
- Олег Евгеньевич, с последней нашей встречи во время интервью прошло примерно пять месяцев, поделитесь тем, что было за это время.
- Прошла зима. Она оказалась менее снежной, чем предыдущая. Если в прошлом году было вывезено 230 тысяч кубометров снега, то в этом — 100 тысяч. Это не потому, что не хотели возить, а потому, что снега действительно было в два раза меньше, чем в прошлом году. Эта зима была стандартная. Для предпринимателей, занимающихся содержанием дорог в городе, количество снега является определенным риском. В прошлом и позапрошлом годах у них была суперзапарка, в этом году — возможность немного перевести дух. Как я уже говорил, снег у нас вывозится только с центральных дорог и перекрестков, а также — весной — с подтопляемых территорий, которых у нас в городе 37.
В прошлом и позапрошлом годах нам были выделены дополнительные дотации из бюджета района — порядка шести миллионов рублей. Эти средства были направлены нами на помощь управляющим компаниям и ТСЖ для вывозки снега с территорий дворов. В этом году таких дотаций не поступало, поэтому управляющие компании справлялись самостоятельно. В обычных условиях это их обязанность, а в предыдущие зимы в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией мы помогали им с вывозкой.
- Как оцениваете работу подрядчиков? Их было двое?
- Да, в этом году работают два подрядчика. К обоим есть определенные претензии и вопросы. Некоторые из них удается снимать сразу, в других случаях применяем штрафные санкции. Что касается микрорайонов Картопья 1, 2, 3, 4, Западный, то грейдер, имеющийся у второго подрядчика, нетяжелый. Это сказывается на качестве очистки дорог. Если зимой он еще справлялся (ввиду того, что снега было немного), то весной показал себя не с лучшей стороны. Об этом подрядчику было сказано. Кстати, в январе и феврале подрядчик был оштрафован за некачественное выполнение работ. Да и вообще странно, что подрядчик вышел на аукцион, не имея нужной техники. Видимо, он рассчитывал обойтись этим грейдером, но получается не очень.
- Контракт на уборку улиц заключен на два года?
- Если точнее, то на один год и девять месяцев.
- Сейчас прошел первый зимний сезон. В следующем году, учитывая эту историю с подрядчиком, вы будете предпринимать какие-то меры в отношении его?
- Мы рассчитываем на то, что к следующему снегоуборочному сезону все сделают выводы, в частности, решат проблемы с техникой.
- Как отразилась менее суровая с точки зрения осадков зима на количестве жалоб?
- В прошлом году снег начал таять резко, произошло это во второй половине апреля, практически все дороги упали в течение трех дней. Тогда был полный аврал, пришлось срочно заключать дополнительные договоры на расчистку и вывозку снега даже с тех территорий, которые не числились подтопляемыми, потому что земля оставалась мерзлой и не успевала впитывать воду. В этом году, помимо того, что было меньше осадков, еще и весна благоприятная — оттепели с заморозками чередуются, что позволило избежать массового затопления дорог, дворовых проездов и домов.
- Вы, получается, нынче прохлаждаетесь, бьете баклуши?
- У нас все равно сохраняются подтопляемые территории. Городской центр услуг выходит на них, откачивает воду. У нас есть четыре помпы и один «гейзер» — большая помпа. Если в прошлом году в связи с авральной ситуацией их не хватало, то в этом году эта техника используется в более щадящем режиме. Также не пришлось задействовать неповоротливую в городе цистерну. Но жалобы, или точнее сигналы с мест, все равно остаются. В частности, мы стараемся что-то сделать с ул. Молодежной, но она все равно так и остается проблемной.
- Нет в жизни гармонии. Поговаривают, что если мало снега — значит, влаги будет меньше, и урожай будет маленький. Но урожай нас мало интересует, а вот риск лесных пожаров из-за засухи возрастает. Вы это как-то учитываете? Вообще какое-то отношение к этому имеете?
- Да, вокруг Советского находятся городские леса. Существуют определенные мероприятия, которые нам необходимо проводить — например, их обследование с точки зрения противопожарной защиты.
- В прошлый раз во время больших пожаров выяснилось, что не все благополучно с противопожарными разрывами, просеками. Сейчас какова обстановка в этом вопросе?
- В связи с тем, что у нас продолжаются мероприятия по объединению с администрацией района, полномочия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям переданы на вышестоящий уровень. Знаю, что в прошедшем и позапрошлом году велись активные работы по данному направлению. Эти разрывы приводились в нормативное состояние.
- Скажите, а ведь при передаче полномочий функция контроля над их исполнением все равно остается за вами?
- Да. С нас никто ее не снимает, поэтому большинство полномочий мы продолжаем контролировать.
- То есть, выходит так: если район как-то не так распорядится полномочиями, то и вы попадаете под раздачу?
- Безусловно. За прилегающие городские леса все равно отвечает городская администрация.
- Олег Евгеньевич, что еще из наиболее заметного произошло за этот период?
- Если помните, мы разговаривали перед Новым годом о приобретении и установке световых панелей. К празднику они появились на центральных улицах.
- Ну да. Но, надо сказать, они какие-то немного бледненькие по сравнению с предыдущими.
- Честно говоря, предусмотреть все невозможно. Когда начинаются торги, мы пишем, что нужна такая-то световая панель, досконально прописываем все параметры. Запросили панель «триколор», но кто же мог ожидать, что у производителя красный цвет больше похож на розовый. С виду пришли те же самые, а увидели, что панели тусклые, лишь тогда, когда они были смонтированы. Демонтировать? Отправлять обратно? Праздник на носу. Решили оставить. И все же кое-что мы потребовали заменить.
В этом году мы, скорее всего, последний раз строили ледяной городок, возведение, охрана, слом и вывоз обломков которого обошлись в полтора миллиона рублей. По решению общественного совета эти деньги направятся на приобретение световых конструкций, которые будут работать не только на Новый год, но и на все остальные праздники.
- Как известно, у нас любое решение может вызвать несогласие граждан. Вы уверены, что мнение общественного совета репрезентативно отражает мнение большинства горожан?
- Это субъективно, некоторые посчитают это неправильным. Лично мне жаль полтора миллиона рублей отдать за то, что через пару месяцев демонтируется и превратится в воду.
- Кстати, а почему в наш цифровой век у власти до сих пор нет более или менее объективного механизма для выявления общественного мнения граждан, хотя бы на местном уровне?
- Почему вы считаете, что горожане не считают общественный совет органом, который транслирует общественное мнение?
- Хотя бы потому, что, могу предположить, мало кому известно, как он формируется, и кто туда входит. По себе могу сказать, что общественник — это тот, кто в том числе на виду у общества, его видят и знают. Они сами приходят, в частности, к нам, в СМИ. А есть общественники, которых мы даже затянуть не можем для знакомства с аудиторией. Так, собственно, и с общественными советами: как они формируются, кто туда входит, и что они делают — не всегда известно. Вот, кстати, и лишний повод напомнить об этих уважаемых людях.
- Да, это известные и уважаемые в городе люди, например: в прошлом депутат и предприниматель Александр Кузьмич Швецов; также в прошлом депутат и общественник Ирина Константиновна Райчук; директор ФОК «Олимп» Виктор Витальевич Вискунов; настоятель храма Николая Чудотворца отец Константин (Грязин) и другие. Разве не уважаемые люди?
- Это, наверное, каждый решает сам для себя. Приближаемся к состоянию дел на день сегодняшний. Какие еще события произошли?
- Много жалоб было на то, что кладбище в этом году затопило. Новые захоронения оказались в низине, и произошло затопление могил. Сейчас оперативно принято временное решение, в дальнейшем будет сделан водоотвод.
- Если мы подошли к текущим моментам, есть вопрос о мусоре. Это, конечно, вопрос не к вам (ваша задача — всего лишь следить за состоянием контейнерных площадок). Тем не менее, вы, наверное, в курсе, что недавно прошел слух, будто с 1 апреля закрыт наш мусорный полигон. Так ли это, и чего ждать?
- Да, есть судебное решение, но в настоящий момент работа полигона продлена еще на два года.
- Ну и хорошо, идем дальше — в сторону предстоящих событий, ближе к сезону благоустройства. Для начала попрыгаем по привычным кочкам в нашем болоте. Начнем с озерного парка. Понятно, что эта тема в последнее время была заморожена во всех смыслах... или велись какие-то работы?
- Работа велась, но в основном по приобретению и доставке недостающих материалов.
- Недавно было резонансное выступление губернатора на этот счет. В чем его суть? Как это отразится на текущем положении дел?
- Выступление было связано с программой «Комфортная городская среда». Заместитель губернатора доложил о том, что все муниципалитеты подошли к решению вопросов по-разному: кто-то продолжил строительство зимой, и весной увидел негативные последствия своего решения; кто-то, как мы, попросил продления сроков ввиду того, что были произведены дополнительные работы, произошло изменение цен на материалы, и подрядчик просто не успел. Те, кто закрыли программу, получили проблему качества выполненных работ. Тех, кто не закрыли, ругают за срыв сроков. Скажем так: «несчастливы» все, но каждый по-своему. Сейчас по озерному парку проводят проверку сразу три окружных органа.
- Вы имеете в виду проверку и в городе и в районе?
- Ответственным за озерный парк является город, поэтому проверяют нас.
- Это та самая ситуация, когда исполнение лежит на районе, но формально ответственными являетесь вы?
- Нет. Исполнителями являются и город и район совместно. Но отвечает за все именно город. Сегодня есть три запроса по предоставлению документов от Службы контроля, Стройжилнадзора и Управления капитального строительства округа. Все три организации уже приезжали к нам, работали на месте целую неделю. Вдоль и поперек проверили все документы: проект, сметы, исполнение, размер оплаты работ. Проверили даже качество работ на самом объекте. Месяцем ранее приезжала директор Департамента пространственного развития и архитектуры округа для осмотра объекта. Теперь еще прокуратура запросила документы для проверки. Итого это уже пятая проверка за последние пару месяцев.
- Кажется, была информация, что мы якобы не сможем закончить этот проект, потому что на него нужно еще чуть ли не 50 миллионов. Это так?
- Нет, это не так. Дополнительные средства — 32 миллиона рублей — предусмотрены в окружном бюджете. Эти деньги нам пока не дали, поскольку работы еще не выполнены. Но необходимость увеличения стоимости контракта была доказана подрядчиком еще в прошлом году. Подрядчик и проектировщик прошли множество экспертиз и комиссий, где сумели доказать, что увеличение стоимости было обоснованно и не зависело от их ошибок. Необходимость выполнения дополнительных работ по выторфовке была выявлена после слива воды в озере и проведения дополнительной геологии. Рост цен на материалы весной прошлого года также был подтвержден ценовой экспертизой. Предусмотреть это в контракте при его подготовке не было никакой возможности.
- Что с подготовкой проектной документации по реконструкции ул. Чапаева-Багаева? Что-то сдвинулось?
- Проектировщики закончили работу. Попытались проект сдать на государственную экспертизу в феврале, но выяснилось, что небходимо еще историко-культурное заключение. Подрядчик не нашел понимания с учреждением, проводящим экспертизу, посчитав, что она не требуется. Это заключение проводится только летом, и теперь мы ждем июня. Только после него проект может быть сдан на государственную и ценовую экспертизу. Мы договорились, что госэкспертиза примет документы по гарантийному письму, а мы летом заключение сделаем. Но все штрафные санкции к подрядчику за задержку сдачи готового проекта нами будут применены.
- В чем заключается историко-культурная экспертиза?
- Приедут специалисты и будут устанавливать, нет ли на месте строительства каких-нибудь стойбищ, капищ, кладбищ. Наверняка у них есть какие-то свои методы. В основном люди жили по берегам рек, а так как там протекает Картопья, специалисты обязаны проверить это место. Как только мы проект получим, сразу попытаемся его включить во все программы. Но сегодня нам еще нечего предоставить.
- Еще одни проект, о котором бойко говорили, а теперь как-то не очень, — это Вознесенский парк.
- В этом году на углу улицы Кирова и переулка Курчатова планируется построить часть будущего парка — одну автостоянку, которой будут пользоваться в том числе и посетители МФЦ.
- А проект уже готов?
- Эскизный проект есть.
- А глобальное решение этого вопроса когда предполагается? Когда проект будет готов и введен в какую-то программу? Наверное, когда закончится история с озерным парком?
- На этот проект требуется тоже немало денег. Нам бы озерный парк переварить, а потом уже и Вознесенский потихоньку будем делать. Поэтапно, насколько это возможно.
- Олег Евгеньевич, а как обстоят дела с дорогами? Ямочный ремонт наверняка будет, а что касается серьезных реконструкций и строительства новых дорог? Есть какие-то планы?
- В планах — сделать ул. Ленина от Гагарина до Юбилейной. Это 300 метров и порядка 25 млн — практически 10 % бюджета. Полностью снимем плиты, заасфальтируем, построим два хороших двухметровых тротуара вдоль этого участка. В этом году постараемся заменить рассыпавшиеся плиты на всех наших дорогах. В прошлом году мы заменили 28 плит (столько у нас было в наличии), в этом предполагается более масштабная работа.
- На Ленина будут использованы собственные средства? Или будет программа софинансирования?
- Есть окружная программа, но по ней выделяют всего 500 миллионов на 19 муниципалитетов. Нам досталось 7 миллионов 300 тысяч. Остальные деньги пойдут из бюджета города.
- Какие-то новости с полей муниципальной реформы есть?
- Пока затишье.
- Ранее вы говорили, что полное слияние администраций произойдет году в 25-м.
- Вполне возможно. Думаю, все необходимые формальности к этому сроку будут выполнены.
- Нельзя не задать вопрос, как отражается в данный момент на жизнедеятельности города геополитическая ситуация. Один из чиновников местного уровня недавно сказал, что часть управленческих ресурсов сейчас задействована только на это: призывники, мобилизованные, их семьи, гуманитарная помощь.
- В глобальном смысле эта ситуация не отразилась на администрации города, в человеческом плане — да, работа ведется. От семей военнослужащих поступают личные просьбы. Мы стараемся помогать. Каких-либо серьезных расходов на эти цели город не несет, только добровольные перечисления работников в специальные фонды.
- Близятся майские праздники. Все пройдет в стандартном режиме, либо изменится в лучшую или худшую сторону?
- В первую очередь, наша задача — привести город в порядок к этому моменту. У нас новый подрядчик по ямочному ремонту. Раньше работали с «Северавтодором», но мы не можем выбирать, так как все решает конкурс. Посмотрим, как подрядчик будет работать. Он уже выполнял у нас ремонт жилфонда и зарекомендовал себя хорошо. Это местный предприниматель. Весна в городе началась рано, если все будет так и идти, приведем в порядок разметку на центральных улицах.
- В проведение праздничных мероприятий вы не вовлечены?
- Нет, этим занимается район. Мы только перекрываем дороги и приводим в порядок город. От городской администрации во всех мероприятиях участвует только глава города.
- Что касается озеленения, в этом году ситуация несколько изменилась, потому что подрядчик, который долгое время работал, ушел со сцены. На первый конкурс, насколько известно, никто не заявился. Этот вопрос как-то решен?
- Заявились. Мало того, что конкурс был, еще и торговались между собой. В результате на этом конкурсе цену снизили. Заниматься озеленением будет индивидуальный предприниматель из Югорска.
Несколько лет назад в городе был отрицательный опыт, когда цветы закупали из Екатеринбурга, а они не были адаптированы к нашему климату и быстро завяли. Были опасения, что возникнет такая же ситуация, но нас уверили, что цветы будут закуплены у нашего, местного предпринимателя, который и раньше занимался озеленением.
- Из других красивостей в городе к летнему сезону ничего не намечается?
- Есть основные моменты: ремонт дорог, стоянка у МФЦ, парк. С этим бы справиться. Еще планируется сделать ИДН — искусственную дорожную неровность. Это «лежачий полицейский», поверх которого обустроен пешеходный переход. Планируется установить ИДН у второй школы, в месте, где всегда лужи стоят. После установки неровности дети смогут ходить по сухому. Будет сделано несколько дополнительных пешеходных переходов и тротуаров.
- Я однажды наблюдал, как люди, переходя улицу около «стекляшки», хвалили этот, как вы сказали, ИДН. Там всегда была лужа, а сейчас ее нет. И безопасно и удобно, если смотреть с точки зрения пешеходов, а не водителей.
- Спасибо, мы старались угодить жителям.
- Во сколько обходится такая искусственная дорожная неровность?
- Примерно 240 тысяч рублей. Обычный «лежачий полицейский» — 160. Все, что связано с асфальтобетоном, сегодня очень дорого.
- В прошлый раз я задал вопрос, который хочу сделать традиционным. Что за истекший период больше всего порадовало и огорчило в вашей работе?
- В зимний период порадовало небольшое количество снега. И вообще позитивное в том, что зиму мы прошли без особых потрясений. Напрягает только парк: надеюсь, у нас получится его быстро ввести.
- Ну, на этом, Олег Евгеньевич, вам спасибо! Всегда рады вас видеть!
В. Турин
фото: пресс-служба администрации г.п. Советский
Улицу Киевская когда-нибудь КАПИТАЛЬНО отремонтируют всю?
Первое фото странное, почему не сделать отверстие в колодце, что бы вода сама туда убегала.
Так вода и уходит в накопитель, из которого её и качают, когда накопитель переполняется.