Путин отменил выборы на тюменском Севере. Что дальше? — Портал "2 ГОРОДА"

USD 97.26
EUR 106.08

Путин отменил выборы на тюменском Севере. Что дальше?

Путин отменил выборы на тюменском Севере. Что дальше?

Вчера президент Путин подписал законы, которые, как их называют в народе, отменяют губернаторские выборы в автономных округах. На всю законотворческую процедуру, начиная от инициативы и заканчивая полной ратификацией, у Кремля ушло чуть больше двух месяцев. Однако, судя по настроениям северных элит и населения, спокойнее от воли президента сегодня им не стало. Главный вопрос, который волнует общественность, – кому губернатор области Владимир Якушев, получивший отныне право вносить кандидатов на рассмотрение Владимира Путина, и президент доверят управлять регионами. Есть и совсем конспирологические версии о том, что Кремль продолжит закручивание гаек и летом «тюменскую матрешку» ждут референдумы по объединению регионов.

В качестве двух основных вариантов развития событий в плане административного апгрейда называют два.

Первый касается референдумов по объединению Ямала и Югры. Есть мнение, что внедрение поправок в федеральное законодательство, которые нивелируют влиятельность губернаторов северных автономий, являлось прощупыванием почвы – в Кремле хотели посмотреть на то, какая реакция будет в округах, у местных элит. Практика показала, что, за исключением отдельных реплик представителей оппозиции на местах и вопроса президенту Путину на его пресс-конференции в декабре про возможное объединение «матрешки», масштабной негативной реакции в территориях не было. К слову, Путин тогда, отвечая на вопрос журналиста с Ямала, сказал, что вопросы территориально-административного устройства должно решать население, которое живет на этих территориях.

«У нас есть федеральный закон, и никакого другого пути, кроме объединения в один субъект, не существует, кроме волеизъявления людей на этой территории. Это должно проходить или через референдумы на всех территориях, или через парламенты. Навязывать сверху – непродуктивно. У нас все знают, что у нас абсолютно неравномерно производственные силы распределены. Доходы субъектов Федерации... в разы бюджеты отличаются, уровень жизни людей в этой связи отличается, медицинское обслуживание, образование... Это плохо. Но, повторю еще раз, это чувствительные вещи, особенно если связаны с национальными республиками. Люди только сами, на основе своего жизненного опыта, понимания, что происходит в экономике, могут принять такое решение», – заявил президент.

Знаковым в этой истории наблюдатели воспринимают комментарий бывшего губернатора и сенатора от Ямала Юрия Неелова, который после принятия Советом Федерации федеральных поправок заявил, что нужно было изначально проводить референдум, а не раздражать людей. «Есть ощущение, что он что-то знает и его оценка происходящего – некий намек, почва подумать», – делится мнением один из наблюдателей. – Вопрос – кому это нужно с политической точки зрения? Кто-то считает, что это укрепление группы Собянина. Но я не готов говорить сейчас об этом».

Наблюдатели в округах, комментируя версию возможного объединения Югры и Ямала, говорят, что элиты и население ХМАО и ЯНАО всегда относились друг к другу с большей симпатией и лояльностью, чем, к примеру, к Тюмени. Поэтому, если такой вопрос будет выставлен на референдум, то отторжения эта идея может и не вызвать.

«Я критически отношусь к версии об объединении округов. Это наоборот будет означать укрепление автономности нефтегазового Севера, чего Кремль допускать не хочет и опасается, – говорит один из наших экспертов. – В новейшей истории России мы видели примеры объединений лишь в паре «область – округ», но не «округ – округ». Так что в случае с «тюменской матрешкой» это будет нелогично, так как одна из главных целей Кремля – бюджетное выравнивание регионов (Путин как раз об этом говорил в декабре). В данном случае получится объединение двух богатых субъектов в один мегабогатый субъект с бедным югом по соседству. В этой связи более реальным вариантом я вижу возможное объединение юга области и Югры, что позволит как раз достичь и бюджетного выравнивания, и уменьшения бюджетных трат на бюрократический аппарат, и подкрепить нефтегазовый добывающий сектор научным потенциалом тюменского юга. К тому же можно будет говорить о коммуникации в социальной сфере – северной Югры с тюменским югом, обладающим должной инфраструктурой в виде медицинских учреждений, нового жилья, образовательных учреждений, вузов для детей северян».

Один из наших источников делится мнением о том, что такой вариант мог обсуждаться в Кремле, но еще прошлым летом. А к осени ситуация изменилась и стороны переговорного процесса пришли к тому, что вариант с одним альфа-губернатором в области и двумя «подчиненными» главами в округах наиболее удобен как с точки зрения внешней политики, так и с точки зрения внутренней.

Пока факт один – в «тюменской матрешке» тревожные ожидания продолжаются. Будут ли они оправданы?

Тем временем в одном из справочников о практике объединения российских регионов в нулевые годы говорится следующее: «Эксперты Института современного развития считают, что запущенный в России процесс объединения регионов не дал ожидаемых властью результатов и в будущем может привести к конфликтам. Изменение статуса округа повлечет за собой значительные сокращения занятых в социальной и образовательной сфере. Бывшие автономные округа в составе реформированных субъектов Федерации (кроме Красноярского края) именуются округами с «особым статусом». «В результате везде, кроме Красноярского края, после появления объединенных регионов появилось некое новое административно-территориальное образование на уровне между муниципальным и региональным, не упомянутое в Конституции страны».

 

Виталий Сотник, Вероника Завьялова

Фото – РИА Новости, Михаил Метцель


Нет комментариев. Ваш будет первым!