сотрудники не крышуют барыг, снимается.

А.А.: Естественно. В соцсетях, а также в газете «Мой город без цензуры» нас пытались очернить, доказать обратное, но ничего не вышло. К нам приезжали с проверкой из окружной прокуратуры, проверяли не только меня, но и всех моих сотрудников. Ничего, что там было размещено, не подтвердилось.

Корр.: Есть такое мнение, что у кого нет возможности и денег, может и за килограмм мака сесть, а некоторых даже серьезных преступников, если у них есть хорошие адвокаты, отпускают. Такое прослеживается?

А.А.: Нет. Здесь суд очень строг. Сядет и тот, и другой.

Корр.: И за мак?

А.А.: Югорск и Советский – первая территория в округе, где стали распространять мак. Экспертиза подтвердила, что семена мака содержат наркотическое вещество — опиум. В этом направлении была проведена работа, и лица, которые осуществляли сбыт данного мака, были привлечены к уголовной ответственности. Конечно, не все виды мака его содержат. Есть обычный кондитерский мак, который проходит специальную обработку.

Корр.: Так можно мак выращивать или нет?

А.А.: Только цветочный.

Корр.: А коноплю?

А.А.: Можно выращивать коноплю, которая не содержит определенное количество наркотического вещества.

Корр.: Разве не судят по количеству кустов? Вроде, до десяти штук допустимо. 

А.А.: Даже за один куст, содержащий наркотические вещества, будет либо административная, либо уголовная ответственность.

Корр.: У нас в магазинах продают семена конопли. Допустим, их кто-то купил и начал выращивать. Но ведь неизвестно, что это за конопля, сколько в ней наркотических веществ. Как быть?

А.А.: Мы все это отслеживаем. Если семена конопли продаются в магазине, значит, продавец должен гарантировать, что все легально, у него есть соответствующие документы.

Корр.: Продолжим тему насчет ответственности и порядочности сотрудников Вашего ведомства. Приходилось слышать такую страшилку, что представители власти, да и обычные люди, расправляются с неугодными подкидыванием наркотиков. Были ли в Вашей практике такие случаи?

А.А.: На данный момент таких фактов не было. Все не так просто. Здесь есть свои тонкости. Любая информация проверяется. Мы не можем по первому же сигналу приехать и закрыть человека.

Корр.: В России усложнен оборот обезболивающих препаратов. По некоторым данным, в сравнении со странами Евросоюза у нас тяжелобольные пользуются обезболивающими в сотни раз меньше. Сейчас обсуждается вопрос об упрощении. Некоторые считают, что это только усугубит ситуацию с наркоманией. А как Вы относитесь к данному предложению?

А.А.: Русский народ таков, что если дашь добро, то будет только хуже. Мне кажется, механизм отработан: кому нужно, тому дают, никого не обделяют. Вообще эти препараты не то что ограничены, они запрещены в свободной продаже на территории РФ и отпускаются только по рецептам строгой отчетности. В общем, я против либерализации. Пример, с 1 января 2012 года введен рецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов на территории РФ, как результат на территории г. Югорска и Советского района исчезли из статистики правоохранительных органов притоны для изготовления и употребления наркотических средств, которые являлись большой проблемой для территории.   

Корр.: Расскажите, а как происходит уничтожение наркотиков?

А.А.: Наркотики уничтожаются в Нягани на свалке. Присутствует комиссия, в состав которой входят представители администрации, прокуратуры и др. Все препараты упакованы, проштампованы, сверяются по списку. Их бросают в бак и сжигают.

Корр.: Один из наших собеседников высказал такое предположение, что ограничение продажи алкоголя может повлиять на количество наркоманов среди молодежи, так как молодые люди обычно развлекаются вечерами, после восьми, когда и бутылку пива не купишь. А наркотики круглые сутки, только позвони – привезут. Что Вы думаете по этому поводу?

А.А.: Во-первых, человек должен знать, где взять. Во-вторых, люди, которые продают наркотики, предпочитают работать с большими заказами, им нужны деньги. И вообще, если бы наркотики было так просто достать, то и работа у нас была бы намного легче.  

Корр.: Вы как-то взаимодействуете с ПНД, «Вефилем»?

А.А.: Да, взаимодействуем. Сообщаем людям об этих организациях, направляем их туда.

Корр.: У нас появилась общественная организация «Югорск без наркотиков». Контактируете с ее участниками и видите ли смысл в существовании таких организаций?

А.А.: Да, мы общаемся. Конечно, смысл есть. По их информации уже была задержана группа лиц, занимавшаяся сбытом наркотических средств.

Корр.: Наш «Югорск без наркотиков» - лайт версия большого «Города без наркотиков».  Как Вы относитесь к их методам борьбы с наркоманией?

А.А.: Я знаю только по слухам. Конечно, отрицательно. Мои коллеги из Екатеринбурга рассказывали, что сначала взаимодействовали с этой организацией, получали информацию, но потом «Город без наркотиков» стал переходить барьер закона. Многие его участники были осуждены за незаконное проникновение в жилище, за то, что незаконно удерживали людей.

Корр.: Каковы доминирующие элементы социального портрета наркомана?

А.А.: Мы занимаемся сбытчиками наркотиков, так что я скажу о продавцах. Привлекаем и советчан, и югорчан одинаково. Среди молодежи в основном это учащиеся или неработающие. Обычно из хороших и состоятельных семей. Просто ребята хотят быстро и легко денег «поднять».

Корр.: Вы общаетесь с потребителями наркотиков. Скажите, зачем они это делают?

А.А.: Чтобы расслабиться. Молодежь хочет попробовать что-то новенькое, кого-то не цепляет, а кто-то действительно подсаживается.

Корр.: Всем, кто к этому так или иначе причастен, мы задаем один вопрос: что делать людям, у которых возникло подозрение, что их близкие употребляют?

А.А.: Они могут обратиться к нам, и не надо этого бояться, мы же не будем его сразу освидетельствовать. Также они могут обратиться в ПНД.

Корр.: Вы согласны с тезисом, что бывших наркоманов не бывает?

А.А.: Да, согласен. Человек может лет 5-10 не употреблять, но потом сорваться. Бывают разные жизненные ситуации: либо радость, либо горе. Бывших алкоголиков и курильщиков тоже не бывает. Конечно, есть люди, которые держатся, но мне кажется, что их единицы. Возможно, я не прав.

Корр.: Что мешает качественно вести борьбу с наркоманией?

А.А.: Серьезных препятствий нет. Но я уже в который раз хотел бы поднять вопрос о здании, в котором мы размещаемся. На данный момент мы находимся в здании старой второй школы в Советском. Если бы мы были отдельным отделом управления, то, думаю, проблем бы с этим не было, так как у нас хорошие отношения с главами муниципалитетов, но мы относимся к Няганскому межрайонному отделу.

Корр.: Мы поздравляем Вас с профессиональным праздником и предлагаем Вам поздравить своих коллег.

А.А.: Спасибо за поздравления. Я же желаю своим коллегам достатка, конечно же, результатов в работе, а их супругам - терпения.

Подготовила Е. Черная

1128

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки