Тема дня

09.02.2007 - 05:00

КТО ПОСЛЕДНИЙ НА «БОЛЬШУЮ ЗЕМЛЮ»?

Скажите, а вы не собираетесь уезжать отсюда? Да-да, валить с Севера куда подальше: в Краснодар, Белгород, Подмосковье, на худой конец  в Тюмень или Екатеринбург. Собираетесь? Так я и знал. Смотрите, не прозевайте момент, когда еще можно нормально продать недвижимость и сопутствующие пожитки и успеть занять места потеплее, не выстаивая длинных очередей из себе подобных экс-сибиряков.

НАВСЕГДА ЛИ «НАВСЕГДА»?

Помните, как в песне о Югорске поется: «…мы много здесь нашли и много потеряли, приехали на год - остались навсегда…»? Песня и в самом деле душевная и исполнена Николаем Караченцовым хорошо, дай Бог ему здоровья. Но вот что интересно: большинство сильных мира сего, в чью бытность этот гимн создавался, уже покинули свой столь любимый край — их «навсегда» уже кончилось. Теперь они поют гимны других городов, разумеется, находясь в первых рядах тамошних краеведов, а может, и старожилов местности. Я, конечно, остерегусь от поименного перечисления, но вы можете вспомнить фамилии, гремевшие некогда, и поймете, что почти на все из них заказывались контейнеры с направлением «отсюда».

Не так давно включаю я телевизор и вижу такую картину: на фоне полуразрушенных двухэтажек, ну, знаете, таких, с двумя маленькими окошками и титаном в каждой квартире, их полно и в Советском, и в Югорске, сидят два бомжа около костра и дают интервью о том, какая бурная жизнь была тут в былые времена. И тут крупным планом показывают руины общежития, ну один в один, как общаги на ул. Геологов в Югорске и профтехучилища в Советском. Мое сердце просто замерло – как есть наша местность! Мне  даже личности этих бомжей показались знакомыми. Ну, думаю: до чего техника дошла - репортаж из будущего передают. Чуть погодя я разобрался, что показывают городок где-то не то в Якутии, не то на БАМе. Где в свое время было богатое месторождение, кажется, алмазов. Жизнь кипела, но… дальше, вы догадываетесь, богатства иссякли, и потянулись длинные караваны на большую землю. Осталось только несколько горемык, которым ехать некуда да и не на что, у них и в лучшие времена жилья-то нормального не было. Но судьба распорядилась так, что теперь у каждого по многоквартирному дому да еще несколько таких же на дрова, ибо, как вы понимаете, ни отопления, ни электричества там нет. Время от времени сей забытый угол посещают невесть откуда «свалившиеся» экспедиции да вот еще корреспонденты. Порой еще приезжают бывшие обитатели этой местности, гонимые ностальгией. Ходят, вздыхают на каждом шагу, вспоминая как это было: школа, булочная, детский сад, больница, каждый дом - привет из прошлого. Побродят-побродят да и убираются восвояси с первой же оказией.

БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ?

«Да нет же, -  возразит недоверчивый читатель, -  у нас ведь все так здорово и основательно. А Югорск наш и вовсе великий город». Насчет величия Югорска, конечно, не поспоришь, но хотелось бы заметить: вся значительность его и близлежащих окрестностей только в том, что стоят они на плечах газового титана, а все, наполненное газом, имеет свойство рано или поздно сдуваться. А еще, скорее, в результате реструктуризации Газпрома, после вывода нецелевых активов, все, что существовало благодаря жесткой сцепке с газовым гигантом потихоньку даст дуба, первые намеки на это уже есть. Вот что, к примеру, пишет на сей счет «Новая газета»: «Складывается впечатление, что идет целенаправленная программа по вытеснению жителей Севера. Министр экономического развития России Герман Греф еще несколько лет назад начал продавливать идею о том, что Север необходимо освободить от постоянных жителей и лишь завозить туда рабочих для добычи полезных ископаемых. Лоббирует эту идею и Алексей Миллер — глава правления «Газпрома». Основной причиной необходимости сокращения северных поселений называют некомфортные условия жизни. Но понятно, что это — не главное. До сих пор эти условия всех устраивали, а теперь вдруг стали некомфортными. Главное в том, что государство ищет пути для того, чтобы сократить и без того несущественные затраты на содержание северных городов».

В связи с эти вспоминается еще один случай. Лет десять назад ко мне подошел незнакомый человек с просьбой подсказать, где и как можно купить жилье, и назвал примерную сумму. В то время  на эти деньги можно было купить захудалый домик - ровесник города. После короткого разговора я выяснил, что этот мужчина хочет продать прекрасную квартиру в своем городе ввиду полной неперспективности и перебраться в наш славный уголок. А теперь угадайте, что же это был за город? Сдаетесь? Это был город Нягань. Тот самый город Нягань, который сейчас развивается огромными темпами, уступая в этом разве что Китаю. Примерно такая же картина была тогда и у другого нашего соседа Урая, где тоже недвижимость стоила «рубль – ведро». Но, о чудо, рыночная конъюнктура повернулась к нефти передом, к лесу задом, и в одночасье эти города расцвели. Почему так произошло? Не потому ли, что нефтедолларовый фонтан сегодня бьет с такой силой, что поток идет не только по направлению к Москве, но и кое-какие брызги падают рядом со скважинами. А что дальше? Вот что еще несколько лет назад заявлял наш губернатор А. В. Филипенко: «Ресурсов в Ханты-Мансийском округе - главной нефтяной кладовой в России - всего-то на 10-12 лет, а не на 30-50 лет, как утверждают представители федеральной власти». И вот еще: «Разведанных запасов нефти нам хватило бы и на сорок, и на пятьдесят лет, — говорит Александр Филипенко. — Но это только на бумаге. Если же вникнуть в суть вопроса, станет очевидно, что сегодняшний бум в нефтедобыче связан лишь с одним фактором — достаточно высокими мировыми ценами на нефть. Как только нефть подешевеет, компании тут же проведут ревизию эксплуатационного фонда скважин и вычеркнут из списка действующих нерентабельные в новых экономических условиях. А это процентов шестьдесят запасов». На мой взгляд, это лишнее доказательство того, что наше с вами бытие зависит не от нашего с вами сознания.

«УП-УП» ИЛИ «УПС-УПС»?

Есть, конечно, успокаивающий фактор: что, мол, когда у нас кончится нефть и газ, в остальной России тоже не очень комфортно станет жить. Видимо, именно поэтому те, кто имеют такую возможность, ориентируются на более дальнюю эвакуацию. В Европу, Канаду, а недавно я слышал, что некоторые даже о Таиланде подумывают. Что же касается лесной промышленности, то ее перспективы тоже кажутся весьма призрачными. И дело тут не в том, что леса почти не осталось, и даже не в том, что все байки о маленькой Финляндии воспринимаются так же, как финская полька – забавно и непонятно. Дело в другом. Если наш лес сейчас кому-то за рубежом и нужен, его хоть как-то да покупают, но что будет после того, как Россия закончит программу вступления в ВТО? Тогда тарифы на электроэнергию и энергоносители окончательно сравняются с мировыми, а это в совокупности с огромным транспортным плечом сделает стоимость куба нашего зеленого золота такой, что впору будет инкассаторов нанимать для его перевозки. Соответственно, какова его привлекательность будет при такой цене - вопрос. Тем более что в мире уже успешно осваивается опыт плантационного выращивания быстрорастущей гибридной сосны, которая и растет быстрее, и по качеству не уступает.

Теперь пара слов о еще одном источнике благополучия родного края. Сокращенно он называется «УП-УП», а если понятнее, то мега-проект «Урал промышленный –Урал полярный». О масштабах этого проекта в двух словах не скажешь, но, судя по всему, в сравнении с ним даже БАМ выглядит бледно. К примеру, одна дама из местной администрации, попытавшись объяснить, что такое «УП-УП» московским гостям, смогла произнести лишь: «Да вы что! Это же… ну это же…», после чего нахлынувшие эмоции сдавили горло, однако все поняли, что речь идет о чем-то очень и весьма серьезном. А ведь и действительно, после многочисленных рассказов о том, что Советский район будет базовой площадкой для такого предприятия, как тут не заволнуешься. Беда лишь в том, что те, кто верховодит этим самым мегапроектом, по всей видимости, о Советском районе ничего не знают, да и словосочетание «базовая площадка» тоже не из их лексикона. Самое большее, что встречается, связанное с нами, звучит так (цитата из выступление полпреда Президента в УрФО Петра Латышева на VII съезде партии "Единая Россия"): «Комплекс мероприятий по достижению этого результата трансформировался в проект, получивший название "Урал промышленный — Урал Полярный". Речь идет о строительстве нового транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор, ядром которого должны стать железнодорожная магистраль Полуночное-Обская и автомобильная дорога Тюмень—Агириш — Салехард, а также проложенные вдоль них линии нефтегазопроводов». Думаю, излишне говорить, что железнодорожная ветка нас вообще не коснется, да и автодорога пусть даже с «линиями нефтегазопроводов» вряд ли кардинально улучшит экономику района. Хотя, спору нет, приятно, что Агириш-таки попал в столь славную компанию, в отличие от Советского или Югорска, которые, видимо, уже стерты с тамошних карт.

И в заключении… Разумеется, не все так плохо и есть на что надеяться. Конечно же, существует масса оснований в очередной раз ждать светлого будущего. К примеру, тот же наш губернатор не так давно сказал: «В любом случае в ближайшие 25—30 лет округ будет добывать половину российской нефти». Правда, цены на нефть могут упасть, если США в очередной раз не наведут шмон в каком-нибудь нефтяном регионе: в Иране или Венесуэле, к примеру. В таком случае нам опять представится возможность кричать: «Руки прочь…», одновременно рассовывая нефтебаксы по карманам. С газом тоже есть мнение, что все очень даже хорошо, еще не освоены месторождения на шельфе, правда, это уже не наш округ, но все же. Да и с лесной промышленностью… хотя нет, с лесной промышленностью как ни крути - все равно финская полька получается.

Но как бы там ни было, хочу предупредить: в данных размышлениях нарочно сгущены краски. А сделано это, дабы посмотреть критически на ближайшую перспективу и произвести ревизию своих надежд и опасений, понять: мы здесь несмотря ни на что УЖЕ ДОМА или ЕЩЕ В ГОСТЯХ. И если в результате наши руки не потянутся к чемоданам, то поздравляю - в полку малочисленных народов севера прибыло.

А значит, будем считать все эти измышления автора полным бредом. Тем более, так часто с высоких трибун нам заявляют, что мы просто обречены на счастье в краю грибов и клюквы. И пусть немного смущает, что некоторые, кто нас в этом уверяет, уже имеют домик-другой, а кое-кто и прописку в иных местностях. Но, даст Бог, мы наполнимся еще большей уверенностью в завтрашнем дне и ощутим, что наши корни основательно сидят в земле югорской… в противном же случае:

- Кто последний на «большую землю»? Я за вами!

Размышлял Л. Н. МЫШКИН

430

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки