Тема дня

01.12.2009 - 05:00

ЗИМА НА КОЛЕСАХ

В советские времена автолюбителей было гораздо меньше, чем сейчас, и все они делились на две категории: «подснежников» и «зимников». Первые с приходом зимы снимали аккумуляторы, сливали «воду» и накрывали машину брезентом до весны, а вторые готовились к зимней эксплуатации - заливали зимнее масло,  меняли свечи, фильтры, делали антикоррозийную обработку. Сразу оговоримся, что нижеизложенный материал будет полезным и интересным только для начинающих водителей.

Справедливости ради следует отметить, что сейчас к зиме почти никто не готовится - все, кроме покрышек, автолюбители считают всесезонным. Однако допустим ли такой подход в условиях полярной зимы - вопрос спорный, поскольку в наших широтах подготовка автомобиля к зиме - это больше чем стремление к комфорту.

ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ЖИЗНЬ

Начинать лучше с потенциально самого дорогого - диагностики ходовой части. То, что летом ненавязчиво и вроде бы безобидно постукивало, побрякивало и поскрипывало, зимой может в одночасье прийти в негодность. Поэтому всем рекомендациям мастера по замене пыльников, подшипников и прочих мелочей лучше следовать без оглядки, какими бы разорительными они ни показались.

Первая и самая необходимая вещь - это зимние шины, которые не пасуют перед снегом и морозом. Без них не сможет обойтись даже современная и дорогая машина.

Как только температура воздуха опускается ниже отметки -7 ОС, летняя шина начинает замерзать и становится практически деревянной. К тому же, летний протектор мгновенно забивается снегом и становится не то что бесполезным, а просто опасным.

Многие эксперты скептически относятся к так называемым всесезонным шинам и считают их пригодными для эксплуатации только в условиях теплых европейских зим, однако практика эксплуатации показывает, что все не так однозначно, очень многое зависит от состояния дорожного полотна, которое различается в зависимости от региона. Однако в большинстве своем зимние дороги в России -  это разнообразное, часто меняющееся покрытие. Оно может быть гладко ледяным; снежным, укатанным; снежно-рассыпчатым; снежно-грязевым, просто асфальтовым. Выясняется, что поведение шипованных автошин, шин-липучек и всесезонных шин очень рознится от того, какая в данный момент зимняя дорога. Как же ведут себя эти автошины на различных покрытиях?

Самый опасный и тяжелый для управления лед на дорогах - это стезя шипованных автошин. На скользком льду тормозной путь шипованной резины короче, чем у всесезонной и шин-липучек на 5-30 метров, в зависимости от производителя и мороза. При разгоне на ледяной поверхности шипованные автошины тоже ведут себя лучше, так, до 50 км/ч автомобиль разгоняется быстрей. При движении на поворотах шипованная резина чувствует себя более уверенно, чем нешипованная, особенно при морозе на грани нуля. При морозе более 10 градусов устойчивость на поворотах и у шипованной и у шин-липучек примерно равная. Всесезонные автошины уступают в надежности, но имеют неплохие показатели. Управляемость на льду у всех видов шин примерно равная, шипованные шины лидируют с небольшим преимуществом. Таким образом, лед эта та поверхность, на которой лучше всего себя проявляют шипованные шины. И это закономерно, ведь они и создавались специально для этого.

Не менее часто, чем со льдом, водитель сталкивается зимой со снежным покрытием. Оно может быть как укатанным, так и рыхлым. На рыхлом снегу шипованная резина ведет себя менее уверенно, чем шины-липучки, как при разгоне, так и при торможении. Конечно, при таком покрытии шипам зацепиться просто не за что. На поворотах преимущество шин-липучек совсем невелико, но оно ощущается. Это преимущество оценивается в 10-15%. Всесезонные шины ведут себя уже гораздо лучше, чем на льду, но уступают по показателям и шипованной резине, и нешипованной. Когда снег укатанный, спрессованный, то у шипованных шин уже появляется возможность сцепки, и поэтому на укатанном снегу они ведут себя практически одинаково с шинами-липучками. А вот всесезонные шины на укатанном снегу более уязвимы, особенно при поворотах у них проявляется низкое боковое сцепление. Снежная стихия для шин-липучек - это дом родной.

Наша зима частенько преподносит нам сюрпризы в виде оттепелей. В такие периоды посыпанный солью и песком снег превращается в жидкую кашицу. Как же чувствуют себя в такую погоду автошины? Шипованные весьма неплохо, если под кашицей ледяная пленка. Если вода, то шипованные шины ведут себя не совсем послушно по всем показателям. Шины-липучки поведут себя в таких условиях более надежно, но не далеко уйдут они и от всесезонных шин, и от шипованных. Получается, что на такой поверхности и при разгоне, и при торможении, и при поворотах все три вида зимней резины ведут себя практически одинаково. И преимущество шин-липучек весьма небольшое. Управляемость на такой поверхности полностью зависит от качества шин, их производителя, а не от их вида. Если на автошинах стоит знак М+S (грязь+снег), то они специально изготовлены для снежно-водяной кашицы на дорогах.

Но снег тает, его чистят снегоуборочные машины, и появляется асфальт. Особенно это актуально для автомагистралей, автодорог федерального значения, центральных улиц городов. Асфальт - такая же зимняя дорога, как и другие. И вот на его поверхности в лидеры вышли шины всесезонного назначения. Их поведение на асфальте гораздо более устойчивое, и управлять автомобилем с такими шинами гораздо удобней. Совсем неудачно ведут себя на асфальте шипованные автошины. Этот вид резины асфальт просто не любит. Эта нелюбовь проявляется даже в том, что шипованные шины портят асфальт, а асфальт портит шипы. Шины-липучки тоже не любят асфальт, и их управляемость на таком покрытии оставляет желать лучшего. Поэтому наиболее приемлемым вариантом для асфальта остаются именно всесезонные шины.

Итак, все зимние шины неплохо ведут себя на всех зимних поверхностях, но всесезонки особенно хороши для езды по городу.   

О ПОЛЬЗЕ ДЕШЕВОЙ ВОДКИ

Залить в бачок омывателя стекол зимнюю жидкость, которая не замерзает при низких температурах, нужно еще до наступления холодов, иначе вода замерзнет, и лед может разорвать все трубки. По этой же причине не стоит разбавлять «незамерзайку» водой, иначе такая экономия может обернуться дорогостоящим ремонтом. Одно время, когда «незамерзайка» сначала исчезла из продажи, потом сильно подорожала, многие стали заливать в бачок дешевую водку - в принципе, ничего смертельного в этом нет, просто водка сушит, делает более жесткой резину уплотнителя лобового стела, на которую попадает, но это можно пережить.

Большинство владельцев недорогих автомобилей сталкиваются зимой еще с одной специфической проблемой - примерзанием «дворников» к лобовому стеклу. В идеале обычные «дворники» лучше заменить на «зимние», они не примерзают благодаря защитному резиновому чехлу на корпусе.

Владельцам автомобилей с датчиками дождя по вечерам лучше их отключать, так как утром при включении зажигания «дворники» мгновенно попытаются очистить замерзшее стекло. Лед со стекол лучше убирать с помощью жидкости «антилед», хотя можно поработать и скребком. Но скребок может оставлять на стекле небольшие царапины, поэтому действовать нужно аккуратно. Чтобы лед быстрей подтаял, необходимо направить дефлекторы обдува на лобовое стекло, но это можно делать только при непрогретом моторе. При холодном моторе печка сначала подает прохладный воздух, который постепенно нагревается. Помните о том, что если направить на замерзшее стекло уже нагретый воздух, оно может треснуть.

СЛИВАТЬ ЛИ «ВОДУ»?

То есть менять или не менять жидкость в системе охлаждения, каждый решает сам. Но если тосол или антифриз уже год-другой отслужили, а в средствах вы не очень стеснены, лучше залить «свежачок». Кстати, при полной смене жидкости есть смысл тосол заменить антифризом. Все-таки он не такой маслянистый, поэтому лучше охлаждает двигатель. И в отличие от тосола не подтачивает здоровье алюминиевой головки блока цилиндров. Впрочем, можно ограничиться проверкой плотности жидкости - пусть это сделают в автосервисе, а при необходимости долить. Как утверждают некоторые специалисты, антифриз зеленого цвета вполне уживается со своим синим собратом. А вот красные и желтые вариации смешивать не рекомендуется ни с чем.

Кстати, для тех, кто не в курсе, поясняем, что состав тосола и антифриза практически одинаков. Антифриз - общее название охлаждающих жидкостей для автомобильных двигателей, а «Тосол» - торговая марка отечественного антифриза. Из-за российского происхождения тосола многие предпочитают не заливать его в свои иномарки, и это зачастую оправдано - с тосолом больше вероятность купить подделку или просто некачественную жидкость.

Что касается масла в двигателе, то его можно на зиму и не менять. Но лишь в том случае, если «синтетику» вы залили недавно. В любой другой ситуации придется потратиться и на это. Известный автоэксперт Юрий Гейко рекомендует при выборе масла руководствоваться «Правилом 35». Суть его в следующем: в маркировку масла обязательно входит индекс класса вязкости. Выглядит, например, так: 15W-40. Первый индекс - зимний. Отнимаем 15 от 35 - получаем минимальную зимнюю температуру, для которой такое масло годится: -20 ОС. Для российской зимы такое масло не подойдет. Оптимальные варианты – 5W-40 или 0W-40.

ЭНЕРГИЯ ЖИЗНИ

Аккумуляторы теперь, в основном, пошли необслуживаемые, это означает, что никакого электролита или дистиллированной воды доливать в них не надо. Но есть смысл заскочить на сервис и проверить емкость батареи. Однако если батарея стоит в машине года два, можно поставить новую. Конечно, продавцы не врут, когда говорят, что срок службы сухозаряженного аккумулятора - три года. Просто первый год батарея живет полноценной жизнью, а потом к ней приходит старость, а к вам - проблемы.

ОСОБЕННОСТИ ХОЛОДНОГО ПУСКА

В семидесятые годы прошлого века при цене бензина несколько копеек многие просто-напросто оставляли машину на ночь с заведенным двигателем во дворах. Утром садились в прогретый салон и сразу ехали по своим делам. Но это самый простой и очень дорогой способ. В настоящее время его аналогом в какой-то мере является установка сигнализации с автозапуском, но и она не может решить всех проблем холодного пуска по причине возможной разрядки аккумулятора из-за сильного мороза, хотя такое устройство значительно облегчает жизнь автомобилиста в холодное время года. Например, в сигнализации с автозапуском есть ряд полезных функций: запуск двигателя в установленное время, через определенный временной интервал, по температуре воздуха в салоне и т. д.

На сегодняшний день окончательно избавить автомобилиста от проблемы зимнего пуска двигателя может только предпусковой подогреватель, который монтируется в систему охлаждения и не требует стационарного источника энергии, как электрокотел. Однако, по сути, это обыкновенный котел со свечой накаливания, горелкой, помпой и таймером. Устройство можно с вечера запрограммировать, например, на начало работы в семь утра. Штуковина включится, жидкость системы охлаждения (ее гоняет помпа) начнет подогреваться. После нагрева до 60 градусов включится вентилятор печки и начнется прогрев салона. В общем, когда утром вы выйдете из дома, будет тепло и двигателю под капотом, и вам - за рулем. Одна неприятность: стоит все удовольствие (с установкой) около тысячи долларов.

А вот разговоры о том, что предпусковые подогреватели двигателя, работающие от аккумулятора, сильно сажают батарею - не оправданы. Мощность, которую потребляет такой подогреватель, не так уж и велика - всего 0,8 Ватт в сутки. Так что, даже если вы включили агрегат на час или два, но батарея у вас в порядке и никаких нештатных утечек нет, то автомобиль должен завестись без проблем.

Вот, пожалуй, и все, что в основном необходимо знать начинающему автомобилисту перед его первой зимовкой. В довесок ко всему вышеперечисленному можно запастись новым комплектом свечей зажигания, щеткой и специальной зимней смазкой для дверных замков.

В. Дымов

420

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки