Тема дня

29.08.2013 - 06:00

В ЮГРЕ ЗОЛОТО НЕ ТОЛЬКО ЧЁРНОЕ

Наряду с полезными нефтегазовыми залежами территория округа богата минерально-сырьевыми, лесными и другими ресурсами. И в грядущей перспективе правительство региона возлагает большие надежды на разработки, ведущиеся на западе и севере региона. «Стратегия социально-экономического развития  Югры до 2020 года и на период до 2030 года» определяет развитие перспективных отраслей экономики, не связанных с добычей и переработкой углеводородов.

Золото Приполярного Урала
Приполярный Урал богат месторождениями и рудопроявлениями железа, марганца, хрома, цветных, редких и благородных металлов. Из неметаллического сырья здесь обнаружены месторождения угля, кварца, цеолитов, бентонитовых и каолиновых глин, коллекционного, поделочного и облицовочного камня. Имеются геологические предпосылки выявления барита и фосфоритов в промышленных масштабах.

Оценочная стоимость основных видов минерального сырья в Приполярном и Северном Урале составляет сотни млрд долларов США.

Это предполагает принципиальную целесообразность развития минерально-сырьевой базы северной части Урала и создания на ее основе горнодобывающих комплексов для обеспечения сырьем предприятий Среднего и Южного Урала. В первую очередь будут осваивать добычу угля, кварца, золота. Отсутствие в регионе объектов с крупными запасами или компактно расположенными апробированными ресурсами высоких категорий является основной преградой к проведению масштабных геологоразведочных работ. В период до 2030 года в округе будет сформирован новый горнорудный кластер – пространственно локализованный минерально-сырьевой комплекс производств и видов деятельности. Используя как рычаг инвестиционные ресурсы проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», экономика округа получит новый импульс к диверсификации.
Проект направлен на создание новой ближней минерально-сырьевой базы уральской промышленности на Полярном и Приполярном Урале, в том числе в горно-уральской части Березовского района Югры.

Лес – наше богатство
Важным драйвером станет лесопромышленный комплекс, в котором предполагается создание кластера с целью повышения уровня переработки и диверсификации ассортимента продукции путем развития кластерных эффектов как вертикального (интеграция конечных производств мебельного, строительного, возможно, пищевого и так далее), так и горизонтального свойства («обрастание услугами»).
Рост лесопромышленного комплекса будет обусловлен внедрением высоких уровней переработки.

В Советском, Кондинском, Сургутском, Нижневартовском районах развитие лесопромышленного кластера будет происходить на базе существующих производственных мощностей. Здесь необходимо создать крупные лесопромышленные комплексы, обеспечивающие глубокую переработку древесины в сочетании с уменьшением ее экспорта.
Благодаря этому, текущую тенденцию падения доли добавленной стоимости в выпуске постепенно удастся переломить, после 2016 года она начнет постепенно расти и к 2030 оду составит 62 % против 55 % в 2010-м.

Эх, дороги!
Безусловно, с развитием добычи будет развиваться и инфраструктура западных территорий. В первую очередь будут строиться дороги.
Протяженность автомобильных дорог – 18 023 км. Федеральная автомобильная дорога Тюмень – Ханты-Мансийск является основным связующим звеном формирующейся сети  дорог. Протяженность  региональных  и  межмуниципальных автомобильных дорог – 2 519 км. Эксплуатируется 261 мост и путепровод общей протяженностью 21,1 км.

Югра резко отстает от среднероссийских показателей – на 1 000 кв. км территории приходится 6,2 км автодорог общего пользования с твердым покрытием (в России – 39 км).

Окружная сеть автомобильных дорог округа характеризуется наибольшим развитием и плотностью в треугольнике, образуемом городами Нефтеюганск – Когалым – Нижневартовск. Районы, лежащие к западу от Нефтеюганска, связаны автомагистралью Пыть-Ях – Ханты-Мансийск – Нягань (параллельно Оби) и меридиональной дорогой Советский – Октябрьское – Белоярский. Березовский район в этом плане обладает наименьшим охватом и включенностью в транспортную систему округа. Крайне невысоким уровнем связанности обладает и большая часть периферийных территорий округа. Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса в долгосрочной перспективе являются реализация транзитного потенциала округа за счет строительства и расширения магистральных транспортных коридоров, в первую очередь, это строительство мостового перехода через реку Вах в Октябрьском районе. 
Строительство железнодорожных путей по направлениям: Полуночная – Обская, а также Салым – Ханты-Мансийск – Приобье. Прокладывание автомобильных дорог Игрим – Приобье, Тюмень – Урай – Советский – Нягань – Белоярский – Надым, а также Тюмень – Нижняя Тавда – Мортка – Междуреченский.

Союз городов
В ближайшие 18 лет в округе получат развитие восемь городских агломераций: Большой Ханты-Мансийск, Нягань – Приобье, Югорск – Советский, Урай – Междуреченский, Березово – Игрим, Сургут – Нефтеюганск, Мегион – Нижневартовск, Покачи – Когалым, которые сформируют каркас поселенческой структуры региона. Агломерации, согласно Стратегии, формируются естественным путем, снижая издержки бизнеса и обеспечивая лучшие условия для удовлетворения спроса потребителей. Приоритетными задачами развития всех агломераций являются: усиление межпоселенческих транспортных связей между главными центрами «локальных агломераций» и отдаленными поселениями в их составе; расширение межгрупповых взаимодействий; активная модернизация жилищно-коммунального хозяйства – с целью создания комфортных условий для проживания населения.
В зонах влияния городов-центров основная часть миграционных предпочтений жителей будет связана с трудоустройством, увеличением ожидаемого дохода, доступностью и качеством социальных и культурно-бытовых услуг.
Это призвано содействовать совершенствованию рынка труда, росту качества информационного и культурно-бытового обслуживания, обеспеченности жильем, а также созданию комфортной архитектурно-пространственной среды обитания: благоустройство, общественные пространства, ландшафтная организация, архитектура.

Судьба Берёзова
Что касается виновника глобальной индустриализации Югры, града Березова, то и само городское поселение, и район будут развиваться в энергодорожном направлении.
Березовский район в грядущие полтора с небольшим десятилетия будет разветвлять дорожную сеть. Три дороги ждут, пока их проложат. Первая: Березово – Игрим с паромной переправой через реку Северная Сосьва. Вторая: Игрим – Светлый. Третья: Саранпауль – Салехард. Также в районе будет развиваться энергосетевое строительство. Энергоузел Березово – Игрим намечается присоединить по линиям электропередач 110 кВт Игрим – Пунга и Пунга – Приобье к электрическим сетям Няганского энергорайона энергосистемы «Тюменьэнерго», энергоузел ГТЭС Приполярная – Люлья – Саранпауль – к сетям энергосистемы «Тюменьэнерго» по ВЛ110 кВт Саранпауль – Игрим. Также будут построены ГТЭС на 20 МВт в Игриме и электростанция мощностью 600 МВт на Северо-Сосьвинских углях.

Заведующий кафедрой геологии нефти и газа ТюмГНГУ, член-корр. РАН Иван Нестеров:
– В Югре есть месторождения, где можно извлекать тонкое золото. Обычное золото отмывают водой, а тонкое – это микрочастицы. Они выбрасываются вместе с водой в отвалы. Нами была придумана технология, создан прибор. В ходе лабораторных испытаний в него было засыпано 30–35 г золота, добавлен песок, все это было перемешано – и на выходе из прибора мы получили обратно 35 г чистого золота, без примесей.

По прогнозам, в 2030 году среднестатистическая номинальная заработная плата в Югре составит 136 000 рублей. Сейчас она составляет 57 000 рублей. Повышение произойдет за счет роста производительности труда, к 2030 году она повысится, по сравнению с 2010 годом, почти в два раза в реальном исчислении.

http://www.ugra-news.ru

 
648

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки