ОТ ДОРОГ И ЖКХ ДО ПОЛЯРНОГО УРАЛА — Портал "2 ГОРОДА"

USD 93.22
EUR 104.17

ОТ ДОРОГ И ЖКХ ДО ПОЛЯРНОГО УРАЛА

ОТ ДОРОГ И ЖКХ ДО ПОЛЯРНОГО УРАЛА

Меньше полугода осталось работать очередному созыву Думы Ханты-Мансийского округа — Югры, а значит, самое время поговорить с нашим депутатом в этом органе власти П.Н. Завальным. Что думает Павел Николаевич о дорогах, реформе ЖКХ, строительстве жилья, в том числе и деревянного, каковы перспективы у нашей территории, мы выясняли в ходе двухчасового интервью. Что из этого вышло, читайте далее.

Корр.: Павел Николаевич, совмещение двух таких серьезных функций — депутата и генерального директора, не слишком ли тяжелая ноша?

П.З.: Действительно, мне, помимо основной работы, приходится заниматься депутатской деятельностью — это дополнительная нагрузка: я обязан заниматься подготовкой к заседаниям окружной Думы, участвовать в них, работать с обращениями граждан, с наказами, постоянно анализировать ситуацию. В то же время я убежден, что генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Югорск», по сути, регионообразующего предприятия, формирующего доходную базу окружного бюджета, являющегося основным работодателем на огромной территории и участвующего практически во всех социальных проектах, просто обязан быть депутатом окружной Думы. Именно поэтому я, заручившись поддержкой населения, пошел в депутаты и работаю не в интересах компании, а в интересах той территории, на которой осуществляет свою хозяйственную деятельность наша компания. Решение социальных проблем — это улучшение качества жизни населения, включая работников предприятия «Газпром трансгаз Югорск», поэтому до тех пор, пока я генеральный директор, я обязан быть депутатом, как только перестану руководить предприятием, первое, что сделаю — сложу с себя депутатские полномочия в  пользу того человека, который будет представлять интересы территории на окружном или областном уровне.

Корр.: Я правильно понимаю, что на следующих выборах в окружную Думу, Вы тоже будете баллотироваться?  

П.З.: Да, оставаясь генеральным директором предприятия, я планирую идти на следующий срок в Думу, причем планирую идти по одномандатному округу. Хочу обратить внимание, что для меня это принципиальный момент, поскольку я хочу иметь прямое доверие населения и нести персональную ответственность за свои действия, как депутат, как руководитель, как человек.  

Корр.: Хотелось бы услышать из первых уст о последнем заседании Думы, которое было непростым.

П.З.: Простых заседаний Думы не бывает вообще. Сложными бывают вопросы, которые рассматриваются. В этот раз нам было предложено отменить более сорока действующих на территории автономного округа целевых программ. Предложение поступило в связи с изменением федерального законодательства. В соответствии с этими изменениями утверждение программ Субъекта Федерации отнесено исключительно к сфере ведения Правительства. Таким образом, региональных депутатов, которые досконально знают проблемы территорий, фактически исключили из процесса принятия целевых программ. Это не самая хорошая ситуация, учитывая, что в настоящее время идет процесс пересмотра всех ранее сформированных программ. Их предлагается в очередной раз систематизировать и уменьшить количество до двадцати пяти. По мнению Правительства, это должно повысить их социальную и экономическую эффективность. Проблема только в том, что мы, депутаты, этих более эффективных программ до сих пор не видели, следовательно, не можем оценить их качество, посмотреть, как они решают проблемы муниципальных образований. Отсюда возникает вопрос: как мы будем принимать бюджет?! Именно поэтому Правительству было предложено: первое — разработать изменения к федеральному законодательству, второе — разработать регламент принятия целевых программ, в котором на стадии разработки депутаты могли бы принимать участие. Это значительно упростило бы процесс принятия бюджета, потому что если хотя бы в рамках одной программы возникнут вопросы по финансированию, эффективности, приоритетности, весь бюджет будет принять невозможно. Если не депутаты, то кто сегодня будет представлять интересы избирателей? Если Губернаторы назначаются Президентом, то, соответственно, на окружном уровне это должны быть депутаты, которые выбираются прямым голосованием. Иначе просто рвется прямая связь между избирателем и властью.

Корр.: Что касается сокращения программ, может, действительно их количество было избыточным?

П.З.: Нет там никакой избыточности. Есть очевидный недостаток средств, поскольку, на мой взгляд, муниципальные образования до сих пор получали деньги по остаточному принципу. Вспомните обсуждения бюджета развития округа! Ведь иногда до 40 % этого бюджета предлагалось вкладывать в Ханты-Мансийск! А уже оставшиеся 60 % — в остальные двадцать два муниципальных образования. Какая уж тут избыточность!

Я вообще считаю, что если бы мы в четыре раза больше средств вкладывали в строительство социального жилья, эту проблему мы бы решили в течение десяти лет. При тех темпах строительства и сноса ветхого жилья, которые существуют сейчас, на реализацию жилищной программы уйдет сорок лет! А сколько за это время еще ветхого жилья появится?! В то же время в Ханты-Мансийске, если уж о нем речь зашла, построено большое количество очевидно невостребованных объектов. Зачем два Ледовых дворца в городе? Зачем там нужен был дендрарий, который по моему требованию исключили из планов строительства? В городе Ханты-Мансийске проживает всего сорок тысяч жителей. Вы посмотрите, сейчас идут хоккейные игры КХЛ — зал пустой. Это десять тысяч мест. Когда он будет заполнен? Кроме того, возникают проблемы содержания этих объектов… Я предлагал принять отдельную программу последовательного развития окружного центра, не ущемляющую бюджетную достаточность других территорий. Меня тогда не услышали. А сегодня мне, как депутату, по настоящему стыдно за реализацию главной программы округа по сносу ветхого, аварийного жилья и строительству социального.  Мы ставили перед собой задачу строить миллион квадратных метров в год, но так и не вышли на этот показатель — надорвались. При том, что Югра — один из самых благополучных Субъектов Федерации в России.

Корр.: Павел Николаевич, полгода осталось работать этому созыву Думы. Как Вы оцениваете степень реализации своей предвыборной программы, что получилось, а что — нет?

П.З.: Как я уже отмечал, не удалось до конца решить проблему жилья. У нас сегодня, чтобы получить по очереди социальное жилье, нужно простоять сорок лет. Мы говорим о необходимости увеличить объемы финансирования строительства в четыре раза, чтобы хотя бы в течение десяти лет человек смог получить социальное жилье. Для многих людей ипотека сегодня недоступна, потому что более половины населения проживает за чертой прожиточного минимума. О какой ипотеке для них речь может идти вообще? Соответственно, социальное жилье необходимо строить, ветхое жилье — сносить.

Не удалось завершить реформу ЖКХ — тарифы на услуги отрасли растут, а ее качество оставляет желать лучшего. Государство из этой отрасли экономики в свое время ушло, но оказалось, что только через бизнес все проблемы ЖКХ решить невозможно. Сейчас государство возвращается в сферу ЖКХ — в округе создается и курируется на уровне Правительства компания ЮКЭК. Мне думается, делать это нужно было раньше.

Мы не построили дороги, которые нужно было построить, у нас не все города благоустроены. Есть демографические проблемы: необходимо увеличивать население страны, а детских садов не хватает. Даже если мы закончим начатое строительство детских садов, все равно часть детей останется вне дошкольных образовательных учреждений, поэтому нужны дополнительные способы решения проблемы. Сейчас такие меры принимаются, рассматривается возможность создания негосударственных детских садов, предлагается платить деньги матери, чтобы она находилась дома с ребенком, так как делает, к примеру, наша компания. Я призвал депутатов, руководителей нефтяной отрасли, делать как мы — платить матери ребенка, который не ходит в садик, хорошее пособие, сопоставимое с размером ее заработной платы.

Корр.: Выходит Ваша предвыборная программа продолжает быть актуальной на данный момент, а это значит, что Вы ее возьмете на вооружение и на следующий срок?  

П.З.: Да, все нерешенные программы переходят на следующий срок полномочий и нужно продолжать их реализовывать. Хотя, что касается непосредственно моих наказов – я выполнил практически все: это и аэропорт в Советском, и газификация поселков Советского района, и детские сады, которые сегодня, несмотря ни на что, все-таки строятся, новый корпус городской больницы в Югорске, хоккейный корт, лыжная база, реконструкция КОС и ВОС и многое другое. Я недавно перебирал наказы, которые мне давали люди во время выборной кампании 2006 года. Мы тогда делали отрывные купоны, и люди от руки вписывали проблемы, требующие решения. Я их сохранил и сделал для себя единый перечень. На днях пересматривал. Выполнил почти все пункты этого перечня.

Корр.: А какие проблемы получили актуальность только сейчас?

П.З.:  Энергоэффективность, энергосбережение. Эти вопросы сегодня наконец-то приобретают актуальность. Ведь не секрет, что на единицу продукции наша страна тратит в четыре раза больше энергоресурсов, чем Европа. В той же сфере ЖКХ. Посмотрите на котельные в Советском районе, вспомните то, как неэффективное ЖКХ съедало бюджет, какие многомиллионные убытки приносило. Реформирование и модернизация этой отрасли, проводимые в районе, — сейчас действительно выход из положения. Другое дело, что процесс этот болезненный и вызывающий бурю негативных эмоций, так как связан с сокращением людей. А в Советском тем хуже, что ситуация приобретает ненужный политический оттенок. И поверьте мне, он весьма далек от какого бы то ни было конструктива и желания решить проблему. На сложностях легко спекулировать. Но надо понимать — там, где заканчивается «пиаровская» болтовня, когда людям говорят именно то, что они хотят услышать, а именно — что «все плохо», начинается дело. Вот здесь все и становится на свои места. Да, со сложностями, но в Советском районе сегодня проблема энергоэффективности ЖКХ хоть как-то решается.

Вторая проблема — экология, которой всегда занимались по остаточному принципу. Сейчас новый Губернатор ставит перед промышленными предприятиями задачу минимизировать вредное воздействие на окружающую среду. К примеру, если раньше мы никак не могли включить в наши программы строительство полигонов ТБО в трассовых поселках, то сейчас заключили соглашение с Правительством Югры, в котором присутствуют и полигоны ТБО, и ВОСы, и КОСы.

Вообще, возвращаясь к основной нашей проблеме, я думаю, главный приоритет это все-таки вопрос жилищного строительства и сноса ветхого жилья. Губернатор уже заявила о намерении в течение пяти, максимум десяти, лет снести все ветхое жилье. Значит, должны наращиваться темпы строительства нового, недорого и качественного.

Корр.: Как Вы относитесь к деревянному многоквартирному домостроению в этом контексте?

П.З.: Ясно к чему клоните. Ну, давайте порассуждаем, что такое деревянный дом?

Корр.: Дом из дерева.

П.З.: Это хорошо или плохо?

Корр.: Вот это и хотелось бы знать?

П.З.: Вы как считаете?

Корр.: Лично я считаю — это хорошо, если этот дом индивидуальный, построенный не за счет бюджета, тогда он может быть хоть шалашом, если на рынке есть желающие его купить.

П.З.: Дерево, цемент и кирпич — это все строительные материалы. Дерево от кирпича отличается тем, что оно горит, поэтому деревянное строение должно соответствовать действующим нормам пожарной безопасности. Я не видел ни одного человека, которому удалось построить и сдать в эксплуатацию дом, не соответствующий нормам пожарной безопасности. Раз дома строятся, значит, они соответствуют нормам пожарной безопасности. К тому же, есть превентивные мероприятия, которые повышают пожарную безопасность деревянных строений. На мой взгляд, дома, построенные по американской технологии с использованием плит OSB, соответствуют всем нормам пожарной безопасности как снаружи, так и внутри. Единственный серьезный недостаток этих домов — слабая звукоизоляция, поэтому многоквартирные дома строить по этой технологии проблематично, я бы не советовал. В качестве же двухквартирных коттеджей — это наиболее оптимальный вариант.

Что касается технологии, которая применяется в Советском районе, когда дома строятся с использованием щитовых панелей, то это европейская технология. Срок службы такого дома — не менее 50-ти лет. Самое главное, что при строительстве используются местные материалы, при этом себестоимость строительства — 28-30 тысяч рублей за квадратный метр. Такие дома строятся не только в Советском, но и в Белоярском, и Березовском районах.

Глава Белоярского Сергей Маненков как только увидел эту технологию, нашел предпринимателя, оказал ему содействие. Они закупили линию производства, и там уже три года строятся двух-, трехэтажные многоквартирные дома. Материал для этих домов закупали в Советском районе и везли туда, поэтому дома там дороже — не 26 тысяч рублей за квадратный метр, а 32 тысячи рублей.   

Это очень хорошая технология: дом строится очень быстро из готовых конструкций — пол, потолок, стены. Такие дома также соответствуют нормам пожарной безопасности, по экологии — вообще вопросов нет. Если пожар возникает в одной квартире, то дом не сгорает, об этом свидетельствуют результаты специально проводимых испытаний.

В квартире ставится огневая пушка, огонь направляется в стену и фиксируется время выгорания и зона поражения. Вы возьмите кусок щита, попробуйте его сжечь. Не получится.

Корр.: Я видел эти эксперименты, согласен, что так и есть. Только, те же пожарные утверждают, что эти огнестойкие свойства действуют весьма ограниченное время, а через несколько лет нужно проводить мероприятия, которые и стоят дорого, и проводиться вряд ли будут.

П.З: Я понимаю эту позицию. В Советском районе синдром «негативных ожиданий», наверное, оправдан. Жить легко здесь никогда не было. Но мне думается, что в данной ситуации проблема только в одном — люди психологически не готовы жить в таких домах. Слишком долго жили в щитовых жутких советских балках и деревяшках. Но поймите и Вы, сегодня деревянное домостроение — это действительно быстрый и, подчеркиваю, качественный способ решить проблему сноса ветхого и непригодного жилья. За двадцать тысяч рублей за квадратный метр капитальный дом не возвести. Что же теперь вообще ничего не строить? Здесь говорить нужно, в первую очередь, о качестве строительства! Тут действительно нужно отдельно разбираться, но не стоит отрицать саму идею только потому, что дома деревянные. Знаете, по отношению к этой теме, мне думается, больше истерики, чем здравого смысла. Причем истерики, создаваемой искусственно. Может, я говорю непопулярные вещи для Советского района, но говорить об этом нужно.

Корр.: Хорошо, если директива Губернатора округа по сносу ветхого и строительству социального жилья будет исполнена, то может получиться так, что лет через пять, например, Советский будет весь состоять из деревянных двухэтажек.

П.З.: Думаю, нет. Представьте, есть потребность в сносе ветхого жилья, у вас две перспективы: стоять в очереди сорок лет, чтобы получить капитальное жилье, или подождать всего пять лет и заселиться в деревянный дом. Что Вы выберете?

Корр.: Большинство выберет быстрый вариант, если другого выбора нет.

П.З.: Правильно, лучше пожить в бесплатном европейском деревянном доме сейчас и, если есть желание, поднакопить средств и построить желаемый каменный индивидуальный. Поймите правильно, в этой истории я не за Удинцева. Вы же к этому ведете? Поверьте мне, я за идею.

Корр.: Может быть, когда в Югорске построят несколько многоквартирных деревянных домов, то и в Советском успокоятся?

П.З.: Каждый город имеет свою архитектуру. Чтобы сейчас строить деревянный дом в центре Югорска нужно быть или просто идиотом, или очень плохим архитектором. Город развивается, и по плану застройки строятся капитальные высотные дома. А вот в пригороде действительно рассматривается вариант построить микрорайон пентхаусов или социальных домов, если в этом будет потребность. Но сейчас уже нельзя отдельные деревянные дома ставить в городе. Застройка должна быть типовая и красивая.

Корр.: Хорошо, Павел Николаевич, мы и так, наверное, уже порвали на части общественное мнение, сменим тему. Почему в последнее время слышно все меньше о проекте «Урал Промышленный — Урал Полярный»?

П.З.: Знаете, если рассматривать проекты, реализуемые на территории округа, то можно обратить внимание на то, что там, где имеется только заинтересованность государства, дело продвигается очень тяжело. Возьмите тот же проект «Югра-Плит» на территории Советского района — совершенно та же ситуация. Все дело в том, что государство является неэффективным бизнесменом и неэффективным собственником. Государство должно создавать условия для реализации бизнес-проектов и пытаться привлекать инвесторов, тогда многих проблем не будет. Не успел проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» начаться, не успело государство построить инфраструктуру под проект, как сразу же возник вопрос об эффективности вложения средств. Даже новый Губернатор не смогла получить четкий ответ на вопрос: «А что дает этот проект?». Хотя деньги уже вроде бы потрачены. И во многих таких проектах, где идеологом и инвестором является государство, подобные вопросы возникают. Хотя в целом проект очень перспективный для региона, но заинтересованности крупного бизнеса нет, похоже, государство не смогло ее создать.

Корр.: Когда будет закончено строительство дороги «Ивдель — Обь»?

П.З.: Эту дорогу строит Свердловская область, с нашей стороны до границы с Ханты-Мансийским округом она построена. Вся проблема в том, что сейчас мы больше в ней заинтересованы, чем наши соседи — для нас это круглогодичный выход на большую землю. Бывший Губернатор Свердловской области Э. Россель понимал стратегическое значение дороги для уральского региона и, кстати, для реализации проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» на строительство выделялись миллиарды рублей. Благодаря им, дорога построена, но не достроена. Осталось положить асфальтобетон, протяженностью 75 километров, от Оуса до Пелыма и от Пелыма до границы с ХМАО. Цена вопроса — 1 миллиард 200 миллионов рублей. С прошлого года было прекращено финансирование этой дороги, мало того, субподрядчик, который вел данное строительство — компания «Магистраль» — строил объект авансом и это его погубило. Сейчас он находится в состоянии банкротства. Сказать, когда будет достроена эта дорога, в данный момент может, наверное, только новый Губернатор Свердловской области. Ханты-Мансийский округ не имеет право финансировать окончание строительства дороги на чужой территории.

Корр.: Как обстоят дела с реконструкцией дороги «Советский — Югорск»?

П.З.: Такие планы были, часть средств на реконструкцию должна была поступить из бюджета автономного округа, основная часть (более 90 % средств) — по программе «Сотрудничество» между ХМАО, ЯНАО и Тюменской областью. Однако в прошлом году, опять-таки из-за кризиса, реализация программы дорожного строительства была приостановлена. Сейчас программы будут пересматриваться, что там будет, пока сказать не могу.

Корр.: В Советском есть многострадальная дорожная развязка, которую долгое время строили, в итоге в состоянии 90 % готовности она очень долго стояла, начала разрушаться, потом ее каким-то чудом сдали в эксплуатацию. Год, два, три ее поэксплуатировали, сейчас она опять признается аварийной. Когда спрашиваешь местных руководителей о такой бесхозяйственности, они указывают наверх, вот Вам и задаю вопрос: почему такие вещи происходят и если кто-то виноват, где уголовные дела? Там же деньги, огромные деньги…

П.З.: По уголовным делам это не ко мне, это в прокуратуру. Я что могу сказать: ни одна дорога не строится без наличия проектной документации, ни одна проектная документация не принимается без наличия государственной экспертизы. Только при условии составления этих документов выделяются бюджетные средства на строительство любой дороги, любого объекта в ХМАО. Таков порядок. Потом проводятся конкурсные процедуры, на которых побеждает конкретный подрядчик. Готовый объект на соответствие проектной документации принимает комиссия. Деньги были выделены, подрядчик работал, деньги потрачены, дорога сдана в том виде, в каком есть. Соответственно, имеются основания для более пристального рассмотрения ситуации.

Как депутат, с вашей подачи я могу поинтересоваться.

Корр.: Какова динамика интеграционных процессов с Тюменской областью?        

П.З.: Если говорить об экономической интеграции, то она никогда не прекращалась, существует та же программа «Сотрудничество». Что касается политической интеграции, под которой подразумевается объединение, то речь об этом пока не идет. Когда новый Губернатор вступала в должность, я задал ей прямой вопрос: «Есть ли задача объединить в один Субъект Федерации Тюменскую область, ХМАО и ЯНАО?». Она ответила, что перед ней такой задачи Президент не ставил. В то же время Президент может в любой момент такую задачу поставить, и мы понимаем, что она будет исполняться главами регионов, тем более что проблемы существуют. Голосуя на выборах депутатов окружной и областной Думы, мы признаем, что ХМАО — сложноподчиненная территория, а вечно это продолжаться не может, потому что по Конституции Тюменская область — Субъект Федерации, мы — тоже Субъект Федерации, следовательно, в Конституции имеется противоречие. Соответственно, мы должны или объединиться или разъединиться. По закону объединение происходит на основании референдума, когда большинство жителей Субъектов Федерации принимает решение об объединении, а население еще надо убедить. Моя точка зрения, что такое объединение ухудшит социально-экономическое положение и динамику развития двух Субъектов Федерации — ХМАО и ЯНАО, поэтому я лично против этого объединения.

Корр.: Вы, как человек, знающий несколько больше и видящий несколько дальше, чем рядовой обыватель, как можете спрогнозировать социально-экономическое развитие нашей территории на ближайшее время?

П.З.: Жизнь и состояние территории определяет бюджет. Все муниципальные образования Ханты-Мансийского округа в разной степени дотационные. Самый малодотационный — это Сургут (60 %  — собственные доходы, 40 % — дотации), самый дотационный — Березовский район (17 % — собственные доходы, 23 % — дотации). Если взять Советский район, то ситуация такова: пять лет назад уровень дотационности составлял 80 %, сегодня Советский район имеет около 30 % собственных доходов и 70 % с небольшим — дотаций. Город Югорск — 40 % собственных доходов, 60 % — дотаций. Я думаю, что по уровню обеспеченности собственными доходами Советский район лет через пять догонит Югорск за счет занятости населения, за счет развития лесопереработки.   

Что касается бюджетной обеспеченности — количества денег, выделяемых на одного жителя, наша территория (Советский район и Югорск) является самой бюджетообеспеченной на территории автономного округа — около сорока тысяч на одного жителя в год. Однако вопрос в том, как эти деньги тратятся. Если в бюджете Советского района убытки ЖКХ составляют 80 миллионов рублей, то понятно, что ни на что другое денег не хватает. Далее, средств на медицину Советский район тратит больше, чем Югорск, потому что в Югорске только одна больница. Или ситуация в образовании: в Югорске все школы работают в одну смену, в Советском районе — в две. То есть надо говорить об эффективности бюджетных затрат. Эти вопросы должны решать муниципалитеты вместе с местными депутатами. В Советской районной Думе необходимого для этого взаимопонимания, на мой взгляд, сейчас нет. У вас же когда возникают вопросы по эффективному расходованию бюджетных средств, как правило, все ищут козла отпущения. Разумеется, находят… в виде главы муниципального образования. Но это не решение проблем. Это политика. А там, где заканчивается вся эта болтовня на публику, я уже говорил, начинается реальная работа. Со стороны кажется, что ею как раз только глава и занимается... Вот почему мы на окружной Думе ведем себя по-другому, поэтому и Дума в городе Югорске ведет себя по-другому. Что мешает в Советском районе также работать и создать конструктивную обстановку? На мой взгляд, многие проблемы Советского района связаны с отсутствием именно нормального взаимопонимания и конструктива. Нагнетать обстановку всегда проще, чем что-то реально делать.

Есть еще одна проблема — уровень доходов населения района, он ниже процентов на двадцать, чем в среднем по округу. Например, в Югорске, Белоярском, Березовском  районах доходы на одного человека в месяц составляют 36-38 тысяч рублей в месяц. В Советском районе — 25 тысяч рублей. Получается, что зарплата в лесной промышленности и бюджетной сфере в 1,5-2 раза ниже, чем в нефтяной и газовой отрасли. А предприниматели вообще зарплату платят в конвертах, но, например, в Сургуте и Нижневартовске уровень дохода населения еще ниже, чем в Советском — 23 тысячи рублей.

Тем не менее, нужно понимать, что Советский район сегодня — это уже не депрессивная, а развивающаяся территория с дорожной инфраструктурой. Так же есть железная дорога, исправно работающий аэропорт, жилья строится по полтора квадратных метра на человека в год, объектов строится масса, только на программу газификации района в ближайшие три года будет израсходовано 800 миллионов рублей.  

Корр.: Заключительный вопрос: когда Губернатор была в Югорске, она сказала, что самая большая проблема Югорска заключается в разнице доходов работников предприятия «Газпром трансгаз Югорск» и остальными жителями города. Вы воспринимаете это как заслугу, как генеральный директор предприятия, или как недоработку, как депутат окружной Думы?

П.З.: Хочу пояснить, что Наталья Владимировна пользуется старой информацией и сейчас это уже не актуально. Если раньше разница, действительно, составляла в два-три раза, то сегодня уровень доходов работников бюджетной сферы ниже, максимум, в полтора раза или на 20 %, то есть за это время мы, как депутаты, постоянно поднимали доходы работников бюджетной сферы. Сегодня они составляют в среднем 32 тысячи рублей. Мы понимаем, что разница доходов вызывает социальную зависть, которая, в свою очередь, порождает социальную ненависть, но сегодня это уже не актуально.

Что касается соцпакета, то у работников бюджетной сферы он тоже значительно подтянулся. Недавно городская Дума Югорска, например, приняла решение: по аналогии с нашим предприятием выплачивать бюджетникам, выходящим на пенсию, денежное вознаграждение. Доходы пенсионеров тоже возросли по отношению к прожиточному минимуму, установленному в округе. Все это способствует социальной стабильности.

Корр.: Осталось еще много вопросов, но в рамки одного интервью их явно не вместить, поэтому оставим на будущее. Спасибо, что нашли время на содержательные ответы.  

Беседовал В. Турин


Нет комментариев. Ваш будет первым!