Когда законы идут от жизни — Портал "2 ГОРОДА"

USD 96.95
EUR 106.42

Когда законы идут от жизни

Когда законы идут от жизни

Югра - моя вторая Родина. Первая - Калужская область, там я родился, учился, окончил Калужский филиал Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана. В 23 года, после его окончания, я приехал в Западную Сибирь и больше половины своей сознательной жизни, а конкретно 27 лет, прожил и проработал здесь. Я очень люблю этот край. У меня здесь много друзей, коллег, соратников, много ярких, теплых воспоминаний, и, по правде сказать, у меня сегодня нет ощущения, что я оттуда уехал.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - регион, развитие которого очень важно для всей страны. Сегодня уже в новом качестве, как председатель Комитета по энергетике Государственной думы, считаю, что модернизация нефтедобывающего комплекса округа остается его главной и насущной задачей. Пост председателя комитета для меня - высокая честь, и понятно, тем самым не только была дана оценка моего труда, но и было учтено, что я представитель именно Югорского региона.

Когда прогнозы не сбываются

Как и много лет назад, так и сейчас нефтяники Югры обеспечивают около половины объема добычи нефти в нашей стране. Понятно, многие из базовых месторождений округа вступили в стадию падающей добычи, и прирост добычи на новых месторождениях, к сожалению, не компенсирует это снижение. В регионе, который многие заслуженно называют нашим нефтяным Эльдорадо, в последние годы сохраняется динамика снижения добычи нефти. По данным Департамента по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в 2014 году на территории округа добыто 250,3 млн тонн нефти, что на 4,7 млн тонн меньше, чем в 2013 году.

При этом я вспоминаю прогнозы падения добычи десятилетней давности, от которых мы отталкивались при оценке социально-экономического развития округа, доходная база которого всегда зависела от добычи нефти на 85%. Я тогда был депутатом окружной Думы, заместителем председателя комитета по бюджету, финансам и налоговой политике. Ожидалось, что темпы падения добычи нефти будут превышать 7 млн тонн в год. Но этого не произошло. Добычу удалось стабилизировать благодаря, прежде всего, бурению новых и модернизации старых скважин, развитию нефтесервиса. И сегодня темпы падения не такие значительные, как давалось в этом прогнозе. Но всё равно повод для беспокойства существует.

В Стратегии развития нефтедобывающей отрасли до 2030 года, утвержденной Правительством РФ, сказано, что объемы нефтедобычи должны сохраниться на уровне 2012 года. В ней также отмечено: «Основным регионом добычи нефти. останется Западная Сибирь, прежде всего, ХМАО-Югра». То есть автономный округ на ближайшие десятилетия будет оставаться основной базой нефтедобычи России, и, как и раньше, именно нефтегазовая отрасль останется основой благополучия Югры.

Включаем голову

Сегодня одна из главных задач, стоящих перед нефтяными компаниями округа, - повышение нефтеотдачи на разрабатываемых месторождениях. Основы рациональной разработки нефтяных месторождений, сформировавшиеся еще в советское время, предполагали достижение уровней КИНа (коэффициент извлечения нефти), близкого к 36%. Сегодня достигнутый коэффициент извлечения нефти у нас 26%. В этом мы проигрываем другим нефтедобывающим странам. В США КИН достигает 42%, в Норвегии вообще превышает 50%. Правда, и у нас сегодня есть положительный опыт. В том же Татарстане при добыче нефти на сложных месторождениях с тяжелой сверхвязкой нефтью КИН превышает 50-60%. То есть когда включаешь голову, используешь интеллект, разрабатываешь и применяешь новые технологии, тогда можешь достичь реального повышения нефтеизвлечения.

В недрах Югры содержится более 40 млрд тонн нефти. Добыли 10,5 млрд, к 2030 году планируется добыть 14-миллиардную тонну нефти. Но остальная-то нефть останется в недрах. И надо находить способы ее добычи. При этом мы должны понимать, что ресурсы конечны, не зря же говорят, что в Югре не будет больше Самотлора. Правда, округ обладает значительными ресурсами нефти в пластах Баженовской свиты, которые оцениваются более чем в 10 млрд тонн. Разработка этих запасов требует сегодня огромных капиталовложений и связана с повышенным инвестиционным риском. Но не надо забывать, что введение в активную разработку этих запасов будет обладать значительным социальным эффектом, позволит сохранить занятость населения и экономическую стабильность в регионе.

Не секрет, что сегодня крупные нефтяные компании извлекают, как правило, «легкую» нефть, оставляя в недрах ту, для добычи которой нужны дополнительные ресурсы. На территории округа сейчас бездействуют тысячи скважин. Для крупного бизнеса они неинтересны, тогда как для малого и среднего - это потенциальное поле доходной деятельности. Отрадно, что в перечень объектов, предлагаемых в 2015 году для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет средств недропользователей, вошли 23 участка нефти в Ханты-Мансийском округе. Если создать для их разработки определенные экономические и налоговые условия, работа на этих участках будет эффективной. Всё это скажется на поддержании объемов добычи нефти и доходов бюджета округа.

Стимул должен работать

В настоящее время центральным вопросом является принятие российским   правительством решений по налоговому стимулированию нефтяников. Законодательное обеспечение добычи природных ресурсов для Комитета Государственной думы по энергетике является одним из актуальных направлений нормотворчества. Мы вместе с представителями Комитета по бюджету, Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии участвуем в этой работе. Сегодня широко обсуждаются возможные пути налогового стимулирования разработки новых месторождений, увеличения объема проводимых геологоразведочных работ.

Год назад Дума приняла законопроект, который устанавливает налоговые льготы по трудноизвлекаемым запасам, но, как показала практика, применение этого режима не всегда экономически целесообразно, так как затраты на новую систему учета могут превысить эффект от полученных льгот. Я считаю, чтобы сделать эту работу более привлекательной, нужно вводить принципиально новую стимулирующую систему налогообложения нефтяной отрасли.

В продолжение стартовавшей в 2011 году реформы налогообложения предприятий этой отрасли сегодня необходимы новые и действенные изменения, которые должны быть направлены на дополнительное стимулирование добывающего сектора, на повышение  эффективности переработки. Это особенно необходимо в связи с введением западных санкций по отношению к российским добытчикам черного золота. Под них сегодня попали буровые платформы, оборудование и программное обеспечение для горизонтального бурения, гидроразрыв пласта, работы в арктических условиях. Понятно, что это сейчас очень больно бьет, прежде всего - по перспективе нефтяной отрасли, и необходимо поддерживать ее, в том числе новыми законодательными мерами.

А счастье - будет...

Сегодня надо больше денег вкладывать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разрабатывать опытные образцы оборудования и технологий, а это очень непростое, кропотливое дело. Здесь нужно время. Наши компании и раньше занимались импортозаме-щением, может быть, не так активно, как сейчас. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Сегодня оперативная разработка собственных технологий - вопрос выживания отрасли.

На повестке дня - внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, обеспечивающих меры экономического стимулирования при применении организациями отечественных технологий, машин, оборудования, комплектующих, программного обеспечения и услуг для проведения геологоразведочных работ путем вычетов расходов на геологоразведочные работы при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций с применением дифференцированных повышающих коэффициентов в зависимости от региона проведения работ.

Кроме того, в скором времени должны быть обнародованы проекты нормативных правовых актов, утверждающих перечень оборудования, программного обеспечения и услуг для проведения геологоразведочных  и  добычных работ, подлежащих импортозамещению, в сфере разведки и добычи твердых полезных ископаемых; скоординированную программу господдержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в сфере геологоразведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с перечнем техники, программного обепечения и услуг, подлежащих импортозамещению; корректировку госпрограмм для обеспечения поддержки НИОКР в сфере геологоразведки и добычи. Все эти вопросы находятся в центре внимания, в том числе комитета по энергетике.

 В недрах Югры содержится более 40 миллиардов тонн нефти. Добыли 10,5 миллиарда, к 2030 году планируется добыть 14-миллиардную тонну нефти. Но остальная-то нефть останется в недрах. И надо находить способы ее добычи.

То, что законы должны идти от жизни, от проблемы - это мы, депутаты, понимаем как никогда. Этим принципом мы будет руководствоваться в своей работе. Я считаю, что нам нужно чаще работать в регионах, изучать мнение тех, кто непосредственно работает в отрасли. У нас сложилась практика, когда актуальные проблемы недропользования обсуждаются депутатами на выездных заседаниях комитета. Не скрою, что мы делаем это, когда есть инициатива региона или конкретной компании, специалисты которой хотели бы по каким-то вопросам провести заинтересованное обсуждение. Если такая инициатива будет, к примеру, высказана представителями округа, мы, конечно же, это поддержим.

Возможно, в рамках обсуждения закона о налоге с финансового результата (НФР), после того, как закон будет рекомендован ко второму чтению, будет целесообразно провести или круглый стол, или выбрать какой-то другой формат обсуждения этого документа, чтобы учесть все нюансы. Почему я предлагаю для обсуждения именно этот документ? Потому что именно Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является идеологом этого законопроекта и внесла его в Государственную думу.

 

Автор блога: 
Павел Завальный

Нет комментариев. Ваш будет первым!