Тема дня

12.02.2014 - 06:00

ДЕЛО ФРИЦА

Обычно в мегаполисах множество всяких событий, а в небольших городах, соответственно, не очень. Но что до Советского, он явно перевыполняет свою норму. Причем это касается как трагических, так и курьезных происшествий. Сегодня речь пойдет о случае из ряда вон выходящем, потому что как к нему относиться, совершенно непонятно. Как говорят в народе про такие ситуации: и смех и грех. Впрочем, судите сами.

А начиналось все спокойно

На сайте администрации Советского района в середине декабря 2013 года появилась информация об открытии 11 декабря на базе центра «Созвездие» военно-патриотического музея «Память». Это событие приурочено к Дню героев Отечества и Дню образования ХМАО - Югры. Директор центра «Созвездие» О.Н. Васянин пояснял, что очень много людей на разных уровнях власти помогают ему. Особенно он благодарил за поддержку партию «Единая Россия», членом которой является он сам, и администрацию района, представители которой присутствовали на мероприятии. И все бы ничего, но Советский перестал бы быть Советским, если было б все так просто. Через месяц с небольшим кто-то из посетителей музея обратил внимание на один из экспонатов. Этим экспонатом был манекен в форме карательных войск СС. Причем «упакован» гитлеровец был по полной: оружие, награды, погоны, нашивки. Возмущенный гражданин поделился своими наблюдениями с советником Губернатора А.П. Игумновым. А тот в свою очередь тоже посчитал недопустимым, чтобы рядом с советскими воинами стоял фриц. Впрочем, фрицем его назвать едва ли можно, ибо по некоторым данным он… фройлен – женщина по-нашему. Но кем бы он ни был, с этого момента возмущение стало принимать деятельный характер. С требованием разобраться и наказать виновных Александром Петровичем были подняты все, кого это хоть немного касалось.

Закон суров

Наверняка, среди читателей найдутся те, кто усмехнутся: «Ну, опять Петрович чего-то чудит!». Тем более, много где в музеях можно встретить нечто подобное, и ничего. Между тем, оснований для усмешек нет никаких. Судя по действующим в РФ законам, наряду с иными признаками под экстремизмом понимается (цитата из закона N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения».

А чтобы исключить вообще любые сомнения, есть еще один закон N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов". В нем говорится: «В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах». Что же получается, тот, кто устроил такую экспозицию, не кто иной, как самый настоящий экстремист?

Во всем виноват… Васянин?

Такого масштаба ЧП, разумеется, не могло остаться без внимания высшего руководства района. И вот 3 февраля на заседании Координационного совета по гражданскому и патриотическому воспитанию данный вопрос был рассмотрен. В начале заседания в краткой справке юрист процитировал выдержки из законов, смысл которых, как мы уже знаем, сводится к тому, что нацистская символика запрещена в любой форме. Далее слово взял А.П. Игумнов и доложил присутствующим о масштабах происшествия. Масштаб, разумеется, в изложении Александра Петровича оказался почти федерального уровня. При этом в распоряжении докладчика были и улики в виде фотографий, однако показывать их он не мог, ибо в силу закона тоже мог загреметь по этой же статье.

Главным обвиняемым, как несложно догадаться, стал директор центра «Созвездие» Васянин. Сперва он довольно бойко попытался перечить и вообще назвал все претензии «измышлениями докладчика». Видимо, слова юриста им были не услышаны. Однако когда в «потасовку» ввязался глава района, все сопротивление было подавлено. Васянину ничего не оставалось, как просто тихо произнести: «Давайте искать жертву, но я не согласен на эту роль». Но жребий тянуть было поздно. Глава распалялся все сильнее и сильнее, демонстрируя свое негодование. Попытки заступиться за обвиняемого А.К. Войтукевичем и даже председателем Совета ветеранов Л.В. Колеватовой тоже не дали толку. Удинцев был неумолим. Глава отчитывал за отсутствие каких-то документов, мол, будь они, наверное, все обошлось бы. Также он был возмущен тем, что манекен наряжен в отглаженный мундир, мол, если бы этот мундир был рваным и мятым, то и вопроса бы не было. Даже высказался так: «Взяли бы пехотинца, зачем взяли карателя?!». Было ясно, что и Сергей Васильевич тоже не вполне уловил букву закона. Повторим еще раз: «нацистская символика запрещена в любой форме». То есть не имеет значения: мятая или отутюженная, с документами или без – она запрещена в любой форме! Однако среди присутствующих был член Общественной палаты Югры Сергей Таньшин, который как раз таки очень хорошо усвоил, чего требует данная норма закона. Он сообщил присутствующим, что в Югорске в магазине детских товаров продаются игрушечные танки с изображением свастики. На что глава района отреагировал решительно, предложив всем вместе бороться с этим. При этом особо обратив внимание на сей факт главы администрации, а по совместительству главного единоросса района В.В. Толстогузова. Посыл был прост - а нет ли и в Советском районе таких же игрушек? Вячеслав Валерьевич до этого момента сидел молча. Со стороны могло даже показаться, что он не разделяет озабоченность главы района. Но в этот момент он не смолчал и почти нервно ответил: «Ничего со свастикой в Советском районе не продается. Это огульное заявление!». Удивительно, но как можно такое утверждать? Неужели у нас налажен постоянный мониторинг поступающих товаров, особенно разных там игрушечных танков? Ну, нет так нет - поверим на слово.

Мероприятие длилось около часа. По окончании было принято решение обратиться в соответствующие структуры с просьбой дать правовую оценку данному инциденту. Подобное же обращение решено было отправить и в «Единую Россию», чтобы и там сделали соответствующие оргвыводы.

Неутешительные выводы

Как мы выяснили, если строго следовать нормам закона, а именно так и должны поступать компетентные органы, то масштаб зачистки удивит многих. Ведь не только музеям придется заняться перетряской экспозиции. А как быть с историческими реконструкциями сражений? А кинохроника, фотографии, документы, нумизматика, компьютерные игры, да мало ли что еще? Та же судьба ждет многочисленные фильмы о ВОВ. Например, легендарный сериал «Семнадцать мгновений весны» и вовсе должен быть спрятан с глаз долой. К счастью, ничего этого не происходит, не считая, конечно, таких вот отдельных явлений. Видимо, это тот самый случай, когда нерасторопность правоохранителей должна радовать население. Даже можно предположить, что подобные нормы намеренно не исполняются, так сказать, глупость законодателей компенсируется умом правоприменителей.

Но тогда хочется спросить, на кой.., то есть зачем нам такие законы? На кой.., то есть зачем нам эти законотворцы? Ведь получается, их задача не решать нужды общества, а создавать среду, в которой по надобности можно «упаковать» любого. Это своего рода законы «До востребования», работающие когда нужно и в отношении кого нужно. Но, видимо, даже авангард партии власти на местах уже перестает ориентироваться в этом правовом болоте. Они сами то и дело проваливаются в трясины. Судя по всему, что-то похожее произошло и в нашем случае.

Еще жару

Тем временем депутаты поддают еще жару. Так совпало, что буквально намедни именно 22 января в Госдуму внесен законопроект, в котором предлагается ужесточение ответственности за деяния, о которых мы ведем речь. Если раньше подобные злодеяния наказывались административно, то сейчас предлагается уже уголовная ответственность.

Согласитесь, хоть наши избранники и далеки от народа, но не могут же они не понимать, что из всего этого получится. Ведь ежику понятно, что это снова коснется кого угодно: музейщиков, журналистов, коллекционеров, историков, продавцов игрушек, наконец, но не настоящих экстремистов.

А еще депутат Ирина Яровая от фракции "Единая Россия" внесла в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за критику действий войск антигитлеровской коалиции. По нему, тот, кто в дальнейшем рискнет размышлять и дискутировать на эту тему, может угодить в тюрьму на срок до пяти лет.

Конечно, спору нет, с экстремизмом бороться следует, но не ковровыми же бомбардировками. Во времена СССР было много людей, на себе ощутивших, что такое нацизм, тем не менее, подобных запретов не было. И молодое поколение адекватно воспринимало ту же свастику, в том числе, благодаря тому, что смотрело «Семнадцать мгновений весны». И все-таки, что касается нашего случая, вывод прост: раз уж есть закон, то, увы, места для дискуссии нет, кому-то придется ответить. Кстати, нередко крайними оказываются журналисты, поэтому до свидания… или прощайте – как выйдет, покажет время.

С. Петренко

442

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки