Тема дня

30.03.2010 - 06:00

«…У НАС В ШКОЛЕ ВСЕ, КАК В «ШКОЛЕ»

Сериал «Школа», который транслируется на Первом канале ТВ вызвал бурную реакцию в обществе и расколол его, сформировав различные точки зрения. Одни утверждают, что, наконец-то, центральное телевидение начало показывать «жизнь как она есть», другие обвинили создателей сериала и телевидение в чернухе, потребовав запретить показ. Как говорится, своя рубашка ближе к телу, поэтому мы решили поинтересоваться у своих, местных школьников, насколько происходящее в кино совпадает с реальной жизнью. Как всегда, в рубрике «Разговор не для газеты» имена собеседников изменены, назовем их Катя и Маша. Населенный пункт и школа, где живут и учатся девушки, также останется за кадром. Итак, камера, мотор! Начали!

Корр.: В каком классе учитесь, девчонки?

К.: В девятом.

Корр.: Вы одноклассницы?

М.: Да.

Корр.: Для начала поделитесь своими впечатлениями о сериале «Школа»: что в нем правда, а что нет – художественный вымысел?

К.: Когда я сравниваю сериал и настоящую школьную жизнь, то понимаю, что у нас в школе все, как в «Школе». По крайней мере, на восемьдесят процентов.

М.: Да, в принципе, я согласна, так оно и есть.

Корр.: Тогда сначала объясните, чего нет в действительности из того, что демонстрируется в сериале?

К.: Мне кажется, что в нашем классе ученики менее предвзято относятся к учителям, то есть таких заподлянок, как там, никто не делает. По крайней мере, мне о таких случаях неизвестно.

Корр.: Как вы думаете, Ваша школа чем-то отличается от прочих?

К.: Если послушать то, что рассказывают мои друзья из других школ, то все примерно одинаково.

Корр.: У вас есть расслоение на группы типа крутые, отстой и так далее.

К.: Конечно, это везде так.

Корр.: А вы к какому клану относитесь?

К.: Мы типа ботаники!

Корр.: Да ладно?! По вам не скажешь.

К.: Да.

Корр.: Типа отличницы что ли?

М.: Почти, иногда четверки бывают.  

К.: Хочу признаться, что я до седьмого класса была полная раздолбайка и учиться не хотела. Осознание того, что учиться нужно, ко мне пришло только в восьмом классе.

Корр.: А прозрение откуда пришло к тебе?

К.: Понимаете, в начальных классах школы я была, что называется, гадким утенком, то есть на меня либо не обращали внимания, либо гнобили, а в классе шестом-седьмом я доказала, что я личность, и с моим мнением нужно считаться. В это время появилась мысль, а почему бы всем не показать, что я чего-то стою еще и в плане учебы? Это же круто - ты учишься хорошо и умеешь находить с окружающими общий язык, одним словом, ты не лох.

Корр.: А по каким причинам тебя, как ты говоришь, гнобили?

К.: Я одевалась хуже всех, была необщительной, стеснительной.

Корр.: У тебя как протекала школьная жизнь, Маша?

М.: То, что нужно учиться, я знала и всегда училась хорошо.

К.: Я еще два года металась, пытаясь определить свою будущую профессию, сейчас поиск закончен, и я понимаю, что мне нужно образование.

Корр.: Скажите, на какие группы разделен ваш класс?

К.: Все мальчики входят в группу геймеров и живут исключительно компьютерными играми. Есть девочки, которые тусуются вместе, у них тоже свои тараканы в голове. Как в любом классе, изгои тоже имеются.

Корр.: Почему изгои становятся изгоями?

К.: Во-первых, потому что они тупые, русского языка совсем не понимают. Поэтому когда пытаются общаться, то у них это плохо получается.

Корр.: Они что, нерусские?

К.: Русские, я говорю в том смысле, что у них проблемы с общением.

Корр.: Много таких, у кого проблемы с общением?

К.: Человек пять.

Корр.: Немало. А они как-то объединены между собой?

К.: Да, а что им еще остается, у них свои интересы.

Корр.: Вы их гнобите?

К.: Без этого никак в современных школах.

Корр.: Приведите примеры.

К.: Есть один мальчик, который мешает мне учиться. Он вообще трудный какой-то, ему говоришь: «Закрой рот», а он сидит, балаболит. Однажды я запустила в него стул.

М.: Я в него тоже стул бросала.

Корр.: Это нам девочки-ботаники такое рассказывают?!

К.: Да. Мы хоть и учимся хорошо, но далеко не ангелы.

Корр.: Кто еще вам не люб?

К.: Есть человек, у которого жесткие проблемы с фигурой, из-за этого ему тоже достается немало.

Корр.: А кто у вас верховодит?

К.: Мы и верховодим.

Корр.: То есть вы задаете моду, к вам все прислушиваются. А мальчики за вами ухлестывают?

К.: Мальчикам рано, они у нас за компьютерами ухлестывают, у них еще мозг не сформировался.

Корр.: Вас, как обычно, интересуют мальчики постарше на год или два?  

М.: Конечно, у нас такие парни и есть.

Корр.: А к новичкам в классе как у вас относятся?

К.: Новичкам трудно зажечь наш коллектив, потому что мы уже девять лет вместе, и как-то вклиниться со своим уставом сложно. Мы хоть и конфликтуем друг с другом, но когда возникает угроза со стороны, то тут же объединяемся против чужой идеологии. 

Корр.: Хорошо, давайте вернемся к обсуждению сериала «Школа», чем он похож на жизнь?

К.: Учителями. К учителям мы относимся также, но свои обиды выражаем иначе, нежели герои сериала. Как мне рассказывали родители, раньше учителя были бескорыстными, оставались после уроков, если это в интересах учеников. Наши же педагоги откровенно признаются, что работают только за зарплату, то есть их цель - отчитать материал, а дальше хоть трава не расти. При этом неважно, понял ученик материал или нет, нам говорят: «Учите, как хотите», мы свое дело сделали. 

Корр.: Это молодые учителя говорят?

К.: И старые тоже. Среди учителей есть такие, кого особенно ученики не любят. Вообще, моя позиция такова - от учителей надо держаться подальше, то есть выстраивать с ними официальные отношения, чтобы они не вторгались в твое личное пространство. Кстати, любимчиков в классе у нас тоже особо не жалуют.

Корр.: Учителя, наверное, у вас и молодые, и со стажем. И что, со всеми так тяжело складываются отношения?

К.: Молодые учителя нас лучше понимают.

Корр.: В прежние время действительно все было наоборот: учителя пытались оставить после уроков.

М.: А мы просим учителей остаться после уроков, на что они обычно говорят, что оставаться не будут, потому что им за это не платят.

К.: Да, я, конечно, понимаю, что сейчас времена кризиса, но это не повод, чтобы так относиться к своей работе. Зачем тогда быть учителем, если ты думаешь, что твоя основная задача - прочитать учебник вслух перед классом?! Я с таким же успехом могу прочитать его дома. Вообще школа - это не то место, где можно заработать деньги. Если хочешь нормально зарабатывать, то иди работать в другое место, а учительство - это призвание. В конце концов, поступая в педагогический институт, ты делаешь осознанный выбор и понимаешь, на какие жертвы себя обрекаешь.

Корр.: Уж больно правильные вещи ты говоришь для девятиклассницы. То есть вам, как в институте, просто читают лекции?

К.: Да. А иногда вообще предлагают самостоятельно ознакомиться с материалом, а сами при этом своими делами занимаются.

Корр.: Это по каким предметам?

К.: По многим.

Корр.: Но, наверное, есть и те, кто пользуются наибольшим уважением, и те, кого вы больше всего не любите?

К.: Мы любим учителя МХК – мировой художественной культуры. Она просто замечательная женщина, которая нас понимает, разговаривает с нами на нашем языке, предлагает позаниматься после уроков, может помочь с выполнением домашнего задания. Она тоже очень устает, у нее тоже есть дети, но все равно... А самая нелюбимая даже отказалась от нас. Учителя английского языка тоже никто не любит, она тиран еще тот, все время хочет поставить нас на место, но у нее это не получится, потому что мы самостоятельные, можем организоваться, если нужно, за руку нас никто никогда не водил. Разве только на елки. Она злится, потому что чувствует нашу независимость.

М.: Вообще, проблема большинства учителей в том, что они думают, будто мы дети, поэтому и ведут себя с нами соответствующим образом. 

Корр.: А мужчины учителя у вас есть, какое отношение к ним?

К.: Ага. Физкультурника мы любим - он добрый, разговаривает с нами на одном языке, а по «обществу» – нет. («Обществознание» – от авт.)    

Корр.: Как учитель может разговаривать с вами на одном языке, сленгом овладеть что ли?

К.: А почему бы и нет, если это будет для пользы дела. Если учитель разговаривает с нами на одном языке, то это не значит, что он опускается. Учитель должен нас понимать, делать скидку на переходный возраст. А вот блистать пафосом не должен, унижать себя и нас тоже, тогда педагог заслужит наше уважение.

Корр.: А ваше неуважение к учителю как проявляется?

К.: Держим дистанцию.

Корр.: И все? А ситуации как в сериале, когда ученик матом посылает учителя, бывают?

К.: Конечно, бывают, и нередко.

Корр.: Вы поддерживаете такое отношение?

М.: Если учитель виноват, то почему бы его не послать, если вынудил.

К.: Я своих одноклассников в таких случаях стараюсь не обвинять, потому что считаю, что они имеют право на свое мнение, и конфликт ученика и учителя - это их личное дело, это конфликт двух взрослых людей.

Корр.: Что может школьника вынудить послать учителя?

М.: Бывает, что ученик сидит спокойно, занимается, а учитель начинает к нему беспочвенно цепляться, тогда ученик шлет учителя куда подальше и дело заканчивается вызовом родителей в школу.

Корр.: По-вашему, выходит, что в современной школе послать учителя – это норма?

К.: Норма.

Корр.: А бывает так, что наоборот учителя оскорбляют учеников?

К.: Да, типичный пример - обозвать идиотом. Один педагог как-то сказала школьнику, что тот ее зае…, ну, вы поняли.

Корр.: Прямо вот так?

К.: Ну да. 

Корр.: А что вы с ней такого сделали?

К.: Ничего особенного. Подобные слова вылетают у учителей нередко.

Корр.: Учителям за это что-то бывает?

К.: Нет, видимо, считается, ну, сказал и сказал.

Корр.: Однако! Разница между богатыми и бедными в классе чувствуется?

К.: Да, в основном по шмоткам и мобильным телефонам.

Корр.: Зависть есть?

К.: Да, бывает.

Корр.: Как относитесь к мажорчикам?

К.: Я их не люблю, потому что они слишком много о себе думают, мне их даже в чем-то жаль, поскольку их родители покупают им оценки. Я считаю, что если у тебя есть деньги, но нет моральных ценностей, то ты - никто.

Корр.: Погодите, как так покупают, вы считаете, что есть взятки в школе?

К.: Вполне. За руку мы, конечно, никого не ловили, но если откровенно тупой ученик получает высокую оценку, а тебе известно, кто у него родители, то это наводит на определенные размышления.

Корр.: А среди школьников вымогательство практикуется?

М.: Года два назад старшеклассники прижигали сигаретами пальцы тем, кто не хотел делиться деньгами.

Корр.: Насколько это повсеместно?

М.: Сейчас не знаю, раньше это было и мне лично было очень страшно.

Корр.: За пределами школы такое тоже бывает?

М.: Да.

Корр.: Ужас какой-то! Вот вы рассказали о взаимоотношениях внутри класса, о своих отношениях с педагогами, а как с родителями? Насколько родители в курсе того, что происходит в школе?

К.: Естественно, я могу говорить только о ситуации в своей семье. Моих родителей в школу никогда не вызывали, на собрания мама ходит. Меня никогда не заставляли учиться, я все всегда делала сама, поэтому родственникам не приходилось вмешиваться в образовательный процесс. Они говорят: «Мы просто не будем лезть в твою жизнь, потому что ты уже взрослый человек». Нельзя отрицать того факта, что каждый родитель за своего ребенка может пасть порвать, так что если меня кто-нибудь обидит, то ему будет плохо.

Корр.: Ну что ж, давайте порассуждаем как взрослые. До определенного момента ребенок самостоятельно учится без каких-то особых проблем, и это как-то притупляет внимание родителей, бабушек, дедушек. Потом наступает сложный возраст, приходят соблазны, можно ведь проворонить ребенка, как вы считаете?

К.: Понимаете, если сравнивать наше поколение и то поколение, которое сейчас растет  - это просто ужасно деградированное общество детей, потому что в моем детстве не было компьютеров, больших телевизоров со многими каналами, даже пылесоса не было, приходилось родителям руками помогать по дому убирать. Сейчас это все есть, поэтому современные дети ленивы и эгоистичны. Раньше мы играли в кубики, пирамидки и логические игры, а сейчас - в компьютерные стрелялки, которые сушат мозг, ухудшают зрение и память. Отдельного разговора заслуживает тема алкоголя и курения среди детей младшего школьного возраста, они курят на улице в открытую, уже ведут половую жизнь. Я в больнице видела беременную девочку лет двенадцати. Наркотики - это тоже больная тема.

Корр.: Обо всем этом мы поговорим несколько позже, а пока вы мне скажите: то, что родители о вас знают, соответствует действительности?

К.: Мама знает все – и хорошее, и плохое. Я вообще от нее ничего не скрываю, поскольку для меня это единственный человек, с которым я могу поговорить по душам, не считая бабушки, конечно.

М.: Я от мамы тоже ничего не скрываю, мы с ней как подружки.

Корр.: Многие взрослые признаются в том, что сериал «Школа» стал для них откровением, которое шокировало. По вашим словам выходит, что родителям все известно…

К.: Да, моя мама говорит, что от учителей хотела бы получить образование для своего ребенка, а на большее она уже не рассчитывает.

М.: У нас так, а как в других семьях судить сложно.

Корр.: Я обратил внимание, что об отцах вы ничего не говорите?

К.: Потому что их нет. Мой умер.

М.: Мой отец ушел из семьи.

Корр.: На ваше мировоззрение это как-то повлияло?

К.: Да, наверное. Отец у меня был очень заботливым, заменял мне тогда и папу, и маму. К сожалению, сейчас парни не такие, дело даже не в их возрасте, а в том, что жизненные ценности у них какие-то приземленные, они и в 30 лет останутся такими.

Корр.: Ваши парни насколько вас старше?

М.: Меня на два года.

К.: Меня на год.

Корр.: Если вы с ними общаетесь, значит, разделяете их ценности?

К.: Я, пожалуй, промолчу.

М.: И я про своего тоже.

Корр.: А многие девушки в вашем возрасте имеют парней?

К.: Нет, есть только у нескольких из всего класса.

Корр.: Хорошо, мы выяснили, что разборки у вас в классе бывают, а по какому поводу, между кем и как жестоко?

К.: Наверное, лучше про школу говорить, а не про класс. Разборки бывают, как между парнями, так и между девчонками. Девчонки обычно дерутся из-за сплетен, то есть кто-то про кого-то что-то сказал, что, по мнению обиженного, не является правдой. А насколько жестко - будет зависеть уже от характера дерущихся. Я могу сказать, что я сама ломала носы, руки и ноги, не себе, естественно.

Корр.: Маме рассказывала об этом?

К.: Да.

Корр.: Она как реагировала?

К.: Мама сказала, что это мои проблемы, и посоветовала не решать их при помощи кулаков.

Корр.: Это что, современные ботаники так себя ведут?

К.: Я же вам сказала, что я ботаник только в плане учебы, по жизни я не тихоня.

Корр.: Хорошо. За что ты кому-то что-то сломала?

К.: Тоже были щепетильные темы. Это было года два-три назад, я бы не хотела об этом вспоминать, потому что мудрость приходит с возрастом. Сейчас я не считаю нужным драться, для девушки это вообще ужасно. Я думаю, большего уважения заслуживает тот, кто может словами загрузить.

Корр.: Разборки на мобильники снимаются?

К.: Как правило, нет, но такие случаи были, когда «кино» ходило по школе.

Корр.: В интернет его выкладывали?

К.: Нам об этом не известно.

Корр.: Как много времени занимает компьютер в жизни современного школьника?

К.: Думаю, достаточно много, хотя я не считаю нужным проводить там все свое свободное время. Я предпочитаю реальное общение.

Корр.: Вообще, много в городе для вас развлечений?

К.: Нет. Я на дискотеки не хожу, мне там не интересно. У меня есть своя тусовка.

М.: Мне тоже. На дискотеках либо бухают, либо дерутся, или все вместе.

Корр.: В кино показывают, как ученики прямо в школе пиво пьют, курят. Что, на самом деле так?

К.: Да, в туалете втихушку быстренько или на улице перед школой.

Корр.: Ну а реакция администрации школы?

К.: Реакции нет, может, и не знает никто. Вообще, некоторые учителя пытаются вычислить курильщиков по запаху изо рта, хотя надо нюхать пальцы. Только так можно «спалить» сто пудов.

Корр.: Какая часть учеников этим занимается?

К.: Курят почти все, пьют очень многие.

Корр.: В начальных классах курят?

М.: Очень часто подходят «шпендели» и просят закурить.

Корр.: И пьют также?

М.: Да, говорят: «Иди, купи нам».

Корр.: А как вы покупаете, ведь нельзя продавать подросткам?

К.: Запросто. Обычно, есть знакомые продавцы. Можно попросить взрослых. Некоторые приносят ксерокопии паспорта с подправленной датой рождения.

Корр.: То есть, купить алкоголь и курево для школьника проблем не составляет?

К.: Нет, конечно.

Корр.: А вы сами пьете?

М.: Я нет.

К.: Я к алкоголю плохо отношусь, но курю иногда в компании. Но я никогда домой кривая не приходила.

Корр.: Ладно, а что с наркотиками?

К.: Мне кажется, с наркотиками еще проще. Это делается через третьих лиц.

Корр.: Вы же наркотики не употребляете, откуда тогда знаете?

К.: Зато у нас многие друзья и знакомые употребляют.

Корр.: Какая часть подростков этим живет?

К.: Очень многие, даже те, кто не курят. Я говорю про траву и клубные наркотики, не про героин или что-то тяжелое.

Корр.: Для наглядности: из десяти человек сколько употребляют?

К.: Девять с половиной.

Корр.: Вы замечаете последствия этого?

К.: Это видно по поведению, потом отходняки всякие. Наркота – страшная вещь. Я знаю многих людей, которые из квартир все пораспродавали, у родителей все крадут, чтобы только достать себе подолбаться.  

Корр.: Как вы думаете, родители догадываются о том, что их дети наркоманы?

К.: Обычно они узнают, когда уже слишком поздно. Как правило, наркотическое опьянение принимается за алкогольное, а к алкоголю отношение более терпимое.

Корр.: А в вашей школе проводятся антинаркотические мероприятия?

М.: Да.

К.: Но толку от этой пропаганды мало - не цепляет, надо что-то новое придумать. Это как с диетами, человек сначала долго сидит на диете, потом все равно наедается и становится еще толще, чем был. Воздержание бесполезно до тех пор, пока ты сам не осознаешь его необходимость.

Корр.: Как тогда, на ваш взгляд, нужно пропагандировать, чтобы это цепляло?

М.: Я не знаю, мне кажется, что нужно настолько укуриться, чтобы навсегда охота отпала.

К.: У меня есть младший брат, я ему все объяснила, и он меня, кажется, понял. Потому что он мне верит, а всяким дядям и тетям нет.

Корр.: Получается, что все эти большие дяди, сидящие в кабинетах, которые изо дня в день занимаются профилактикой алкоголизма и наркомании, проводят совещания, вкладывают деньги, делают все это совершенно впустую?

К.: Да.

Корр.: А правда, что на дискотеках большая часть обгашенные?

М.: Да, наркоту спокойно покупают прямо там и принимают в туалетах.

Корр.: На школьных вечерах выпивка бывает?

К.: Нет.

Корр.: Сознательные такие что ли?

К.: Зачем палиться перед учителями, когда можно выпить до, после или вместо школы, или между уроками?

Корр.: Слышали когда-нибудь о таких организациях, как комсомол, пионерия?

К.: Да, но ничего о них не знаем, потому что нам это не интересно.

Корр.: А все-таки, нужна ли в школе организация, которая бы насаждала правильные идеи?

К.: Нет.

Корр.: Но что-то из той старой школы вы хотели бы вернуть?

К.: Конечно, учителей с большой буквы! Которые работали не за зарплату, а за идею. Учителей, которые думали об учениках, а не о себе.

Корр.: Мы еще половую жизнь между сверстниками не обсудили…

К.: Половая жизнь начинается в средних классах.

Корр.: Это скрывается или демонстрируется?

К.: Демонстрировать, что тебя кто-то… – позорно. Вообще, кому какое дело, кто с кем, когда и как! Если ты сам выносишь на обсуждение подробности своей интимной жизни – это неэстетично. Я таких людей не понимаю и не уважаю.

Корр.: Если бы все школьники так считали, наверное, не было бы среди них сексуальной распущенности.

К.: Я понимаю, что хочется  раньше почувствовать себя взрослым человеком, но, думаю, что стоит сдерживаться, а иначе «залетают», рожают, аборты делают. Всему своему время.

Корр.: С вашего позволения, коснемся ваших взаимоотношений с парнями. У вас впервые такие отношения?

К.: Впервые.

М.: Да.

К.: Честно говоря, я не ожидала такого трепетного отношения со стороны современного парня. Серьезные отношения - это не так плохо. Меня же не устраивает то, что он является любителем выпить.

Корр.: Вам в школе рассказывали об отношениях полов?

К.: Да, но тогда, когда нам все было уже известно.

Корр.: Откуда вы берете модели поведения: интернет, телевизор, «Дом-2»?

К.: «Дом-2» - это лабуда, я же говорю, меня бабушка просвещает. Мне кажется, лучше руководствоваться опытом старших.

М.: Мне тоже с бабушкой проще даже, чем с мамой, потому что мама сейчас, в основном, занимается воспитанием моей младшей сестры.

Корр.: А ваши сверстники, вы говорите, еще не доросли до нормальных взрослых отношений?

М.: Да, они все тупые какие-то!

К.: Мне они вообще неинтересны. Я сама по себе.

Корр.: У вас есть жизненные цели?

К.: Да. Вообще, я иду к своим целям даже по головам.

Корр.: Что значит «идти по головам» в твоем случае?

К.: Я жертвую хорошими отношениями с людьми ради своей будущей карьеры.

Корр.: Как это все вяжется с моральными устоями, о которых ты говорила чуть раньше?

К.: Это касается только тех людей, которые мне мешают. Вообще я могу меняться, могу быть разной, умею прогибаться под людей, под обстоятельства, если надо.

Корр.: И ради чего все это?

К.: Я хочу уехать из России.

М.: И я тоже.

Корр.: Почему?

К.: Потому что мы считаем, что это не лучшая страна для жизни человека!

Корр.: То есть вы считаете, что из России ничего толкового не выйдет?

К.: Может быть и выйдет когда-нибудь, но жить достойно хочется уже сейчас. Поверьте, я знаю, о чем говорю, потому что я уже много где побывала и видела все своими глазами.

Корр.: Ясно. Ну что ж, закончим тем, с чего начали – сериалом. После того, как «Школу» стали показывать по телевизору, нашлись желающие прикрыть все это. Главный их аргумент звучит так: дурной пример заразителен, и что не стоит развращать школьников. Ваше мнение?

К.: Как можно развратить того, кто уже развращен. Сериал показывать нужно, потому что он правдиво отражает существующее в школах положение вещей. Правда, какая бы она ни была, остается правдой. Реальность - это лучше, чем придуманная история, обманывать себя – хуже, чем других. Зачем бежать от правды, зачем что-то скрывать?  

М.: Я тоже так считаю, спросите любого школьника и он подтвердит, что все примерно так и есть.

Можно поверить всему, что рассказали наши собеседницы, а можно принять это за юношескую браваду, не стоящую внимания. Многое из сказанного действительно выглядит неожиданно и противоречиво, но, пожалуй, по этой же причине очень похоже на правду.

В. Турин

254

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки