15 лет правления Путина – стагнация или прорыв? — Портал "2 ГОРОДА"

USD 96.95
EUR 106.42

15 лет правления Путина – стагнация или прорыв?

15 лет правления Путина – стагнация или прорыв?

17 декабря 2015 года состоялась ежегодная пресс-конференция Президента России Владимира Путина, на которой было аккредитовано 1392 человека, лишь несколько журналистов не прошли аккредитацию. Корреспондент «ЮграPRO» был в числе участников этого мероприятия. На такой прямой диалог со СМИ не осмеливался до Путина ни один руководитель государства.

Россия конца 2015 года кардинально отличается от России 2000 года и, несомненно, что все это произошло в результате повседневной работы Владимира Путина на должностях Президента и Председателя Правительства России (по его словам, работал «как раб на галерах»).

15 лет — это достаточно большой срок по современным меркам, но небольшой, если сравнить, например, со Сталиным, который руководил страной 24 года — с 1929 по 1953 год. В период его правления власти сформировали общественную систему государства с ее экономическими, политическими и социальными институтами; провели модернизацию страны, отказавшись от политики НЭПа; за счет деревни осуществили индустриализацию страны; стратегически правильными решениями обеспечили победу в Великой отечественной войне. В результате СССР превратился в одну из мировых держав, стал постоянным членом Совета безопасности ООН. Как говорится, Сталин принял страну с сохой, а передал с атомной бомбой. А если быть объективным, то и в космос ракету запустил Сталин и Берия, а никак не Никита Хрущев, который руководил страной в момент запуска.

Следующие 18 лет страной руководил Леонид Брежнев с 1964 по 1982 годы. Большинство населения СССР, по крайней мере, в первый период правления Брежнева, жило счастливо и спокойно. Экономический рост в стране обеспечивался уже не за счет непосильного труда и напряжения всего народного организма, как, например, во времена сталинской индустриализации или послевоенного восстановления, а за счет созданной ранее и обновленной при Брежневе промышленной базы.

А дальше, как известно, были годы застоя, годы безвластия, годы перестройки и попытки либерализации страны в эпоху Ельцина, так что в 1999 году Россия оказалась на пороге катастрофы. Без малого 8 лет существования России вне Советского Союза не принесли стране ничего кроме столь желанной свободы. Но что же ценнее для россиянина — свобода или достаток, национальное достоинство или внешнеполитические амбиции?

Как ни странно, но в 1999 году свобода имела почти абсолютное значение. Появившиеся в это время многочисленные СМИ позволяли обеспечить реальный плюрализм мнений в информационном пространстве, так как их учредители часто имели разные политические взгляды.

Воплощенный в жизнь гегелевский афоризм «Свобода – это осознанная необходимость» имел в то время такую степень реализации, что свободы в стране  оказалось больше, чем люди тогда осознавали, и чем нужно было в тот момент. Государство теряло не только механизм управления своими гражданами, не только упускало из своих рук рычаги управления экономикой, но постепенно теряло, и к 1999 году фактически потеряло бразды политического правления страной. С легкой руки первого Президента Бориса Ельцина субъектам Российской Федерации было предложено суверенитета столько – сколько они сами хотели. И они взяли, а в результате  - губернатор Россель объявил о создании «Уральской республики», президенты Татарстана и Башкортостана чуть ли не закрывали свои границы, а Чечня объявила о своей государственной независимости от России и о выходе из состава РФ.

Была полностью деморализована армия, которая  не только сократилась численно почти в 10 раз, не только не получала на протяжении двух пятилеток новую технику и вооружение, но усилиями СМИ  была полностью дискредитирована в глазах своего народа. С эфиров и из заголовков газет не сходило презрительное словечко «федералы» — такого отношения к своей армии в России не было никогда за всю ее историю. В СМИ тогда мятежных чеченцев не называли террористами – они были всего лишь «моджахедами», то есть борцами за веру. В информационном пространстве действовали люди, которые или абсолютно не понимали, что происходит, или были кем-то ведомыми. Например, комитеты солдатских матерей  по всей стране финансировались в то время Фондом Сороса:  их главная задача состояла в дискредитации российской армии, в частности, отдельные случаи «дедовщины» «обличались», доводились до сознания россиян как массовое явление, чтобы матери перестали отправлять своих сыновей в армию. Тогда делалось очень многое для того, чтобы армия перестала чувствовать поддержку общества. Всегда, когда такое происходило, это приводило к революции. Так случилось и в 1991 году, когда ГКЧП пыталось взять власть и ввело в столицу танки, но как и во время февральской революции 1917 года, на улицах Москвы началось братание армии и народа, сорвавшее гражданскую войну в стране.

Другое зло конца ельцинской эпохи — страшные размеры коррупции, которая не только пронизывала все сферы жизни общества, но стала как бы  неотъемлемой частью государственной машины, крупного бизнеса, политической системы страны. Все сферы жизни оказались  пронизаны  системой взяток и коррупционных связей.

Молодежью целиком и полностью овладел культ потребления, культ личного успеха, для достижения которого — все средства хороши, разрушались семейные и нравственные ценности. На фоне экономических кризисов, следовавших друг за другом, страна проваливалась в страшную демографическую яму. Страна словно забыла о детях.

В этот период произошли серьезные сдвиги в религиозной жизни  государства: в России православные оказались в меньшинстве не только в силу того, что агрессивные мусульманские течения разрывали страну пополам через Чечню Дагестан, Татарстан, через всю Тюменскую область, но и потому, что усилиями западных идеологов страну заполнили представители новых «конфессий» — протестанты, адвентисты, баптисты, сектанты.

То есть  в стране целенаправленно уничтожались фундаментальные ценности русского  этноса.

SONY DSC

Придя в 2000 году к власти Владимир Путин фактически спас страну от дальнейшего разрушения. Он поставил перед страной такие задачи, которые в то время казались многим невыполнимыми. И первое, с чего начал новый президент, было укрепление суверенитета страны: собрав в кулак остатки боеспособной армии, он нанесен удар по банд-формированиям в Дагестане и в Чечне. Ценой крови наших сограждан Россия смогла восстановить свой суверенитет в границах, определенных международным правом и Российской конституцией.

Следующим шагом стало приведение в порядок государственной машины с точки зрения предотвращения безответственных амбиций некоторых региональных руководителей на местечковый суверенитет. Получив управляемую Думу, Путин создал институт уполномоченных представителей президента, создал федеральные округа. Во все уставы регионов были внесены соответствующие изменения (например, ранее на Ямале парламент назывался  «государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа, то есть, Ямал уже был государством). Четкая вертикаль власти не позволила государству распасться. Было сделано все, чтобы подчинить работу региональных элит общегосударственным задачам.

Важным шагом оказалось и выведение олигархов из сферы политического управления страной. Для того, чтобы исключить возможность манипулирования в интересах финансово-экономических групп, нефтегазовые холдинги были лишены возможности иметь собственные медиа активы.  Жестко контролировались и пресекались их попытки участвовать в финансировании избирательных компаний федерального уровня. Освобождаясь от Ходорковских и Березовских, власть с каждым годом становилась все сильнее и сильнее. Прокуратура, судебная система были выведены из коррупционных схем и взяты государством под жесткий контроль.

Серьезным преобразованиям подверглась армия, причем не только в плане формирования бригад постоянной готовности или повышения мобильности войск, но, прежде всего, формирования нового уважительного отношения к ней со стороны населения. Была не забыта и основа основ – военная техника. На остатках оборонного комплекса удалось сформировать задел, направленный на производство оружия нового поколения. Понятно, что процесс укрепления российской армии как гарантии безопасности страны и сохранения  ее независимости еще не закончен, существуют большие проблемы и в гражданской авиации, требующей большого количества самолетов собственного производства.

Произошли серьезные изменения и в социальной политике государства.

Нищенская пенсия конца девяностых, на которую можно было купить лишь хлеб и крупу, стала ежегодно индексироваться и сегодня приближается к прожиточному минимуму. Особой заботой государства стали военные пенсионеры, пенсия которых была резко увеличена и стала зависеть от срока службы.

Государственную поддержку получила семья: выросли пособия на детей, появился действенный механизм повышения рождаемости в стране – материнский капитал, достигший почти полмиллиона рублей. Значительные привилегии получили многодетные семьи.

Промышленность, если уж не получила второе дыхание и не случилось в ней инновационного прорыва, то по крайней мере остановлен процесс ее развала и сформированы реальные предпосылки для развития. Причем, это касается и легкой промышленности.

Самое интересное, что Россия наконец-то вспомнила, что она когда-то была передовой аграрной страной:  сельское хозяйство стало настоящим драйвером российской экономики в последние годы.  Сегодня в Новосибирской области собирают зерна больше, чем на Кубани, а на Кубани собирают по два урожая риса.

Наконец-то наше государство взялось и за свой идеологический фундамент:  закреплен на законодательном уровне  запрет на деятельность ряда сект, ведется настоящая война с нетрадиционными культами или воинственными течениями, православие и традиционный ислам вернулись в лоно доминирующих религий России.

Кроме того,  за 15 лет руководства Путиным Россия не только не потеряла ни один из своих субъектов, но в 2014 году «приросла»  еще одной — республикой Крым.

Справедливости ради нужно сказать, что ради стабильности государства нам пришлось поступиться некоторой долей свободы — усиление центральной власти привело к определенному секвестированию реальных прав и свобод в экономическом, политическом, идеологическом секторах, к снижению свобод отдельных граждан и административных субъектов. Сегодня весь политический плюрализм сводится, фактически,  к установкам, вырабатываемым в одних и тех же кабинетах, а все экономические свободы сведены до уровня «Национальных проектов», которые спускаются сверху. Постепенно сворачиваются демократические процедуры выборов:  губернаторов, глав муниципалитетов, ректоров в вузах.

У рядового гражданина все еще нет действенного механизма для решения своих проблем: чтобы у тебя в доме был газ, по-прежнему  нужно дозваниваться до президента, чтобы прекратить произвол чиновников на местах, опять нужно обращаться к Президенту и т.д. Все новеллы про гражданское общество, про эффективные общественные палаты и общественные организации, актуальные еще 10 лет назад, не просто потеряли свое значение в глазах простого обывателя, но действительно перестали функционировать как реальные механизмы влияния населения на государство. Государство, усилившись,  стало забывать о маленьком человеке.

Свободы как осознанной необходимости в действительности стало меньше, потому что степень свободы населения существует только в той мере, которая осознается государством и им же гарантируется. Либо это государство, в котором  народ шагает строго прямолинейно, а «шаг влево, шаг вправо — расстрел», либо это государство, где живет дух свободомыслия, творчества масс и осознанной дисциплины. Но если государство первого типа мы уже «проходили», то проверить реальность существования второго - истинно демократического и либерального, пока еще есть  шанс. Либо признать очередной утопией, но теперь уже XXI века.

 

Василий Павлов


Нет комментариев. Ваш будет первым!