Тема дня

10.06.2022 - 09:18

ВЫХОД В ГОРОД. Олег Насактынов. Про холодильник вместо башмаков и многое другое

Всегда интересно встречать старых знакомых в новом качестве. Сегодня мы беседуем с человеком, который еще недавно был заместителем главы Советского района, а теперь стал замом главы города. Интересно, что много лет назад он уже работал в подобной должности. Тогда она называлась «первый заместитель…», а теперь немного иначе.

Итак, сегодня мы общаемся с заместителем главы города Советского по городскому хозяйству Олегом Евгеньевичем Насактыновым.

 - Олег Евгеньевич, давайте начнем, пожалуй, с очень тонкого вопроса: как произошел такой кульбит, что из администрации района вы вернулись в город — туда, где в свое время уже работали в качестве первого заместителя?

 - Комментарий тут один. Новый глава района формирует новую команду, он имеет право выбирать людей под свои задачи. Это нормально. Я это понимаю и не вижу никаких проблем.

 - Сколько уже времени вы на этом месте?

 - Два месяца.

 - Психологи утверждают, что это тот самый срок, за который человек способен адаптироваться на новом месте. Вам удалось?

 - Да, мне привычно все. Единственное, по благоустройству я никогда не работал, хотя определенные строительные навыки у меня имеются.

 - Насколько я понимаю, прежняя работа была больше бюрократическая.

 - Да, в основном это была работа с цифрами, депутатами, директорами, бухгалтерами и экономистами. А здесь, в первую очередь, работа с жителями. Любой житель может позвонить на горячую линию, и мы должны разобраться со всеми вопросами. Конечно, это совершенно другой вектор работы, но особых сложностей за это время не возникло.

Фото: «Администрация-Советский Хмао», vk.com

 - Легче в чем-то стало?

 - Нагрузка очень отличается. В городе, несмотря на звонки людей, она не такая, как в районе. В плане физического напряжения в районе нагрузка больше: там очень много совещаний, ВКС-заседаний, и вопросы более разноплановые.

 - Вы один из тех людей, которые умудрились дважды войти в одну и ту же реку, то есть работали в свое время в администрации города, а теперь вернулись почти в ту же роль. За это время как вообще изменилась система управления, администрация в целом?

 - Не секрет, что в то время, когда я работал в первый раз, администрация насчитывала 58 человек. Сейчас — 24. Тогда город выполнял практически все полномочия, за исключением тепловодоснабжения и жилищного строительства. Теперь же большинство полномочий передано в район. У нас курс на то, чтобы администрация осталась только одна. Я всегда поддерживал это. Даже работая первым заместителем в городе, я всегда так считал.

 - Сократилось количество людей, функционал. Работать скучнее, наверное, стало?

 - Сложно сказать. Я попал как раз на такой период, когда стали падать дороги, начались подтопления. Было много звонков. Бывает, выезжаешь на звонок и видишь на месте, что серьезной проблемы нет. То есть срабатывает человеческий фактор. Кто-то до последнего работает лопатой, строит какие-то дамбочки, стесняясь позвонить, хотя там действительно необходимо серьезное вмешательство. А где-то у человека небольшой ручеек, который вот-вот иссякнет сам, а он может столько звонков сделать, и успеть еще письма написать в приемную губернатора и Президента РФ. Мы стараемся быть объективными, поэтому в любом случае работы, в первую очередь, производятся для тех, кто больше страдает, а не для тех, кто любит писать.

 - Можно глупый вопрос? А зачем вообще вся эта сложная реформа с ликвидацией администрации города, передачей полномочий по частям, движением людей и кабинетов? Не проще ли было оставить все, как есть, но назвать это, например, департаментом администрации района по делам города?

 - Ну, во-первых, мы в своей практике не раз сталкивались с тем, что человека отправляют из одной администрации в другую с решением его вопроса. Такого быть не должно, везде сейчас практикуется принцип одного окна. Во-вторых, существует проблема с задвоением полномочий, когда одно и то же полномочие выполняют два органа власти, и не всегда при этом срабатывает принцип «одна голова хорошо, а две лучше», чаще бывает наоборот. Третье, мы 12 лет были свидетелями противостояния двух уровней власти, что также не шло на пользу нашим жителям. Ну и плюс юридически это не так просто сделать. По сегодняшнему законодательству должны остаться депутаты города и глава.

 - Есть какие-то негативные моменты от этих изменений?

 - С моей точки зрения, негативных моментов нет, за исключением того, что из-за сокращений люди потеряли работу. В администрации было сокращено человек 20. Их них 12 ставок были переданы в администрацию района с людьми и лишь восемь ставок были реально сокращены, практически все — пенсионеры.

 - Олег Евгеньевич, недавно проходила встреча горожан с главой города. Сколько человек на ней было?

 - Человек 15.

 - Почему так мало, как думаете? Люди не знали о встрече, либо у них нет вопросов, проблем? Что такое 15 человек для 30-тысячного города?

 - Существуют публичные слушания, например, по бюджету. Тема, вроде как, интересная, важная, но туда обычно, кроме двух-трех общественников, никто не приходит. Та же история с земельными участками — народ не приходит. Понятное дело, встреча с главой намного интереснее: приходят люди, у которых что-то наболело, стараются получить ответ. Информация о планируемой встрече была заранее размещена во всех основных сетях и группах в мессенджере Viber. Не знаю, почему людей было мало. Но все равно это больше, чем приходит на публичные слушания по другим вопросам.

Фото: «Администрация-Советский Хмао», vk.com

 - Был один из вопросов, связанный с общественным транспортом. Это вопрос вашей сферы?

 - Вообще, все, что касается организации пассажирских перевозок, осуществляет администрация района. Именно она организует и проводит торги, как проводила и на прошлый пятилетний период — в 2016 году. Там есть отдел, который этим занимается. У нас имеется четыре маршрута, по которым постоянно ходят автобусы. В городской же администрации мы принимаем решение только по одному сезонному маршруту, который действует у нас с мая по сентябрь и позволяет льготным категориям граждан проехать к садово-огородническим товариществам бесплатно. Это не обязанность городской администрации, а ее право. Для осуществления такой перевозки из бюджета с каждым годом приходится выделять все больше и больше средств. Сейчас этот маршрут существует, но условия несколько другие. В этом году мы не смогли запустить льготные маршруты в «Сосновый бор», например. Раньше жители могли ездить в этот СОНТ с льготой, а сейчас мы такой услуги им дать не в состоянии — перевозчик оказался не готов организовать туда маршрут.

 - То есть если подрядчик отказывается, то нужно либо увеличивать бюджет, а такой возможности нет, либо ждать, когда появится другой подрядчик, который за эти деньги согласится.

 - Да, все верно.

 - Кстати, о «Букете». Люди стали часто жаловаться на грейдирование дорог. Как вообще регламентируется частота прохода грейдера?

 - Вообще, ГОСТа по содержанию грунтовых дорог не существует. Грейдеры у нас работают постоянно: и зимой и летом ходят. Вопрос в том, что пока они проходят первую и вторую Картопью, в это время портятся дороги в других микрорайонах. На встрече был задан вопрос: что делал грейдер в «Букете» в понедельник? Какой смысл грейдировать в дождь? Просто дождь лил с пятницы, не переставая. И все выходные люди жаловались в соцсетях на плохую дорогу, требовали направить к ним грейдер. В понедельник в связи с многочисленными просьбами жителей глава города распорядился послать туда технику. Снова посыпались вопросы: что он там делает в дождь? То есть, ты можешь либо направить грейдер в дождь, либо ждать хорошей погоды, но у части населения ты все равно окажешься виноват.

 - Какие еще наиболее важные вопросы стоят перед вами сейчас?

 - Если мы берем благоустройство, то большая проблема — это как раз погода, от которой зависит очень многое. Опять же, идут дожди — сыплются звонки с просьбами откачать воду. Начнется сухой сезон — опять возникнет проблема пожаров. Борьба со стихией, одним словом.

А так, самая большая проблема — это дороги.

 - С озеленением все в порядке?

 - На озеленение каждый год тратится примерно одна и та же сумма, осуществляется оно одним и тем же предпринимателем. Нам нужно вовремя провести конкурс, заложить средства в бюджете и проконтролировать. В этом особой проблемы нет. В основном озеленение города ежегодно начинается ориентировочно 7-10 июня, когда установится гарантированно теплая погода, без возврата заморозков. Так было традиционно и в этом году.

Вопрос благоустройства стоит остро. Это наши парки. В прошлом году потратили 108 миллионов на благоустройство центрального парка. В этом году — около 200 миллионов планируется потратить на «Озерный парк “Картопья”». Пока контракт на 164 миллиона, район выделил нам еще 30. Проблема в том, что резко подорожали стройматериалы, очень тяжело было найти подрядчика. Выторфовка уже наполовину произведена, торф вывезен, песок завезен. Это уже шаг вперед.

 - За этот сезон что предполагается сделать?

 - Предполагается сделать все. Весь проект полностью. Парк стал победителем во всероссийском конкурсе, поэтому необходимо сделать все, что намечено до конца года.

 - Сейчас по темпам все идет по графику?

 - Критического отставания нет. Решался вопрос об авансировании. До этого по закону мы не могли выплатить аванс подрядчику, но он заходил на условиях, что мы его проавансируем. Пока мы, район и округ привели свои нормативные акты в соответствие с Постановлением Правительства, которое вышло в конце марта, прошло некоторое время. Ждем представителей Департамента ЖКХ и энергетики Югры и Минстроя России для инспектирования хода работ.

 - Время от времени упоминается некий второй этап озерного парка. Что это и когда?

 - Второй этап — это благоустройство зоны отдыха в СУ-881. Но там предполагается сработать в виде инвестиционного проекта — отдать эту территорию какому-нибудь предпринимателю, чтобы он провел необходимое благоустройство и оказывал там платные услуги. Когда и как это будет — пока большой вопрос. На сегодняшний день уже есть предложения.

 - Всеми любимая улица Чапаева, а точнее ее реконструкция. Мы знаем, что процесс, вроде как, сдвинулся с мертвой точки. Там была проблема с одним из подрядчиков по подготовке проекта проектно-сметной документации. Сейчас вроде нашелся новый. Теперь предполагается, что в этом году будет сделана не только документация, но и ее экспертиза. Так?

 - Так. Но я все время говорил, что этот проект нужно делить на три этапа: отрезок вдоль болота, отрезок вдоль дач и поворот на Багаева. Иначе целиком он будет стоить миллионов 500. Истребовать такую огромную сумму с округа разом — это на грани фантастики. Реальнее будет просить по 100 миллионов на какой-нибудь один участок дороги, чтобы все делать поэтапно.

 - Сейчас он готовится полностью?

 - Да, проект единый, но в ходе производства работ их можно разделить на этапы. Если бы проект разделили изначально, то пришлось бы делать госэкспертизу с отдельной оплатой по каждому этапу. А это дополнительные расходы бюджета.

 - На ваш взгляд, проблемы с благоустройством города упираются только в отсутствие финансирования, либо еще нужны новые подходы? Кстати, новые подходы обычно ждут от новых людей в команде, типа вас.

 - Думаю, процентов 80 — это дефицит финансирования. А новые подходы заключаются в том, чтобы найти это финансирование. Пока правительство округа отвечает, что на ближайшее время в приоритете строительство второго моста через реку Обь.

 - От кого же этого ждать, как не от человека, который занимался финансированием всего района?

 - Ну да. Благоустройство зависит еще и от самих людей. Например, ставится детская игровая площадка между тремя домами — хорошая, новая. Через год приходишь — она переломана. Кто за этим будет следить? Город должен ремонтировать? У нас сейчас пошла политика: все эти площадки передавать ТСЖ, собственникам домов. Может, тогда люди начнут бережно относиться к этому имуществу.

 - Кстати, о ТСЖ и УК. Год назад у нас с Александром Терентьевичем была виртуальная прогулка по центральным улицам города. Мы, конечно же, увидели огромное количество проблем: лужи, кривые тротуары и газоны, облупленные фасады и вывески и т.д. Недавно мы делали сверку и увидели, что изменения есть, но их очень мало. Одна из проблем заключается в том, что часть должны делать УК и ТСЖ, часть — город, часть — сами предприниматели. Но у кого-то денег нет, у кого руки не доходят, кто просто лоботряс, а где-то просто не разграничено, чья это зона ответственности. В курсе ли вы этой проблемы, и есть ли видение, как ее сдвинуть?

 - Сейчас работа с УК передана в комитет по развитию коммунального комплекса администрации Советского района — с ТСЖ и УК сейчас работает район. Мы ими не руководим, у нас нет рычагов, чтобы повлиять на такие компании. Жильцы платят УК, они и должны выяснить, куда идут их деньги. Если средств недостаточно, надо либо увеличивать оплату за содержание жилья, либо, если деньги идут не туда, надо поменять компанию. В администрации города есть только одна компания — «Уютный город», и мы как учредители обязаны ею заниматься.

 - Мы снова упираемся в некое равнодушие граждан.

 - Да. Болеющие за свой дом люди организовались, убедили граждан и сами полностью распоряжаются своими средствами. Важно правильно выбрать управляющую компанию. У нас силовых методов влияния на управляющие компании нет.

 - Не силовых, просто на уровне общения и убеждения.

 - Это происходит, но далеко не всегда выходит эффективно. Когда была пандемия, выделялись средства на обработку подъездов. Выделяли всем одинаково, но обработка проводилась очень по-разному. Дело в работе УК. И в этом случае администрация — не пострадавшая сторона, она не может пойти и подать в суд, это могут сделать жильцы. Мы лишь можем помочь им правильно это сделать. Возможно, конечно, привлечение УК и ТСЖ к ответственности за некачественное оказание услуг в виде штрафов, но мы же понимаем, что штрафы УК будут вынуждены оплатить из тех же сборов, которые им обеспечивают жильцы многоквартирных домов. Готовы ли жители оплачивать за УК и ТСЖ штрафы? Тут нужно работать очень осторожно, не возлагая на жителей дополнительных финансовых нагрузок.

 - Парадоксальная ситуация. В городе есть очаги явного разрушения и просто неопрятности. И в то же время вкладываются миллионы, в частности, в озерный и городской парки. Сейчас заговорили о «Вознесенском парке». Кстати, что с ним?

 - Прошло рейтинговое голосование горожан, и этот проект победил.

 - Каков процесс по нему будет далее?

 - Будет разработана концепция. Поскольку работы там достаточно много, он будет разбит на какие-то фрагменты. Будем заявляться на федеральные и окружные гранты, где-то постараемся сработать через «Комфортную городскую среду», где-то — через инициативное бюджетирование. Из этих пазлов будем стараться составить общий парк с единой концепцией.

Эскизный вариант планируемого проекта «Вознесенский парк»

Да, у людей возникают вопросы, почему 200 миллионов на парк мы нашли, а два на дорогу, например, не можем. В этот озерный парк из бюджета города был выделен всего 21 миллион рублей. Это 10 %. Просто даже один тротуар выйдет дороже. А в программе за эти деньги мы получаем и тротуар, и благоустройство озера, и многое другое. Мы можем направить эти деньги на дороги, но два года назад один километр дороги стоил 60 миллионов рублей. Грубо говоря, мы можем построить 300 метров дороги, не участвуя ни в каких программах, либо мы отдаем их на парк. Здесь приходится выбирать. Приоритет отдается тому, что на каждые 10 рублей можно привлечь еще 90 рублей из других уровней бюджета.

 - То есть, если на примере семьи, то выходит так. Нужны новые ботинки, но выпал шанс, по акции, за те же деньги, купить новый холодильник. И семья решает, что ботинки еще можно подлатать и походить, а такой шанс с холодильником вряд ли выпадет. И покупает последний.

 - Именно так.

 - Совсем недавно главами Югорска и Советского района было подписано некое соглашение о дружбе, сотрудничестве и агломерации. И там был упомянут проект вело-беговой дорожки между двумя городами.

 - Да, я слышал об этом. Не знаю, насколько серьезны намерения создания этого проекта, но, на первый взгляд, думаю, у нас есть более приоритетные вопросы. А в целом мы и так ездим друг к другу на культурные мероприятия, в больницы и т.д. Все это делается и без документального оформления агломераций. Мы настолько близко живем и работаем, что фактически у нас уже давно действует агломерация.

 - Буквально вот-вот у нас тройной праздник: День города, района и России. Успеваете привести в порядок и подготовить город к этому событию?

 - Мы собираемся закончить весь ямочный ремонт. Приведем в порядок бордюры, знаки, высадим цветы. Если погода не подкачает, все будет сделано. На сегодня мы устранили большой провал на площади между ЦК «Сибирь» и кинотеатром «Луч». Там в течение нескольких лет происходила постепенная просадка грунта над старой теплотрассой, а в этом году асфальт просел резко и очень сильно, нужно было принимать срочные меры. Там будут проходить праздничные мероприятия, на этой площади на самокатах и велосипедах катаются дети. Этот провал создавал опасность травмирования. Именно поэтому подрядчик, который осуществляет ямочный ремонт дорог, был срочно направлен вместо ремонта дорог на устранение этой проблемы. Надеемся на понимание жителей.

 - Кстати, в День города планировалось торжественное вскрытие капсулы времени, в которой содержится послание потомкам от наших земляков, живших в поселке Советском 50 лет назад. Но есть информация, что ее вскрыли уже заранее. Почему так вышло?

- Да, такая информация есть. Почему так произошло, мне сложно прокомментировать. На мой взгляд, это должно было произойти в торжественной обстановке, с привлечением почетных граждан района и прилюдно, на площади, как это делают во многих городах России.

 - Хорошо. В любом случае всех горожан, жителей района и всей России — с наступающими праздниками! Спасибо вам, Олег Евгеньевич, что нашли время на беседу. Всегда рады вас видеть!

В. Турин

3
5369

Комментарии

Аватар пользователя Т
Т
31.162.150.82
За 200 миллионов можно сделать 3,3 км. дороги. Это раз. Два, по его же словам, можно разбить на три этапа строительство
Аватар пользователя 951
951
188.19.15.116

Тяжело доходит видимо. Из бюджета города выделяется 21 млн. (всего). На 21 млн. можно сделать 300 метров. При этом никто из федерального и окружного бюджета ничего уже не добавит.  При направлении 21 млн. на парк. Из федерации и округа добавляют еще 186 млн.

Аватар пользователя Мария К.
Мария К.
31.173.100.124
Олег Евгеньевич, я о 21 человеке, потерявшем работу в городской администрации. Реально сокращено 8 пенсионеров. Не кажется ли Вам, что пенсионеров было бы вообще неплохо отправить на заслуженный отдых, а приорит отдать трудоспособному населению, особенно в условиях нынешней непростой экономической ситуации?

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки