Тема дня

23.01.2009 - 05:00

ЮГОРСК: ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА

Город Югорск долгое время находился в числе лидеров в округе по уровню социально-экономического благополучия. Но это было до кризиса. О том, как поменяется положение городского хозяйства и как отразится кризис на благополучии горожан, в интервью нашей газете рассказал заместитель главы города Югорск Михаил Бодак.  

Корр.: Начнем, пожалуй, с одного из самых животрепещущих для каждого россиянина вопроса – жилищного. Долгое время город Югорск оставался в числе лидеров по темпам жилищного строительства, но это было до кризиса. Вопрос в том, что же будет теперь?

М. Б: Действительно, предыдущие годы Югорск был лидером в округе по строительству жилья и по объемным показателям, и по сдаваемому жилью. Если быть более точным, то из расчета на одного жителя мы сдавали 1,7-1,8 квадратных метров жилья, в результате обеспеченность жилой площадью на одного жителя города в данный момент превышает 16 квадратных метров, что уже близко к среднеевропейским показателям. Что же дальше? В планах администрации поддержать темпы строительства на уровне 2007-2008 годов, но, думаю, что сделать это будет сложно, так как многоэтажное строительство требует инвестирования, а в условиях кризиса это сложно или практически невозможно. Причин несколько: те, кто мог самостоятельно приобрести жилье – это уже сделали, а те, кто не могут и надеются на ипотеку, вряд ли смогут ее получить, так как условия сегодня поменялись и, к сожалению, не в лучшую сторону. Рассчитывать на ипотеку может семья, имеющая начальный капитал 50 и более процентов от стоимости жилья, а также приличный ежемесячный доход.

Корр.: Если называть вещи своими именами, то можно считать, что ипотека прекратила свое существование?

М. Б.: В сегодняшних условиях, можно утверждать, что это так. Ипотека была задумана как программа, рассчитанная на массового потребителя, но сейчас большинство горожан не в состоянии выполнить условия банков. Правда, предпринимаются попытки реанимировать ипотеку, например, рассматривается возможность того, чтобы окружное ипотечное агентство начало выдавать жилищные кредиты без первоначального капитала. Не знаю, чем все это закончится, но разговоры на эту тему в окружном Правительстве ведутся. Вопрос злободневный: рынок встал, потому что жилье не продается, а жилье не продается, потому что нет ипотеки – это все звенья одной цепи. Вообще, нельзя ипотеку загубить. Судите сами, для того, чтобы построить эту систему в благоприятных экономических условиях, нам понадобилось полтора года. Все это время людей пытались убедить, что система эффективна, безопасна, что ей можно доверять. И теперь что? Начинать все с нуля?

Корр.: Вы, как человек осведомленный о том, что происходит в окружном Правительстве, можете как-то успокоить тех горожан, которые воспользовались ипотечными кредитами до экономического кризиса?

М. Б.: Да, у меня есть уверенность в благоприятном исходе, поскольку Председатель Правительства России дал гарантию, что вопрос с банками будет решаться на уровне федеральной исполнительной власти. Значит, появятся соответствующие законопроекты, которые позволят отсрочить ипотечные платежи. Я не думаю, что людей бросят на произвол судьбы.

Корр.: На ваш взгляд, насколько люди, располагающиеся на различных ступенях иерархии власти, представляют себе масштабы случившегося экономического кризиса? Насколько известно федеральный бюджет верстался из расчета 70 долларов за баррель, окружной – 90 долларов, а нефть сейчас стоит 50 долларов. Не получится ли так, что господа и в Москве, и в округе захотят гражданам помочь, но сделать этого не смогут?

М. Б.: Полной уверенности нет. Например, доходная часть окружного бюджета на 2009 год составляет 140 миллиардов рублей, расходная – 158 миллиардов рублей. Львиная доля доходов - 78 миллиардов - запланирована от налогов на прибыль нефтяных предприятий. Насколько мне известно, добыча нефти приносит прибыль при ее стоимости 60-70 долларов за баррель. Если сегодня стоимость нефти ниже этого предела, то о какой прибыли можно говорить? Поэтому, возможно, что расходная и доходная части бюджета будут пересмотрены. Вообще Губернатор округа придерживается оптимистического сценария развития событий, рассматриваются различные варианты выхода из сложившейся ситуации, вплоть до привлечения федерального займа. Пока есть основания предполагать, что наш округ переживет кризис относительно легко по сравнению с другими Субъектами Федерации. Окружное правительство будет предпринимать все меры для того, чтобы поддерживать жилищное строительство, особенно строительство социального жилья.

Корр.: Как сложится ситуация на рынке жилья в ближайшее время?

М. Б.: Что касается различных жилищных программ, финансируемых в основном из окружного бюджета, то сегодняшняя ситуация приведет к тому, что значительная их часть будет сокращена. Я думаю, что в основном будет строиться индивидуальное жилье, поскольку стройматериалы должны упасть в цене, и не очень большое количество социального жилья. Цены на жилье должны снизиться, но вряд ли намного, потому что спрос сохранится на достаточно высоком уровне, поскольку на градообразующем предприятии не планируется сокращений и снижения заработной платы. А раз есть работа, значит, жилье в городе будет востребовано.

Корр.: Переходим к следующей теме. В свое время много говорилось о мегапроекте «Урал Промышленный – Урал Полярный». Есть ли перспективы у этого проекта в новых экономических условиях? Вообще, какие-то этапы этого проекта на данный момент воплощены, или он так и остался виртуальным проектом?

М. Б.: Насколько мне известно, проект вполне реален: есть дирекция этого проекта, есть финансирование из федерального бюджета, насколько оно будет продолжаться с учетом кризиса – не знаю. Проведена разведка, часть месторождений выставлена на торги, появились собственники некоторых месторождений. В частности, я знаком с одним бизнесменом, который участвовал в тендерах, и выиграл их, то есть процесс, в принципе, идет. Другое дело, что огромных затрат требует дорожное строительство, поскольку предусмотрено строительство и автомобильной, и железной дороги. Железную дорогу собиралось финансировать РЖД, но это было до кризиса. Что касается перспектив: возможно, что проект будет заморожен на полтора-два года, то есть на предполагаемый период кризиса. В дальнейшем аналитики предвидят закономерный всплеск. В любом случае, думаю, что рано или поздно проект будет завершен, потому что на него возлагались большие надежды как в Москве, так и в УрФО.  

Корр.: Ясно. Теперь давайте обсудим тему поддержки малого и среднего бизнеса. До кризиса об этом много говорилось, но мало, что делалось. Так чего же теперь ожидать?

М. Б.: На ближайшем заседании городской Думы одним из вопросов повестки дня является вопрос «О муниципальной программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Югорск на 2009-2011 гг.». Разработана программа поддержки малого предпринимательства на основе федеральной и окружной программ. Кардинальным в этой программе можно считать то, что мы заложили деньги (пока, может быть, не очень большие) в городской бюджет на поддержку предпринимательства и на выдачу субсидий, при этом равнозначную часть средств предоставляет окружной бюджет на паритетных основах. Сегодня в период финансовой нестабильности выдача кредитов малому и среднему бизнесу затруднена, получить деньги сложно, поэтому такая помощь может оказаться весьма полезной. К тому же, программой предусмотрена льготная аренда помещений, находящихся в собственности муниципалитета. Следующий немаловажный вопрос - это земля. Пока мы землю даем на коммерческие цели без всякого конкурса, без проведения аукционов. Отказов не было. Так что предпринимателей мы стараемся поддержать в рамках, которые предусмотрены законодательством, плюс к этому в городе есть совет предпринимателей при городской администрации, на котором обсуждаются острые вопросы. Самое главное, что в городе сохраняется высокий уровень заработной платы, соответственно и покупательской способности, а раз так, то есть почва для развития бизнеса.

Корр.: По Вашим ощущениям, появляется ли среди чиновников понимание того, что предпринимательство – необходимая часть здоровой экономики?

М. Б.: Да, ощущаем, конечно. Раньше в городской администрации вопросами предпринимательства занимался один человек, сегодня существует целый отдел по потребительскому рынку, в котором работают уже три специалиста. Они оказывают консультативную помощь, решают вопросы по аренде помещений, землепользованию и т. д. Год от года растет доля налоговых поступлений из сферы бизнеса, в частности пятая часть доходов городского бюджета формируется за счет налогов субъектов малого и среднего бизнеса, для сравнения: раньше было 1-3 процента налоговых поступлений. Таким образом, было бы легкомысленно с нашей стороны не заботиться о курице, несущей золотые яйца. Для удобства предпринимателей, в том числе и в качестве антикоррупционной меры, мы установили принцип единого окна в городской администрации, куда можно обратиться с любым вопросом, подать документы и так далее.   

Корр.: В Югорске есть коррупция?

М. Б.: Как выяснилось, коррупция - это довольно таки широкое понятие в уголовном праве, под которое можно подвести много злодеяний. Были такие случаи, этими случаями занимались правоохранительные органы, и мы принимали меры дисциплинарного характера, то есть увольняли неблаговидных сотрудников. Сегодня же на слуху таких фактов нет, город маленький, скрыть что-либо сложно.

Корр.: Хорошо. Город маленький – градообразующее предприятие большое, соответственно любые реструктуризационные процессы предприятия непременно отражаются на благополучии города и горожан. Как обстоят дела в этом смысле?

М. Б.: По реструктуризации предприятия планы сохраняются. Ряд непрофильных предприятий должны выйти из состава «Газпром трансгаз Югорска», но во время последней встречи с П. Н. Завальным он сообщил, что написал письмо в головной офис компании с просьбой приостановить вывод непрофильных активов из структуры предприятия в связи с нестабильной экономической ситуацией, дабы не загубить их. Пока вопрос находится на рассмотрении в Москве.

Корр.: Прогноз по безработице в городе как выглядит?

М. Б.: Вопрос отслеживается. По «Газпром трансгаз Югорску» сокращений не будет, как заверил П. Н. Завальный. В этом смысле несколько беспокоит ситуация на строительном рынке – там возможны сокращения, хотя опять же, в этой сфере работает незначительное число горожан. В «Ремстройгазе» все в порядке, поскольку он обслуживает газотранспортный концерн.

Корр.: Сколько сейчас в городе безработных?

М. Б.: По официальным данным около трехсот человек.

Корр.: Следующая тема для беседы – строительство объектов соцкультбыта. Одно время упоминалась о планах по строительству досугового центра с аквапарком, потом говорили о строительстве большого торгового центра. Что предполагалось и что в итоге будет построено?

М. Б.: Самый крупный объект – физкультурно-спортивный комплекс на восемнадцать тысяч квадратных метров. Объект полностью финансируется за счет средств окружного бюджета. Сегодня разговора о том, чтобы прекратить это финансирование - нет. По плану на 2008 год мы все деньги получили. Сегодня закуплены металлоконструкции, фундаменты сделаны. После Нового года должна начаться сборка каркаса. Вообще, нормативный срок строительства этого объекта – 2,5 года.

Также из объектов соцкультбыта у нас планируется реконструкция школы №1. Думаю, работы будут проведены. Конкурс на строительство детского сада в 14 микрорайоне проведен, подрядчик определен, источник финансирования есть, поэтому строительство в этом году начнется. Продолжится строительство и лыжного центра посредством долевого участия средств окружного бюджета и предприятия «Газпром трансгаз Югорск». Растянется по времени строительство художественной школы на улице Никольской, поскольку объект полностью финансируется за счет средств городского бюджета, точнее - за счет перевыполнения его доходной части. Сегодня сложно сказать, каким будет перевыполнение. Хотели мы строить и новый «Прометей» - это здание учреждения межшкольного образования на улице Садовой. Создали очень красивый проект, место хорошее выбрали – там, где стояло сгоревшее здание ветслужбы, у парка, но, скорее всего, эти планы тоже отодвинутся года на два. Думаю, начнем мы реконструкцию четвертой и третьей школ, потому что, как ни крути, а это приоритет, дети должны заниматься в нормальных условиях.

Корр.: Что со старым Универмагом?

М. Б.: Подрядчик из Ханты-Мансийска, который работал на объекте, своих обязательств не выполнил. Сейчас мы прекратили с ним договорные отношения, обратились в суд с намерением внести фирму в реестр недобросовестных поставщиков – своеобразный черный список, который запрещает предприятиям участвовать в конкурсах на выполнение подрядных работ. Думаю, суд примет решение в нашу пользу, потом будем объявлять новый конкурс с более жесткими условиями отбора подрядчика.

Корр.: Вы не находите, что Универмаг заговоренный какой-то?! Сначала много лет стоял, как прыщ на лице города, теперь перестройка затягивается?

М. Б.: Ну… (смеется).

Корр.: Что там сделать собираетесь?

М. Б.: По плану – учебный центр, пока план никто не менял. Есть и другие варианты, но их нужно обсуждать с руководством округа.

Корр.: Плавно переходим к вопросу о ЖКХ. В этой связи хотелось бы узнать, каковы первые итоги деятельности управляющих компаний, и насколько успешной оказалась практика организации ТСЖ?

М. Б.: Я на днях вернулся из Санкт-Петербурга, где был на всероссийской выставке ЖКХ. Там состоялась конференция на тему задач и перспектив отрасли. Отмечалось, что одна из ступеней реформы ЖКХ предполагает передачу жилфондов управляющим компаниям. Прозвучала информация, что в целом в России это условие выполнили 27% территории. Мы его тоже выполнили, у нас управляющая компания - служба «Заказчика», она зарегистрировалась и под этой вывеской занимается управлением жилищного фонда.  Стало ли от этого хуже? Я бы не сказал. Стало лучше? Может быть, но на малую толику. По закону каждый человек имеет право отказаться от услуг управляющей компании, выбрать другую компанию на основании общего собрания жильцов. У нас одна компания, альтернативы которой нет, с задачей она справляется, и проблем пока нет. Теперь, что касается ТСЖ. Вообще, создание ТСЖ должно быть инициативой жильцов домов. Государство долго ждало такой инициативы и, не дождавшись, решило подвигнуть граждан к этому решению. Для этого был принят 185 Закон, создан фонд реформирования ЖКХ в размере 240 миллиардов рублей. Теперь населению предлагается: «Ты создай ТСЖ, а мы тебе дадим денег, приведешь в порядок подвал, крышу, фасад и т. д.». Следующее условие этого закона - доля собственности муниципалитета в предприятии ЖКХ должна быть 25% и менее, потому что по замыслу авторов законопроекта услуги ЖКХ населению должен оказывать бизнес. Поэтому сейчас мы продаем свою долю «Югорсэнергогаза» и оставляем себе 25% собственности предприятия. Всего в Законе порядка 15 условий, если мы их выполним, то попадем и в окружную, и в федеральную программы финансирования отрасли. Тогда, допустим, к рублю жителя добавляются два рубля из местного бюджета, пять рублей - из окружного и десять – из федерального. Эти деньги мы имеем право направить на ремонт домов. Сегодня можно сказать, что годовой план по созданию ТСЖ мы выполнили. Я думаю, что деньги из федерации мы получим на следующий год, поскольку фонд ЖКХ из-за кризиса урезаться не будет - об этом пообещали федеральные руководители на прошедшей конференции в Санкт-Петербурге.

Корр.: Недавно в СМИ прошла информация о создании городских агломераций. Одна из семи агломераций - это «Югорск – Советский». Что это такое?

М. Б.: Это, скажем, общая территория.

Корр.: Чем она отличается от объединения?

М. Б.: Объединение предполагает единый орган управления, некую централизацию. Агломерация этого не предполагает, а создается с целью решения определенных задач. Например, Советский и Югорск строят каждый свою больницу. Логика подсказывает, что лучше строить не одинаковые лечебные учреждения, а профильные, то есть в одном городе хорошая травматология, в другом  - диагностика и т. д. Таким же образом можно решать и другие вопросы, в которых заинтересованы обе территории.

Корр.: Какие субъекты будут вовлечены в процесс помимо учреждений здравоохранения?

М. Б: В целом идея агломераций жизнеспособна, особенно в части строительства межмуниципальных объектов спорта, культуры, торговли, здравоохранения. Это может удешевить строительство и содержание, улучшить качество обслуживания населения. Но пока идея лишь продекламирована, когда и как она будет реализована, в каком виде – пока не ясно.

Корр.: Наконец последний вопрос, которым мы подытожим всю беседу: с нового года вступает в силу окончательный этап реализации 131 Закона, вместе с тем, в этот период прогнозируется активная стадия экономического кризиса. К чему быть готовым горожанам в наступающем году? Сократятся ли зарплаты, поднимутся ли цены, будут ли сокращения, или, может, вдруг возникнут прочие напасти?

М. Б.: Думаю, ничего страшного не произойдет, поскольку, как я уже говорил, ООО «Газпром трансгаз Югорск» - это газотранспортное предприятие, и оно менее подвержено кризисным влияниям, чем, скажем, нефтедобывающие, перерабатывающие предприятия или металлургическая промышленность. Значит, городской бюджет будет пополняться. Но людям нужно понимать, что в ближайшее время не следует ждать роста благосостояния, то есть зарплаты расти не будут, дополнительные выплаты сократятся и т. д. Хуже не будет, но и лучше, наверняка, не станет. Думаю, следует воздержаться в этот период от попыток поменять работу, быть осторожными с деньгами, особенно с кредитами и долгами.

Корр.: То есть и этот шторм островок стабильности под названием Югорск должен пережить спокойно. Будем на это надеяться. Спасибо за разговор.

М. Б.: Пожалуйста, всего хорошего.    

Беседовал В. Турин

329

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки