Тема дня

22.03.2015 - 13:44

«Для 85% населения этой страны коммерсант – враг»

Уральские автодилеры, переживающие самую большую с 1998 года катастрофу, обратились к политике

Руководители уральских автосалонов, продажи в которых за два месяца этого года рухнули еще на 50%, заговорили о политических причинах происходящего и о том, что бизнес этой стране не нужен. Как передает корреспондент Znak.com, острые политические заявления были сделаны на круглом столе, который в пятницу аналитический центр «Эксперт Урал» собирал в отеле «Визави» в Екатеринбурге. Катализатором таких речей выступило вчерашнее решение General Motors (GM) свернуть свой бизнес в России и заявления SsangYong о прекращении поставок автомобилей.

Собственно, во время двухчасового мероприятия разговор к будущему этих брендов в стране возвращался каждые 15-20 минут. Директор автомобильного направления Pricewaterhouse Coopers (PWC, Москва) Сергей Литвиненко, выступавший первым, пытался подсластить пилюлю. Он заявил, что ситуации с GM «только поспособствует оформлению поддержки [для автомобильной отрасли] со стороны государства». «Есть психологический момент – американская компания назло перспективам рынка решила уйти, значит надо поддержать рынок, чтобы показать, что ситуация изменится к лучшему», – объяснил Литвиненко. Для всех остальных участников рынка уход GM он трактует как «хорошее событие»: «Тот, кто успеет занять нишу, прежде всего Ford, который уже объявил о намерении обслужить клиентов GM, получит максимальные дивиденды».

Но в целом ситуация, как считают в PWC, тяжелая. Хорошо, если в целом российский рынок удержится на отметке в 1,5 млн проданных машин по итогу 2015 года (минус 25-35% к показателям 2014-го). «Мы ожидаем, что рост на российском рынке начнется в 2016 году. Соответственно, в 2017-2018 годах ситуация будет во многом зависеть от того, будут ли пересмотрены соглашения о промсборке (в сторону смягчения требований к локализации. – Прим. ред.) и будут ли подвижки по ввозным пошлинам», – отметил Литвиненко.

Он не исключил, что этот период переживут не все марки, представленные сейчас на отечественном рынке и три-четыре производителя уйдут с него. «Большой объем продаж в мире, низкие объемы продаж в России и низкий уровень локализации производства здесь», – перечислил эксперт параметры тех, кто сейчас в зоне риска. «Обращаю внимание на то, что ситуация у Peugeot Citroёn (PSA) самая тяжелая», – отметил Литвиненко. Также, с его точки зрения, тревожная ситуация у Ford, демонстрирующего наравне с Chevrolet и Mitsubishi серьезное падение продаж. «Но Ford имеет сильного партнера в России – это Sollers, к тому же его последние шаги говорят о том, что они готовы побороться за российский рынок», – добавил представитель PWC.

Что касается других брендов, то низкий уровень локализации у Audi и Mercedes Benz. «Это премиальные бренды, у них больше маржа, и поэтому они более устойчивы», – считает Литвиненко. Таким образом, из тех брендов, которые имеют в России приличные объемы, не имеет собственного производства только Land Rover, но его эксперты к «красную зону» сегодня не зачисляли.

Продажи машин в уральском регионе в 2014 году падали гораздо быстрее, чем в среднем по России, перевел разговор на региональную специфику представитель аналитического агентства «Автостат» Кирилл Зайцев. По итогам года больше всего просели Тюменская (минус 17%) и Курганская области (минус 16%), лучше положение в Пермском крае (минус 11,7%) и Свердловской области (минус 12,4%). Российский рынок упал на 7,8%. Лидеры антирейтинга продаж 2014 года на Урале – Peugeot (минус 40%) и Daewoo (минус 38%). По итогам первых двух месяцев 2015 года только пять марок показали в регионе положительную динамику: Mercedes, Lexus, Hyundai, BMW, Porsche (последний по Екатеринбургу – плюс 400%). В «красной зоне» с минимальными продажами Jeep, Geely, Ssang Yong.

Как и Литвиненко, Зайцев назвал главным кандидатом на вылет с российского рынка представителей PSA. В зоне риска Ford (потерял в Екатеринбурге 60%) – «им надо обязательно пережить этот год, только тогда они смогут удержаться» и Ssang Yong – «у них маленькая линейка, и только два автомобиля собираются в России».

Впрочем, остальным производителям тоже нечему радоваться. «В январе продажи в Екатеринбурге упали на 42%, – привела цифры представитель агентства «Auto-Dealer Екатеринбург» Надежда Анучина. – В феврале – на 47%». Самое «драматичное падение» у Ssang Yong (минус 58%), Ford (82%), Geely (84%), Honda (88%), Citroen (94%), Opel и Peugeot (по 96%). Отечественная Lada также сдала позиции. «Едва ли не впервые в истории нашего авторынка Lada ушла из лидеров, переместившись на третье место (лидер теперь Hyundai, следом Nissan)», – добавила Анучина.

По словам гендиректора компании «Автобан» (екатеринбургский дилер Opel, Chevrolet, Cadillac) Анатолия Бартенева, ситуацию с уходом GM он предвидел «еще с конца прошло года». «Это политика. Вставляешь это слово, и все сходится. Мы видели, что в Россию послали руководителя GM – человека, который закрывал дилерскую сеть в Европе», – отметил бизнесмен, напомнив, что «с 2010 года GM – госкорпорация», принадлежащая властям США.

Что будет дальше с представителями GM в России? Бартенев шутит: «Магазинчики откроем. Будут в ряд стоять: “Ашан”, “Метро”, “Автобан”». И добавляет, что паниковать пока все-таки рано: «Пока мы только получили письмо. С апреля представители GM будут посещать всех дилеров и перезаключать соглашения». К тому же вчерашнее заявление о выходе GM из России подхлестнуло покупательский спрос. «Мы уже думаем не купить ли нам со свободного склада еще немного Chevrolet», – говорит Бартенев.

По словам гендиректора группы компаний «Автоплюс» (дилер Audi, Toyota, Lexus, Skoda, Mazda) Павла Шестопалова, сравнивать нынешнюю ситуацию на рынке с кризисом 2008-2009 годов вообще бессмысленно (во-первых, мировой автомобильный рынок растет: США – плюс 6% в 2014 году, Великобритания – 10%, Иран – 29%). «Доллар подорожал не так, кредиты подорожали не так. Тогда (в 2008 году) были проблемы у закредитованных дилеров, а потребительской спрос сохранился. Сейчас ситуация напоминает 1998 год, когда машины все разобрали, а потом сидели к ценам привыкали», – высказал свое мнение Шестопалов.

По его словам, «нетривиальную задачу» продаж на автомобильном рынке, когда «правительство держит инфляцию и зарплаты у бюджетников не растут», решить не реально: «Как на маленькую зарплату купить подорожавший автомобиль?». «Ситуация в том, что бизнес этой стране не нужен. Коммерсанты для 85% населения – это враги. Второй враг, правда, это чиновник. Ну, давайте избавимся от чиновников и коммерсантов и посмотрим, к чему мы придем».

От большой политики спустились до взаимоотношений с местными чиновниками. «Все труднее и труднее становится открыть здесь бизнес. Это просто уже адовы муки, – заметил Бартенев. – То, что раньше мы делали за год, сегодня не можем и за три. Надо понять, что все это только ведет к удорожанию бизнеса». Как оказалось, только «входной чек – это 250 млн рублей». «Ничего не сделал, а уже заплати», – сообщил коммерсант. Присутствовавший здесь же замглавы администрации Екатеринбурга Владимир Боликов пригласил его в понедельник к себе.

Кстати, в 2015 году мэрия планирует, что в городе, несмотря на кризис, откроется пять новых авто- и мотосалонов: Yamaha на Московском тракте, Renault-Suzuki и Opel на дублере Сибирского тракта, Volkswagen на улице Селькоровской, еще три (на Бульваре культуры, 40-летия Комсомола и Московском тракте) не определились, кого будут представлять. Сбудутся ли эти планы в реальности, чиновники не знают. На 2014 год заявлялось восемь новых салонов, но открылись только пять (представительства Mercedes, Porsche, Infinity, Land Rover, Datsun).

Представители автобизнеса, в частности, Шестопалов и директор автоцентра «Оками» (дилер Ford, Citroen, Nissan, Hyundai, Mitsubishi) Булат Магдеев, говорят, что их главная задача сейчас – сохранить коллективы. Но оставить всех сотрудников, скорее всего, не удастся.

Игорь Пушкарев

Фото – Илья Питалев

 

820

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки