ДЕНЕГ МНОГО НЕ БЫВАЕТ, ИЛИ КТО УСТАНАВЛИВАЕТ НАШУ ЗАРПЛАТУ
В "Югорском вестнике" №17 от 2 марта 2005 года сообщалось об открытии с середины февраля в Югорском ГОВД телефона доверия, по которому могут обратиться все, кто имеет какую-либо информацию по нарушениям, связанным с выплатой заработной платы.
С просьбой рассказать о работе телефона доверия мы обратились к исполняющему обязанности начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями Александру Куропятнику. По его словам, необходимость создания такого телефона доверия была обоснована ситуацией в городе - в ГОВД поступало много жалоб от населения о невыплате зарплаты, о неправильном ее начислении и других. Вопрос заработной платы, размер которой, понятно, многих не устраивает, особенно бюджетников и людей, работающих по найму, актуален не только для Югорска, но и для страны в целом. «Что касается ситуации в нашем городе, - поясняет Александр КУРОПЯТНИК, - судите сами - за две недели с момента опубликования информации об открытии телефона доверия при нашем отделе поступило порядка 100 звонков. Скажу сразу, что основная масса звонков еще не отработана, поскольку объем работы большой. Очень жаль, что люди не хотят называть свою фамилию, стараются ограничиться сведениями «там-то случилось то-то, проверьте». И большая масса такой информации не подтверждается. Печально, что столько нашего рабочего времени тратится впустую. Начальнику, на которого поступила жалоба, это стоит много нервов, вносится сумятица в работу всего коллектива. Из числа отработанных анонимных обращений правдивой оказалась только половина, поэтому стараемся в первую очередь отработать информацию, которая оставлена с указанием имени и фамилии обратившегося. Информация будет со временем отработана вся, даже если зарплату не выдавали два месяца, а потом выплатили, то это найдет свое отражение в бухгалтерской документации и будет зафиксировано, если не ведется двойная бухгалтерия, о чем нам также поступали сообщения. Уголовных дел пока возбуждено не было, в связи с тем, что руководители предприятий, допустившие задолженности, идут на выплату заработной платы. По вопросу размера заработной платы могу сказать, что в частном бизнесе ее устанавливает предприниматель сам, а что касается государственных предприятий, то здесь действуют федеральные и местные законы, т.е. власть на местах не может самостоятельно устанавливать размер заработной платы».
Правильность выплаты заработной платы на предприятиях, в учреждениях и организациях - компетенция не только силовых структур, но и государственной инспекции труда. Количество обращений, жалоб граждан, так или иначе связанных с заработной платой, достаточно велико. Мы обратились к руководителю Югорской региональной группы государственных инспекторов труда в ХМАО-Югре Василию Малюшину с вопросом - какие наказания предусмотрены законом за нарушения в сфере выплаты заработной платы и от кого зависит размер заработной платы.
- С 1 мая 2004 года инспекция труда активизировала свою деятельность по указанию представителя президента в УрФО Петра Латышева по профилактике правонарушений в области оплаты труда, - рассказал о своей работе Василий МАЛЮШИН. - В этой связи нами проведена уже достаточно большая работа, основанная на плановых проверках. Я один обслуживаю территорию четырех районов, есть с чем сравнить, хотя в основном нарушения везде одинаковые. В Югорске в результате ряда проверок образовательных учреждений я вынужден внести представление руководству управления образования о принятии мер дисциплинарного, материального воздействия к руководителям, которые задерживали зарплату и расчетные суммы, задерживали оплату отпуска и выплачивали задержанную зарплату без денежной компенсации. Мы нещадно штрафуем таких руководителей и даже можем составить административный протокол на дисквалификацию, если увидим здесь систему, нежелание руководителя выполнять требования законодательства. Если заработная плата на предприятии задержана даже на два дня, она должна быть выплачена с компенсацией - это закон. С этого года мы проводили преимущественно проверки в обществах с ограниченной ответственностью. Это некрупные предприятия, преимущественно строительство, жилищно-коммунальный комплекс. Там наибольшее количество нарушений, в том числе и по оплате труда.
Больше всего мы занимаемся проблемами, связанными с оплатой труда. Большинство работадателей, руководителей, владельцев мелких и средних предприятий вообще игнорируют требования законов по установлению конкретного дня выплаты заработной платы не реже чем один раз в полмесяца. По городу Югорску у нас не очень благополучная ситуация, поскольку большинство предпринимателей заключают с наемными работниками договоры на дискриминационных условиях. Хорошо если декларируется предпринимателем обязанность оплатить льготный проезд, но это фактически единичные случаи, когда предприниматель действительно реализует право работника на оплату льготного проезда. К сожалению, ни одна наша проверка не обходится без штрафов. Кроме обращений по несвоевременной выплате заработной платы, есть достаточно много вопросов (в основном от бюджетников) по ее размерам. Нужно сказать, что зарплата работникам бюджетной сферы устанавливается ETC, и обвинять администрацию в том, что она низкая, нельзя. Есть закон, а возможности администрации заключаются только в том, чтобы найти средства в бюджете для введения каких-то доплат. Кто и каким образом должен увеличить зарплату бюджетников? Нужно понимать, что не все так просто. Не бывает такого, что руководитель захотел и увеличил зарплату. Но ввести систему материального стимулирования из средств местных бюджетов - возможно. Я считаю, что если скоординировать в первую очередь работу налоговой инспекции, органов борьбы в сфере экономики, создать условия для повышения объемов сбираемых налогов, то возможность для повышения денежных выплат работникам бюджетной сферы есть.
Алена ШЕСТАКОВА, Светлана РОМАНОВСКАЯ.