Тема дня

10.12.2019 - 08:50

ТОЧКА ОПОРЫ. Не такие, как все, или Жизнь без фильтров

Жить на все 100 %, когда видишь всего на два. И не просто жить, а быть для многих опорой — той незыблемой, духовной. Это все про нее — Оксану Сухецкую. Сегодня у нее трое детей, две театральные студии... и два процента зрения. Своей последней пьесой «Я — кулак, Я А-н-н-а», как, собственно, и своим примером, она пытается донести до нас, что НЕ ТАКИЕ люди имеют право на полноценную жизнь. Донести то, что порой свое внешнее нездоровье особенные люди компенсируют внутренним светом и миром, где теплится надежда на то, что они когда-нибудь будут понятыми и принятыми этим обществом.

 

Первая точка опоры — родители

«В нашей жизни сейчас мало любви? Сегодня есть одна любовь — к Интернету. Но мы же не видим друг друга в соцсетях. Мы видим там маски, фильтры. По своему опыту скажу, что многие здоровые люди, общаясь, не видят и не слышат друг друга. Они вообще неинтересны друг другу! И получается, что все нормальные люди — особенные, а все особенные люди — нормальные, ведь они чуткие, слышащие и светлые», — горячо рассуждает Оксана Сухецкая в ожидании представления бэби-спектакля «Ухти-Тухти» для особенных детей.

Много лет она руководит театральной студией «Сюрприз», год назад к ней добавился школьный театр «FOX». Начинала с постановок сказок, с которыми часто выступала в реабилитационном центре «Солнышко». В ее деле не было особой поддержки, многое было на одном энтузиазме. А двигателем для внутреннего горения было желание донести нам, здоровым людям, простую истину:       

– Я хочу, чтобы люди поняли, что особенные люди — обыкновенные. Просто у них такой мир. Вот есть пьющий человек, у него свой мир. Его же не считают особенным человеком. Он такой же, как все, просто пьет. Есть среднестатистическая бабушка с пенсией 12 тысяч рублей, которая экономит на хлебе, есть «новый русский», который меняет дома и машины... Они все обыкновенные. А ребенок с патологией сразу переходит в какую-то другую категорию людей. Нет! Он точно такой же. Может, он нас не слышит, но это не значит, что он не может обмениваться информацией с нами и рассказывать о своих внутренних ощущениях. У этих людей есть свои мечты и потребности.

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно — значит вырастить угрозу для общества», — с этим высказыванием Теодора Рузвельта полностью согласна Оксана Сухецкая.

Врачеватель душ — так называют многие Оксану. Но чтобы стать опорой для других, надо быть наполненным самому. Ее родители — это те колоссальные помощники, которые помогли ей состояться как личности. Особенный человек в ее жизни — это папа, который порой даже на расстоянии чувствует, что творится у нее на душе. Он врач, в свое время по распределению переехал со своей семьей на Север. Оксане на тот момент было три года. В поселке Октябрьском прошло все ее детство. Там же она окончила школу, после чего поступила в Тюменский мединститут.

– На сегодня у меня три специальности: врач-терапевт, врач-кардиолог и врач приемного отделения. Я всегда хотела быть врачом, но в то же время меня тянуло и в творчество. Видимо, потому что я всю жизнь играла в театре. Начиная с самого детства. Что меня привлекает в театре? Я много раз задавала себе этот вопрос, но ответа так и не нашла. Просто это мое! Помимо игры на сцене мне даже нравилось мыть полы в зрительном зале, — смеясь, рассказывает Оксана.

Проблемы с глазами у нее начались с пяти лет. После перенесенной болезни стало стремительно падать зрение. Вспоминает, что сначала видела более-менее сносно:  

– С таким зрением я жила долго, пока не случился сбой в моем организме. Сегодня я вижу всего на 2 %. Как смогла это принять? У меня замечательные родители, которые никогда не выставляли меня больным ребенком. Я была равной в своей семье и школе. У меня нигде не было особых условий. Все как у всех. Мои родители — моя точка опоры. Не скажу, что я как-то приспосабливалась к жизни. Было ощущение, что судьба меня как будто вела сама по себе.

Несмотря на перенесенных 48 операций, Оксана продолжала лечить людей на протяжении десяти лет. Но наступило время, когда стало понятно, что дальше, по состоянию здоровья, быть врачом не получится. Куда податься? Сидеть дома — это не про нее. В 2010 году она освоила новую для себя профессию — психолог-консультант по арт-терапии.

 

Вторая точка опоры — песочная терапия

Песком Оксана увлекалась давно, еще в студенческие годы. У нее был замечательный педагог по психологии, который очень много рассказывала о юнгианской песочной терапии (картины на песке – прим. авт.), поэтому при первой же возможности она дистанционно обучилась песочной терапии. Со временем в доме появился полноценный песочный кабинет, где она смогла дальше помогать взрослым и детям:

– Песок — это уникальная среда, которая возвращает ребенка или взрослого на более ранний уровень развития. Работает подсознание. Расставляя фигурки на песке, он расставляет символическими знаками то, что его беспокоит здесь и сейчас. Считается, что до 12 лет любая проблема ребенка — это проблема семьи. Поэтому консультации проводятся не только с детьми, но и их родителями. Нужно понимать, что одними сеансами дело не ограничится, нужна полная переоценка поведения родителями.

Что беспокоит современных детей? По словам Оксаны Сухецкой, на первом месте —  внутренняя агрессия, которую они направляют по разным причинам сами на себя. Второе — это детские неврозы, невропатия, то есть все, что потом выливается в стрессы. Третье — детские страхи, которые со временем перерастают в подростковые и взрослые комплексы. С формулировкой, что во всем виноваты родители, она не совсем согласна:

– Взрослых подстраивает под такое поведение жизнь и социум. Они не просто так пашут на 2-3 работах, не уделяя при этом должного внимания своему чаду. Они вынуждены это делать. Это, конечно, сказывается на ребенке. Чем больше мама и папа проводят времени с ребенком, тем меньше у него внутренних страхов и всего остального.

С помощью мокрого и сухого песка можно решить проблемы агрессивности, гиперактивности, различных неврозов и фобий.

В практике Оксаны есть пять маленьких пациентов, которые ушли с неврологических препаратов благодаря песочной терапии.     

– Помню случай из практики. Мама приводит на прием подвижную, очень развитую, контактную девочку и говорит, что не может с ней справиться. Я предлагаю девочке превратиться в волшебницу и построить свой собственный мир. Что выбирает она? Змей, акул, пауков, то есть все то, что выражает скрытую агрессию. И начинает мне рассказывать о том, что есть бедная лошадка, и все хищники нападают на нее. Одну акулу она берет и начинает ей в пасть засыпать песок. Я спрашиваю: «Что ты делаешь?» Она отвечает: «Я закрываю ей рот, она так много кричит!» В процессе игры выяснилось, что ее мама устраивает скандалы дома, причем делает это регулярно. У самой девочки даже нет ревности к младшей сестре, а только мощная, вытесненная агрессия по отношению к матери. Мы успешно проработали эту ситуацию, — говорит Оксана, но тут же оговаривается, что песочная терапия — это не панацея. Это не значит, что ребенок за один сеанс вылечится. Кто-то занимался полгода, год.

В 2012 году Оксана вместе с семьей переезжает в Югорск. На тот момент она уже практикующий песочный терапевт.

– Когда я начала практиковать песочную терапию, то заметила, что к психологам здесь относятся с настороженностью, — вспоминает Оксана Сухецкая. — Некоторые родители говорили, что им это не нужно, их ребенок не псих. С таким я столкнулась впервые. Хотя это абсолютное заблуждение. Походы к психологу — это нормальная вещь в современном мире. 

По одной из своих специальностей Оксана Сухецкая — куклотерапевт. ФОТО / архив

Почему вообще возникла потребность помогать людям?  

– Наверное, она всегда была у меня, раз я ушла в медицину. Когда я поняла, что мне скучно в медицине, где все ограничено шаблонами и рамками, я начала проводить детские праздники. Потом у меня образовался небольшой творческий коллектив «Сюрприз», в котором были задействованы мои дети и их друзья. В свободное время мы делали разные спектакли. Я стала совмещать медицину и театр. По этой части у меня тоже несколько специальностей: сказкотерапевт, куклотерапевт, игротерапевт.

 

Третья точка опоры — театр

В случае с Оксаной театр начался с ее энтузиазма. Все сама. И по сей момент она лично руководит всеми организационными моментами: сама ищет мастеров для изготовления костюмов, сама (при поддержке мужа) готовит, перевозит и устанавливает декорации, сама подбирает музыку к спектаклям. В актеры берет всех, кто к ней приходит:

– У меня было два коллектива: начальные классы и старшие. Сейчас остался только старший коллектив. Но потребность в театре для маленьких деток есть, поэтому ко мне ходят на репетиции пять детей в возрасте 5-6 лет. Сейчас мы с ними делаем отдельный спектакль. Если я вижу, что ребенок заинтересован, ему это нравится, таких деток я беру. Я убеждена, что неталантливых детей не бывает априори. Любой ребенок может за часы стать художником, актером… Вопрос в одном: для чего это надо, и куда это применить?

Оксана считает: «Театр — это уникальная методика для развития речи, памяти и мышления. Это умение общаться. Можно просто убрать школу и оставить театр».

За несколько лет было пройдено и поставлено много. Все начиналось как хобби, а сейчас театр — это вся ее жизнь. Сегодня у Оксаны в работе два спектакля. Один из них — детский спектакль «Ухти-Тухти», поставленный в рамках грантового проекта для крох-театра «Зернышко». Сценарий написан на основе известной сказки английской писательницы Беатрис Поттер. 

– До этого я с младшей дочерью посещала многие спектакли этого театра. Мне очень нравится атмосфера, манера игры актеров, их контакт с детьми, — рассказывает Оксана. — Но я всегда считала, что вот такие бэби-спектакли должны быть более интерактивными, чтобы давать детям больше возможности познакомиться с главными персонажами. И когда мне предложили сотрудничество в этом проекте, то захотелось сделать спектакль, где дети были бы полностью героями этой сказки. Параллельно с главными персонажами. Также захотелось добавить немного развивающего: звуки птиц, чередование сидения с танцами. Я бы, конечно, добавила туда еще песок (смеется), но остановились на пении. Это удобно и интересно. Цель этого проекта — социализировать особенных детей. Они должны выходить из дома, должны общаться.

После бэби-спектакля маленькие зрители могут потрогать персонажей и пообщаться с каждым из актеров.

Оксана вовлечена в тему особенных детей. Возвращаясь к теме жизни инвалидов в России, она делает неутешительный вывод: пока точкой опоры для таких людей являются только их родители. Да и то не всегда:  

Мне кажется, у нас общество пока не готово принимать особенных людей, в частности детей. И вряд ли будет. Причины этого не знаю. Мне как психологу кажется, что это страх. Страх здорового человека перенять на себя такую проблему. Просто когда ты видишь человека, которому хуже, чем тебе, ты автоматически говоришь: «Слава богу, я не такой». Но дело в том, что эти люди с нарушением зрения, слуха и другими проблемами не считают себя ненормальными. Это их жизнь. Для них это норма. Я, кстати, против инклюзии. Это сейчас такое модное веяние, когда особенных детей включают в среду здоровых. Если это и делать, то нужно начинать с садика. А когда в России этого не было, таких детей прятали, не выводили во двор, потому что родители боялись оскорблений. И тут вдруг раз — у нас стала доступная среда для инвалидов. И этих бедных детей, которые никогда не общались со сверстниками, приводят сразу в начальную школу. А там наши классические агрессивные дети… Поэтому вот такие бэби-театры, вообще театральные студии дают возможность детям общаться живьем.

Но между тем особенные дети обогащены духовно. «Видимо, это какая-та компенсация физического недуга», — рассуждает Оксана. А еще эти детки невероятно талантливы:

– Финальную песню к моему большому спектаклю «Я — кулак, Я А-н-н-а» по пьесе Марты Райцес написала девочка с врожденным детским церебральным параличом. У нее полностью отсутствуют движения, нет речи, остаточный слух, но сохраненный полноценный интеллект. Слова и музыка потрясающие!

«Новый спектакль дается актерам очень тяжело. Сейчас мы много работали над мимикой, потому что зрительный зал тоже должен читать по губам. Перед этим у нас были «Сказки сквозь камни» — пьеса о подростках, которые попали в психологическую клинику для решения своих личных проблем. Мы думали, что это было самым тяжелым, потому что «камни», которые сдвигались в наших душах и сознаниях, это было что-то!» — говорит Оксана. К слову, спектакль «Сказки сквозь камни» получил высокую оценку столичного жюри на «Театральной весне», завоевав третье место в одной из главных номинаций фестиваля. На сегодня это одна из главных театральных побед Оксаны Сухецкой.

«Я — кулак, Я А-н-н-а» — спектакль о глухонемой девочке-подростке, которая мечтает обрести друга, но сталкивается с враждебностью этого мира, потому что она не такая как все. В этом спектакле задействованы здоровые актеры. Дался он режиссеру, как и юным актерам, очень тяжело. И вот почему:

– Спектакль заключается в том, что там никто не разговаривает. Там все воспринимается так, как это воспринимает глухонемая девочка. Зритель все видит, как немое кино. Все сцены сопровождает только внутренний голос девочки, который читает актриса. Мы сначала думали, что это просто, а оказалось, что жестовый язык — это мощный инструмент для развития левого и правого полушарий. И там столько нюансов! Мы поняли, что не вывезем эту тему без профессионалов. Долго их искали в нашем округе и случайно нашли в Тюмени. Один из профи — это Мария Юрьевна Скопинцева, педагог клуба жестового языка.

Встреча режиссера театра Оксаны Сухецкой и педагога клуба жестового языка Марины Скопинцевой (на фото крайняя справа в первом ряду) в Тюмени. В ходе встречи обсуждались детали спектакля. Марина Юрьевна открыла небольшие секреты из жизни глухих людей. ФОТО / Оксана Сухецкая, личная страница vk.com.

Чем больше Оксана погружается в спектакль, тем больше у нее возникает вопросов, на которые порой нет ответа. А юные актеры, вовлеченные в игру, понимают для себя важные моменты:

– Вчера мы делали сцену, где девочку не принимают одноклассники. Они встречают героиню на улице и начинают кричать ей вслед: «Воровка, ты нам не нужна, мы тебя не примем!» В один из таких моментов мои актеры останавливают репетицию и говорят: «Оксана Викторовна, мы не такие и никогда не будем такими!» Для меня эти слова ценны, потому что каждый спектакль моих ребят чему-то учит.

Через театральные постановки режиссера Оксаны Сухецкой прошло много ребят. Для многих из них точкой опоры стал театр: 

Никита Лаптев мне как-то сказал, что если бы не я, он так и сидел бы «тухлым очкариком» за четвертой партой.

Сейчас Никита Лаптев — одна из известных личностей в Югорске. В свое время он стал играть в трех местных театрах, в этом году уехал поступать в пединститут на учителя истории.

 

Четвертая точка опоры — семья

Остается ли время при таком напряженном графике на свою семью?

– Семья всегда со мной: все дети играют у меня в театре. Даже старшая дочь, учась на третьем курсе журналистики, играла у нас в «Сказках сквозь камни». Младшая сейчас играет в спектакле «Страсти по Насте». А муж делает декорации (смеется).

Как все успеть?

– Я ничего не успеваю. Встаю в пять утра, ложусь за полночь. Вчера честно хотела с младшей дочкой лечь в 10 вечера, но не добралась до подушки, так как мой мозг мне «сказал», что придумал, как сделать декорации к спектаклю. И я до 6 утра рисовала все сцены спектакля.

Три дочери и любимый муж — самые родные люди в жизни Оксаны. ФОТО / Оксана Сухецкая, личная страница vk.com.

У всех в жизни бывает душевный раздрай, загоняющий в уныние и тоску. Оксана Сухецкая — не исключение. Тем более как творческой личности ей присуще самоедство и неуверенность в себе. В этот период ей не дают раскиснуть спорт (плавание) и семья:

– Если у человека депрессия, его не всегда слышат и серьезно воспринимают это состояние. Церковь, алкоголь, антидепрессанты — каждый по-своему ищет опору для выхода из депрессии. Я считаю, что здесь важна поддержка семьи. Она — моя опора. Нужно обязательно говорить с близкими людьми о том, что у тебя происходит внутри. А лучше заняться делом, в котором ты можешь помогать другим. Ведь чем больше мы отдаем, тем больше получаем. Законы Вселенной никто не отменял.      

 

КАТЯ ЧЕХОВА

ИА «2 ГОРОДА»

Материал социально значимого проекта осуществлен на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры.

2
1982

Комментарии

Аватар пользователя Евсей
Евсей
31.162.137.82

А для обычных людей хоть что-нибудь будет? Не, я не против, людям с ограниченными возможностями нужно помогать. Но просто это уже переходит некоторые разумные границы. 

Аватар пользователя Советчанка я
Советчанка я
178.47.190.113

Обычным людям нужно оторвать жопу от дивана и занятся делом. Есть руки, ноги, глаза - что еще? Пинок в зад? Посмотри вокруг. Есть и такие, которым еще хуже, так помоги.

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки