
Кинолог и собака – это команда.
Чувствовать и понимать своего напарника – бесценно. А если твой напарник – собака? Об особенностях такой работы нам рассказал старший инспектор-кинолог ОМВД России по г. Югорску капитан полиции Рустам Габсалямов.
В кинологической службе Югорской полиции трудятся два сотрудника и три разыскные собаки. У каждой из них свой профиль и свои задачи, а также свой характер и предпочтения. По соображениям безопасности, кинолог оставил их клички в тайне, а называл в разговоре по номерам.
Номер один. Трудяга.
Это немецкая овчарка, специализирующаяся на поиске взрывчатых веществ и взрывных устройств. Пока она единственная собака, обученная в Школе служебного собаководства, а потому единственная имеет право выходить на задания с кинологом. «Номеру первому» три года, два из которых она трудится в Югорской полиции. «Эта собака ежедневно используется при обследовании различных городских объектов, в том числе железнодорожного вокзала, улиц, школ, а также парков и стадионов во время массовых мероприятий, - говорит Рустам Габсалямов. - Также мы работаем по программе «Антитеррор» - выезжаем на проверку «бесхозных» вещей, совместно с сотрудниками ДПС обследуем машины. Кроме того, работаем с уголовным розыском, конвоируем осужденных. «Номер один» отличается спокойным характером – именно так мы ее воспитывали, иначе собака не смогла бы работать по данному профилю. Она не боится выстрелов и других резких звуков, не отвлекается на внезапные вспышки – все это было бы признаками профнепригодности. Эта собака настоящая трудяга – постоянно в работе».
Номер два. Эмоциональная.
Еще одна немецкая овчарка, но уже с другой специализацией - следовой работой. Ему два года, по темпераменту это холерик – очень эмоционален. В десятимесячном возрасте занял второе место на Всероссийской выставке собак (оценивалось выполнение основных команд, а также экстерьер). Номер два прошел общий курс дрессировки, обучен начальным навыкам следовой работы и готовится к отправке в Ростовскую школу служебного собаководства. Там он отточит умение идти по следу и задерживать преступника, а также будет научен выборке человека по запаху вещи. «Следовая работа по праву считается самым сложным профилем, - поясняет Рустам Габсалямов. – Если собака, специализирующаяся на взрывчатых веществах, обычно сталкивается лишь с несколькими запахами, то следовая - с сотнями. В каждой конкретной ситуации ей нужно будет выбрать тот, по которому она и пойдет, игнорируя все остальные. Это очень непросто».
Номер три. Игривая.
Русский спаниель, который после обучения будет специализироваться на поиске наркотических и психотропных веществ. «Помимо дрессуры, в настоящее время мы ведем обучение трем основным правилам служебной собаки: не реагировать на выстрел или другой внезапный звук, не брать пищу у чужих и игнорировать посторонних людей во время работы, - говорит кинолог. – Время диктует новые правила, с появлением синтетических наркотиков требования к служебным собакам, занятым данным профилем, ужесточились. По характеру Номер три очень мягкая, игривая, энергичная и юркая – заберется куда угодно. Именно такой она и должна быть, учитывая особенности ее специализации. В ближайшее время она также отправится в Ростовскую школу собаководства».
Быть одним целым
Какие качества необходимы хорошему кинологу? Одной любви к животным мало, уверен Рустам Габсалямов. «Необходимо терпение и способность найти подход к любой собаке. Порой это очень тяжело и требует длительного времени, - говорит он. – Кроме того, очень важно понять собаку, знать ход ее мышления, индивидуальные особенности и повадки. Как говорили в свое время наши наставники, не кинолог учит собаку, а наоборот. Меня собаки научили самому главному – быть терпеливым, уметь ждать результата. Даже если что-то не получается, я никогда не срываюсь на них, это просто недопустимо. Собака и кинолог должны быть единым целым. Если порвется нить доверия – никакой работы не получится. Животное отлично улавливает настрой, чувствует, когда человек нервничает и тоже начинает беспокоиться. Поэтому на службе есть только ты, собака, и место происшествия. Все остальное должно отойти на второй план».
Они справятся.
У собаки Номер один остается не так много времени для занятий дрессировкой – она почти все время в работе. Остальные тренируются через день по специальной методике, утвержденной Министерством внутренних дел. Каждая собака живет в отдельном вольере, где есть место для сна и выгула. Кормят их также согласно утвержденному рациону. В меню только настоящая еда – мясные субпродукты, каши, овощи, и никаких сухих кормов. Они разрешены лишь в дороге, когда собака отправляется в командировку. Приготовлением пищи занимаются сами кинологи – для этой цели в здании полиции есть специальное помещение.
«У наших собак хорошие перспективы, и они в силах справляться с любыми задачами, - уверен Рустам Габсалямов. – Вообще, я считаю, плохих собак не бывает. Есть кинологи, неспособные найти с ними общий язык. Ничего не дается легко. Все возможно, но только через труд и большое терпение».
Врезка в текст
21 июня кинологи отмечают свой профессиональный праздник. История этих подразделений в структуре правоохранительных органов началась в 1909 году, когда в Санкт-Петербурге был открыт первый питомник полицейских сыскных собак и школа дрессировщиков.
Автор: Анастасия Шмелева,
Газета "Югорский Вестник" совместно с ОМВД России по г. Югорску
Неочемное название статьи... а что кинолог и собака должны работать не в связке что ли? Тогда это будет не кинолог а просто полицейский... Упрек неотносится к героям самой статьи.
Рассылка с сайта МВД.
Статья готовилась лдя публикации в газете "Югорский вестник", там и вышла. Позднее ее разместили и на сайте МВД тоже. Значит, там решили поменять заголовок. По каким-то своим соображениям...