Резиденция для пожилых собрала под своё крыло нуждающихся Югорска — Портал "2 ГОРОДА"

USD 96.11
EUR 105.69

Резиденция для пожилых собрала под своё крыло нуждающихся Югорска

Резиденция для пожилых собрала под своё крыло нуждающихся Югорска

Улица имени Лии Карастояновой, дом 2, – этот адрес в Югорске пока мало кому знаком. Между тем здесь в марте нынешнего года открылась резиденция для пожилых – организация государственно­-частного партнерства.

Югорская резиденция – пилотный проект. Скоро аналогичные организации государственно-­частного партнерства могут появиться в Мегионе и Советском районе. Значит, стоит присмотреться к тому, как сегодня живет первая окружная резиденция.

За новое не только для города, но и для управления социальной защиты населения по Югорску и Советскому району дело взялось ООО «Ковчег».

– Здание, в котором разместилась резиденция, нам предоставила в аренду соцзащита, – рассказывает Марина Арлашкина, директор «Ковчега». – Мы сделали ремонт комнат, систем отопления, канализации, сейчас производим перепланировку, что позволит увеличить число мест для проживания за счет второго, мансардного этажа.

Первоначально резиденция была рассчитана на 11 человек, но скоро здесь можно будет разместить до 18 пожилых людей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе в связи с полной или частичной утратой способности к самообслуживанию.

Звучит такая формулировка громоздко, но не в этом суть. Важно другое – окружные органы власти ищут и внедряют в практику новые формы работы с пожилыми людьми и инвалидами. В свое время, когда начали появляться центры социального обслуживания населения, соцработники пошли по домам и квартирам одиноких стариков, чтобы помочь по хозяйству, сходить в магазин за продуктами. Другими словами, стать руками и глазами немощного человека.

Еще одним весьма полезным этапом развития соцзащиты можно назвать отделения временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, где им позволяется находиться до полугода.

И вот новый шаг – появление пансионатов, то есть резиденций. Здесь срок пребывания не ограничен, организованы круглосуточный уход, пятиразовое питание, медицинское наблюдение за состоянием здоровья, проводятся всевозможные культурно­-досуговые мероприятия.

– Пребывание шести человек у нас софинансируется из бюджета автономного округа в виде именного бессрочного сертификата, который покрывает расходы на содержание в сумме 30 555 рублей, – продолжает Марина Арлашкина. – Разница в цене оплачивается за счет средств гражданина, однако оплата не должна превышать 75 % размера пенсии. Остальные места предоставляются на коммерческой основе в размере ста процентов средств самих граждан или их родственников, законных представителей или спонсоров.

В местных газетах все же встречаются объявления: «Требуется сиделка для престарелого инвалида». Как правило, речь идет именно о таких людях, которым гарантируется уход и забота в югорской резиденции. Правда и то, что работа здесь не из легких. Четыре сотрудницы, два повара и один медик – пока весь штат. Сотрудницы – они же сиделки, технички и сторожа за весьма скромную зарплату. А требования и характер работы, скажем так, специфические. Терпение, доброжелательность, сострадание и сноровка – вот в такой последовательности можно поставить качества, необходимые в работе со стариками.

Достаточно полное представление о том, какие обязанности они каждодневно выполняют, дает прейскурант социально-­бытовых услуг. Таковых тридцать три. Кроме уборки помещений, обеспечения питанием, смены и стирки белья, покупки товаров первой необходимости и обеспечения сохранности вещей и ценностей подопечных, сотрудник должен помочь старику встать с постели, одеться, сходить в туалет, умыться, почистить зубы, побриться, причесаться, постричь ногти, при необходимости сменить подгузник. Да, каждая услуга чего­-то стоит: одним – денег, другим – нервов. Вот почему и выдерживают здесь не все…

– Так ведь и родственники нередко к нам обращаются по той же причине, – соглашается Марина Арлашкина. – Вот месяц у нас жила одна бабушка из Сургута. Дети попросили: дайте нам хоть месяц передохнуть. Женщина эта очень беспокойной оказалась. Но что поделаешь – многие люди с возрастом становятся капризными, обидчивыми, подозрительными. А вот другой пример. – Моя собеседница кивает в сторону хрупкой, маленькой старушки, которая время от времени заглядывает в холл, где мы беседуем. – Она из Пыть-­Яха. Там у нее сын женатый, работает на вахте. У бабушки своя квартира, но одну ее оставлять в ней уже просто опасно из-­за потери памяти и плохого слуха. Сын говорит, что, если ее заберет к себе, надо работу бросать, тогда чем кормить семью?

Так одна проблема тянет за собой другую. Современная медицина научилась продлевать жизнь человека, лечить тяжелые болезни. Но вот возвращать память, слух или зрение получается далеко не всегда. В югорской резиденции для пожилых самой возрастной, как принято сейчас говорить, бабушке – 93 года. Самому молодому подопечному – под 70. У него, кстати, с памятью все в порядке. Но судьба интересная. В резиденцию дедушка прибыл из поселка Таежного, где был без постоянного места жительства. Как человек одинокий обслуживается по сертификату, видимо, и пенсию заработал скромную. Прибыл в Югорск два месяца назад, в резиденции ему нравится, но жить на всем готовом оказалось деду в тягость – однажды он уже уходил, а когда вернулся, обещал больше таких попыток не предпринимать. И даже покрестился.

Служители храма Сергия Радонежского взяли своеобразное шефство над обитателями резиденции, бывают в гостях в православные праздники. И вот уже в шкафу за стеклом в холле образовался небольшой киот, составленный из подаренных икон. Часто навещают резиденцию школьники, самодеятельные артисты, преподаватели и воспитанники художественного училища. Такое общение полезно всем. Детей учит состраданию, а поколению ветеранов помогает подзарядиться энергией юности, оттаять душой, вспомнить молодость.

– Исходя из своего опыта, в том числе и личного, могу сказать: какими бы наши подопечные ни были, мы стараемся принимать их такими, какие они есть, – говорит Марина Арлашкина. – У них за плечами не всегда легкая жизнь, об этом забывать мы не имеем права. Да, сейчас они немощны, плохо спят, доставляют окружающим немало хлопот. А знаете, от чего страдают больше всего? От того, что оказываются запертыми в четырех стенах, от невнимания. У нас вот дедушка один на месяц попал в больницу, ногу сломал. И когда вернулся сюда, перестал разговаривать. Лежал на кровати целый день, отвернувшись к стенке. С большим трудом удалось нам вернуть его в нормальное состояние, пробудить интерес к жизни.

И еще одним наблюдением поделилась Марина Арлашкина: старики поначалу ищут дом, свой дом. Но как деловой человек директор «Ковчега» без лишней сентиментальности подчеркивает, что ее главная забота и цель – сделать резиденцию если уж не домом, то местом, где пожилым людям жилось бы комфортно, тепло, уютно и не одиноко.

Галина Беловол


Нет комментариев. Ваш будет первым!