Тема дня

14.03.2012 - 06:00

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БЛОГГЕРА В СОВЕТСКОМ РАЙОНЕ

Не успели с избирательных участков вынести столы и урны для голосования, как в Советском послышались первые возгласы «Что-то тут не чисто!». Словом, ничего нового, желающих побухтеть о фальсификациях на выборах в райцентре всегда было хоть отбавляй.Но вот что необычно, первым же, кто пожелал поделиться своими наблюдениями и подозрениями, оказался не какой-нибудь патриот района, а новосибирский журналист, блоггер и общественный деятель Александр Бурмистров. Как он сюда попал и что тут увидел — далее по тексту. 

Корр.: Александр, почему для своей поездки Вы выбрали именно Советский?

А.Б.:В обычной жизни я — офисный сотрудник. Но когда проходят выборы в том или ином регионе, я беру отпуск на основной работе и подключаюсь, иногда как начальник штаба, иногда как технолог, а, порой, просто как наблюдатель. Собственно, и на этих выборах мне хотелось понять для себя что-то новое. С точки зрения контроля на избирательных участках, мне не хватало опыта работы на Севере и на Кавказе. Я думал, куда же мне поехать, но друзья из Ханты-Мансийска подсказали, что, мол, у нас есть самый проблемный район в округе — Советский. Они мне поведали, что, якобы, здесь почти на каждых выборах возникает масса скандалов. Мол, в этом муниципалитете по надуманным основаниям не зарегистрировали целый список кандидатов в районную думу, и выборы в Госдуму были проведены тоже, мягко говоря, не совсем честно. Мне захотелось разобраться, так это на самом деле или нет, и как работает избирательная система именно здесь.

Корр.: А Вам для чего это все надо?

А.Б.:Я — человек с активной гражданской позицией, мне нужно понять и рассказать людям, что реально происходит в стране во время выборов. Это мой скромный вклад в развитие нормального гражданского общества. Мне скучно быть простым менеджером и работать в офисе с 9 до 6, а по выходным ходить в кино. Я своего рода волонтер, я один из многих. Мы общаемся в социальных сетях, некоторые ведут блоги, обычному человеку это, наверное, сложно понять, но общественная работа — это наша жизнь.

Корр.: А кто финансирует Ваши поездки?

А.Б.:Финансирую я их сам. На самом деле для этого не нужно огромное количество средств. Достаточно иметь плацкартный билет, что поесть и где переночевать.

Корр.: Ну хорошо, и с чем Вы столкнулись в Советском?

А.Б.:По приезду я сразу провел один эксперимент: обошел все избирательные участки города с просьбой, чтобы меня включили в дополнительные списки избирателей для получения по ним бюллетеней. Я хотел понять, получится ли у совершенно чужого человека проголосовать, скажем, 5 или 7 раз. На втором же участке у меня не то что приняли заявление на включение в список, мне даже дали открепительное удостоверение. Напоминаю, я здесь впервые, не являюсь жителем Советского, никаким образом к этой территории не прикреплен, но мне дали открепительное удостоверение. Можете себе представить?

Корр.: Но ведь открепительное удостоверение может получить только местный житель.

А.Б.:Я просто пришел, написал заявление на выдачу открепительного удостоверения, и мне его дали. На некоторых участках я смог написать заявление о включении меня в дополнительные списки. Я думал, что в день голосования мне удастся их все обойти, взять бюллетени и уже потом обратиться в территориальную избирательную комиссию, чтобы показать председателю, что за бардак тут происходит. Кстати, в этот момент мне попалась на глаза ваша газета, в которой было интервью председателя ТИК госпожи Кайсиной – на словах слишком уж у нее все гладко. К сожалению, осуществить свой план полностью не получилось. Ко дню голосования все участковые избирательные комиссии уже хорошо знали, что я не совсем обычный избиратель. Открепительное удостоверение, которое я смог получить в «Луче», должно было демонстрироваться по окружному телевидению «Югория» в рамках эфирного времени одного из кандидатов в президенты. Представитель кандидата обещал рассказать о ситуации в Советском, показывая именно это открепительное удостоверение, а после этого передать его в окружную прокуратуру, чтобы уже там разобрались, как такое возможно. Стало ясно, что всем председателям комиссий моя фамилия будет знакома, поэтому взять 5-6 бюллетеней, как я планировал, уже не было возможности. Но я абсолютно уверен, что не произошло бы такого «разоблачения», никаких проблем у меня бы не возникло.

Корр.: А какой здесь может быть злой умысел? Ведь комиссия не знала, за кого Вы хотите проголосовать.

А.Б.:Знала, я им намекал, говорил, что хочу отдать голос за стабильность. Это сразу располагало к себе членов комиссий.

Корр.: Вы всем так говорили, или только чувствуя, что не дадут?

А.Б.:Это же индивидуальный подход. Общаясь с человеком, видишь, как он настроен, как он себя ведет и как реагирует. Таким образом, я получил одно открепительное в «Луче», примерно в половине участков у меня приняли заявление для включения в дополнительные списки, я видел свою фамилию в день голосования в этих списках. Это показатель, мягко говоря, несовершенности системы. Справедливости ради должен сказать, что на нескольких участках меня отказались вносить в списки: в «Кедре», «Метрономе» и в 1-й школе, мотивируя это тем, что для таких избирателей есть один участок — это ДК «Сибирь». С получением бюллетеней по дополнительным спискам у меня нет такой результативной практики, как с открепительным удостоверением, но я смело могу предположить, что у вас, в Советском, можно проголосовать и 3, и 4 раза. И при этом не подкопаешься — кто кого пустит проверять эти списки, они давно сшиты, опечатаны и лежат в кучке где-нибудь под присмотром. Схема очень проста, вызываешь 500 человек из другого региона, да даже людей не надо вызывать, достаточно паспортных данных, с помощью которых имитируются заявки на включение в допсписок на одном участке, на другом, третьем, пятом, десятом, и все — это уже основание для выдачи бюллетеней. Это очень простая схема, хотелось узнать, как она реализуется на практике.

Корр.: Что еще Вас удивило на выборах 4 марта?

А.Б.:На одном из участков, где я был членом комиссии с правом совещательного голоса, председатель лишил меня возможности нормально ознакомиться с реестром избирателей, объясняя это конфиденциальностью персональных данных. Пришлось даже подавать официальное заявление о нарушении избирательного законодательства. Только после длительных разбирательств законность была восстановлена, причем единогласным решением комиссии. Слишком уж очевидным было нарушение. Но главное, на этом участке произошла совершенно удивительная ситуация. Вдумайтесь в цифру… 1492 избирателя проголосовали досрочно по заявке некоего предприятия с названием «Строймонтаж». По аналогичной схеме еще около 500 избирателей якобы проголосовали на участке в Агирише. Кто все эти люди? Суммарно это около 10 % от проголосовавших в Советском районе. Такая форма голосования обычно применяется для труднодоступных территорий, таких, как оленеводческие угодья и т.п. Я не знаю, что это за предприятие «Строймонтаж», но трудно себе представить, что на нем работают 1492 оленевода или вахтовика. Вам не кажется это подозрительным? Мне кажется. А еще, что удивительно, все люди до единого по заявке этой организации проголосовали — никто не заболел, никто, грубо говоря, в силу семейных обстоятельств никуда не уехал. В реальной жизни, ну хотя бы человек 5 просто бы не проголосовали по каким-то причинам, а тут все, как один. И, кстати, я не видел ни одного бюллетеня из этой урны для предварительного голосования, где бы проголосовали, например, за Жириновского, Прохорова, Зюганова или Миронова, только Путин. Хоть на этом этапе и не подсчитывают голоса, а только считают бюллетени, все равно зачастую было видно, за кого отдан голос в этих бюллетенях. У меня даже закрались сомнения, все эти 1492 человека существуют в реальности? Ну, вам, местным, виднее, что это за предприятие.

Корр.: А кроме первой школы, где Вы еще успели побывать?

А.Б.:Утром я был на избирательном участке в ДК «Сибирь», там я стал свидетелем еще одного любопытного явления. Полицейские целыми группами приходили голосовать по открепительным удостоверениям, при этом где-то в уголочке сидел майор и отмечал, кто пришел на выборы, а кто —  нет. На мой взгляд, только избиратель вправе решать, идти на выборы или нет, но майор уверен, что его перепись личного состава — это вполне нормально, он ведь не агитирует. И вообще, полиция в этот день находилась на усиленном варианте несения службы, весь личный состав был в здании отдела, и досюда им ближе идти, чем до своих участков. Но даже я разобрался, что от полиции ближе до «Луча». Зачем тогда голосующим там полицейским брать открепительные и идти в «Сибирь»? Поэтому, на мой взгляд, логика близости к участку не состоятельна.

По этому поводу я задал вопрос председателю ТИК Галине Александровне Кайсиной, почему, мол, полицейские массово берут открепительные удостоверения и голосуют по ним? На что она ответила, что сведений о профессиональной принадлежности лиц, берущих открепительные удостоверения, у нее нет. Думаю, все понимают, что это типичный ответ чиновника.

Корр.: Какими еще наблюдениями можете поделиться?

А.Б.:Интересным мне показался такой момент: когда накануне выборов я проводил небольшой опрос, оказалось, что из 100 опрошенных человек на вопрос: «Допускаете ли вы фальсификации на выборах?» около 60 % населения отвечают, что это возможно именно на этой территории и именно у них в городе. Также меня удивил еще один факт: в первой половине дня голосования на большинстве участков были наблюдатели только от КПРФ. Я не могу сказать, что я близко знаком с ситуацией в Советском, но это, как минимум, странно. Кто-то же должен контролировать все это? То, что отсутствуют наблюдатели от Прохорова, еще можно понять, но где ЛДПР? Для парламентской партии с многолетней историей это непростительно.

Корр.: Ну, надеюсь, на этом Ваши путевые заметки, наверное, подошли к концу?

А.Б.:Еще нет. Уже вечером, после часа ночи, когда я вышел из избирательного участка уставший и твердо намеревавшийся отдохнуть и выспаться, меня встретил сотрудник в погонах и пригласил пройти в здание полиции для того, чтобы дать объяснения. Первым делом у меня спросили, для чего прибыл в район. Далее речь пошла о том самом открепительном, который я взял в «Луче». Здесь, видите, какой момент. Если бы я воспользовался этим открепительным, то я бы нарушил кодекс об административных правонарушениях и меня могли бы начать трясти, но ведь я им не воспользовался. Да, я его взял, но это не есть нарушение. Видимо, ваши местные власти или представители ТИК, проявляя особый интерес к позиции общественников, написали бумаженцию, которую я видел и в которой сказано, что Бурмистров взял открепительное удостоверение, написал несколько заявлений с просьбой включить его в дополнительный список для голосования. В принципе, именно по этому поводу с меня объяснительную и брали. В полиции я рассказал, зачем прибыл, сотрудники, кстати, оказались нормальными и понятливыми ребятами, но по долгу службы им приходилось лишь молчать да улыбаться. Кстати говоря, мне понравились ваши люди, и впечатление о городе в целом тоже очень приятное, исключая, конечно, те моменты, о которых идет речь.

Корр.: Ну и каковы Ваши выводы?

А.Б.:Все увиденное и услышанное наталкивает меня на размышления. Я могу подобрать всего два слова — все схвачено. Видимо, так думают местные начальники. Общество должно с этим бороться. Очень вероятно, что Советский может стать местом, куда волонтеры, в том числе даже сторонники Путина, поедут со всей страны. Я не исключаю, что они сюда могут приехать массово, например, в октябре, чтобы посмотреть, как «готовят на этой кухне». Я уже общаюсь с друзьями в разных городах, узнаю, что происходит на участках у них, они говорят, что всякое встречали, но такого — нет. И, мало того, я всем буду рекомендовать приехать в Советский и посмотреть своими глазами, как тут проводят выборы. Будем поднимать избирательный туризм (смеется). Валяться где-то на пляже уже неинтересно, поедем в Советский и посмотрим, что будет происходить.

Корр.: А разве такое не по всей стране происходит?

А.Б.:По всей стране? Мне друзья говорят, у них там всякие «карусели» придумывают и прочую муть, а у вас тут тупо от оленеводов какого-то «Строймонтажа», или еще не пойми кого, мешок в полторы тысячи бюллетеней привезли и не парятся. Главное, чтобы в протоколе цифры сходились и чтобы было довольно начальство!

Беседовал В. Турин

548

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки