Субботний вечер. В зале спорткомплекса «Кедр» необычайно живо и атмосферно. Правда, сегодня здесь не играют в футбол. Сегодня здесь танцуют брейк-данс. Вместо привычного свистка — громкий бит. Вместо игровых моментов — только танец и собственные ощущения. На первый взгляд кажется, что это вовсе даже и не тренировка, а экспериментальный перфоманс какой-то. Настолько живая, непринужденная и творческая атмосфера царит в зале. Но как бы не так… Свобода движений, возможность выбора и уход от правил — это всего лишь составная часть тренировочного процесса.
«Вы не обращайте внимания на некий хаос, — увидев меня, комментирует ситуацию на танцполе преподаватель школы по брейк-дансу «Bоом» Антон Гончаров, — просто у ребят сейчас свобода творчества. Те, кто постарше, задают ритм, темп. Создают атмосферу в своем квадрате. Фристайлят».
Фристайл, говоря понятнее — это как сочинение на свободную тему. Размах и полет души. И действительно, на площадке уже образовалось несколько танцевальных зон. Более опытные ребята сначала стоя отрабатывали топрок (растанцовку), то, с чего всегда начинается b-boying (исполнение брейк-данса), ну а потом уже вовсю начали демонстрировать элементы, повторить которые под силу только подготовленному би-бою.
Зрелище, скажу вам, потрясающее. Особенно, когда в деле уже профессионалы. Сопротивляется тело, влечет книзу сила тяжести, а они вновь прыгают под потолок и раскачиваются вдоль пола.
— Какая сила дает вам свободу движения в воздухе? — спрашиваю ребят.
— Тренировки, желание, упорство, — отвечают мне .
— Совершенствуя координацию движений, делая их легкими, четкими и свободными, можно добиться хорошего результата, — присоединяется к разговору тренер. — Мир изменился, возраст не важен, важен уровень. Вот этот ребенок, например. По нему, может быть, и не скажешь, что он способен все эти вещи делать, а он берет и делает.
Пятилетняя Рада Сазанова только на пути к большим турнирам. Но уже сейчас девочка четко понимает, что ее успех будет зависеть не только от собственного желания, но и от упорной работы. Вот и на тренировке танцовщица уверенно демонстрирует шпагат, крутится на голове, показывает дорожку из шагов. Кажется, это просто ходьба, но с нее обычно все только начинается.
— В будущем хочу научиться делать крутые штуки, как Антон Александрович, наш тренер, — завершая свое показательное выступление, говорит Рада.
— Как думаешь, как скоро у тебя это получится?
— Думаю, что через 25 лет.
Четверть века — это, конечно, срок. Правда, друзья по команде, как правило, рассматривают перспективы ближайшего будущего.
Например, Давлад Шалаев ставит перед собой олимпийские цели. Уточним для тех, кто, быть может, еще не в курсе. Международный олимпийский комитет включил танец в программу Олимпийских игр 2024 года в Париже. Ранее соревнования по брейк-дансу проводились только на юношеских Олимпийских играх 2018 года, на которых, кстати, первым в истории олимпийским чемпионом стал восемнадцатилетний воронежец Сергей Чернышев по прозвищу Bumblebee.
«Конечно, я бы хотел попасть в сборную, — рассказывает о своих намерениях Давлад, — а кто не хочет? Буду усиленно тренироваться. Готов потратить все силы и деньги, лишь бы достичь результата».
Неуемные амбиции к чемпионству — это, скорее, хорошо, чем плохо. Оказаться в числе танцоров профессионального дивизиона — большой успех. Но мало мечтать о танцевальных регалиях. Дорогу к олимпу нужно пробивать трудом и потом.
— Люди, которые профессионально занимаются брейкингом, делают запредельные вещи, — говорит Антон Гончаров — Это сравнимо и с акробатикой, и с фигурным катанием.
При должном отношении к тренировочному процессу, по словам тренера, ребята смогут достичь успехов и в большом спорте, и на большой сцене. В любом случае, всестороннее физическое развитие ребенка за счет брейкинга даст ему неплохой стартовый капитал для дальнейших занятий чем угодно.
Сменить секцию никто из ребят даже не думает. Бывает, конечно, и сложно и тяжело. Нагрузки, стресс. И, тем не менее, одна лишь возможность быть причастным к андеграундной культуре вдохновляет всех без исключения.
— Для меня брейк-данс — это не танцы и не спорт, — делится одна из самых прокаченных девчонок секции Карина Власова. — Это любовь.
Оттуда, говорит собеседница, и резерв сил, и драйв, и адреналин, и желание покорять все новые высоты.
Кстати, есть среди воспитанников школы «Bоом» паренек, чемпионские титулы которого уже сегодня вдохновляют на победы малышей. А зовут его Тимур Салимов. Сегодня на тренировке он не очень активен. Приболел, говорит тренер. Но побеседовать с ним нам все же удается. На первый взгляд, Тимур очень застенчивый парень, неразговорчивый. Собственными успехами не хвастается. Вообще мальчик Тимур в жизни и би-бой по прозвищу Маугли на сцене — это абсолютно два разных человека. На танцполе действительно происходит какая-то трансформация души. Прослеживается совершенно иная форма коммуникации с миром и самим собой. Пример с Тимуром — яркое тому подтверждение.
Дух соперничества, желание в чем-то превзойти оппонента повышает мотивацию. И вот на танцполе уже нет скромного парня, есть би-бой, великолепно чувствующий музыку, готовый удивлять и побеждать.
«У Тимура есть одна особенность. Когда он понимает, что соперник слабее, он начинает по-доброму улыбаться и играть в «поддавки», — говорит о своем ученике Антон Гончаров. — Безусловно, судьям это не нравится и зачастую именно за это они снижают баллы».
Тем не менее, сегодня Тимур — один из самых титулованных би-боев в регионе. Он является победителем Всероссийского детско-юношеского брейк-данс фестиваля «Активация» в своей номинации и чемпионом окружного фестиваля «Freestyle Battle».
По словам педагога, у Тимура года полтора был застой в тренировочном процессе, но за последние 10 месяцев парень заметно подтянулся, стал более техничным:
— В его возрасте уже можно смело выполнять основную базу элементов и связок. Надо выходить на танцпол во всеоружии. Соперники есть более сильные, опытные. В округе их меньше, а на всероссийском уровне — много. Поэтому надо работать.
К слову, сам юноша планирует связать свою жизнь с брейк-дансом. Даже профильное образование намеревается получать. В ближайшие пять лет мечтает выступить на площадках самых крутых брейк-фестивалей: World Bboy Classic, Battle of the Year Russia, Summer Jam. Что ж, удачи!
Если ученик прилежен в процессе обучения, можно проявить снисхождение и к его показателям.
— Стоп, стоп, стоп, — тормозит во время тренировки выступление ученика Антон Александрович. — Ты совсем не слышишь бит. Рано вступил. Давай-ка еще разок сначала.
Сейчас начался заключительный этап тренировки — зрелищная битва танцоров. В центр площадки выходят два человека, а это значит, нас ждет батл. Вот зазвучал трек. Растанцовка, и понеслось! Необычные связки, силовые элементы. А сколько во всем этом экспрессии, харизмы. Безусловно, это восторг.
«В следующий раз ваш выход должен быть уже сложнее, интереснее и музыкальнее — прогрессируйте с каждым разом», — на будущее призывает своих воспитанников тренер.
Чистота выполнения элементов указывает на трудолюбие и целеустремленность танцовщика, комментирует выступления ребят Антон Александрович, а вот танцевальная — на характер и индивидуальность:
— Результат, безусловно, нужен, прогресс важен. Но рост — штука капризная: где-то спад, где-то застой. Надо быть готовым ко всему. Мы с ребятами об этом всегда говорим. Главное — увидеть в самом себе максимум параметров для развития. Силовая часть не идет — развивай танцевальную. Статики не будет. Учу детей черпать энергию из вдохновения. Если сегодня не получается, не значит, что завтра ты не преодолеешь этот барьер. Это еще и волевой момент. Надо смотреть, насколько ты относительно себя вчерашнего вырос.
О брейке Антон Гончаров может говорить бесконечно, увлекая собеседника интересными рассказами и об истории этого танца, и о его смысле. Сам он танцевать начал случайно, в 16 лет. Движениям учился сам, домысливал, додумывал, а потом с гордостью демонстрировал:
— В то время — это был конец 90-х — информации практически не было. Минутные сюжеты по ТВ, обрывистые фразы от знакомых, что есть такой танец, который исполняют ребята в широченных штанах. Не знаю почему, но меня тогда это зацепило, увлекло, захотелось попробовать.
Первое время, говорит он, получал удовольствие просто от причастности к этой культуре. Конечно, хотелось таким образом выразить себя в обществе. Нравилось, что можно танцевать так, как не умеют другие.
«Одно из самых ярких воспоминаний, — делится Антон Александрович, — город Смоленск. Крыша девятиэтажки. Музыка, закат и танец. Это был чистый андеграунд. Мне нравилось, что этот стиль не для всех. Это нас выделяло».
К слову, энергетика, которой Антон зарядился на первом чемпионате (а поехал он туда спустя примерно полтора года после начала тренировок), стала движущей силой на его пути совершенствования мастерства.
С 2015 года Антон Гончаров параллельно с творчеством занимается преподавательской деятельностью. Приобщает к андеграундной культуре детей и подростков в школе брейк-данса «Boom», основанной Владимиром Чариным в 2009 году. Работа, говорит педагог, интересная. Хотя трудно назвать работой то дело, которым ты увлечен:
— Танцы — это не работа. Это то, чем я живу, то, что я люблю. Мне хочется, чтобы и взрослые и дети правильно понимали брейк-данс. Это не модные танцы, это целая философия. Ты не просто совершаешь какие-то движения, ты проецируешь свою фантазию, свое ощущение мира на танцпол.
Но чтобы танцевать брейк-данс, нужно быть не только эмоционально заряженным, надо иметь и хорошие физические данные.
Педагог рассказывает, что у него был период в жизни, когда он на несколько лет «выпал» из танцев. Растерял форму — это да. Но желание вернуться и начать все заново победило:
— Не скрою, было сложно, и я, наверное, до сих пор не достиг прежнего уровня. Но я снова в строю, и это меня радует.
Сегодня под руководством Антона Гончарова занимаются около 70 мальчишек и девчонок в Советском и Югорске. Тренировочный процесс налажен. Полноценно функционируют 2 возрастные группы: 4-7 лет, 8-14 лет. Несколько раз год ребята выезжают на чемпионаты различного уровня. В летний и зимний периоды оттачивают свое мастерство в спортивном лагере в Казани. Обогащают опыт, тренируются, посещают мастер-классы.
Уже в эти выходные в «Ледовом дворце» пройдет первый Чемпионат Советского района по брейк-дансу. На турнир съедутся танцоры из Приобья, Нягани, Урая, Ханты-Мансийска, Игрима, Челябинска, Казани. Событие намечается грандиозное. Около 150 участников, мега крутые диджеи, невозмутимые судьи. Не пропустите. Впервые в Советском. Масштабный батл-фестиваль. Нам обещали, будет жарко.
Занятия брейком Антон Гончаров считает очень полезными. Этот танец воспитывает характер, дисциплинирует, кроме того, является хорошей альтернативой вредным привычкам. С точки зрения влияния брейка на организм человека также отмечаются одни плюсы. Например, нижний брейк-данс прекрасно развивает выносливость, повышает жизненный тонус, формирует фигуру, укрепляет спортивный торс, а также устраняет вялость и лень. А верхний, в свою очередь, прокачивает плечи и руки, укрепляет мышцы спины, снимает мышечные зажимы, блоки и гипертонус.
Брейк-данс, зародившийся в 60-х в Бронксе, по праву может считаться одним из самых энергичных танцевальных стилей современности. Своим появлением он разделил историю танцевальных искусств на «до» и «после». Что касается истории появления брейкинга в нашей стране, то бум пришелся на 85-й год. С тех пор «ломаный танец» стал медленно, но верно набирать популярность среди молодежи тех лет. Сегодня разучивает необычные связки и осваивает сложные элементы уже новое поколение танцоров. А это значит, что уличное движение продолжает жить и развиваться.
Настя Смышленая
ИА "2 ГОРОДА"
Материал социально значимого проекта осуществлен на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры.
Комментарии