Инфолента

17.02.2024 - 03:05

Каждый пятый россиянин становился жертвой телефонного мошенничества

Жители России поделились с «Вебером» своим мнением о телефонных мошенниках.

Эпоха цифровизации и информационных технологий, помимо очевидных преимуществ, остро поставила вопрос о сохранности персональных данных пользователей интернета. Не секрет, что наши данные становятся цифровой «витриной», доступ к которой могут получить третьи лица, в том числе спамеры и мошенники. В результате сегодня каждый человек – потенциальная жертва обманных схем мошенников, выдающих себя за специалистов службы безопасности банка, судебных приставов и следователей.

«Мы увидели важную тенденцию: хотя абсолютное большинство (88%) россиян сталкивались с телефонными мошенниками, их жертвой становилось намного меньше – только 21%. Цифры это подтверждают: более половины (57%) когда-либо разоблачали телефонного мошенника в ходе разговора, 56% заявляют, что легко могут отличить голос робота от голоса живого человека, а еще 29% занимаются цифровым просвещением и делятся с близкими советами, как не стать жертвой мошенников», — поделилась ключевыми инсайтами исследования руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.

Самые распространенные звонки от мошенников – это от службы безопасности банка (69%), от «сотрудников» правоохранительных органов и государств (65%), сообщения о попавшем в беду родственнике и просьбы о помощи (21%).

«Вебер» также сообщил, что 81% россиян не продолжают разговор, если начинают подозревать, что на том конце провода – мошенники. При этом лишь 29% уверены: они бы смогли понять, что разговаривают с мошенником.

В Югре самым распространенным способом совершения преступлений являются звонки лжесотрудников банка или правоохранительных органов. На втором месте – продажа и покупка различных товаров в сети Интернет. Далее следуют инвестиции в сомнительные брокерские организации и игры на бирже.

«Основными причинами роста регистрации преступлений и соответственно причиненного ущерба остаются низкий уровень финансовой и технической грамотности населения. Граждане до сих пор не понимают, как работают банковские учреждения, как правильно пользоваться банковской картой и какие контрольные данные разглашать запрещается. Они не знают основные правила безопасности использование сети интернет. Это приводит к тому, что результативность профилактики значительно снижается», - отметил начальник отделения по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием ИТТ Управления уголовного розыска УМВД России по Югре Алексей Распутний.

По его словам, среди причин также естественный ход развития общества. «По мере того, как современное общество все больше использует цифровые технологии в своей повседневной жизни, появляются новые схемы совершения преступлений. Развитие вычислительной техники также сказывается на рост преступлений IT-направленности», - сказал он.

Интересно, что 81% признались, что никогда не дослушивают рекламные предложения по телефону до конца; 29% рассказывают своим близким и родным, как не стать жертвой обманных схем; 28% хоть раз вели диалог с мошенниками ради шутки/не всерьез; 15% сталкивались с новыми мошенническими схемами, когда злоумышленники отправляли видео или аудиосообщения, сгенерированное нейросетью.

Данные социологического агентства «Вебер» — проекта АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы». Изучение общественного мнения проводилось АНО «Диалог Регионы» 8 февраля 2024 года в сети методом River Sampling среди 1 300 россиян старше 18 лет.

 

Автор: служба информации РИЦ «Югра»
Автор фото: freepik.com
476

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки