«Железная» вода. Чем богаты югорские потоки? — Портал "2 ГОРОДА"

USD 96.06
EUR 105.31

«Железная» вода. Чем богаты югорские потоки?

«Железная» вода. Чем богаты югорские потоки?

Железо, которое не куётся
Фразу «вода – источник жизни» знают все, но о том, как эта жидкость в действительности влияет на нас, задумываться мы не привыкли. А зря? Ведь по некоторым данным около 70 % всех современных болезней вызвано употреблением загрязненной питьевой воды. Она может и забирать человеческую жизнь, и дарить ее.
Так, в свое время наш соотечественник профессор Геннадий Бердышев, исследуя образ жизни долгожителей в Азербайджане, на Горном Алтае, в Японии, Индии и Китае, пришел к выводу, что их секрет кроется в употреблении в жидком виде местных тальников. Интересными в этом отношении являются и исследования румынского ученого Анри Коанда, который так же был увлечен поиском источника вечной жизни. За пример он взял два региона (Северный Пакистан и Эквадор), где наблюдались необычные свойства воды и очень большое количество долгожителей. В результате исследования ученый сделал вывод, что именно вода влияет на здоровье человека сильнее любого другого пищевого продукта.

В настоящее время практически все водные объекты России подвержены антропогенному загрязнению. В воде большинства рек и озер отмечается превышение ПДК хотя бы по одному загрязняющему веществу. По данным Госкомсанэпиднадзора России, питьевая вода в более чем 30 % водоемов не соответствует ГОСТу.

Стоит признать, что Югра в этом отношении вряд ли когда-нибудь станет родиной долгожителей. Хотя правительство округа и намерено за счет «Чистой воды» увеличить продолжительность жизни югорчан на несколько лет. Однако на это потребуется много времени и средств.
И виновна в этом, в том числе, северная природа. Так, по словам депутата окружной думы Сергея Дегтярева, водные проблемы в регионе были всегда, практически с момента освоения:
– Вода Севера перенасыщена железом. Специалисты такую воду называют «железной». Также в ней избыток марганца и других химических элементов из таблицы Менделеева. Таким образом, вода, которая течет из кранов жителей Ханты-Мансийского округа, является жесткой и не всегда пригодна для употребления.

Сельский вопрос
О том, насколько «суровой» бывает вода, бегущая из крана, вам могут рассказать едва ли не большинство жителей сельских поселений Югры. По данным окружного департамента экологии, в нашем регионе лишь 59 % сельчан имеют доступ к центральной системе водоотведения. Остальные так и живут во временах коммунизма. Причем речь отнюдь не всегда идет об отдаленных деревушках, до которых сложно добраться человеку, не то что проложить туда трубы. К примеру, в поселке Луговской Ханты-Мансийского района, который находится всего в нескольких десятках километров от окружной столицы, канализации нет, а питьевую воду люди набирают из общей колонки, а также – для приготовления пищи, стирки и других хозяйственных нужд.
– Из крана вода бежит, но ею сложно даже посуду мыть, – рассказывает сельская жительница, пенсионер Ольга Безденежных. – На кружках и тарелках остается жирный несмываемый налет. Да и стирать белье в подобной воде никто не рискует. Во-первых, такого испытания не выдержит ни одна стиральная машинка, во-вторых, белое неизменно приобретает оттенок желтушности, а потом, сколько кондиционера не добавляй, одежда все равно жесткая и стоит едва ли не колом.
И такая ситуация в сельских поселениях не редкость. В Югре остается высокой потребность в строительстве и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения.

Необходимо строительство 110 и реконструкция 27 канализационо-очистных сооружений, при этом в 98 населенных пунктах КОС отсутствуют. Также необходимо строительство 74 и реконструкция 46 водоочистных сооружений, при этом в 59 населенных пунктах ВОС отсутствуют.

Как отмечают эксперты, наиболее остро проблема обеспечения населения чистой питьевой водой стоит в Нефтеюганске, Пыть-Яхе и Нягани.
Последний город стал буквально притчей во языцех – именно местная вода, согласно исследованиям Роспотребнадзора, является самой худшей в регионе. Коммунальщики называют ее «хозяйственно-питьевой», на самом деле честнее обозвать эту жидкость железомарганцевой. В ней предельно-допустимая норма содержания железа увеличена в десять раз, да и содержание марганца давно оставило позади ГОСТовскую планку приличий.
Тем не менее проблема решается, главным инструментом стала именно целевая программа «Чистая вода», в рамках которой в Нягани в 2013 году была построена новая станция по очистке воды. Здесь установлены 24 фильтра, в каждом по 17 тонн кварцевого песка, проходя через них, вода очищается от вредных примесей. Как заверяют жителей специалисты, теперь ее можно пить безбоязненно, а ведь когда-то няганцы боялись в ней даже мыться.
Все же идеальной с точки зрения увеличения продолжительности жизни эта вода станет лишь в 2016 году. Так говорят коммунальщики. Им еще предстоит потрудиться над заменой водопроводов.

Деньги – в трубу
И это еще одна болевая точка на водной карте округа. Большинство труб, по которым льется источник жизни в Югре, досталось нам в наследство от сибирских первооткрывателей. А значит, их состояние оставляет желать лучшего. Но средств на их замену у муниципалитетов не хватает катастрофически. В 2012 году при подготовке к осенне-зимнему периоду замена ветхих водопроводных сетей в регионе составила всего 3, 52 % от их общей протяженности, тогда как по данным специалистов окружного департамента экологии необходимый нормативный минимум ежегодной замены составляет не менее 4 %.
А ведь продукт коррозии трубопроводов сегодня едва ли не главный источник опасности для жителей региона. В периоды отключения воды и поступления в трубы воздуха происходит интенсивное образование окислов железа, повышается шероховатость труб, увеличиваются поверхности обрастаний, на которых сорбируются имеющиеся в потоке примеси. Результатом является высокая аварийность, возникновение вторичных загрязнений в водопроводных сетях и дефицита воды в отдельных районах, связанного с уменьшением проектных диаметров труб.

Износ водопроводных сетей в округе составляет до 50 %, а в отдельных городах, таких как Лангепас, Лянтор, Нефтеюганск, – более 60 %. Неучтенные потери воды (коммерческие и физические) составляют около 18 % от объема воды, подаваемой в сеть, однако в Белоярском, Пыть-Яхе, Югорске, Советском и Лянторе потери превышают 30 %.

При всех этих проблемах целевая программа «Чистая вода» уже дает свои результаты. По данным департамента экологии Югры, в 2012 году активно проводились работы, связанные со строительством и реконструкцией КОС в населенных пунктах округа. В частности, проведена реконструкция поверхностного водозабора на реке Вах питьевого назначения для Нижневартовска, в Югорске расширены водоочистные сооружения до 15 000 куб. м/сутки, построены канализационные сети в поселке Высокий, расширены КОС в Югорске, проведена модернизация канализационных очистных сооружений поселка Аган Нижневартовского района, реконструкция очистных сооружений в селе Угут Сургутского района.
Тем не менее многое сделать еще предстоит, но об этом читайте в наших следующих материалах.


Нет комментариев. Ваш будет первым!