Тема дня

05.02.2013 - 06:00

КОММУНИСТЫ ХМАО ВЗЯЛИСЬ ЗА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Власти Югры решили научить детей мигрантов говорить по-русски. Это, по их мнению, позволит снять накал проблемы межэтнических конфликтов в нефтяном регионе. Пилотные образовательные проекты стартовали в 12 муниципалитетах еще в 2012 году. Сегодня общественники, политики, чиновники и социологи подвели первые итоги. Несмотря на то, что большинство поддерживает данное направление, были и те, кто высказался категорически против данной инициативы.

Например, лидер югорских коммунистов Виктор Валеев заявил, что от мигрантов нужно избавляться, а не создавать в округе еще более привлекательные условия для их приезда. Подробности – в репортаже Znak.com.

Сегодня в думе ХМАО состоялся круглый стол, посвященный проблеме обучения детей мигрантов в округе. По данным правительства, в школах Югры обучается более 2,5 тыс. детей мигрантов, или 1,5% от всех учащихся. Больше всего детей из Азербайджана (28%), Таджикистана (21%), Киргизии (11%). В Югорске зафиксирован один ребенок из Бразилии. Более 87% всех детей мигрантов, обучающихся в школах, владеют русским языком, 16% владеют слабо и 1% детей (это 400 человек) не владеют русским языком вовсе. Чтобы адаптировать таких детей и исключить возможные этнические конфликты, власти проводят эксперимент по организации обучения таких детей в среднеобразовательных школах Югры. Всего выбрано 12 площадок. Чиновники от образования нескольких муниципалитетов уже отчитываются о положительных результатах. Например, представитель администрации Нижневартовска рассказала о том, что данный эксперимент позволил иностранцам в 2012 году сдать положительно ЕГЭ.

Между тем выстроить процесс обучения мигрантов непросто. Существуют как официальные, так и неофициальные препятствия. Уральский социолог Геннадий Зборовский, который по предложению правительства Югры проводил с группой социологов специальное исследование на тему изучения проблем обучения мигрантов, рассказал о некоторых из них. Это отсутствие нормативной базы, официальных часов в расписании для занятий только с мигрантами, необходимость повышения квалификации преподавательского состава (например, по его словам, преподавателям нужно пройти курсы по социально-психологической реабилитации для детей, прибывших из зон конфликта); даже отсутствие достоверной базы по количеству детей мигрантов препятствует обучению.

Более того, Геннадий Зборовский заявил, что на данный момент школы исчерпали свои ресурсы по решению данной проблемы. Пришло время, по его словам, на государственном уровне принять решение: либо создавать в среднеобразовательных учреждениях достаточные условия для обучения мигрантов, либо вывести эти функцию за пределы школ. Есть и еще одна глобальная проблема, сдерживающая процесс: у учителей нет массового убеждения в том, что именно школа должна заниматься адаптацией детей мигрантов. По словам другого социолога из Сургутского госуниверситета Елены Шуклиной, которая также принимала участие в исследовании, каждый третий учитель не считает обязанностью школы заниматься адаптацией мигрантов и проводить для них специальные уроки. Это при том, что уже сейчас в начальных классах есть дети, которые совсем не умеют говорить по-русски. «Они приходят из семей, где по-русски говорит только отец, мать языка не знает. При этом именно она проводит с детьми основное время», – рассказывает она.

Уполномоченный по правам человека в Югре Александр Сидоров считает, что в школах Югры должны вводиться специальные программы по обучению мигрантов. «Мы говорим о детях, а значит о том, кого мы завтра получим в нашем обществе… Если мы создадим условия, которые позволят адаптироваться детям мигрантов в регионе, то округ будет еще более привлекателен для высококвалифицированных мигрантов», – говорит Сидоров.

А заместитель главы администрации Нижневартовска Марина Парфенова напомнила о том, что бывает, если не работать с детьми мигрантов: «Детей этих нужно учить. Потому что рядом с образованием идет и воспитание. Если мы их не научим своему видению чести, порядочности, совести, любви к Родине и всему остальному, чему учат в школе, патриотизму, гражданственности… Наверное, мы не хотим опыта Франции, когда там дети мигрантов громили города, потому что они были отлучены от тех благ, которые получала вся Франция. Этот опыт нам должен подсказать, что лучше потратить средства на дополнительное их обучение и воспитание, чем потом тратить деньги на последствия того, что получится. Но здесь, я согласна, нужно повышать роль родителей, потому что большая проблема с не говорящими по-русски  родителями», – рассказывает она и отмечает, что уже сейчас нередки ситуации, когда учитель, вызвав родителя в школу, вынужден с ним общаться только при помощи ребенка, который переводит, что говорит педагог.

Несмотря на такие доводы, депутат окружной думы Виктор Валеев все предложения назвал спорными. По его словам, он не видит необходимости дополнительных трат на обучение детей-мигрантов. Также он заметил, что поддерживает запрет на пребывание иностранных граждан в Югре. «Сейчас Салехард закроет свои границы, и несколько десятков тысяч хлынут в Югру с наркотой и прочим. Как это все будет выглядеть, я не знаю. Есть люди, которые приехали  20-30 лет назад. Они осваивали месторождения, помогали. Но сейчас к нам приедет сюда, так сказать, ненужная мутная пена. У меня предложение - не рассказывать сказки, какие хорошие мигранты здесь. А, в конце концов, определиться и выселять отсюда», – заявил депутат.

На эту реплику отреагировал представитель региональной общественной организации азербайджанцев, который отметил, что проблемы нужно искать не в населении мигрантов, а в чиновниках, которые допускают проезд на территорию наркотиков. «Мы говорим о детях. У нас в Нижневартовске ребенок, который не знал русского языка, после двух месяцев сдал ЕГЭ на 62 балла. Это в школе Нижневартовска. И Виктор Семенович, я вам на следующее заседание обязательно принесу данные, сколько мы налогов заплатили в бюджет. И, наверное, от этого депутаты тоже зарплату получают. Не надо оскорблять народ», – отреагировал он на реплику депутата.

Но позже Валеев снова выступил. Он отреагировал на выступление представителя администрации Сургутского района, которая ранее описала, как в школах замечательно помогают детям-мигрантам. «Вы тут рассказываете, а я вот не знал, что в Югре и логопеды есть, и все в этом плане отлично. Не рассказывайте, не все у нас гладко… Чтобы вы помнили, товарищи, дорогие, что отношение к вашим детям формируете вы сами, – обратился он к представителям диаспор. – И вот это ваше отношение у нас здесь в Хантах – небрежность, безобразие, хамоватость и прочее – и дает отношение к вашим детям. Вели бы себя вы надлежащим образом, и в вашу сторону кирпичи бы не летели… Их исправит здесь только дубина».

На это отреагировали представители диаспор, которые заявили, что не нужно грести всех под одну гребенку. А председатель комитета по соцполитике думы ХМАО Наталья Западнова, которая выступила модератором круглого стола, напомнила, что миграционные потоки есть и будут, так как дополнительную рабочую силу требует экономика России. Но Валеев позже признался корреспонденту Znak.com, что тема образования куда шире, чем была представлена сегодня. Он напомнил скандал, когда в одной из школ Нижневартовска, когда директор запретила ученицам носить хиджабы, а их родители через имама просили помощи у губернатора. «Тогда учитель отстояла свою позицию, но шум поднялся. Вот почему никто эту тему сегодня не поднял? А ведь она напрямую показывает, как стороны понимают данный процесс», – указал собеседник агентства.

Вероника Завьялова

ZNAK.COM

 

 

 

436

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки