Тема дня

30.10.2013 - 06:00

АРШАВИН БЫЛ ПРАВ

В последнее время электронные деньги стали набирать обороты. Пластиковой картой можно расплатиться практически везде: в супермаркетах, ресторанах, расчетных центрах, на заправках и даже в больнице. Вместе с этим растет и популярность интернет-платежей. Имея банковскую карту и интернет, вы, не вставая с дивана, легко можете перевести деньги с карты на карту, погасить кредит, оплатить услуги ЖКХ и пр. Преимуществ оплаты таким способом предостаточно - это быстро, легко и удобно. Но даже если сложить все три этих плюса, может быть большой минус. О таком случае рассказал нам житель г. Югорска Максим.

«01 августа 2013 года я воспользовался услугой Сбербанк Онл@йн по переводу денежных средств. В результате ошибочно перевел деньги в размере 5000 рублей не на ту карту. В тот же день обратился в филиал Сбербанка в г. Югорске, написал заявление с просьбой произвести возврат денежных средств. Спустя некоторое время мне позвонил представитель Сбербанка из Москвы. Ответ в устной форме заключался в том, что банк мне деньги не вернет. Мне хотелось бы знать, на каком основании банк отказался вернуть деньги?»

Максим, г. Югорск

Ситуация, казалось бы, очевидная: человек ошибся, с кем не бывает, только удивительным кажется нежелание или невозможность банка помочь возвратить деньги. Чтобы разобраться в происходящем, мы связались с пресс-центром Западно-Сибирского банка Сбербанка России и попросили ответить на вопрос читателя.  

Светлана Юдова, начальник отдела обслуживания и продаж в сети ВСП Няганского отделения ОАО "Сбербанк России", прислала следующий ответ:

«Уважаемый Максим!

В ответ на Ваш вопрос сообщаем, в соответствии со ст. 854 ГК РФ списание средств со счета клиента осуществляется только на основании его распоряжения. Ввиду того, что реквизиты получателя перевода денежных средств были указаны неверно самим отправителем, т.е. Вами, ОАО "Сбербанк России" не имеет права на списание денежных средств с карты получателя платежа без распоряжения получателя.

Поскольку банк не имеет права разглашать данные о своих клиентах, для установления лица, получившего Ваш платеж, и возврата ошибочно перечисленных средств рекомендуем обратиться с копией квитанции, подтверждающей факт перечисления денежных средств в правоохранительные органы.

Надеемся, что наши разъяснения помогут Вам разобраться в сложившейся ситуации».

 

Получилась какая-то странная картина. Банк открещивается от данной ситуации: «банк не имеет права списать», «банк не имеет права разглашать», «обратитесь в правоохранительные органы» и т.д. Все сводится к тому, что это «Ваши проблемы, решайте их сами». По предложению сотрудников Сбербанка мы решили обратиться в правоохранительные органы. Нас интересовало, действительно ли полиция занимается подобными вопросами и были ли такие случаи обращения.

Старший юрисконсульт правового направления ОМВД России по г. Югорску, капитан внутренней службы Светлана Баранова пояснила, что «в 2013 году в ОМВД России по г. Югорску таких сообщений не поступало, однако в 2012 году подобные сообщения были зарегистрированы». Кроме этого, нас заверили в том, что «любой гражданин имеет право обратиться в органы внутренних дел с заявлением, и в соответствии с приказом МВД России от 01.03.2012 года № 140 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» заявление у него будет принято, и в соответствии со ст.ст. 144-145 рассмотрено в сроки, установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Также по заявлению гражданина будет проведена проверка и принято одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности. Если же будет вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела, то гражданин имеет право обратиться с иском в суд в целях взыскания сумм, перечисленных на ошибочно указанный счет, в порядке гражданского судопроизводства».

 

Выходит, что правоохранительные органы здесь ни при чем. Конечно, можно обратиться к ним с заявлением, только, скорее всего, толку от этого будет мало. Дураку понятно, что это не кража и состава преступления здесь нет. А во взаимоотношениях «клиент – банк – клиент» полиция однозначно лишняя. Для того чтобы обратиться в суд с иском, нужно знать адресата, его данные – но это опять

к банку. После такого ответа вопросов стало еще больше, поэтому мы обратились еще раз. В течение месяца шли переговоры с пресс-центром банка. Каждый раз нам рассказывали о том, насколько загружены сотрудники работой, и о том, что ответ готовится. В конце концов, из 5 вопросов мы получили ответ на 2.

Вопрос: Почему банк никак не участвует в разрешении подобных ситуаций?

Комментарий: Гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными документами Банка России установлена обязанность банка исполнить распоряжение клиента по его счету без анализа его правильности или ошибочности. Не предусмотрено обязательство банка вмешиваться в отношения между физическими лицами и являться судьей в установлении ошибочности или корректности проведения платежа. В данном случае клиент сформировал поручение на перечисление денежных средств со своего счета на счет другого лица с использованием автоматизированной системы Сбербанк-Онлайн без обращения непосредственно в отделение банка. В таком случае автоматизированная система производит идентификацию клиента по вводимым клиентом только ему известных логину и паролю, а также выполняет поручение по реквизитам, введенным клиентом в соответствующие поля. Банк только исполняет функцию перевода средств по указанным клиентом реквизитам. Учитывая данный факт, банк, имея юридически оформленные отношения только с клиентом, не имеет юридических оснований для проведения работы с получателем средств клиента. Таким образом, только клиент имеет законное право проводить работу по возврату ошибочно перечисленной им суммы. В данном случае такие денежные средства по иску клиента в судебном порядке могут быть признаны неосновательным обогащением после исследования всех представленных сторонами доказательств. В случае положительного для клиента судебного акта получатель этих денежных средств обязан будет их вернуть отправителю. Банк не может заставить получателя средств вернуть деньги клиенту - это добровольный порядок. Такая операция возможна только по решению суда. Клиенту необходимо обращаться в суд с доказательством, что денежные средства были перечислены ошибочно. Суд по таким искам либо может привлечь банк к участию в деле в качестве третьего лица, либо получить у него необходимую информацию по обстоятельствам дела. Запросит у банка информацию о получателе и привлечет его к судебному процессу.

Вопрос: Известны случаи, когда сотрудники банка допускали ошибки при переводе денег, но тогда возврат осуществлялся автоматически, без согласия на то получателя и обращения в правоохранительные органы. Чем ошибка держателя карты отличается от ошибки операциониста?

Комментарий: В таких случаях виновным лицом является банк, чей работник некорректно ввел реквизиты. Следовательно, банк оказал потребителю услугу ненадлежащего качества, по чьей вине перечисление прошло по некорректным реквизитам, таким образом, клиент не давал согласия на проведение некорректной операции. В данном случае убыток клиента возник по вине банка, в судебном порядке взыскание будет с банка, поэтому банк для снижения рисков и убытков производит возмещение за счет своих средств, а затем в досудебном или судебном порядке возвращает денежные средства от ошибочного получателя.

 

Такая вот неоднозначная ситуация выходит. Ошибка одна – пути разрешения разные. Еще нам сообщили, что сотрудники банка в виде исключения (с оговоркой, что это не входит в их функционал и все делается по доброй воле) направили письмо получателю денег с просьбой прийти в ближайший офис Сбербанка и оставить письменное согласие на возврат с карты ошибочно отправленных 5 тысяч рублей.

Что ж, будем считать и это хоть маленьким, но результатом. Зачем мы вам рассказали это? Просто будьте предельно внимательны всегда и везде, особенно при операциях с деньгами, ведь это может быть не 5 тысяч и даже не 500 тысяч рублей, а миллион. И это будут только ваши проблемы. Кстати, вспомнилась громкая история, произошедшая с капитаном сборной России по футболу Андреем Аршавиным. Когда он после поражения команды произнес роковые слова: «То, что мы не оправдали ваши ожидания — это не наши проблемы. Это ваши проблемы». И, на самом деле, действительность такова, что все разочарования на земле от завышенных ожиданий. 

Дарья Таранова

460

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки