Тема дня

15.12.2004 - 05:00

ЮГОРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

Наш собеседник — ректор Югорского го­сударственного университета профессор доктор технических наук Юрий РЕУТОВ.

  Юрий Ильич, как ро­дилась идея создания Югорского государствен­ного университета?

— Университет и вообще образование — категории веч­ные, это то, что остается пос­ле нас, в истории. Но, конеч­но, историю делают современ­ные люди, которые работают на этой территории. Поэтому идея создания университета сама по себе красивая. С дру­гой стороны, округ нуждает­ся в кадрах для нашей бурно развивающейся промышлен­ности, экономики, культуры. Известно, что Югра занимает первое  место  в  России  по объемам   промышленного производства, второе — по налоговым отчислениям, тре­тье — по демографическому развитию, и этот ряд можно еще продолжать. Такие пока­затели говорят о том, что ок­ругу нужны молодые, энер­гичные, образованные кадры, подчеркну, собственные. Идея создания университета при­надлежит губернатору авто­номного округа Александру Филипенко, он долго вына­шивал ее и сделал все, что­бы в 2001 году вышло рас­поряжение правительства, а затем приказ Министерства образования  и  науки,  был построен Югорский государ­ственный университет.

  Как влился универ­ситет в систему образова­ния автономного округа?

—  Сегодня в округе дей­ствуют четыре государственных высших учебных заведения, которые относятся к группе региональных вузов (то есть финансируются за счет окруж­ного бюджета). Наш универ­ситет представляет некое но­вое начало в системе регио­нального образования. С од­ной стороны, мы федераль­ный университет и подчине­ны Министерству образования и науки РФ, финансируемся из Москвы. В то же время нас значительно больше финансо­во поддерживает окружная власть. Поэтому округ может влиять на решения о количе­стве подготавливаемых специ­алистов и их профессиональ­ной ориентации. Конечно, если окружные власти хотят, чтобы университет был на вы­соком уровне по всем пара­метрам, то должны быть и со­ответствующие финансовые затраты. Состав преподавателей ЮГУ практически полно­стью сформирован на базе ву­зов Сибири (Тобольск, Томск, Омск, Новосибирск, Барнаул).

   Первые шаги были удачные?

—  Реально мы работаем два года, нынче набрали сту­дентов в третий раз. Подготовка ведется по 22 специальностям. Мы очень динамично развива­емся и по последнему рейтин­гу, проведенному соответству­ющими службами Министер­ства образования и науки, за­няли 30-е место. Это очень вы­сокий результат, показываю­щий, что мы на правильном пути. Коллеги, ректоры других университетов, укоряют меня, мол, конечно, вы богатые, за счет денег получили такое вы­сокое место. Я отвечаю, что нужно просто интенсивнее ра­ботать. Естественно, в рейтин­ге учитываются и вкладывае­мые деньги в развитие универ­ситета, но основные показате­ли касаются той лабораторной базы, которая используется в учебном процессе. Если это самое современное оборудо­вание, то, конечно же, рейтинг такого университета должен быть выше, чем того, где ла­бораторные работы делают «на колене». Мы тщательно следим за кадровым составом, есть такой показатель, как доля преподавателей с учеными сте­пенями, возраст преподавате­лей. Мы не имеем тех традиции, которые имеют другие вузы, то есть у нас нет боль­шой истории. Но традиции можно условно распределить на две группы: положительные и те, которые мешают разви­ваться. Так вот, вторых тради­ций мы не имеем, и это, на­верное, хорошо. У нас доста­точно молодой преподаватель­ский коллектив, мы настрое­ны создать в Ханты-Мансийс­ке такой государственный уни­верситет, который был бы по­хож на классический западно­европейский.

Ощущаете поддерж­ку в этом?

—  У нас коллектив еди­номышленников. Прежде все­го — правительство автоном­ного округа. Вопросы образования курируют замести­тель председателя правитель­ства Наталья Западнова, де­партамент образования и на­уки (директор Лидия Паукова), руководители вузов, у нас есть совет ректоров. Мы разработали концепцию, ког­да образовательное простран­ство строится на базе трех об­разовательных округов, в каж­дом из которых есть ведущий вуз, отвечающий за уровень высшего образования в сво­ем регионе. Мы относимся к западному округу и у нас во­семь городов, которые явля­ются сферой нашей деятель­ности. Перед нами была по­ставлена задача по открытию филиалов в этих городах и тех, которые обращаются к нам с просьбой об организа­ции подготовки и обучения специалистов.

Сейчас в округе действует свыше пятидесяти филиалов различных институтов со всей российской территории, в ко­торых учатся около 40 тысяч студентов, из них 12 тысяч по очной форме. Сегодня термин «филиал» становится неким ругательным словом. Дело в том, что они, за редким ис­ключением, пришли на нашу территорию, чтобы заработать деньги, мало заботясь о каче­стве образования. Сейчас Ми­нистерство образования и на­уки ужесточило требования к таким филиалам. К ним предъявляются требования, ко­торые позволят многие фили­алы закрыть. К примеру, при приеме абитуриентов должно выделяться не менее десяти процентов бюджетных мест. А есть вузы, у которых очень много филиалов, и они этот критерий не смогут выдержать. Есть ряд других: ужесточение требований по лабораторной базе, оборудованию, кадрово­му составу. Актуальной темой для нас сейчас является систе­ма непрерывного региональ­ного образования, которая бы исключала открытие новых фи­лиалов.

— Это будет что-то но­вое в системе образова­ния?

— Последние годы в Рос­сии идут масштабные рефор­мы высшего образования. И мы в Ханты-Мансийске стре­мимся участвовать в этом про­цессе. Достаточно сказать, что ЮГУ с 2003 года участвует в эксперименте по единому государственному экзамену. Россия стремится интегриро­ваться в международное об­разовательное пространство, в связи с чем ЮГУ начал пе­реходить на двухступенчатые образовательные траектории и т.д. Образование — вещь достаточно консервативная. Я не сторонник тех частых, фор­мально не нужных реоргани­заций, которые у нас проис­ходят. Получается так, что с каждым новым преобразова­нием в нашем министерстве в системе образования стра­ны начинаются новые рефор­мы. К примеру, постоянно происходят объединение и разъединение высшего и среднего специального образования. А ведь это достаточ­но сложное хозяйство: мно­жество школ, колледжей, институтов, университетов. Нужно менять уставы, печати и многое другое. Еще болез­ненней изменение финансо­во-экономических условий работы. То есть нет устояв­шейся модели, которая спо­собствовала бы динамичному

продвижению вперед, а ведь надо один раз договориться и двигаться избранным кур­сом. Мне не хотелось, чтобы чиновники, отвечающие за образование, отчитывались реформами, которые бы по­вторялись с периодичностью в пять лет.

С другой стороны, все, в том числе и образование, не стоит на месте и развивается. Развиваются и территории. Наш автономный округ отли­чается от остальных регионов, и это мнение не лично мое. И, наверное, для такого ок­руга нужна какая-то особая модель. Мы сейчас как раз и нащупываем те связи, которые помогли бы нам сформули­ровать концепцию региональ­ного непрерывного образования. Целью этого проекта яв­ляется предоставление воз­можности получения образо­вания «по вертикальным тра­екториям», обеспечение соци­альной защиты молодежи путем выдачи дипломов пос­ле каждого уровня образо­вания, а также повышение качества выпускаемых специ­алистов за счет отбора, пла­нирования карьеры и инди­видуализации обучения на каждом уровне образования. Отличием нашей идеи от на­чавшейся в последние годы структурной интеграции кол­леджей и вузов в России яв­ляется интеграция образова­тельных программ на систем­ном уровне. В основу ляжет анализ соотношения регио­нального и федерального ком­понентов управления, регио­нальный вместо отраслевого принципа отбора образова­тельных программ и т.д.

— Югорский универси­тет чем-то еще отличается от других вузов?

— Если говорить об от­личительных особенностях Югорского государственного университета, то, во-первых, на первом этапе он имел до­статочно случайный набор спе­циальностей. ЮГУ был обра­зован на базе пяти филиалов: Московской налоговой акаде­мии, Сибирской автодорож­ной академии, Томского уни­верситета систем управления радиоэлектроники, Нижне­вартовского пединститута и Тюменской сельхозакадемии. Казалось бы, действительно, достаточно случайный набор. Но он определил некий со­временный подход к образо­ванию. Сегодня весьма услов­ным становится разделение вузов по категориям. Класси­ческие университеты часто от­крывают и лицензируют те специальности, которые были свойственны только техничес­ким вузам, а технические вузы начинают серьезно занимать­ся гуманитарной подготовкой. С таким набором специ­альностей мы имеем охват практически всех областей де­ятельности, можем осуществ­лять подготовку для различ­ных отраслей промышленно­сти. Хотя тем не менее наш вуз, еще раз повторюсь, от­носится к категории класси­ческих университетов, и мы это тщательно выдерживаем. У нас большой набор клас­сических специальностей: бух­галтерский учет, анализ и аудит, финансы и кредит, на­логи и налогообложение, юриспруденция, государ­ственное муниципальное уп­равление, филология. Кроме того, мы готовим специалис­тов на факультетах искусств, информатики и прикладной математики, гуманитарном факультете, физической куль­туры и спорта. Есть у нас ин­женерный факультет, что яв­ляется достаточно новым яв­лением для подобных вузов. Он ведет подготовку специа­листов в области промышлен­ного и гражданского строи­тельства, экономики на пред­приятиях строительства. Мы развиваем специальности, свя­занные с сервисом автомоби­лей и транспорта. В планах — организация подготовки специалистов по деревообра­ботке, потребность в которых в Югре большая, и таких специалистов в округе не гото­вят.

Еще одной отличительной особенностью нашего уни­верситета является наличие факультета природопользова­ния. Мы живем в крае, где ощущается большая техноген­ная нагрузка, связанная с де­ятельностью человека (добы­ча нефти и газа, прокладка трубопроводов), и основное направление этого факульте­та — рациональное природо­пользование. В этом году мы начали готовить геологов, по­скольку известно, что развед­ка новых месторождений зна­чительно отстает от уровня добычи. Важная задача и в подготовке специалистов в области возобновляемых биоресурсов.

И третья наша отличитель­ная особенность в том, что мы живем на территории древней Югры и нужно учи­тывать интересы местного населения. Мы год назад со­здали факультет обско-угорской филологии. Это реше­ние было поддержано и пра­вительством, и местной обще­ственностью. Первоначально мы планировали создать ин­ститут на базе этого факуль­тета, но на последнем засе­дании ученого совета приня­ли решение о создании ин­ститута языков, истории и культуры народов Югры, что несколько шире. Наша зада­ча — готовить кадры из чис­ла коренных малочисленных народов Севера, готовить ин­теллигенцию, которая сама бы определяла развитие сво­их народов и являлась некой направляющей силой в этом. Надо сказать, что вопросы языкознания очень популяр­ны и актуальны в мире. Язы­ки ханты и манси относятся к финно-угорской группе, а это, если говорить шире, языки уральской группы, всего се­вера России'. Ведь здесь было сформировано очень много народов, которые впос­ледствии перекочевали: вен­гры, финны, эстонцы. И се­годня практически каждый большой университет Евро­пы, Северной Америки имеет у себя структуры, которые занимаются изучением этих язы­ков.

  Юрий Ильич, студен­ты к вам охотно идут?

—  С каждым годом кон­курс у нас возрастает, и в этом году средний показатель по университету составил око­ло пяти человек на место. Чем он подкрепляется? В этом году в округе  18,5 тысячи человек окончили среднюю школу. Как правило, полови­на из них поступают или ак­тивно пытаются поступить в высшие учебные заведения. А по плану в этом году во все вузы округа надо было при­нять порядка трех тысяч че­ловек. Кроме того, есть еще и приезжие абитуриенты. Оче­видно, они наслышаны, что у нас хорошее оборудование, хорошие преподаватели, хо­рошее расположение нашего города. У нас отличная при­рода, а слияние Оби и Ирты­ша дает особую энергетику. Конечно, на отдельные спе­циальности конкурс был и выше. Это объясняется и мо­дой в области образования, возможными высокими заработками после получения спе­циальности. Но следует отме­тить, что наряду с традици­онно популярными специаль­ностями (бухгалтерский учет, анализ и аудит, государствен­ное и муниципальное управ­ление, юриспруденция) воз­рос конкурс на технические специальности: промышлен­ное и гражданское строительство, экономика и управление на предприятиях строитель­ства — и это радует.

  Бесплатное образо­вание можно получить?

—  В этом году мы полу­чили государственный заказ на подготовку 416 студентов за счет федерального бюдже­та и 200 студентов за счет бюджета округа. Всего из 900 принятых нынче студентов на коммерческой основе учится третья часть. Если говорить об оплате обучения, то это от 30 до 40 тысяч рублей в зави­симости от избранной специ­альности.

   Не учебой единой жив студент...

—  У нас пять корпусов общежитий по улице Студен­ческой. Они рассчитаны на полторы тысячи студентов. Там прекрасные комнаты со всеми удобствами, кухни с современной бытовой техни­кой. Возле общежитий есть корт для занятий спортом. Пока, правда, нет настоящего спортивного комплекса, но мы над этим работаем, пото­му как потребность в нем очень большая. Хорошо орга­низован досуг студентов. Про­водится много конкурсов, встреч, фестивалей. Наши сту­денты уже завоевали много призов на различных окруж­ных, российских мероприяти­ях. Есть студенческий центр, являющийся штабом по орга­низации такой работы. Иног­да даже приходится их не­много ограничивать и напо­минать, что основная задача студентов — учеба. У нас в университете издаются две газеты. Словом, стараемся, чтобы университет был мес­том и учебы, и отдыха, и вто­рым домом для наших сту­дентов.

  Спасибо, Юрий Иль­ич, и успехов Югорскому университету.

Справка «ТИ»

Югорский государственный университет расположен в новых современных корпусах площадью более 50тыс. кв. м. Имеет современную материально-техническую базу учебных и научных лабораторий. 6 учеб­ном процессе используется более 700 компьютеров. Сегодня в вузе обучается 2500 студентов на очном отделении и 1200 на заочном.

Владимир СТРАШНОВ

 

 

 

 

577

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки