
Когда я узнал, что в наших лесах живет отшельник, который уже много лет находится в уединении, я тут же задался целью встретиться с ним. Но эта встреча произошла лишь спустя полтора года. Отшельник на то и отшельник. За это время из рассказов других людей у меня уже сложился определенный образ этого человека, и противоречия, присущие ему, не давали покоя моему любопытству. То он представлялся мне как монах в длинной рясе с бородой и посохом, то как рыбак, забывший вернуться домой, а то как студент-натуралист, увлекшийся таежной романтикой и превративший свою жизнь в сплошную лабораторную работу. В итоге передо мной предстал человек лет сорока пяти. Внешне вполне обычный, разве что бородка, длинные волосы, связанные в «хвост» за спиной, и сильные, но стильные очки подчеркивали его индивидуальность. Тихим, но уверенным голосом он стал отвечать на мои вопросы.
— Расскажите немного о себе, с чего все началось?
— Я долгое время был студентом, 11 лет учился в Петрозаводске, Ленинграде…
— На кого?
— По специальности лесное хозяйство. Потом я преподавал охотничье и лесное хозяйство в техникуме. Мой отец сначала был военнослужащим, потом лесничим работал, был егерем, охотником.
— Понятно тогда, почему у Вас такая любовь к лесу…
— Я бы сказал, к тайге…
— А тайга и лес — это разные понятия?
— Совершенно разные. Даже просто по звучанию, энергетической наполненности. Лес — это что-то уже более благоустроенное, облагороженное, а тайга — дикое, не тронутое человеком совершенно.
— И все-таки что Вас привело к данному образу жизни?
— Целый комплекс причин. Какая-то одна бы причина не смогла привести к такому решению. Первая — это детская любовь к тайге. Картинка, что я в тайге живу, представлялась мне с самого детства. Единственное несоответствие с детской мечтой — я представлял себя живущим на берегу скалистой реки, на Енисее, к примеру.
— И эта мечта прошла у Вас через всю жизнь?
— Да. Настоящая мечта человека, мне кажется, проявляется только в детстве, когда человек еще чист, душа его не поражена ничем плохим. В детстве наши мечты имеют силу того, что в православии называется молитвами. Во взрослом возрасте, даже если человек о чем-то мечтает, то обязательно на втором плане у него идет выгода, деньги, продвижение по службе или же еще какие-то причины… Чтобы так случилось во взрослом состоянии — это намного сложнее, здесь примешиваются другие мотивы.
— И какие мотивы?
— Например, занятие восточными единоборствами, медитацией. Единение с природой, духовное совершенствование максимально возможно только в уединении. И ещё одна очень важная причина для меня — ломка социального строя…
— Вы имеете в виду социалистического строя?
— Да. Многие, даже образованные люди, до сих пор просто не поняли, что произошло в 1991 году. Восприятие нового строя оказалось довольно сложным. У нас в России всегда происходит ломка он начала и до конца, а потом начинают все строит заново из самых руин. Так случается у нас на протяжении столетий. Это наш крест. Славяне ведь нарушили обет, который давали Богу — свергли царя. И сейчас мы несем наказание за преступление.
— Но что-то я не помню особого благоденствия народа и при царской власти…
— Там были другие причины бедствия народа — в то время сильно развивался нигилизм, и русская интеллигенция была оторвана от народа. Это отдельная, очень большая, объемная тема…
— Давайте тогда вернемся к 1991 году. Все-таки, как события в стране повлияли конкретно на Вас?
— Распад союза, появление новой власти, формирование новых ценностей.
— Принять решение уйти от мира, было тяжело?
— Да, для меня это было тяжело. Я ведь постоянно участвовал в общественной жизни. Мне очень жалко было потерять свою страну. Я был воспитан в сильном патриотическом ключе, хотя я не был оголтелым коммунистом, но, тем не менее, все это сильно принимал...
— Комсомол, партия…
— В комсомоле я был, а в парию меня не приняли, хотя рекомендации были, но, досконально изучив мое дело, мне отказали. Тогда отбор в партию был очень жестким.
— Наверное, это было для вас сильным потрясением?
— Да, дня два я был совершенно потрясенным, потом все прошло. Коммунизм — это был мой первый духовный опыт.
— Коммунизм?!!!
— Да. Все заповеди строителей коммунизма они, в конце концов, очень сильно перекликаются и с православными заповедями: человек человеку друг и все основано на любви. Это внешняя сторона, а что там делалось на самом деле — это совершенно другое. Коммунизм — это, можно сказать, религия, он имеет все религиозные атрибуты — Бога, заповеди, молитвы… Я очень сильно откликнулся на эти моральные установки. И я, может быть, до сих пор от них не отошел. Я не ругаю компартию, она дала мне все, в том числе и образование. При этом я не испытывал никакого давления, мой рост и развитие шло совместно с ростом и развитием коммунизма.
— А как Вы пришли к вере в стране полного безверия?
— Параллельно с коммунистическими идеями я «питался» и христианской духовной пищей. И удивительно — я не находил никаких разногласий. Внешне все воспринималось одинаково: заповеди Божьи и заповеди коммунистические. Главное, что человек полностью на них откликается. Не может быть, чтобы человек не откликался на справедливость, честность, доброту…
— И каковы были Ваши ощущения от ломки коммунистического строя?
— Мне показалось, что произошла какая-то революция. Мне очень сложно было воспринять появляющихся бизнесменов. Я с ними даже боролся — когда жил в Петербурге, работал в оперотряде. Среди наших объектов была гостиница «Интурист», мы там дежурили постоянно — отлавливали проституток и спекулянтов. И до сих пор у меня такая ассоциация с тем временем — человек, который перепродает другого человека с огромным процентом — спекулянт. Мне это понять сложно…И я как-то плавно перешел в Храм, совершенно без всяких усилий с моей стороны. Там звучали проповеди.
— А какая из этих трех причин: детская мечта, духовные искания или ломка строя оказались сильнее?
— Важен был весь комплекс причин. Иногда я пытался менять их местами: то ли любовь к тайге, то ли духовная жизнь, то ли неустройство государства было важнее… Не знаю.
НАЧАЛО ПУТИ
— А как Вы оказались именно здесь, в Советском районе?
— Перед тем, как уйти в тайгу, я прошел своеобразный круг по стране, побывал в тех городах, где жил раньше, посетил всех друзей, знакомых. Когда приехал в Советский, я здесь вообще никого не знал. Я приехал сюда строить Храм. Меня позвал отец Алексей (Борисов), бывший настоятель Храма в Советском, мы с ним в Свердловске познакомились. Построили мы купол, кресты практически без каких-либо строительных навыков, только по благословению батюшки. Получилось неплохо, не шикарно, конечно, но неплохо. Чтобы было шикарно, за дело должны браться, конечно, специалисты. И вот, когда я здесь жил, то попросил местных рыбаков показать мне какую-нибудь сторожку в лесу, чтобы просто отдохнуть. Мне казалось, что прежде, чем уйти в тайгу, надо все как-то взвесить, принять решение… Оказалось все намного проще.
— Как далеко вы ушли вглубь тайги от города?
— 130 км в сторону Урая. Я попросил вертолетчиков, чтобы высадили меня в самом глухом месте. Они и высадили — вокруг меня одни болота. Палатку поставил и начал потихонечку бревна рубить. Сам того не ожидая, построил срубик, и одновременно — книги, все больше и больше, с самых азов. Сейчас здесь просто нет такой литературы, которая мне нужна: академические книги.
— А книги какие взяли?
— Духовные. Мне очень была интересна практика наших духовных отцов православия, которые тоже были одни в пустыне, в тайге. Серафима Саровского, например.
— И как давно Вы в тайге?
— В тайгу я уехал в 1995 году.
— А как часто Вы «выходите»?
— Сначала я очень долго совсем не выезжал, года два, наверное. Потом выходил только на Пасху, на службу и причастие. Сейчас вышел по болезни, но на самом деле это другое. Я случайно попал на приезд греческого архимандрита Нектария. Я не знал, что он приедет, но почувствовал. Это произошло на уровне подсознания. Мы встретились, поговорили, нашли общие точки соприкосновения. Он человек пожилой, имеющий большой жизненный опыт, и был очень удивлен, что в России еще такие люди есть, как я. Наше монашество, уходя от мира, преследует одну цель, а у меня получился целый комплекс целей.
— Вы изначально уходили, что называется, навсегда или на какой-то определенный срок?
— Я уходил на какое-то время, хотел поработать в тайге и потом выйти. А сейчас даже не знаю, надо ли оно. Не вижу смысла.
— Почему?
— Результат этих духовных практик превзошел все ожидания. А что еще возможно, даже сложно представить! Какой покой можно обрести!
— А от чего было тяжелее всего отказаться?
— Самое сложное было порвать контакт с людьми, после стольких лет сильной общественной работы. Не хватало общения. Но его заменило общение с природой. А потом появились плоды молитвенной практики, которые не просто заменяют общение с людьми, они дают гораздо больше.
— Но Вы же раньше жили обычной жизнью обычного человека: телевидение, телефон, магазины, неужели с этим неудобств не было?
— Было немного. Но я с самого детства ходил в тайгу, она была для меня местом отдыха, успокоения от стрессов. Это мое индивидуальное качество. Кому-то это дает театр, кому-то что-то другое.
— Тяжелее всего было, наверное, в первый год?
— Да, первый год это был подвиг телесный. Посты, физическая перегрузка. Вообще, такие поступки, как уход от мира, разрешаются с только благославления церкви, но я по своей наглости и глупости решил сделать это один. Я мог, конечно, совершить ошибку.
БЫТ И ЗАНЯТИЯ
— И все-таки: чем Вы там занимаетесь? Это же столько свободного времени, особенно зимой!
— Самое любимое дело, которое я сразу же освоил, — это рыбалка, но не на удочку, а по хантыйски, сетками. Единственная проблема — рыбу девать некуда. Ещё мне очень нравиться наблюдать смену дня и ночи, все явления природы. Они имеют такой отзвук в душе человека! Живя в цивилизации этого не понять. Любое изменение в природе очень сильно влияет на человека, это такие положительные эмоции! А смена времен года — это что-то невероятное! Особенно, когда ломается лед на большой реке. Вместе с этим льдом можно освободиться от большого душевного груза.
— Ну полгода можно любоваться природой, а потом…
— Нет, нет! Я же еще немножко художник, и эта эмоциональная сторона, творческое начало для меня неисчерпаема.
— Вы имеете в виду, что вы художник по натуре?
— Не только. Я и картины немножко пишу, иконы.
— Ну хорошо, вот Вы утром проснулись, полюбовались восходом…
— До восхода-то еще далеко.
— А утро во сколько у Вас начинается?
— По разному, зависит от времени года. Иногда часа в три, иногда — в пять.
Встаю, топлю печь, утренняя трапеза. Потом иду до речки, проверяю сети.
— Обычно много рыбы за один улов?
— Когда мешок, когда полмешка. И с этой ношей обратно по снежному лесу.
Большая часть времени — это, конечно, книги. Особенно, когда короткий световой день
— Вы во времени там как-то ориентируетесь?
— У меня есть часы.
— Зачем?
— Например, мне очень нравиться смотреть глухариные тока. Они бывают строго по времени в 3.15. Посмотреть на это в природе — ни с чем не сравнимо! Это как древний ритуал. Если бы была бы камера, я бы мог их снять, и дал вам посмотреть в городской обстановке.
— А сколько времени и сил уходит у Вас на обустройство быта?
— Нисколько.
— ???
— Все идет само по себе, медленно, спокойно.
— Нет, подождите, у Вас что, паровое отопление?
— Нет (смеется). Есть печь.
— Соответственно, нужны дрова…
— Чтобы были дрова надо минут 10-15.
— Вы их не заготавливаете?
— Специально не заготавливаю. Просто собираю по дороге. Мне гораздо больше нравится перед закатом просто найти пенек, занести его домой, он источает такой аромат! Иногда в мое жилье приходят рыбаки, охотники. Все, кто бывает, спрашивают: чем это у тебя так пахнет? Это как в церкви, когда пахнет ладаном! Иногда на лето я ухожу в другую избушку, в места, где людей поменьше. Меня по полгода не бывает, а запах остается!
— Вы живете недалеко от реки?
— Да, до реки метров 600.
— А как вы питаетесь? Рыба. А что ещё?
— Питание у меня очень аскетичное. Но я к такой пище был готов. Хотя я не только рыбой питаюсь, я иногда привожу с поселка продукты в небольших количествах: хлеб, крупу. Когда приезжают охотники, то они привозят мне продукты. Я ведь и миссионерскую работу выполняю. Каждый, кто у меня бывает, уходит с иконкой, с каким-то отношением к православию.
— Завести собаку не пробовали?
— О ней же надо постоянно заботиться, кормить. А когда я уезжаю, с кем она будет оставаться? А вот кошечка у меня была, красавица, она ходила через весь лес к дороге, где ее подкармливали, но в итоге её кто-то забрал, решил, видимо, что кошка в лесу потерялась.
— Ваш скудный рацион питания никак не сказывается на здоровье?
— Как-то я заболел простудой, первый раз в жизни. Я думал раньше, что простуда — это просто повод не ходить на работу, а сейчас сам осознал, что это такое. Но серьезных проблем со здоровьем пока не было, хотя в этом году я немного переборщил с физическими нагрузками, пришлось выехать, подлечиться.
— А охотой Вы занимаетесь?
— Охота не благословляется. Когда приезжают охотники, конечно, беру ружье, чтобы просто походить с ним по лесу. К тому же сейчас мне пятый десяток, охота мне уже не очень интересна, это занятие больше для молодых.
— Но своего ружья у Вас нет?
— У меня своего вообще ничего нет, кроме книжек.
— Но со зверьем Вы сталкивались?
— Конечно, с медведями неоднократно. А однажды бежал от медведя, да так что и не думал что такое бывает, ноги несут в одну сторону а голова смотрит в обратную. Лосей видел буквально метров в пятнадцати.
— А на чем Вы, например, спите?
— Сплю на лавке. Во всем самый примитив.
— И желания нет создать некий уют?
— Мне кажется, что от этого что-то потеряется. Добровольная нищета — это очень важный момент, он дает простоту, легкость. Это образ жизни. Даже жизнь в семье, она, конечно, благословляется в Евангелие, но связана с проблемами. В этом отношении жить в нищете проще.
— Грибы, ягоды собираете?
— Да, конечно, без этого никак.
— А огородик?
— Нет, не занимаюсь.
— А почему?
— Я же городской житель…
— Я Вам просто удивляюсь: сочетание несочетаемого! Городской житель, который живет в лесу! Православный коммунист! Это что-то!
О ПИЩЕ ДУХОВНОЙ
— Вы сказали, что много читаете. В одной из книг я читал, что братья-монахи уединившиеся в поисках истины через духовные книги, в итоге пришли к выводу, что они оказались в положении самоучек – духовных сирот. Без старческого надзора и назидания. Ведь книжное слово «к сожалению, хотя и имеет великое достоинство, все же остается книжным. С его помощью продвижение дается с большим трудом и с великой медлительностью»…
— Я согласен с каждым вашим словом. Самый главный результат любого подвижничества — это отзыв на послушание. Насколько он послушен своему духовному наставнику, настолько он подвинется в духовной практике. Любой физический подвиг — жесткий пост, одноразовое питание, даже питание раз в два-три дня — может привести человека к самым противоположным результатам. Мы ставим своей целью — вселение в нас духа святого, света, тепла, радости. Когда эта благодать входит в человека и в нем находиться, независимо от обстоятельств, — это уже конец духовной практики.
— Насколько реальность, которая открылась, соответствовала вашим представлениям?
— Я был к этому готов. Многие, кстати, обращаются в православие после глубокого стресса, ломки, болезни, смерти близкого. Они начинают понимать, что тело это еще не все, что телом руководит душа.
— Судя по тому, что Вы сказали, Вас нельзя назвать ни подвижником, ни иноком, ни монахом.
— Наверное.
— Но Вы сейчас называете себя монахом?
— Да.
— А обет Вы давали?
— Пока нет. Если дать обет, то надо будет связать себя с монастырем.
— Но можно дать обет перед собой…
— Можно, конечно. Но исполнить его будет очень сложно. В монастыре все-таки чувствуешь ответственность перед коллективом, духовником. Я сейчас сам себе, в принципе, и дал такой обет.
— Вы настолько одиночка, что никогда не хотели создать какую-либо общину или хотя бы уйти с единомышленником, другом?
— Одно время я хотел уйти с другом, но нас «развело» в разные стороны: я уехал на юг на 130 км, а он на север, хотя хотели быть вместе. Он в тайге 4 года прожил в одиночестве.
— А не похоже ли это на юношеский максимализм: взял, все бросил, ушел в тайгу…
— Наверное, похоже. У многих людей бывают такие моменты, когда он чувствует груз своих грехов и решает изменить все. Но это просто духовная борьба.
— А бывают ли у Вас моменты, когда хочется отступить, когда не хватает сил нести свой духовный крест?
— Практически нет. В монастырях в таких ситуациях помогают наставники. Я же один, но пока справляюсь.
— У вас в жизни есть такой наставник?
— Сейчас нет, когда я был в миру, были. Сейчас все приходиться все брать из литературы, полагаться на свой ум. И вообще, я думаю, что далеко не всем надо совершать подобный подвиг, надо просто хотя бы соблюдать заповеди, которые нам дал Христос. Они основаны на любви, всепрощении.
МИР ГЛАЗАМИ ОТШЕЛЬНИКА
— Вы столько лет не были в городе, что самое сложное, когда возвращаешься в цивилизацию?
— Я как-то зимой умудрился в Советском заблудиться. Хотел с вокзала дойти до церкви, но попал туда, где елка, ледяные фигуры…
— А как же вы в лесу ориентируетесь?
— А в лесу проще.
— Любопытно, как вашими глазами видится современный мир? Вы же совершенно оторваны от мира…
— У меня есть приемник. Меня очень сильно интересует, что происходит в стране. И не только, что говорят наши политики, чиновники, но и что говорят о нас прибалты, украинцы, ВВС.
— Вы говорите «о нас», значит, вы все-таки отождествляете себя с гражданином России?
— Конечно. Все равно, я живу в России, среди русской природы, говорю на русском языке…
— Не правильней бы было Вам с вашими взглядами, убеждениями пойти в политику…
— Разве что на Кубу…
— На Кубу — это слишком пассивный вариант. А так, чтобы менять жизнь, влиять на людей… В ту же коммунистическую партию?
— Коммунизм уже отжил. Всему свое время. Тем более что я думаю, отдавшись один раз в промысел, не стоит возвращаться обратно и что-то менять. Сейчас не все зависит от моих сил, за меня все решают высшие силы. Об этом говорит та же встреча с архимандритом. За нас все кто-то решил.
— А люди за это время как-то изменились?
— Да, у людей произошло смещение ценностей…
— В какую сторону?
— В материальную. Если раньше было более или менее равновесие материального и духовного, то сейчас у большинства людей просто ненасытная тяга к обогащению. Со стороны это очень сильно видно, даже в общении с близкими людьми.
— Это плохо?
— Что есть, то есть. К тому же здесь, на Севере, это чувствуется не так сильно, все-таки, люди живут получше. Но в тоже время я хочу сказать что люди стали лучше, чаще улыбаются и вообще приятно общаться.
— А может это то о чем сказано в одном из писаний, где говорится о монахах, и есть такие строки: «некоторые из них так свободны от всякой мысли о пороке, что забывают, было ли в мире что злое...» Вот и Вы забыли о том что люди могут быть злыми
— Не знаю.
— А как Вы считаете такой уход из мира, не является ли проявлением слабости, ведь жить в обществе придерживаясь таких убеждений и противостоять соблазнам, искусам гораздо труднее.
— Да. Это и есть слабость. В миру жить это очень сложно, очень тяжело, страшно тяжело.
— А насколько Вы соблюдаете все необходимые атрибуты веры, молитвы, например?
— Молитвы да, читаю. И это могут быть не обязательно совестные молитвы, это могут быть молитвы, которые просто происходят в душе человека.
— А то, что Вы не выходили 2 года, значит, Вы 2 года не были в церкви.
— Приходиться выбирать. Но, я думаю, уединение дает не меньший эффект, чем посещение Храма.
— Но насколько вообще необходимы внешние проявления веры?
— Очень сильны. Образы и символы — на них все и держится.
— А не слишком ли много дополнительных элементов, посредников между человеком и Богом?
— Создается, конечно, такое впечатление, особенно у человека, который редко бывает в Храме. Есть те, кто соблюдает только то, как правильно поставить свечки, это, конечно, не серьезно. Но для человека истинно верующего это не создает проблем.
— И все же, насколько велика необходимость посещать Храм? Может ли человек верить в Бога, обращаться к нему, не соблюдая церковных обрядов?
— Если ответить кратко, то в жизни православной церкви очень большое место имеет догматика, то есть то, во что верится беспрекословно, то, что не требует доказательств.
— И это коренным образом противоречит логике современного человека…
— Есть, конечно, много внешних форм, но с помощью них мы познаем Бога. Главное, понимать, в какого Бога мы верим. Сейчас очень много людей пытается создавать свои веры, разные секты.
— Не результат ли это противоречий в самом православии?
— Это результат грехопадения человека, его жажды в чем-то выделиться. В каждом человеке это есть — тщеславие, эгоизм, желание противопоставить себя другому.
— А может это, показывает, что человек просто пытается понять – стучите да откроется?
— Может быть.
— И на последок. Как Вы считаете, все люди должны пройти через что-то подобное?
— Нет, зачем. Наоборот, я это никому не советую. Бывает люди хотят уединиться в лесу, но их хватает месяца на три, не больше. И это даже настоящие монахи. Не получилось. Если нет духовного посвящения, благословения, ничего не получится.
На этом разговор с отшельником подошел к концу. Когда мы вышли на улицу, наш герой с упоением посмотрел на небо и произнес: «ты погляди какая красота». И только после этого я заметил что в облачном небе появились небольшие просветы и показались лучи закатного солнышка. И ведь действительно красота… На сим мы расстались.
Кто он? Судите сами. Толи монах в облике научного работника, толи коммунист с Библией в руках… Но наверняка наша стремление воспринимать все однозначно в данном случае окажется бессильно. Однозначно только то что этот человек с необычным образом жизни, преоткрыл далеко не все что мы в силах познать. И уж тем более то чего большинство из нас познать не в состоянии. Истине нельзя научить каждый должен дойти до нее сам.
Подготовил В. Ульянов
Комментарии