Тема дня

07.04.2008 - 06:00

ХЛЕБ ПОДОРОЖАЛ. ЧТО ДАЛЬШЕ?


1 МАЯ ИСТЕКАЕТ СРОК «ЗОМОРОЗКИ» ЦЕН НА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Грозит ли России дефицит продовольствия? Ждать ли потребителям очередного роста цен на продукты питания?

В преддверии выборов об этом говорили особенно часто: мол, цены сдерживают искусственно, как только россияне определятся с выбором, цены отпустят в «свободное плавание». Выборы состоялись, страшного не случилось. Впрочем, гарантий, что цены не будут ра­сти в ближайшее время, дать не может никто.

Резкое повышение цен на некоторые продукты пита­ния осенью прошлого года оказалось совершенно нео­жиданным, и теперь многие россияне с опаской ждут момента, когда кончится время «заморозки» на соци­ально значимые продукты: хлеб, молоко, кефир, яйца и масло. Дело в том, что цены на дешевые продукты пи­тания заморожены до 1 мая текущего года. К этому вре­мени госчиновникам предстоит разработать план ме­роприятий по недопущению резкого роста цен на про­довольствие.

Времени остается не так много, а прийти к единому мнению по этому вопросу министрам пока не удается. Взгляды на ситуацию министров торговли и сельского хозяйства расходятся. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев предлагает законодательно ограни­чить торговую наценку на социально значимые продук­ты питания, которая, по его мнению, не должна превы­шать 10-12%.

Министр экономического развития и торговли Эльви­ра Набиуллина считает, что введение жестких мер мо­жет привести к таким негативным последствиям, как отказ предпринимателей от производства и реализации этих продуктов и, как следствие, к дефициту товаров и росту оптовых цен на них.

Однако еще до того, как министр успела защитить тор­говцев, сами они покорно согласились с ограничениями.

«Государство вправе принимать те законы, которые оно считает необходимыми. Мы будем их исполнять, и в том, что торговая наценка будет ограничена, ничего страшного для нас не будет. Список социально значимых продуктов в настоящее время состоит из шести наименований, а наш базовый ас­сортимент включает товары более 3 ты­сяч наименований», - заявил директор по работе с инвесторами сети «Магнит» Олег Гончаров. Генеральный директор ООО «Бородино-Агро» сказал, что ини­циатива правительства по ограничению торговой наценки на ряд ключевых про­дуктов была вполне ожидаема, посколь­ку прошлогоднее резкое повышение цен на товары первой необходимости негативно сказалось в первую очередь на малоимущих слоях населения.

Однако предприниматели признают, что ограничение торговой надбавки до уровня 10-12% может уменьшить дохо­ды владельцев продмаркетов по ряду продуктов вдвое, так как торговая нацен­ка в магазинах обычно составляет 30% и более от закупочной стоимости товара. В то же время на доходах крупных сетевиков эта мера практически не отразится, поскольку сеть реализует ряд социальных программ, и политика ее состоит в том, чтобы не ставить наценку на товары пер­вой необходимости выше 10-15%.

Тем не менее, аналитики считают, что ограничение торговой наценки в 10-12% все-таки может негативно отразить­ся на тех торговых сетях, которые и без того держат цены низкими. «Есть сети, наценка в которых и так не очень высока, так как они ориентированы на увеличе­ние объема, проводят различные рек­ламные акции, предоставляя значитель­ные скидки, по ним эта мера ударит больнее всего», - таково мнение специа­листов.

В Югорске розничные цены на товары первой необходимости резких скачков не совершали с прошлого года. Незна­чительное повышение цен на молочную продукцию Серовского молокозавода, яйца, вареную колбасу, хлеб и карто­фель наблюдалось специалистами отде­ла ценовой и тарифной политики коми­тета по экономической политики администрации города в декаб­ре прошлого года и начале нынешнего. Впрочем, тому есть объективные причины - выросли закупочные цены. С 13 марта существенно повысились цены на хлебобулочные изделия ООО «Юграгазторг». Специалистами отдела регулярно проводятся про­верки торговых точек, анализируется информация о росте опто­вых и розничных цен, которая еженедельно предоставляется владельцами крупных торговых сетей. По словам начальника от­дела Елены Ширяевой, размер надбавок на продукты питания в торговых точках города не превышает установленных правитель­ством ХМАО-Югры норм.

Александр СОКОЛОВ, владелец сети магазинов «Добрый»:

- Государство не должно вмешиваться в роз­ничную торговлю. Если оно хочет регулиро­вать и контролировать цены на товары пер­вой необходимости, то нужно делать это не че­рез конечных субъектов торговли, а через производителей либо крупных дистрибью­теров. Поскольку именно от них идет повыше­ние цен. Если повышение идет сверху, то каж­дый субъект бизнеса выдерживает свою про­центную надбавку. У всех есть уровень рен­табельности и ценовая политика. Цены под­растают, но значительного роста нет. Ограни­чение торговой надбавки ударит не по круп­ным сетевикам, супермаркетам, которые за­рабатывают не на повышении цен, а за счет товарооборота, скорее - по частным магази­нам, вынужденным делать большую надбав­ку, чтобы как-то выжить. Тогда может вообще встать вопрос о том, работать ли дальше или просто сдать магазин в аренду.

Татьяна ЧЕМАКИНА, финансовый директор ООО «Селена»:

-  Выживать в нынешних условиях предпри­нимателям, занимающимся продажей това­ров первой необходимости, довольно сложно. Растут в цене транспортные услуги, бензин, электроэнергия, аренда и так далее, а торговая надбавка на продукты питания ограничена. В Югорске нет предприятий, выпускающих продукты питания, сельхозпредприятий. По­скольку продукты питания имеют ограниче­ние по сроку годности, а заказывать их прихо­дится самое ближнее в Серове, то возникает еще одна проблема - много приходится спи­сывать. Увеличивать ассортимент и работать с поставщиками из удаленных от Югорска го­родов невыгодно. А еще идет борьба за «бе­лую» зарплату. Выживать в таких условиях особенно проблематично небольшим торго­вым точкам. Если и дальше будет продол­жаться такая политика, то многим будет не­выгодно заниматься торговлей товарами первой необходимости, а значит, может воз­никнуть дефицит.

Наталья ЧЕЧУРОВА, финансовый    директор ООО  «Импе­рия вкуса» (ИП Бендус):

-  По прогнозам поставщиков, рост цен в 2008 году на продукты питания составит минимально 10-15%. Однако резкого скач­ка наблюдаться не будет. Повышение цен коснется в том числе и хлебобулочных изде -лий, мяса и молока. Данное явление объяс­няется нехваткой отечественного сырья, рос­том цен на электроэнергию, топливо, комму­нальные услуги, динамикой импорта и экс­порта. Что касается мер со стороны прави­тельства по ограничению торговой надбав­ки, то проведенные нами расчеты показы­вают нерентабельность торговли продукта­ми питания, так как фактически себестои­мость зачастую превышает предельно допу­стимую розничную цену, такие мероприя­тия неизбежно приведут к дефициту, так как предпринимателю неинтересно работать в убыток себе и проще отказаться от торговли данными товарами, нежели платить убыт­ки, штрафы и предоставлять огромный объем документации при проверках.

Алена ШЕСТАКОВА

502

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки