Тема дня

29.06.2011 - 06:00

КТО ГРЕЕТ РУКИ НА БЕНЗИНЕ?

Когда-то во времена СССР бензин стоил буквально копейки, но ведь и мировая цена на нефть была считанные доллары. Нынче в России одна из самых высоких цен на бензин среди нефтедобывающих стран.

Например, в 2010 году средняя цена одного литра бензина в Венесуэле составила 4,6 рубля, в Саудовской Аравии — 11,7, в США — 24,1, в России средняя стоимость литра Аи-95 превысила 25 рублей. В чем же причина и кто виноват?

 

 

Кому мы платим

Самое распространенное мнение среди обывателей — виноваты неуемные аппетиты бензиновых торгашей. Эту же точку зрения подогревают журналисты и политики. Судя по всему, со времен лозунгов «Земля – крестьянам! Фабрики — рабочим!» у нас мало что изменилось. Такие же простые и короткие мысли также легко и быстро усваиваются народом. Да и зачем забивать голову простолюдину,  он ведь как Винни-Пух, которого длинные мысли только расстраивают. Однако те, у кого мозг больше, чем у плюшевого мишки, задаются вопросом: а не дурачат ли нас в очередной раз?

Может быть злой умысел королей бензоколонок и имеет место быть, но в этом ли главная причина. По мнению большинства экспертов, которых не показывают по центральному телевидению, корень зла совершенно в другом. Самая главная причина столь высоких цен в России проста и даже банальна - огромные налоги. Если взять для сравнения США, то там доля налогов в цене бензина составляет 15 %, у нас же — более 50 %. Структура налогов в каждом литре топлива выглядит примерно так: 18 % составляет один только НДС, 16 % — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), 16 % — акцизные сборы и 5 % — налог на прибыль. Кроме этого сейчас рассматривается идея о включении в стоимость бензина еще и транспортного налога. Да и повышение страховых взносов до 34 % тоже внесло свою лепту в ценники на заправках. Выходит, что каждый раз, рассчитываясь на бензоколонке, большую часть денег мы отдаем государству.

 

Особенности нового года

Что же произошло в этом году? Дело в том, что с начала года правительство произвело достаточно серьезное увеличение акцизов на бензин. Если еще в прошлом, 2010 году, сбор на высокооктановый бензин составлял 3700 рублей за тонну, то с 1 января 2011 года он стал стоить 5672 рубля. Согласно планам правительства в 2012 году акциз вырастет до 7382 рублей, а в 2013 – до 9151 рубля. Только благодаря этому стоимость топлива на заправках должна была вырасти в этом году на несколько рублей. Следует добавить, что ставка акциза различается для разных сортов топлива, но обойдемся без детальных расчетов.

Следующий фактор — это рост НДПИ. Согласно Налоговому кодексу на сегодня ставка НДПИ прописана жестко —  419 рублей за одну тонну добытой нефти. Но эта ставка умножается на коэффициент, привязанный к мировой цене на нефть. Получается, что конечный размер НДПИ, а, следовательно, и стоимость бензина также находятся в прямой зависимости от мировых цен на нефть и курса доллара. А что было с мировыми ценами на нефть, все помнят? Правильно — события в Ливии и Сирии задрали цену за баррель, и снова включили аппарат искусственного дыхания для российской экономики. Кстати говоря, со следующего года ставка НДПИ повысится до 446 рублей, а с 2013 – до 476, так что радоваться высокой цене на нефть нужно будет еще осторожнее.

Еще один «сюрприз», который преподнес нынешний год, состоит в следующем: с 1 января в России вступил в действие новый стандарт на бензин Евро-3. Но, как это у нас часто бывает, не все компании успели перестроить заводы под новые требования. Поэтому произошла ситуация, когда бензин Евро-2 продавать уже нельзя, а Евро-3 еще на всех не хватает.

 

Ты виноват уж в том…

И вот когда дело стало пахнуть даже не бензином, а керосином, на арене появился тандем: отец нации и гарант Конституции. Сходу было принято решение обуздать цены путем взятия их под жесткий контроль. Торговцам бензином было сказано: «Если вы не снижаете цены, тогда мы идем к вам». Вертикально-интегрированные компании, то есть те, которые сами и добывают, и перерабатывают, и торгуют, сориентировались мгновенно. Так как мировые цены продолжали расти, они стали всеми правдами и неправдами искать пути, чтобы бензин на российский рынок не поставлять. На собственных автозаправках они, конечно, снизили цену, но оптовикам задрали, «мама не горюй». В результате «независимым» ничего не оставалось, как вообще перестать торговать. За что мелких автозаправщиков тут же обвинили в сговоре и тоже пообещали провести курс властитерапии.

По всему выходит, что правительство само создало предпосылки для топливного коллапса, а когда он начался, обвинило «стрелочников». Вникнув глубже в суть дела, власть нанесла следующий сокрушительный удар по основам рыночной экономики – вообще запретила экспорт бензина. Но все не так просто. Во-первых, с ограничением экспорта сократились поступления в бюджет. А во-вторых, на остальные факторы, влияющие на стоимость топлива, запрет на экспорт бензина никак не действует.

 

Каста неприкасаемых

Безусловно, во всем мире, когда происходит что-нибудь «этакое», правительство топает ножкой и начинает наводить порядок. Только в нашем случае наведение порядка несет характер политического популизма. Особенно ярко это выглядит в нынешнем предвыборном году. Раздача денег пенсионерам, военным, врачам, педагогам начинает приобретать форму лавины. В этом не было бы ничего плохого, если бы другой рукой государство не выгребало у народа деньги через цены на бензин, ЖКХ, продукты. Но, увы, при нашем состоянии экономики другого не дано. Стало уже общим местом утверждение, что кроме нефтегазовой отрасли вся российская экономика разрушена. Но по факту получается, что и в «нефтянке» не все так здорово. В России всего 28 крупных  нефтеперерабатывающих заводов (для сравнения: в США их 300). При этом если на американском заводе получают из тонны нефти до 70-80 % бензина, то на российском — всего 20 %, остальное — дизтопливо, мазут и керосин. Государство никак не стимулирует улучшение переработки и даже, напротив, стимулирует экспорт сырой нефти и мазута путем занижения пошлин. Кстати, все упомянутые НПЗ так или иначе принадлежат самому государству. Значит, и пороть на конюшне нужно самих госчиновников, но они у нас, как известно, каста неприкасаемых.

 

ВОртикаль власти

По Конституции нефть, газ и другие полезные ископаемые принадлежат народу, а государство от имени народа распоряжается этими богатствами. Почему же получается, что нефть бьет ключом из-под земли, а бензин такой дорогой? Да потому, что на этой трубе с нефтью сидит все государство. Потому что у этого государства кроме двух труб с нефтью и газом больше ничего не осталось. Эта труба так развратила страну и власть, что мы, кроме как продавать нефть «на корню», ничего больше не умеем делать. Даже ее перерабатывать. Если снизить налоги, то придется отказаться от повышения пенсий и зарплат. Если уменьшить акцизы – отказаться от строительства дорог. А это, в свою очередь, может вызвать недовольство граждан напрямую властью. Но вОртикаль власти не желает, чтобы народные волнения нарушали ее блаженного существования. В отличие от своего народа чиновники получают от использования недр сполна - за меня, за себя и за того парня. Им выгодно, чтобы крайними в глазах народа были автозаправщики, предприниматели, транспортники, коммунальщики… словом, кто угодно, но не сама власть. Главное, чтобы народ и партия были едины.

Буквально недавно Минэнерго подготовило пакет предложений, предусматривающих перенос сроков перехода на Евро-3 и отмену запрета на реализацию топлива Евро-2. Эта мера, вроде как, должна стабилизировать ситуацию на топливном рынке. Вопрос: надолго ли? Опять на «послевыборов»? Ведь перенос не отменяет намерения вовсе. И вообще… что это было? Просто очередной пример бездарного управления или снова разведка боем? Ведь уже раздаются возгласы, что 30 и даже 50 рублей за литр бензина не так уж и дорого. Что, мол, Норвегия тоже нефтедобывающая страна, а там бензин по 70 в переводе на наши. К чему бы это? Может, попытка призвать к смирению? А что еще остается, ведь не оккупировали же нас, в самом деле, сами выбрали то, что имеем. И выберем еще.

 

В. Миролюбов

321

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки