СДЕЛКА С НЕДВИЖИМОСТЬЮ НЕ ТЕРПИТ СПЕШКИ
Процесс оформления гражданами прав на недвижимость с некоторых пор стал довольно хлопотным из-за длительности. Многие югорчане высказывают недовольство по этому поводу, но, как объяснил заместитель главы города по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации города Югорска Сергей Голин, что-либо изменить в данном процессе сложно.
— До 1998 года процедура оформления прав на недвижимость была довольно простой, - поясняет Сергей ГОЛИН.
-Гражданин строил дом, сдавал его в эксплуатацию, регистрировал в бюро технической инвентаризации, после чего брал земельный участок на каком-либо праве; либо же гражданин заключал у нотариуса или в администрации города сделку, опять же регистрировал приобретенный объект недвижимости в бюро технической инвентаризации, после чего оформлял земельный участок. При этом никаких особых претензий к форме и содержанию оформляемых документов не предъявлялось.
С 1998 года согласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» единственным доказательством существования права стала считаться его государственная регистрация. Данный закон и его реализация направлены, прежде всего, на защиту прав участников гражданских и земельных правоотношений - граждан и юридических лиц. Не секрет, что одной из проблем больших городов является оформление сделок с недвижимостью преступным путем, а именно посредством мошенничества, когда ничего не подозревающий хозяин квартиры (жилого дома, магазина, гаража) вдруг узнает о существовании еще нескольких «хозяев» либо вообще оказывается на улице, без жилья и средств к существованию. Особенно часто в «группе риска» оказываются самые незащищенные слои населения - пенсионеры, инвалиды, одинокие пожилые люди. Именно поэтому, в целях недопущения нарушения чьих-либо прав так дотошно и детально проверяют документы служащие Федеральной регистрационной службы, что, естественно, влечет и очереди, и затраты времени.
Нередки случаи, когда гражданин, прожив 20 лет в собственноручно построенном доме и ни разу не задумавшись о необходимости оформления прав на него, желает продать (подарить, поменять, оставить в наследство) свое жилище и спохватывается непосредственно перед оформлением сделки. В таком случае у гражданина нет никаких шансов оформить все необходимые документы быстро и без проволочек.
Документы приходится оформлять в рабочее время, и это еще один повод для недовольства граждан. Понять людей можно, но и требовать от работников федеральной службы работать в выходные дни нельзя.. Хотя уже рассматриваются предложения по установлению удлиненного графика работы некоторых отделов администрации. Кроме того, граждане должны уяснить, что это время не потрачено впустую, так как потратив время сейчас, они решат многие проблемы потом, защитив, прежде всего, свои интересы и интересы своих потомков.
Упростить процедуру оформления невозможно, поскольку порядок приватизации и совершения других сделок с недвижимостью предусмотрен федеральным законодательством и направлен, как уже говорилось выше, на сохранение интересов самих граждан.
Граждане могут упростить оформление документов лишь одним способом - доверить их оформление специалисту, оказывающему соответствующие услуги, но и здесь есть определенный риск - на оказание таких услуг не требуется лицензии, то есть государством и уполномоченными им органами не проверяется наличие специальных и достаточных знаний таких специалистов, следовательно, никто не может поручиться за качество оказываемых ими услуг.