Тема дня

07.11.2019 - 09:16

ТОЧКА ОПОРЫ. Пульсом бьет бит

Трюки в ограниченном пространстве, виртуозное кручение на руках и голове, экспрессивная подача. Когда видишь, как танцуют брейк-данс, возникают одни лишь эмоции. Как из андеграундной культуры брейк трансформировался в современное хореографическое искусство, чем привлекательны «уличные» танцы для молодежи Советского и Югорска, а также каких успехов достигли местные би-бои и би-герл на раскрученных танцевальных площадках страны — в материале ИА «2 ГОРОДА».

Субботний вечер. В зале спорткомплекса «Кедр» необычайно живо и атмосферно. Правда, сегодня здесь не играют в футбол. Сегодня здесь танцуют брейк-данс. Вместо привычного свистка — громкий бит. Вместо игровых моментов — только танец и собственные ощущения. На первый взгляд кажется, что это вовсе даже и не тренировка, а экспериментальный перфоманс какой-то. Настолько живая, непринужденная и творческая атмосфера царит в зале. Но как бы не так… Свобода движений, возможность выбора и уход от правил — это всего лишь составная часть тренировочного процесса.

«Вы не обращайте внимания на некий хаос, — увидев меня, комментирует ситуацию на танцполе преподаватель школы по брейк-дансу «Bоом» Антон Гончаров, — просто у ребят сейчас свобода творчества. Те, кто постарше, задают ритм, темп. Создают атмосферу в своем квадрате. Фристайлят».

Фристайл, говоря понятнее — это как сочинение на свободную тему. Размах и полет души. И действительно, на площадке уже образовалось  несколько танцевальных зон. Более опытные ребята сначала стоя отрабатывали топрок (растанцовку), то, с чего всегда начинается b-boying (исполнение брейк-данса), ну а потом уже вовсю начали демонстрировать элементы, повторить которые под силу только подготовленному би-бою.

Зрелище, скажу вам, потрясающее. Особенно, когда в деле уже профессионалы. Сопротивляется тело, влечет книзу сила тяжести, а они вновь прыгают под потолок и раскачиваются вдоль пола.

Какая сила дает  вам свободу движения в воздухе? — спрашиваю ребят.

Тренировки, желание, упорство, — отвечают мне .

— Совершенствуя координацию движений, делая их легкими, четкими и свободными, можно добиться хорошего результата, — присоединяется к разговору тренер. — Мир изменился, возраст не важен, важен уровень. Вот этот ребенок, например. По нему, может быть, и не скажешь, что он способен все эти вещи делать, а он берет и делает.

Пятилетняя  Рада Сазанова только на пути к большим турнирам. Но уже сейчас девочка четко понимает, что ее успех будет зависеть не только от собственного желания, но и от упорной работы. Вот и на тренировке танцовщица уверенно демонстрирует шпагат, крутится на голове, показывает дорожку из шагов. Кажется, это просто ходьба, но с нее обычно все только начинается.

В будущем хочу научиться делать крутые штуки, как Антон Александрович, наш тренер, — завершая свое показательное выступление, говорит Рада.

Как думаешь, как скоро у тебя это получится?

Думаю, что через 25 лет.

Четверть века — это, конечно, срок. Правда, друзья по команде, как правило, рассматривают перспективы ближайшего будущего.

 

Стремительный олимпийский взлет

Например, Давлад Шалаев ставит перед собой олимпийские цели. Уточним для тех, кто, быть может, еще не в курсе. Международный олимпийский комитет включил танец в программу Олимпийских игр 2024 года в Париже. Ранее соревнования по брейк-дансу проводились только на юношеских Олимпийских играх 2018 года, на которых, кстати, первым в истории олимпийским чемпионом стал восемнадцатилетний воронежец Сергей Чернышев по прозвищу Bumblebee.

«Конечно, я бы хотел попасть в сборную, — рассказывает о своих намерениях Давлад, — а кто не хочет? Буду усиленно тренироваться. Готов потратить все силы и деньги, лишь бы достичь результата».

Неуемные амбиции к чемпионству — это, скорее, хорошо, чем плохо. Оказаться в числе танцоров профессионального дивизиона — большой успех. Но мало мечтать о танцевальных регалиях. Дорогу к олимпу нужно пробивать трудом и потом.

Люди, которые профессионально занимаются брейкингом, делают запредельные вещи, — говорит Антон Гончаров — Это сравнимо и с акробатикой, и с фигурным катанием.

При должном отношении к тренировочному процессу, по словам тренера, ребята смогут достичь успехов и в большом спорте, и на большой сцене. В любом случае, всестороннее физическое развитие ребенка за счет брейкинга даст ему неплохой стартовый капитал для дальнейших занятий чем угодно.

 

Другие направления? Ни за что!

Сменить секцию никто из ребят даже не думает. Бывает, конечно, и сложно и тяжело. Нагрузки, стресс. И, тем не менее, одна лишь возможность быть причастным к андеграундной культуре вдохновляет всех без исключения.

Для меня брейк-данс — это не танцы и не спорт, — делится одна из самых прокаченных девчонок секции Карина Власова. — Это любовь.

Оттуда, говорит собеседница, и резерв сил, и драйв, и адреналин, и желание покорять все новые высоты.

 

Пришел! Увлекся! Победил!

Кстати, есть среди воспитанников школы «Bоом» паренек, чемпионские титулы которого уже сегодня вдохновляют на победы малышей. А зовут его Тимур Салимов. Сегодня на тренировке он не очень активен. Приболел, говорит тренер. Но побеседовать с ним нам все же удается. На первый взгляд, Тимур очень застенчивый парень, неразговорчивый. Собственными успехами не хвастается. Вообще мальчик Тимур в жизни и би-бой по прозвищу Маугли на сцене — это абсолютно два разных человека. На танцполе действительно происходит какая-то  трансформация души. Прослеживается совершенно иная форма коммуникации с миром и самим собой. Пример с Тимуром — яркое тому подтверждение.

Дух соперничества, желание в чем-то превзойти оппонента повышает мотивацию. И вот на танцполе уже нет скромного парня, есть би-бой, великолепно чувствующий музыку, готовый удивлять и побеждать.

«У Тимура есть одна особенность. Когда он понимает, что соперник слабее, он начинает по-доброму улыбаться и играть в «поддавки», — говорит о своем ученике Антон Гончаров. — Безусловно, судьям это не нравится и зачастую именно за это они снижают баллы».

Тем не менее, сегодня Тимур — один из самых титулованных би-боев в регионе. Он является победителем Всероссийского детско-юношеского брейк-данс фестиваля «Активация» в своей номинации и чемпионом окружного фестиваля «Freestyle Battle».

По словам педагога, у Тимура года полтора был застой в тренировочном процессе, но за последние  10 месяцев парень заметно подтянулся, стал более техничным:

— В его возрасте уже можно смело выполнять основную базу элементов и связок. Надо выходить на танцпол во всеоружии. Соперники есть более сильные, опытные. В округе их меньше, а на всероссийском уровне — много. Поэтому надо работать.

К слову, сам юноша планирует связать свою жизнь с брейк-дансом. Даже профильное образование намеревается получать. В ближайшие пять лет мечтает выступить на площадках самых крутых брейк-фестивалей: World Bboy Classic, Battle of the Year Russia, Summer Jam. Что ж, удачи!

 

Когда «горит» танцпол

Если ученик прилежен в процессе обучения, можно проявить снисхождение и к его показателям.

— Стоп, стоп, стоп, — тормозит во время тренировки выступление ученика Антон Александрович. — Ты совсем не слышишь бит. Рано вступил. Давай-ка еще разок сначала.

Сейчас начался заключительный этап тренировки — зрелищная битва танцоров.  В центр площадки выходят два человека, а это значит, нас ждет батл. Вот зазвучал трек. Растанцовка, и понеслось! Необычные связки, силовые элементы. А сколько во всем этом экспрессии, харизмы. Безусловно, это восторг.

«В следующий раз ваш выход должен быть уже сложнее, интереснее и музыкальнее — прогрессируйте с каждым разом», — на будущее призывает своих воспитанников тренер.

Чистота выполнения элементов указывает на трудолюбие и целеустремленность танцовщика, комментирует выступления ребят Антон Александрович, а вот танцевальная — на характер и индивидуальность:

Результат, безусловно, нужен, прогресс важен. Но рост — штука капризная: где-то спад, где-то застой. Надо быть готовым ко всему. Мы с ребятами об этом всегда говорим. Главное — увидеть в самом себе максимум параметров для развития. Силовая часть не идет — развивай танцевальную. Статики не будет. Учу детей черпать энергию из вдохновения. Если сегодня не получается, не значит, что завтра ты не преодолеешь этот барьер. Это еще и волевой момент. Надо смотреть, насколько ты относительно себя вчерашнего вырос.

 

Делаю то, что нравится

О брейке Антон Гончаров может говорить бесконечно, увлекая собеседника интересными рассказами и об истории этого танца, и о его смысле. Сам он танцевать начал случайно, в 16 лет. Движениям учился сам, домысливал, додумывал, а потом с гордостью демонстрировал:

— В то время — это был конец 90-х — информации практически не было. Минутные сюжеты по ТВ, обрывистые фразы от знакомых, что есть такой танец, который исполняют ребята в широченных штанах. Не знаю почему, но меня тогда это зацепило, увлекло, захотелось попробовать.

Первое время, говорит он, получал удовольствие просто от причастности к этой культуре. Конечно, хотелось таким образом выразить себя в обществе. Нравилось, что можно танцевать так, как не умеют другие.

«Одно из самых ярких воспоминаний, — делится Антон Александрович, — город Смоленск. Крыша девятиэтажки. Музыка, закат и танец. Это был чистый андеграунд. Мне нравилось, что этот стиль не для всех. Это нас выделяло».

К слову, энергетика, которой Антон зарядился на первом чемпионате (а поехал он туда спустя примерно полтора года после начала тренировок), стала движущей силой на его пути совершенствования мастерства.

 

Умеешь сам — научи других

С 2015 года Антон Гончаров параллельно с творчеством занимается преподавательской деятельностью. Приобщает к андеграундной культуре детей и подростков в школе брейк-данса «Boom», основанной Владимиром Чариным в 2009 году. Работа, говорит педагог, интересная. Хотя трудно назвать работой то дело, которым ты увлечен:

Танцы — это не работа. Это то, чем я живу, то, что я люблю. Мне хочется, чтобы и взрослые и дети правильно понимали брейк-данс. Это не модные танцы, это целая философия. Ты не просто совершаешь какие-то движения, ты проецируешь свою фантазию, свое ощущение мира на танцпол.

Но чтобы танцевать брейк-данс, нужно быть не только эмоционально заряженным, надо иметь и хорошие физические данные.

Педагог рассказывает, что у него был период в жизни, когда он на несколько лет «выпал» из танцев. Растерял форму — это да. Но желание вернуться и начать все заново победило:

— Не скрою, было сложно, и я, наверное, до сих пор не достиг прежнего уровня. Но я снова в строю, и это меня радует.

 

О школе, воспитанниках и турнирах

Сегодня под руководством Антона Гончарова занимаются около 70 мальчишек и девчонок в Советском и Югорске. Тренировочный процесс налажен. Полноценно функционируют 2 возрастные группы: 4-7 лет, 8-14 лет. Несколько раз год ребята выезжают на чемпионаты различного уровня. В летний и зимний периоды оттачивают свое мастерство в спортивном лагере в Казани. Обогащают опыт, тренируются, посещают мастер-классы.

Уже в эти выходные в «Ледовом дворце» пройдет первый Чемпионат Советского района по брейк-дансу. На турнир съедутся танцоры из Приобья, Нягани, Урая, Ханты-Мансийска, Игрима, Челябинска, Казани. Событие намечается грандиозное. Около 150 участников, мега крутые диджеи, невозмутимые судьи. Не пропустите. Впервые в Советском. Масштабный батл-фестиваль. Нам обещали, будет жарко.

Занятия брейком Антон Гончаров считает очень полезными. Этот танец воспитывает характер, дисциплинирует, кроме того, является хорошей альтернативой вредным привычкам. С точки зрения влияния брейка на организм человека также отмечаются одни плюсы. Например, нижний брейк-данс прекрасно развивает выносливость, повышает жизненный тонус, формирует фигуру, укрепляет спортивный торс, а также устраняет вялость и лень. А верхний, в свою очередь, прокачивает плечи и руки, укрепляет мышцы спины, снимает мышечные зажимы, блоки и гипертонус.

 

Бунтарский дух улиц

Брейк-данс, зародившийся в 60-х в Бронксе, по праву может считаться одним из самых энергичных танцевальных стилей современности. Своим появлением он разделил историю танцевальных искусств на «до» и «после». Что касается истории появления брейкинга в нашей стране, то бум пришелся на 85-й год. С тех пор «ломаный танец» стал медленно, но верно набирать популярность среди молодежи тех лет. Сегодня разучивает необычные связки и осваивает сложные элементы уже новое поколение танцоров. А это значит, что уличное движение продолжает жить и развиваться.

 

Настя Смышленая

ИА "2 ГОРОДА"

Материал социально значимого проекта осуществлен на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры.

1010

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки