Тема дня

27.08.2019 - 09:19

В КУРСЕ ДЕЛ. Юрий Гуля: «Если нет надлежащего надзора, возможно все»

В каком состоянии «Лайнер» и ФСК в Югорске? Что непонятного в истории здания МФЦ и библиотеки в Советском? Хороши ли «удинцевские деревяшки»? Эти и многие другие вопросы мы задали заместителю руководителя начальника няганского отдела инспектирования службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Юрию Ивановичу Гуле.

 - Юрий Иванович, расскажите в общих чертах, чем занимается ваше подразделение?

 - Няганский отдел инспектирования — это коллектив из 11 человек. Начальник отдела, заместитель начальника отдела, он же и государственный жилищный инспектор, главный специалист и 8 инспекторов жилищного и строительного надзора. Работаем мы в 4-х муниципалитетах: Октябрьский район, Нягань, Югорск и Советский район. При этом на территории Советского района у нас дислокация двух инспекторов строительного надзора. Практически каждую неделю, чаще всего по пятницам, государственные жилищные инспекторы из Нягани проводят выездные проверки на территории Югорска и Советкого района.

 - Что конкретно является вашим поднадзорным направлением, какие объекты?

 - Соблюдение законодательства в области жилищного и градостроительного законодательства. Начнем со строительного. Я — заместитель руководителя, начальник Няганского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры — осуществляю общее руководство отделом и контроль над соблюдением градостроительного законодательства. Сам я из бывших строителей (бывших не бывает!), имею семь лет мастерско-прорабского стажа, работник строительного надзора. Являясь заместителем руководителя службы, имею право в соответствии с КоАп РФ рассматривать административные дела. Мой заместитель по должности — жилищный инспектор, она в отделе курирует жилищный надзор.

По Югорску и Советскому мы осуществляем надзор за строительством объектов в соответствии с градостроительным кодексом, то есть все объекты, на которые обязательна экспертиза проектной документации.

- А конкретнее, какие это объекты?

 - С середины прошлого года внесены огромные изменения в градостроительный кодекс. На сегодняшний день нам поднадзорно все жилищное строительство независимо от площадей кроме индивидуального и кроме многоквартирной застройки, имеющей до 10 подъездов с проживанием в каждом подъезде одной семьи. Сейчас, если в одном подъезде две квартиры, то это уже наша поднадзорность.

 - А если 10 подъездов по одной?

 - А если 10 подъездов по одной квартире, это не наша поднадзорность.

 - Получается, сейчас количество объектов, которые вам поднадзорны, увеличилось. Раньше их было значительно меньше?

 - По жилью — увеличивается. Раньше нам не были поднадзорны объекты до трех этажей. Это по жилью. По соцкультбыту нам поднадзорны школы, детские сады, культурно-досуговые учреждения, библиотеки и т.д. Ограничение по таким объектам для нас раньше было на здания до двух этажей и до 1,5 тыс. кв.м. К сожалению, новое законодательство сырое, в нем много белых пятен, и нам теперь поднадзорно все, что строится для «массового пребывания людей». Но законодатель не определил, что такое «массовое пребывание людей».

- Не определил, с какого количества человек начинается масса?

 - Да, со скольки человек, или сколько может одновременно находиться, или сколько посещают, или сколько работающих — пока все это не прописано. Например, по Югорску на данный момент у нас 20 объектов.

 - Это объекты, которые находятся в состоянии строительства?

 - Да, и за полгода выдано два заключения о соответствии требованиям проектной документации. Это значит, что объекты построены в соответствии с проектно-сметной документацией. С этим заключением в том числе застройщик идет в орган, который выдал разрешение на строительство, то есть в администрацию, и получает разрешение на ввод.

По Советскому району у нас за полгода зарегистрировано 62 объекта, из них по 8 объектам получены заключения о соответствии.

 - Небольшое уточнение. В Советском районе в свое время строились так называемые «удинцевские деревяшки», о которых было много споров, и которыми был застроен целый микрорайон. В тот момент они вам не были вменены в контроль?

 - Не были.

 - Понятно. Значит, они так и остались для вас в теневой зоне,  на уровне контроля местной власти?

 - Совершенно верно.

 - Объекты размером меньше 1,5 тыс. кв.м. в прежнее время строились без вашего надзора. А кто-нибудь вообще осуществлял надзор?

- Их, соответственно, принимает только администрация, поэтому застройщику было невыгодно строить свыше 1,5 тысяч. На сегодняшний день мы имеем информацию об 1-2 объектах, где площадь на несколько квадратов (10-15) меньше 1500 кв.м. Застройщик подводит квадратуру практически вплотную, только чтобы проект не проходил экспертизу и не попадал под надзор регионального строительного надзора.

 - Недавно была шумная история по новому строящемуся торговому центру в Югорске, где большой объект был задекларирован как два небольших. Кажется, там застройщик по фамилии Новрузов. Я правильно понял, что в данный момент площадь уже не имеет значения, потому что сейчас все объекты соцкультбыта должны быть поднадзорны вам?

 - По данному объекту прошли проверки, и информация направлена в органы прокуратуры.

 - То есть, по большому счету, эта якобы имеющая место быть хитрость смысла не имеет?

 - Пока законодательством не определено четко, что такое «массовое пребывание людей». В этом и весь вопрос. Если бы он был более 1500 тыс. кв.м., то попадал бы под наш контроль однозначно, а сейчас есть варианты, в том числе и разделение на этапы.

 - Вы поняли, о каком объекте идет речь?

 - Я понял. И хочу сказать, что эта эпопея все еще продолжается.

 - А каковы могут быть самые жесткие последствия этой истории?

 - Извещений о начале строительства этого объекта к нам не поступало. Этот объект нам не поднадзорен. Поэтому мной были подготовлены документы и направлены в Югорскую межрайонную прокуратуру. Ждем результатов.

 - Есть еще один такой пример. У нас был торговый центр, который потом передали под объекты соцструктуры: МФЦ, библиотека и т.д. Кстати, там вроде тоже фигурирует фамилия Новрузов, но это не важно. В итоге возникли вопросы, в каком состоянии здание, выдержит ли оно данную функциональную нагрузку и т.д. Этот объект по формальным показателям был меньшего объема, то есть надзор над ним вашим ведомством не осуществлялся. Что нужно делать в таком случае, чтобы снять эти вопросы? Должны быть какие-то долгие, сложные экспертизы, чтобы быть убежденным, что никаких ЧП не произойдет?

 - Кто является застройщиком указанного вами объекта, мне не известно. Экспертизы эти недолгие, но сложные — лицо, которое их проведет, берет на себя ответственность за безопасность эксплуатации этого объекта в дальнейшем.

 - Но дорогие?

 - И слово дорогие тоже неприемлемо. Дело в том, что застройщику, в данном случае продавцу, дается право самому выбрать негосударственную экспертную организацию, которая выдала бы заключение о техническом состоянии здания. То есть он оплачивает, ему выдают чаще всего положительный результат или с небольшими ограничениями — это мое субъективное мнение.

 - Ну, или отрицательный.

 - Но в моей практике я сталкивался со случаями, когда у граждан возникали подозрения в качестве экспертизы и они обращались в суд, и суд определял, какая экспертная организация будет проверять. Такой случай был в Нягани. По моему мнению, в этом случае экспертная организация более порядочно проводит проверку. 

 - В принципе, это объяснимо, что застройщики пытаются схитрить, сделать для себя жизнь проще, а задача власти — блюсти законность и интересы общества. 

 - Да, но не всегда в основе шумных историй лежат весомые основания. Например, можно вспомнить публикации в прессе по поводу ТЦ «Лайнер» или ФСК в Югорске. Хочу сказать, что объекты соответствуют требованиям утвержденной проектной  документации.

 - Вы что-то можете сказать о еще одном объекте с очень сложной судьбой — реконструкции больницы и строительстве родильного отделения в городе Советском?

 - Родильное отделение не будем затрагивать. Затронем то, что реконструировать всегда дороже и сложнее, чем строить с нуля. Изначально данные сооружения были построены в 70-х годах по требованиям ГОСТов, СНиПов, актуальным в тот период. А сейчас мы пытаемся реконструировать в соответствии с новыми требованиями. Если раньше ширина лестничной клетки допускалась одна, то теперь необходимо строить шире, надо расширять лестничные клетки. А куда? В этом трудности и проблемы данного объекта, особенно в плане пожарной  и санитарно-эпидемиологической безопасности.

 - В стране на слуху истории, когда застройщики различными способами незаконно строят гостиницы, долевые жилые многоэтажки. В итоге принимаются решения о сносе. Это действительно настолько необходимо? Смотришь на такие вещи, и сердце кровью обливается. Неужели это нельзя как-то оформить нормально, доработать, чтобы не уничтожать?

 - Мы имеем примеры по черноморскому побережью, когда даже выдавались разрешения на строительство и ввод администрациями, и сейчас многоквартирные многоэтажные дома сносят.

 - То есть они уже были введены в эксплуатацию?

 - Введены, люди по несколько лет живут там.

 - А как это может быть? Разрешение было, формально все моменты выполнены. Почему?

 - Роль играет коррупционный фактор тех структур, которые выдают разрешение на строительство. В силу этого не были учтены различные важные параметры и условия, вот и результат.

 - У нас такого нет? Не сталкивались с этим на нашей территории?

 - Как только где-то выясняется такая нехорошая ситуация, я иду в прокуратуру. Я ведь тоже хожу по лезвию. С одной стороны может быть угроза застройщика, а с другой — коррупционная составляющая, превышение должностных полномочий. Я иду в прокуратуру, все показываю, все рассказываю и спрашиваю, что делать.

 - С недавнего времени введен такой элемент как общественная приемка. Ваша оценка этому нововведению?

 - Это замечательно. Я лично по некоторым объектам выискиваю общественников, чтобы они со мной поучаствовали. Во-первых, у них всегда свежий взгляд. Во-вторых, чаще всего общественники бывают с огромным стажем работы в этом направлении. Недавно в Нягани принимали реконструкцию дороги. Объект должен были ввести еще в прошлом году, но по обращениям жителей улицы строительство приостанавливали. Поэтому на приемку объекта я пригласил общественника — бывшего начальника ГАИ, имеющего образование дорожника и большой опыт работы в ГИБДД, он входит в общественную палату. Он участвовал в приемке объекта и указал на недочеты, которые были исправлены. Однако местные администрации не всегда за то, чтобы в приемке участвовали общественники.

 - Да, у нас такое имеет место быть. В частности у нас даже глава района Набатов не однажды высказывался о том, что общественники ему только вредят.

 - Неправда, от общественников большая польза. На вашей территории есть общественник Сергей Таньшин — молодец, уважаю! Александр Хильман — молодец.

 - А с какими нарушениями вы чаще всего сталкиваетесь?

 - Если объект введен в зимний период до Нового года, то весной и летом следующего года — это отсутствие или некачественно выполненное благоустройство, озеленение, провалы по отмосткам. Чаще всего проблемы с внутренними инженерными сетями, особенно вентиляцией, которая или не работает, или работает в обратную сторону. При вводе объекта нам предоставляют протоколы на микроклимат. В помещениях еще никто не проживает, людей, животных, растений, испарений нет, и микроклимат соответствует норме. Как только заселяются граждане, они меняют входные двери в квартиры. А по периметру дверных коробок (полотен) имеются резиновые прокладки, которые служат для герметичности и звукоизоляции, но притока и выхода воздуха из-за них нет. Воздух стоит, начинается промерзание, сырость, плесень, роса по окнам, по углам.

 - Юрий Иванович, сколько лет в совокупности ваш стаж в этой сфере?

 - С 97 года. Еще стаж мастера-прораба — около 7 лет.

 - По вашему видению, в какую сторону идет массовое строительство? С одной стороны, новые материалы, энергоэффективные технологии, а с другой — понятно, что каждый пытается сэкономить на квадратном метре, схитрить. В итоге жилье сейчас лучше или хуже?

 - Значительно лучше, благодаря технологиям.

 - За всю вашу практику какие наиболее резонансные, вопиющие нарушения были?

 - В Приобье по проекту на трехэтажном доме, что нам не поднадзорен, застройщик возвел четвертый этаж. Но не успел в зиму и оставил на перекрытии четвертого этажа несколько поддонов с цементом. А весной, когда оттаивало, все это рухнуло: перекрытия четвертого этажа — на перекрытия третьего, и дальше. При этом строили не строители. Руководителем был молодой человек, менеджер, его заместитель — бывший полицейский. Набрали гастарбайтеров и строили, как попало. Это было лет 10 назад.

 - Но сейчас такое наверняка уже невозможно?

 - Возможно. Если нет надлежащего надзора, возможно все. Чаще всего мы сталкиваемся с некачественными документами входного контроля на материалы, документами, которые на самом деле лабораториями не выдавались. Поэтому приходится сидеть и отзваниваться в разные инстанции.

 - Какие санкции за такие вещи? Это уголовное дело?

 - Наверное. Но, по крайней мере, это выявляется сразу и пресекается.

 - А какова судьба объекта в Приобье, о котором вы рассказали?

 - Судьба очень тяжелая. Четвертый этаж был в итоге снесен, администрация выдала разрешение на ввод, потом были отмены этого разрешения, суды. В итоге, проведен капитальный ремонт за счет бюджета района, так как застройщик обанкротился.   Было потрачено много денежных средств.

 - В итоге его все-таки довели до нужного состояния?

 - Довели.

 - В связи с этим вспомнился и у нас один случай. Этот объект сейчас так и стоит неким монументом на пустыре, наводя на разные мысли. По проекту это, вроде бы, трехсекционный дом, который по документам якобы был сдан в полном объеме. Но по факту оказалось, что третья секция там даже не строилась. И вообще там лишь коробка под крышей, которая, кстати, погорела не так давно. Это дом по улице Трассовиков.

 - Да, я понял. Этот объект в нашей поднадзорности. Вопросы по ограждению и консервации не были выполнены, и нами были направлены документы в прокуратуру. Прокуратура выходила в суд.

 - А какова вероятная судьба этого дома?

 - Он числится незавершенкой. Его надо будет обследовать независимой экспертизой, увидеть выводы экспертизы и уже оттуда делать следующие шаги. Он или под снос пойдет, или после определенных мероприятий строительство продолжится. Кстати, что касается так называемых «удинцевских» домов. Дома-то в принципе неплохие, просто их надо было строить с соблюдением технологии — это раз. Второе — одна из  их проблем — некачественная звукоизоляция между первым и вторым этажами. Если бы из этих панелей строили четырехквартирники, одноэтажные или двухэтажные двухуровневые квартиры, я думаю, было бы неплохо.  

 - А откуда вы знаете? Они же вам не подведомственны?

 - Мы же туда выезжали с прокуратурой, несколько раз в качестве специалистов работали. Там есть свои нюансы, начиная с того, как хранились панели на строительных площадках: под дождем, снегом. Есть нюансы с экономией материала по наружному утеплению. Самая большая проблема — звукоизоляция.

 - А что касается противопожарных моментов?

 - На них есть сертификаты о том, что они обработаны.

 - От граждан часто к вам поступают какие-то жалобы, обращения?

 - Не просто часто, а очень часто.

 - По каким направлениям больше всего?

 - Больше всего — перерасчет за коммуналку. Он начинается с показаний, с выхода приборов из строя: общие нормативы, сколько прописано, сколько проживает. То есть вроде инспектор имеет строительное образование, но в то же время ему приходится работать экономистом-расчетчиком.

- Ну, пожалуй, пора и закругляться. Спасибо, что ответили на наши вопросы. Всегда рады вас видеть!

 

В. Турин

ИА "2 ГОРОДА"

Материал социально значимого проекта осуществлен на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры.

4
6193

Комментарии

Аватар пользователя Гостья из будущего
Гостья из будущего
178.46.118.154

Ремонт дорог в Югорске тоже нужно проконтролировать. Отвратительнее ремонта в истории города не было. Говорят Харлов делал. Позор просто!

Аватар пользователя шыш
шыш
185.220.101.34

Пантин, ты хоть айпишник меняй, а то торчат уши осла из каждого коммента про Югорск Icon mrgreen

Аватар пользователя Светлана С.
213.151.5.212
Хорошее, полезное интервью. Спасибо.
Аватар пользователя гвоздь
гвоздь
31.163.196.75

А дом на трассовиков нужно продать за тэшшу рублев. Потому чте не фиг))) Во первых в Таежном и Зеленом бору крыши не сгоревшие были а на этом сгорела! Во вторых он закопченый от дыма. Вот какой архумент весомый))) Во вторых - это наследие прежней неэффективной власти как недавно по ТВ сказали - прям глаза мозолит))) Ещё Обамы всякие и санкции душу гнетут... в общем тышша - красная цена, тем более дом и сам красного кирпича)))

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки