Тема дня

24.05.2007 - 06:00

«ЗА ЭТО ВРЕМЯ МОЖНО УСПЕТЬ ПОЗДОРОВАТЬСЯ С БОГОМ»

Вот уже в третий раз гостем этой рубрики становится молодой человек, как он называет сам себя, наркопотребитель.  На этот раз мы встретились с ним для того, чтобы поговорить о переменах, которые произошли как в его жизни, так и в среде наркозависимых людей. Кроме нашего гостя мы попросили ответить на вопросы данной темы наших экспертов.

Корр.: Ну что, как у тебя дела?

П.: Клево все! Я же в Свердловске сейчас живу.

Корр.: Да, я помню, ты в прошлый раз говорил о том, что хочешь уехать отсюда, завязать с наркотиками. Завязал?

П.: Ну как, завязал… Так-то завязал — пивко попиваю, покуриваю, не очень часто употребляю психоделические наркотики…

Корр.:  Вот оно что. На синтетику перешел?

П.: Когда как, порой на грибочках «сижу».

Корр.: Что еще за грибочки?

П.: Есть такие грибочки, в лесу растут по осени. Люди думают, что это поганки, наверное, так оно и есть, а мы собираем и едим -  денег не стоит, а действует о-го-го. Но это редко, по осени, а так употребляю такой препарат, как…

Корр.: Что за препарат?

П.: Средство, которое было изобретено как заменитель кодеиносодержащих препаратов. Разработчики этого лекарства рассчитывали на то, что оно не будет вызывать наркотического действия, но, видимо, не учли того обстоятельства, что любое средство этой группы, кроме некоторых, воздействует на центральную нервную систему. А раз так, то в определенных количествах оно действует как мощный психоделик.

Корр.: Это что же получается — надо готовиться к новой волне лекарственной наркомании?

П.: Новой волны не будет по нескольким причинам. Во-первых, очень не многие знают, что этот препарат можно использовать именно по данному назначению, а главное - из тех, кто знает, подойдет он единицам, только тем, кто имеет определенное устройство психики, определенный уровень эмоционального развития, у кого хорошо развито абстрактное мышление, творческим натурам, короче. Тем более действие препарата очень мощное и своеобразное, поэтому его нельзя употреблять слишком часто — крыша поедет однозначно. Так что это не продукт массового потребления.

Корр.: Помнится, ты хотел уехать в Екатеринбург с девушкой…

П.: С девушкой мы расстались после того, как ее мама прочитала в вашей газете статью и сразу поняла, что это я. Но я ни о чем не жалею, она, думаю, тоже.

Корр.:  Хорошо, уехал ты без девушки… Одна из главных причин, по которой ты хотел уехать, заключалась в смене круга общения, обстановки, чтобы было меньше факторов, провоцирующих употребление наркотиков. Так и получилось?  

П.: По большому счету, да. У меня работа там не очень легкая и не очень приятная, поэтому иногда я беру что-нибудь «тонизирующее» для того, чтобы работать было не обломно. Зарабатываю деньги, несу их домой.

Корр.: А дома кто?

П.: Дома друзья, которые пьют пиво и курят, тяжелых наркотиков мы не употребляем вообще.

Корр.: Большой город оправдал твои ожидания? Я вспоминаю, с каким восторгом ты говорил о предстоящем отъезде.

П.: Да. Я занимаюсь любимым делом. Имею ввиду не работу, а музыку, свое музыкальное творчество, постоянные репетиции, да и ребята все веселые, одаренные. Вместе с ними я выхожу на улицу с барабанами, гитарами, и мы доставляем радость людям своей музыкой. В то же время очень легко и весело зарабатываем деньги себе на пиво. 

Корр.: Как в городе обстоят дела с наркотиками, если сравнивать ситуацию с Советским, Югорском?

П.: Там много героинщиков,  а тут «варщиков», которые варят наркотики из медпрепаратов. Очень много там злобных тупых наркоманов, которые бьют всех, отбирают сотовые телефоны и деньги. Меня пару раз так хлопали, но все обходилось. Ну это деграданты, которым уже ничего не нужно от жизни.

Корр.: А разве у нас нет таких?

П.: И у нас есть, но меньше.

Корр.: С учетом соотношений размеров Екатеринбурга и Советского какова разница масштабов потребления наркотиков?

П.: ?

Корр.: Я поясню: в свое время ты называл одну из причин наркотизации в нашей местности — молодежи некуда сходить, негде развлечься. Про Екатеринбург же нельзя так сказать.

П.:  Мне трудно судить, потому что я не общаюсь с жесткими наркоманами, но, по идее, там наркоманов должно быть меньше, потому что люди постоянно чем-то заняты: кто-то учится, кто-то работает. Любой крупный город — это своеобразный муравейник, находящийся в постоянном движении. Для того, чтобы выживать в таких условиях, нужно уметь планировать свою жизнь, иметь трезвый ум, а здесь можно существовать и без этого. С другой стороны, крупный город постоянно давит на психику, и те, кто там живет, непрерывно ищут возможности, чтобы снять это напряжение.

Корр.: В городе жить тебе нравится, там интересно, почему тогда ты не хочешь полностью отказаться от употребления наркотиков?

П.: Потому что я никогда не ставил перед собой такую цель. По крайней мере, мне так кажется. Наркотики в моей жизни не доминируют. У меня есть цель в жизни, есть любовь, музыка, искусство, поэзия, литература. Наркотики для меня стоят в ряду одних из увлечений не более того.

Корр.: Другими словами, если у человека нет увлечений и ценностей, которые отвоевывают его личность у наркотиков, то наркотики поглощают его целиком?

П.: Да, именно так.

Корр.: Насколько достоверен миф о том, что вся клубная жизнь замешана на наркотиках?

П.: Это справедливо в отношении танцевальных тусовок. Трудно плясать всю ночь на трезвую голову и не то что трудно, а просто не интересно, поэтому вся эта клубная культура постоянно на «колесах».

Корр.: Насколько легко в Екатеринбурге приобрести наркотики?

П.: Да легко. Легче, чем у нас, особенно героин.

Корр.: Терпинкодовая истерия в Екатеринбурге тоже была?

П.: Да, теперь эти таблетки в центре города не продают, только на вокзале и на окраинах города.

Корр.: А борьба с наркотиками там как-то ведется?

П.: Есть там такое движение, «Город без наркотиков». Это когда кто-нибудь анонимно звонит и сдает наркоточки. Наркоманов отлавливают, вывозят куда-нибудь в лес, бьют и отпускают. А в принципе никакой особой борьбы я не вижу — кто-то употребляет наркотики, а кто-то нет. Ну, по аптекам рейды устраивают, шмонают тех, кто берет шприцы.

Корр.: Телевидение, плакаты, транспаранты?

П.: Ну да. Видел я один плакат в духе антиВИЧ, на котором изображен Евгений Гришковец с грустным лицом. По большому счету травку в городе курят все — от студентов до взрослых дяденек. У меня было два-три начальника, которые накуривались прямо на работе.

Корр.: То есть о марихуане как о наркотике речь вообще уже не ведется?

П.: Да, да.

Корр.: Утверждают, что от так называемой «травки» у человека ухудшается память, стирается прошлое, появляется чувство апатии и бессмысленности происходящего, уничтожаются привычные ценности, люди не могут почувствовать счастье или удовлетворенность. Человек не замечает, как начинает загнивать его мозг, жизнь застревает на одном месте.

П.: Травка, конечно же, круто действует на мозги, но эти изменения происходят медленно и не так заметно для самого наркомана, его друзей и родственников. Поэтому люди долгое время думают, что это не вредно. Меня, например, травка не прикалывает, курю изредка за компанию.

Корр.: Как ты относишься к идее легализации наркотиков в России?

П.: Легализация наркотиков в России давно произошла. Уже по интернету можно свободно заказать одно мексиканское шаманское зелье. Спустя некоторое время вам по почте пришлют эту дурь. А дурь эта, надо сказать, конкретная — переть вас будет минут пять-семь, за это время можно успеть поздороваться с Богом. Люди из окон выбрасывались, я слышал такие страшные истории. Чтобы пойти на такие эксперименты, нужно быть вообще безбашенным.   

Корр.: Ты был в церкви?

П.: Был. Это не оправдало моих надежд…

Корр. А в какой церкви ты был?

П.:  Какая разница в какой! Они все одинаковы. В церкви нет Бога. Бог - он в человеке, а церковь — это что-то другое.

Корр.: Ну что ж, давай спустимся на землю. Ты как часто сюда приезжаешь?

П.: Раз в полгода.

Корр.: На мой субъективный взгляд, наркоманов стало меньше видно. Как человек, который в курсе дела, скажи, по твоему мнению, какая обстановка у нас складывается, каковы закономерности и к чему мы, вообще, идем с точки зрения наркотизации?

П.: Никуда мы не идем. По-моему, стало только хуже. Наркоманов теперь намного больше, просто вы не бываете в этой среде. Проходя возле аптеки, можете такое увидеть, что у вас аппетит надолго пропадет. За последние несколько лет, я обратил внимание, становится больше и больше девушек–наркоманок от 16-ти лет.

Корр.: Чем наркоман двух-, трехгодичной давности отличается от современного?

П.: Ничем. Многих из старых уже посадили…

Корр.:  Ты же говоришь, что наркоманов стало больше?

П.: Старых, кто не умер, посадили, стало больше молодых.

Корр.:  То есть, кто умер, кого посадили, кто уехал, а меньше их в городе не стало, поэтому ты делаешь вывод, что их число увеличивается?

П.: Вот именно.

Корр.: Какова социальная принадлежность наркоманов?

П.: Все — студенты, школьники, рабочие, есть даже работники «Трансгаза», я знаю таких. Кто беден, тот варит на квартирах почти круглосуточно. Если дома родители, идут к тому, у кого родителей нет, процесс идет постоянно. Технология с годами оттачивается.

Корр.: Значит, все эти меры, связанные с запрещением продажи йода, некоторых препаратов, неэффективны?

П.: Если бы они были эффективны, вы бы не задавали мне такой вопрос. Не продадут в одной аптеке, продадут в другой — это не проблема.

Корр.: Какой совет ты бы дал родителям, чтобы их дети не начали наркоманить?

П.: Нужно, чтобы дети не были одиноки. Прививать интерес к спорту, искусству, ну, вы понимаете, чтобы ему было чем жить. Если такой ребенок и попадет на наркотики, то ему всяко-разно проще будет выбраться. А если человек пустой, то первая попавшаяся дурь наполнит его до краев.

Корр.: А по каким признакам можно определить, что ребенок «попал»?

П.: Нужно быть внимательным по отношению к детям. Если зрачки сужены, лицо расчесано, значит, есть вероятность, что ваш ребенок - наркоман.

Корр.: Почему у наркоманов все время чешется лицо?

П.: Зуд вызывает действие опиумных наркотиков. Родителям хочу сказать, что опиумные наркотики, такие как героин, и те, которые делают «варщики», это катастрофа для личности, ребенок может очень быстро деградировать. Выпустите ребенка из внимания на короткое время и можете угробить всю жизнь. Нужно сразу принимать меры.

Корр.: Лечение от наркозависимости может быть эффективным?

П.: Не всегда и не для всех. Все зависит от структуры личности — кому-то для того, чтобы завязать, достаточно посмотреть душевное кино, а кому-то уже ничего не поможет.

Корр.: Что, по твоему мнению, должны сделать местные власти, чтобы покончить здесь с наркотиками?

П.: Нужно полностью запретить продажу наркотических «колес» во всех аптеках. Тогда варщикам не из чего будет варить, они будут вынуждены переходить на дорогой героин или завязывать. А завязывать придется, потому что никаких денег не хватит. А главное - заняться молодежью на улице, а не на бумаге.

Корр.:  Чем будешь дальше заниматься?

П.: Сейчас поговорю с вами, пойду на вокзал, куплю билет и уеду отсюда.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ:

Изменилась ли ситуация с употреблением наркотиков в Советском районе и городе Югорске за последние три года?

Какие выводы можно сделать и какие меры следует предпринять для более эффективной борьбы с этим социальным явлением? 

Плотникова Людмила Анатольевна, начальник управления по культуре, молодежной политике и спорту администрации Советского района:

«Если рассуждать над этим вопросом  с профессиональной позиции, то на сегодняшний день у нас нет объективной информации о том, какое количество людей употребляет наркотики. Я знаю, что прилагается максимум усилий для того, чтобы решить проблему наркомании. В то же самое время, когда вечерами я гуляю по улице или принимаю участие в праздничных социально значимых мероприятиях, то воочию вижу масштабы этой проблемы. Дети, подростки, молодежь научились извлекать наркотические вещества из лекарств и употреблять их вместе с алкоголем. Все это способствует распространению наркомании. За последние три года ситуация, на мой взгляд, только усугубилась.  Например, вечер 9 мая меня шокировал, я видела многих людей просто в никаком состоянии.

Что касается второго вопроса, то проблемы наркомании и алкоголизма нужно решать на уровне администраций, жестко регламентировать употребление спиртных напитков в общественных местах, огородить территорию проведения праздничных мероприятий, ввести пропускную систему. Также, может быть, стоит возродить общественные дружины из числа педагогов, родителей, частных охранников,  которые следили бы за порядком во время публичных мероприятий. Ну и, наконец, ориентироваться на европейский опыт в решении проблем наркомании - там уделяется первостепенное внимание профилактической работе с родителями».

Эдель Владлена Ивановна, директор МОУ СОШ №4, г. Советский:

«Лично мне не приходилось сталкиваться с наркоманами, поэтому тяжело судить о том, насколько ситуация реально изменилась. Но  я могу сказать, что многие публичные отчеты «с флагом» об успешной борьбе с наркоманией мне кажутся надуманными.

Какие выводы можно сделать?  Пора менять систему работы с детьми и подростками. Сейчас большое внимание уделяется профилактике, которая ведется традиционными, набившими оскомину методами, что не приводит к эффективным результатам. Если мы устраиваем спортивные мероприятия, то на них приходят не наркоманы, а спортсмены, для которых наркотики чужды. Нужно разработать систему социальной реабилитации для  наркоманов, прошедших лечение от наркомании, помогать им трудоустраиваться, решать жилищные проблемы, чтобы они чувствовали свою необходимость для общества и не возвращались больше в прежнюю среду. Особое внимание необходимо уделять молодым семьям бывших наркоманов».

Погребня Татьяна Николаевна, директор аптечной сети ООО «Панацея»:

«Я считаю, что ситуация изменилась только в худшую сторону – и таблетки покупают, и извлекают наркотик из всего что угодно. Происходит это оттого, что молодежи попросту заняться нечем.

Я не знаю, каким образом решить проблему наркомании. Сейчас в интернете можно прочитать рецепт изготовления наркотика в домашних условиях. Как с этим можно бороться? Предлагают, например, запретить продажу кодеиносодержащих препаратов. Я против такой меры, потому что в результате пострадают те, кому эти препараты действительно необходимы для лечения. Пострадают также и производители лекарственных препаратов, что может привести к непредсказуемым экономическим последствиям. Меры борьбы должны быть более взвешенными и продуманными – профилактика, пропаганда и так далее».   

Пухов Юрий Анатольевич, заведующий психоневрологическим диспансером МЛПУ «ЮГЦБ»:

«После некоторого затишья количество лиц, употребляющих наркотики, увеличилось. Стали употреблять наркотики, извлекая их из таблеток, содержащих кодеин, принимать таблетки от кашля с кодеином и в последнее время используют еще и пищевой мак.

Это происходит, потому что доступ к лекарственным препаратам свободен. По моему мнению, препараты, содержащие даже минимальное количество наркотических веществ, должны продаваться строго по рецепту врача. Эта одна из эффективных мер борьбы. И я за принудительное лечение злостных наркоманов, которые уклоняются от добровольного лечения».  

Отец Константин, дьякон православного прихода в честь Сергия Радонежского, г. Югорск:

«Количество наркоманов, к сожалению, только увеличилось. Мы можем судить об этом по посещениям психоневрологического диспансера в г. Югорске.

Наркомания подобна ядерной бомбе, поэтому нужно относиться к этой проблеме с соответствующей строгостью. Болезнь эту нужно не только лечить, но и предупреждать. Мы хотим, чтобы было сотрудничество по этому вопросу государства и церкви. Например, чтобы нас приглашали в школы для профилактических бесед с детьми. В наших планах есть не просто посещение наркологического диспансера, но и ведение там своеобразных приемов, наряду с медиками и психологами. Батюшка будет принимать всех желающих по два-три раза в неделю. К сожалению, недавно нас не пустили в школу, испугались того, что если мы начнем говорить с детьми о грехе, о наркомании, то через наши лекции дети узнают, что это такое. Это неправда, о наркомании узнают на улицах, в подворотнях. Наркоманию нужно предупреждать, потому что бороться с ней не то что бессмысленно, а малоэффективно, так как все наркотики не истребить, а всех наркоманов не излечить».

Беседовал О. БОЙКО

513

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки