Тема дня

30.01.2015 - 00:13

Закрытая прозрачность бюджета Югры

Минфин провел второй анализ деятельности субъектов Российской Федерации по повышению прозрачности бюджетов и бюджетного процесса. По сравнению с 2013 годом количество субъектов Российской Федерации, как подготовивших бюджеты для граждан в формате брошюр и презентационных материалов, так и разработавших порталы в сети «Интернет» возросло с 46 до 77 в 2014 году.

Лидерами рейтинга стали Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Саха (Якутия).

Первая группа регионов предоставляет для граждан обширную информацию о бюджете (8 и более критериев). Важными признаются следующие критерии оценок: состав и качество предоставляемой информации; доступность раскрываемой информации для населения (способы распространения информации среди граждан и эффективность этой деятельности); участие граждан в обсуждении бюджета.

Югра, к сожалению, не входит в эту группу. ХМАО во второй группе с 5-7 критериями, но и тут мы в конце группы. Несмотря на то, что еще в 2011 году была разработана информационная система мониторинга и анализа социально-экономического развития Югры (АИС «Мониторинг ЮГРА»), созданная правительством ХМАО и департаментом экономического развития Югры, округ не относится к регионам с открытым, прозрачным бюджетом. Заметим, данная система соответствует (или должна соответствовать) принципам «Открытого бюджета» и «Открытого правительства». Веб-сервисы системы обеспечивают двухсторонний обмен данными с территориальной информационной системой ХМАО, АС «Финансовый паспорт Уральского федерального округа» и программными комплексами других разработчиков. В АИС «Мониторинг ЮГРА» функционирует более 30 аналитических направлений финансового и социально-экономического анализа. На уровне округа решены такие уникальные и актуальные задачи, как мониторинг целевых программ, мониторинг финансового состояния округа и его муниципальных образований, оценка качества жизни населения и другие задачи анализа приоритетных направлений развития региона. Также решены задачи контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. В частности, речь идет об оценке качества финансового менеджмента, эффективности деятельности, качества организации бюджетного процесса и соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации. При всем при этом особой «прозрачности» не наблюдается. Может об этой системе недостаточно оповещены жители Югры. Однако систему в своей работе ежедневно использует губернатор и правительство ХМАО-Югры, органы государственной власти и местного самоуправления.

Что касается регионов УрФО, то Свердловская и Тюменская области входят в первую группу с обширной информацией о бюджете.

Заметим, что Курганская область и ЯНАО в одной группе с Югрой.

А вот хуже всего дела с открытостью бюджетных данных обстоят в Челябинской области. Регион не попал даже в третью группу с предоставлением недостаточной информации гражданам.

Она только включаются в работу по повышению прозрачности бюджетов и бюджетного процесса. Так, в настоящее время Челябинская область формирует брошюру «Бюджет для граждан» по проекту областного бюджета Челябинской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. По данным анализа бюджеты для граждан к отчетам за 2013 год, к действующим законам о бюджетах и к проектам бюджетов подготовили республики Адыгея и Бурятия, Краснодарский край, Кировская, Мурманская, Оренбургская, Тюменская и Курганская области.

К тому же в бюджете для граждан, подготовленном Свердловской областью отчет о распределении получаемых доходов от крупного и среднего бизнеса, малого бизнеса и физических лиц.

Отметим также, визуализация данных позволяет лучше понять информацию о бюджете и бюджетном процессе. В части визуализации данных можно выделить бюджеты для граждан, подготовленные Краснодарским и Красноярским краями, Владимирской, Смоленской, Свердловской, Астраханской, Омской и Костромской областями.

Равняться нам нужно на соседей! Обеспечение открытости региональных и местных бюджетов – одна из приоритетных задач развития бюджетной системы страны.

Опираясь на мнения людей можно подчеркнуть, что важными вопросами для граждан на муниципальном уровне являются: благоустройство городских территорий: зеленые насаждения, освещение, развитие территорий; спортивные и досуговые зоны и их доступность, спортивная и вело-инфра- структура; дорожное строительство и безопасность на дорогах; модернизация дошкольного и школьного образования; модернизация здравоохранения и социальной сферы, в частности, групп инвалидов; проблемы участия жителей в общественной жизни, доступ к информации.

553

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки