Тема дня

12.06.2008 - 06:00

«ЧАЙНИКИ» И БЛЮДЦА ЛОМАЮТСЯ И БЬЮТСЯ

По статистике ГИБДД каждое третье ДТП в нашей стране происходит по вине либо с участием малоопытных водителей. Насколько в этом повинны автошколы? На этот и многие другие вопросы в интервью нашей газете ответила Н. П. Глейм, директор «Советского Учебно-Технического Центра».

Корр.:  Наталья Павловна, думаю, Вы согласитесь с тем, что большая часть водителей, недавно получивших права, мягко говоря, не уверенно чувствуют себя за рулем.

Н. П.:  Уверенность приходит с опытом.

Корр.: Опыт понятие субъективное, но есть и объективные вещи, например, качество подготовки водителей категории «В» в автошколах. Кто устанавливает эти критерии, кто осуществляет контроль за соблюдением стандартов подготовки водителей?

Н. П.: Стандарты устанавливает Министерство образования совместно с Министерством транспорта РФ и Главным управлением Государственной автомобильной инспекции МВД РФ. На сегодняшний день программа обучения предусматривает 32 часа практического вождения, изучение правил  дорожного движения, технического устройства и обслуживания автомобиля – 90 часов, основ управления транспортным средством, безопасности дорожного движения – 38 часов и оказание первой медицинской помощи при ДТП – 24 часа.

Корр.: Вождение – 32 часа. Когда-то было 20.

Н. П.: Это было давно. Сейчас 32 часа, правда сюда входит обучение на тренажерах. Что касается критериев качества, то для нас они, прежде всего, заключаются в показателях сдачи экзаменов в ГИБДД. Условно говоря, если из ста человек сдают 99, то для нас это прекрасный показатель.

Корр.: Что за тренажеры?

Н. П.: Компьютерная программа, симулирующая вождение.

Корр.: 32 часа – достаточно?

Н. П.: Это очень мало. Думаю, Вы знаете, что депутаты Государственной Думы рассматривают вопрос о том, чтобы увеличить количество часов практического вождения. Я считаю, что это правильно.

Корр.: То есть Вы поддерживаете инициативу наших парламентариев о полугодичном обучении?

Н. П.: Речь в Думе шла не об этом. Полгода – это слухи. Речь шла о том, чтобы увеличить общее количество часов обучения на автокурсах. В том числе, предлагалось убрать количество часов на изучение устройства автомобиля и добавить их на практическое вождение. Действительно, женщинам, которых сейчас большинство на автокурсах, устройство и обслуживание автомобиля не нужно, мужчинам тоже – поскольку, если их и интересует этот вопрос, то они изучают его самостоятельно в собственных гаражах.

Корр.: Все же, сколько часов вождения, на Ваш  взгляд, должно быть?

Н. П.: 50 часов обязательно.

Корр.: Хорошо. Давайте вернемся к вопросу качества обучения. Все-таки кто-нибудь отслеживает учебный процесс, состояние материально-технической базы, хоть одно контролирующее ведомство, пусть даже раз в год?

Н. П.: Нет. Хотя у ГИБДД есть определенные полномочия контроля, они могут курировать посещаемость. Это оправдано, человек, собирающийся водить автомобиль, должен посещать занятия.

Корр.: Как же отслеживается контроль посещаемости?

Н. П.: Инспектор ГИБДД имеет право проверить журнал посещаемости занятий.

Корр.: Насколько это целесообразно? Посещаемость не всегда является показателем успешного освоения предмета – любой студент подтвердит. В силу природной сноровки можно самостоятельно освоить вождение автомобиля, прийти и сдать экзамены. К тому же курсанты автошкол, как правило, работают, имеют семьи?

Н. П.: Я полностью согласна с Вами. Инспекторы все это понимают, поэтому особой строгости нет. Если обучающийся предупреждает преподавателя, то прогул ему не ставят. Другое дело, если человек регулярно и без уважительной причины не посещает занятия, то его отчисляют.

Корр.: Это как в той поговорке: «Обманул таксиста - заплатил, а сам не поехал». Что и такие бывают?

Н. П.: Бывают, но это исключения.

Корр.: Хорошо. А разве нельзя сдать экстерном? Допустим, я умею ездить, но нет у меня времени. Хочу сам правила выучить и сдать экзамены в ГИБДД.

Н. П.: Водить машину – это условный термин. В цирке медведи тоже на мотоциклах катаются, правда ведь? Я скептически отношусь к самостоятельному обучению. Мало уметь ездить по прямой, нужно выполнять различные маневры, знать и, самое главное, понимать правила дорожного движения для того, чтобы управление автомобилем было безаварийным. По моему мнению, если человек решился пойти на такой ответственный шаг, как приобретение автомобиля и получение водительского удостоверения, то и к обучению тоже следует отнестись максимально ответственно. Поэтому лучше, если вашим обучением займутся профессиональные автоинстукторы. Ну а если все-таки хочется заниматься самообразованием, то идите к начальнику ГИБДД, пишите заявление. После этого нужно будет обязательно пройти курс вождения в учебной организации, откатать положенные часы. Только после этого вас допустят до сдачи экзаменов в автошколе и ГИБДД.       

Корр.: Априори предполагается, что водитель, получивший водительское удостоверение, должен уметь управлять автомобилем в любых условиях, в любом населенном пункте с любой интенсивностью движения. Но на деле вы сами знаете как…

Н. П.: Самое главное - водитель должен знать правила дорожного движения.

Корр.:  Это само собой. Ну ведь, согласитесь, до смешного доходит, сам видел в Екатеринбурге: одна женщина сидит за рулем, пытается тронуться, другая поодаль стоит, жестами показывает в какую сторону колеса выворачивать…

Н. П.: Это зависит от специалиста, который готовит водителя. Я точно могу сказать, что у нас инструкторы с большим стажем и вождения, и преподавания. Поэтому то, что они говорят и показывают на своих занятиях, доходит практически до каждого, хотя, конечно, есть исключения. Огромное значение имеет желание и усердие самого курсанта. Кому-то обучение дается легко, кому-то приходится прилагать усилия, заниматься самоподготовкой, нанимать репетитора. Второй момент, насколько различаются характеристики того автомобиля, на котором человек ездит, от того, на каком он учился вождению. Это специфика, которая никоим образом не связана с качеством преподавания в автошколе. После получения водительского удостоверения, естественно, водителю еще требуется практический опыт вождения, необходимо привыкание, совершенствование навыков и т. д. Мы даем азы вождения, то есть базовые, элементарные знания по управлению автомобилем.

Корр.: Тем не менее, к сожалению, по официальной статистике ГИБДД, каждое третье ДТП в нашей стране происходит с участием водителя со стажем вождения менее трех лет.

Н. П.: Очень много аварий происходит в состоянии алкогольного опьянения из-за осознанного нарушения водителями скоростного режима. Плюс состояние общей  культуры, из которой проистекает и культура вождения, то есть поведение на дорогах. Согласитесь, в правилах дорожного движения это не прописано, и ни на каких курсах вождения этому не научить. К счастью, сейчас ужесточили ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, возможно, это возымеет действие.

Корр.: Да, правила ужесточились, вместе с тем продолжают звучать призывы и об ужесточении ответственности владельцев автошкол. Например, предлагается отслеживать количество выпускников той или иной автошколы попавших в ДТП, и, если их число достигнет критической отметки, допустим 70%, то просто отбирать лицензию. Механизм реализации не продуман, но мысль вполне четкая.  Как Вам идея?

Н. П.: Не думаю, что это верная мысль. Достаточно контроля и со стороны лицензирующих органов, которые предъявляют к нам очень жесткие требования. Для того, чтобы получить лицензию, нужно, как говорится, не один пуд соли съесть. Автошкола должна иметь определенное количество машин с учетом количества обучающихся, совершенную материально-техническую базу, специальную литературу, плакаты, средства наглядной демонстрации и многое другое.

В крупных же  городах подготовка водителей – это во многих случаях конвейер со своей спецификой. Там преподают только теорию, а практическое вождение осуществляется на личном автомобиле инструктора, согласно прейскуранту - кому сколько нужно. Другими словами, сколько заплатил, столько и откатал. Казалось бы, есть единая программа подготовки водителей, но не все владельцы автошкол в нашей стране находят целесообразным следовать ей. И контроль, сами понимаете, соответствующий. В нашей местности ситуация совершенно иная: кому попало не позволят заниматься подготовкой водителей.

Корр.: Отрадно слышать.  К слову говоря, сколько водителей категории «В» вы обычно выпускаете за год?

Н. П.: Двести-триста человек.

Корр.: Как часто водители-инструкторы должны проходить переподготовку и должны ли вообще?

Н. П.: Конечно, должны. Каждые пять лет осуществляется обязательная переподготовка педагогов и инструкторов по вождению. Правила дорожного движения постоянно редактируются, вносятся поправки и дополнения в КоАП. Естественно, все это мы должны знать. За профессионализм своего преподавательского состава я могу поручиться. Конечно же, если бы материальные возможности нам позволяли, то мы могли бы еще больше повысить уровень подготовки водителей.

Корр.: За счет чего вы финансируетесь? Откровенно говоря, мне не совсем понятен статус подчинения вашей организации?

Н. П.: У нас негосударственное образовательное учреждение. Мы работаем под эгидой РОСТО, но финансирование из средств общества мы не получаем. Другими словами, сколько заработаем, на то и живем, часть прибыли отчисляем по уставу в РОСТО.

Корр.: Зарплату кто вам платит?

Н. П.: Сами себе платим.

Корр.: У вас частное предприятие?

Н. П.: Нет, вышестоящая организация в округе.

Корр.: Странно как-то получается. А автопарк новый?

Н. П.: Средний возраст машин – два года.

Корр.: Не плохо живете.

Н. П.: Как сказать. Приходится экономить. К тому же веяния времени требуют постоянного самосовершенствования: нужна иномарка, нужен автомобиль с АКПП. Если Государственная Дума обяжет автошколы ввести обязательную программу обучения вождения на АКПП, то такой автомобиль станет просто необходим.

Корр.: Такое может быть?

Н. П.: Вполне. Например, на Дальнем Востоке практически все ездят на праворульных автомобилях с АКПП. Так что Дальний Восток очень усердно курирует эту тему в Думе. Недавно в Москве прошла конференция, посвященная этому вопросу. На сегодняшний день в характеристике автомобилей категории «В» нет указаний на тип коробки и положения руля. Пока нет.

Корр.: Сколько сейчас стоит обучение вождению на категорию «В»?

Н. П.: 21 тысяча рублей. В стоимость входят: ГСМ, зарплата инструкторов, налоги на зарплату, отчисления в РОСТО.

Корр.: Правда, что сейчас автокурсы в основном посещают женщины?

Н. П.: Да. Как правило, в группе из тридцати человек три-пять человек - мужчины.

Корр.: Что говорят мужчины-инструкторы об уровне водительского мастерства  женщин? Насколько оправдано представление о блондинках за рулем?

Н. П.: Наши инструкторы отмечают, что брюнетки более энергичны (смеется). В общем, женщины более ответственны и внимательны за рулем, чем мужчины. Хотя есть и такие женщины, которые и после дополнительных часов вождения не могут водить.

Корр.: Вы предоставляете услуги репетитора по вождению, скажем так?

Н. П.: Да. Час практического вождения по категории «В» стоит на сегодняшний день 340 рублей.

Корр.: Хорошо, давайте поговорим об экзаменах. Экзамены те же?

Н. П.: В течение последних трех лет правила дорожного движения в той или иной степени видоизменялись. Изменения к нам поступают по линии ГИБДД, мы тут же приобретаем новые плакаты, литературу. Однако форма экзаменов не поменялась, на теоретическом экзамене так же, как и раньше: 40 билетов, 20 вопросов в билете, 20 минут на решение, допускаются 2 ошибки. Практическая часть: езда на полигоне: заезд в бокс задним ходом или габаритные дворики, параллельная парковка, змейка, разгон-торможение, остановка под углом 16 градусов, троганье на подъем. Если человек сдал первый этап, то он допускается до второго - езда по городу. Через неделю после внутренних экзаменов проходят аналогичные экзамены в ГИБДД.

Корр.: Теоретический экзамен сдается на компьютере?

Н. П.: Да, компьютеры стоят и у нас, и в ГИБДД.

Корр.: Человек, который никогда не сидел за компьютером испытывает двойной стресс – из-за экзамена и из-за компьютера.

Н. П.: Теоретическое обучение проходит на этих же компьютерах. Сами компьютеры снабжены специальной мини-клавиатурой, на которой только нужные клавиши. 

Корр.: Должен ли инструктор сидеть рядом при прохождении элементов на полигоне?

Н. П.: Да, но он не имеет право вмешиваться в процесс управления.

Корр.: Сколько раз можно пересдавать экзамены?

Н. П.: Неограниченное число раз. Да, раньше пугали: «Не сдал пять раз – иди переучивайся». Это все страшилки. По крайней мере, ни в одном нормативно-правовом акте это не прописано.

Корр.: Сколько человек обычно не могут сдать экзамены с первого раза?

Н. П.: 1-2 человека. В основном из-за волнения.

Корр.: Дайте хороший совет начинающим автолюбителям.

Н. П.: Первое время лучше ездить с опытным водителем.

Корр.: Какую машину лучше покупать новичку?

Н. П.: Думаю, лучше подержанную классику. Классический автомобиль дает водителю возможность раскататься на пониженных передачах.  

Корр.: Есть ли чисто женские автомобили?

Н. П.: Женщинам нравятся малогабаритные автомобили.

Корр.: А Вам?

Н. П.: Мне нравится «Мазда-6».

Корр.: Все ясно. Спасибо за беседу.

Н. П.: Не за что. Приходите к нам повышать водительское мастерство.

Материал подготовил В. Тихомиров

633

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки