Где живёт Аномалий — Портал "2 ГОРОДА"

USD 92.71
EUR 103.47

Где живёт Аномалий

Где живёт Аномалий

Корр.: В СМИ все чаще стала появляться информация о том, что в Югре участились случаи встреч людей с медведями. А на нашей территории медведи где были замечены?

Г.И.: Вообще медведи поднимаются весной голодные, поэтому идут туда, где могут найти еду. Иногда они приходят, например, на свалки, то есть в районы жилья. Насколько я знаю, у нас они были на свалке по дороге в Зеленоборск. Сначала там видели медведицу с двумя медвежатами, затем большого медведя, а совсем недавно еще одного медвежонка. В Агирише на кладбище гуляли косолапые. Это закономерно. Скоро созреют ягоды, и они уйдут в лес.

 

Корр.: Какова гарантия того, что человек выживет при встрече с медведем?

Г.И.: Трудно сказать, но вероятность выжить довольно высокая.

 

Корр.: И что для этого надо делать?

Г.И.: Стоять на месте и кричать. Руками махать нежелательно, нельзя смотреть прямо в глаза – это проявление угрозы. Вот, кстати, на Татьяну Леонидовну медведица с медвежатами бросалась.

Т.Л.: Да, было такое. Я за время работы в лесу несколько раз встречалась с медведями. Первый раз это случилось в заповеднике. Мы вместе с лесничим шли с кордона Белая гора в сторону железной дороги, расстояние – примерно 5 км. А за нами еще щенки увязались. Где-то на середине пути наткнулись на медведицу, которая ухитрилась уснуть на обочине дороги на песочке. Судя по следам, медвежата играли рядом. Когда щенки подбежали к ним, медведица поднялась и увидела нас, отчего была сильно недовольна: у нее здесь дети, а тут какие-то люди пришли. Она одного медвежонка подхватила, хлопнула по попе, и он как мячик полетел через молодые сосенки. Второй в это время перебежал через дорогу. Получилось, что мы – перед ней, а дети по разные стороны дороги. Что же делать?! Ей детей спасать надо! Она и стала нас прогонять.

 

Корр.: Как прогоняла?

Т.Л.: Бросалась, набегала на нас. Добежав, резко тормозила, топала. Останавливалась метрах в трех, так, что и морду с прижатыми ушами, и зубы в приоткрытой пасти я хорошо видела. Затем отходила назад, чтоб посмотреть, где дети, и снова набегала.

 

Корр.: И что, не было желания бежать наутек?

Т.Л.: Конечно, хотелось. Но мне еще с детства хорошо вложили в голову, что бежать в такой ситуации нельзя.

Г.И.: У хищников инстинкт преследования такой же, как у собак.

Т.Л.: Так что мы пятились потихоньку. У лесничего был с собой совок металлический и нож, он стучал ими друг об друга, но на нее этот звук никакого пугающего эффекта не производил. В итоге мы отпятились настолько, что ушли за поворот дороги, и медведица от нас отстала. У нее не было никакого желания преследовать нас, она просто спасала детенышей.

 

Корр.: А Вы, наверное, только за поворот – и побежали?

Т.Л.: Нет. Я перевела дух, села на валежину и сказала лесничему: «Все, теперь ты пойдешь меня провожать до самой станции». В это время медвежонок в зарослях расплакался, как ребенок в люльке, потом плачь перешел в щенячье поскуливание, а затем и вовсе стих. Стало понятно, что мамка пришла, наподдавала шлепков, забрала непослушного дитятю и увела. Щенки вернулись, лесничий их отчитал за то, что ему пришлось их защищать, хотя он, наоборот, на них рассчитывал.

Г.И.: Эта ситуация со щенками самая плохая. В тот период, когда у всех животных малыши, собак с собой брать в лес нежелательно. Медведица детей защищала, а щенки ее спровоцировали. На человека она совсем не так будет реагировать – постарается уйти, чтобы избежать встречи. По крайней мере, сколько я здесь живу, лет 40, не слыхал о том, чтобы медведь на человека нападал. Он проявляет агрессию только в том случае, если его спровоцировали.

 

Корр.: Медведи у нас одной окраски?

Т.Л.: Нет. У нас на научном стационаре в вольерах живет трое косолапых, и все они разные. Шурик - блондин светло-палевый. Потап – брюнет, почти черный. А Машка – модница мелированная: вся коричневая, а голова рыжая.

Г.И.: А издалека все бурые.

Т.Л.: Второй раз, когда я видела медведя в лесу, он вообще был желтого цвета, только брюхо коричневое.

 

Корр.: Человек зашел в лес, как он может понять, что ему лучше отсюда уйти, так как медведь близко?

Г.И.: Никак. Он очень тихо ходит.

Т.Л.: Если в лесу что-то трещит или кто-то шумит, то это заяц или лось.

Г.И.: Вообще на медведя сложно натолкнуться. Он слышит хорошо, также у него отлично развито обоняние (за 20 км чувствует запахи!). Так что вероятность встречи в лесу с ним крайне мала.

 

Корр.: А их в нашем лесу много?

Т.Л.: В природном парке ведется учет численности медведя по промерам следовых отпечатков. Мы рулеткой делаем замер ширины следа передней лапы. На одной территории два медведя с одним размером лапы не живут. Весь лес поделен между животными на индивидуальные участки. Когда производим замеры, становится понятно, что здесь, к примеру, живет медведь с шириной лапы 12 см, а там – с лапой 11 см. Составляем таблицу, карту и высчитываем, сколько медведей на территории. Хочу сказать, численность достаточно высокая.

Г.И.: Года три назад их вообще очень много было.

 

Корр.: С чем это связано?

Т.Л.: Тогда сильно горели леса, и медведям пришлось покидать обжитые участки. Понятно, что когда на территорию приходит более сильный зверь и прогоняет слабого, тот, в свою очередь, в поисках пищи выходит к нам. В тот год я три вечера отбивалась от медведя, который пытался пробраться на научный стационар. Он приходил как по расписанию в десять часов вечера, и до трех часов ночи мы «держали оборону». Медведь был молодой. Его, видимо, «выдавили» с кормных участков более сильные животные. Он рвался то на кухню, то на мусорку, то в курятник, то к загону, где содержалась козочка. Инспекторы все были заняты тушением лесных пожаров. На стационаре оставались я, еще две сотрудницы, две студентки и дети. Нам оставили охотничью собаку (ее специально для защиты от медведя выпустили из вольера), выдали несколько просроченных огнетушителей, которые шипят, но не дают пены, и металлические штыри. Но ни металлическое бряканье, ни шипенье огнетушителей не помогло. Хорошо, что с нами была собака: пока она гонит медведя, он удирает, потом заляжет в лесу, спрячется. Собака возвращается, а косолапый следом. Выручил мой пронзительный свисток. Свистнула – медведь присел и «дал деру»! Больше не появлялся.

 

Корр.: В интернете есть видео, где люди подкармливают медведей. Как Вы к этому относитесь?

Г.И.: Это самое плохое, что люди делают.

Т.Л.: Это совершенно недопустимо!

Г.И.: У зверя должен быть страх к человеку. Так природой предусмотрено. И помойки надо утилизировать, чтоб не ходили они. Должна быть дистанция между медведем и человеком.

 

Корр.: То есть Вы хотите сказать, что медведь боится человека?

Г.И.: Конечно. По крайней мере, так должно быть.

Т.Л.: Любой зверь в лесу уступает дорогу человеку. Вообще самый страшный зверь в лесу – это человек. А если серьезно, то следует больше бояться кровососущих: комаров, слепней, мошки.

 

Корр.: То есть получается, страшнее медведя только комары?

Г.И.: Нет, страшнее комара только медведь (смеется).

 

Корр.: Хорошо. Помимо медведя, кого еще в лесу стоит опасаться?

Г.И.: Лосей в период гона, то есть осенью. Они страшнее медведя потому, что при столкновении с медведем можно спастись: он может жамкнуть, порвать и бросить. А вот после встречи с лосем практически ничего не остается. По крайней мере, от собаки, если она приблизится. Но случаев нападения на людей я не знаю.

Т.Л.: Обороняется он копытами. Взрослый лось – это огромное животное. Я нос к носу с ним столкнулась и просто ахнула. Чувствуется, что сила в нем просто немереная.

Г.И.: Конечно, как и в случае с медведицей, самка будет защищать теленка.

 

Корр.: Получается, у них инстинкт сохранения своего потомства и себя. Они в принципе не хотят нападать…

Т.Л.: Совершенно верно. Они просто защищаются. Если мы не провоцируем, животное никогда не выйдет к человеку, постарается избежать встречи. А если встреча все-таки произошла, то сделает все возможное, чтобы уйти. Я всегда объясняю студентам: есть такое понятие, как дистанция безопасности. У каждого животного она определенная. Если мы встретились, но не нарушили ее, тогда зверь просто уйдет. Но если мы оказались слишком близко, то животное воспринимает это как нападение, агрессию. И тогда оно вынуждено защищаться.

 

Корр.: Наверное, глупый вопрос, но все же: а можно ли от лося за деревом спрятаться?

Г.И.: Можно. Но это должно быть толстое дерево и при этом надо очень мобильно уворачиваться. Кусты лось ломает легко.

 

Корр.: Наступил сезон купания, следовательно, высока вероятность встреч со змеями. У нас они опасны?

Г.И.: Да, они есть. И об этом Татьяна Леонидовна вам может больше рассказать.

Т.Л.: Считается, что у нас есть вероятность встретить два вида змей: ужа или гадюку. Но за все время работы в лесу ужа я ни разу не встретила. А вот гадюка есть. Дело в том, что северная граница ее ареала проходит по водоразделу, то есть примерно по железной дороге. Южнее гадюку можно встретить очень часто, а на севере эти встречи практически исключены. На территории природного парка «Кондинские озера» – это обычный, часто встречаемый вид. Гадюка тоже предупреждает о том, что она рядом. Она шипит и как бы говорит при этом: «Я здесь, не иди дальше, а то ты наступишь на меня». Мы со студенткой, когда услышали такое шипение в густом багульнике, просто отошли по своим же следам немного назад. Когда вернулись минут через пятнадцать – ее уже и след простыл. У нас на научном стационаре жил очень боевой кот, который в 2002 году гонял гадюк, воевал с ними. Год отличался высокой активностью змей, и они на стационаре стали частыми гостьями. Война окончилась тем, что одна из змей его укусила, и около двух недель кот ходил слепой. Потом зрение, к нашей радости, вернулось. Вообще, конечно, укус гадюки опасен.

Г.И.: Если вдруг гадюка укусила, надо попытаться высосать из раны яд или сделать надрез и выдавить его.

Т.Л.: И бегом в больницу. А чтобы такого не случилось, надо просто очень внимательно смотреть под ноги и случайно не потревожить змею.

Г.И.: Скажу, что змеи активны во второй половине дня, утром они мало передвигаются.

 

Корр.: Кого еще надо опасаться?

Т.Л.: Из крупных хищников, которых обычно считают опасными для людей, на нашей территории есть еще волки.

Г.И.: Но их численность очень низкая. В основном они активны в зимнее время. На меня целые стаи волков выходили, но никогда не нападали.

 

Корр.: А вот что насчет мяса дикого животного. Можно ли заразиться им?

Г.И.: Мясо медведя может быть заражено трихинеллезом – это весьма опасное заболевание. У коренных жителей принято было варить медвежье мясо по несколько суток для того, чтобы избежать заражения. Ну а сейчас желательно все добытое в лесу мясо проверять в санэпидстанции. В природе здоровых животных практически нет. Правда, помогают санитары: волк добудет ослабленное животное, медведь подберет. Идет естественный отбор.

 

Корр.: Встречаются ли у нас какие-то мутации?

Г.И.: Нет, если только вариации цвета. Соболь вообще-то черный, но встречаются коричневые, сероватые, даже желтые. Мутации могут возникать только при очень низкой численности популяции.

Т.Л.: Или при серьезном радиационном или химическом заражении.

 

Корр.: А у нас такого нет?

Т.Л.: Нет.

Г.И.: Фон есть, а всего остального нет.

Т.Л.: Вы его не слушайте (смеется). Профессор Калинин В.М. из Тюменского университета проводил замеры уровня радиационного фона радиоспектрометром. Основным объектом изучения был нефтепромысел. Но попутно мы, как дети малые, забавлялись, замеряли все – в городе, по дороге в природный парк, на научном стационаре. Так вот даже на объектах нефтепромысла превышения радиационного фона нигде не было отмечено.

 

Корр.: Сейчас наступает время сбора грибов, ягод. Люди все чаще выходят в лес. Что делать, если заблудился?

Г.И.: Сейчас байку расскажу, как мне старики говорили. Надо сесть, раздеться догола, вывернуть одежду, надеть ее. Посидеть минут двадцать, снова раздеться догола, вывернуть одежду обратно, надеть. И сразу сориентируешься. В общем-то, нужно просто успокоиться и собраться с мыслями: блудит тот, кто торопится. Конечно, прежде чем идти в лес, надо выучить элементарные правила, уметь ориентироваться. Хотя сейчас в наших лесах можно на пустом месте заблудиться.

 

Корр.: А почему именно сейчас?

Г.И.: В свое время в лесу можно было сориентироваться по типу деревьев. На сегодняшний день из-за того, что большие площади занимают восстанавливающиеся после вырубок молодые леса, он везде однотипный. Хорошо бы перед тем, как отправляться в лес, посмотреть карту лесоустройства.

 

Корр.: Что значит лесоустройство?

Г.И.: Это карта, где лес поделен на кварталы, а внутри кварталов – по типу. Надо примерно знать, куда ты идешь, в каком районе находишься. Как правило, все, кто заблудились, выходят к реке.

Т.Л.: Главное понимать, где на речке – вверху или внизу по течению – вероятность встречи с людьми больше. Я расскажу, как моя младшая дочь Аня заблудилась в охранной зоне заповедника. Ей тогда было лет шесть-семь. Мы шли со станции на кордон, она вырвалась вперед с полной уверенностью, что дорогу знает. Догнать и докричаться до нее я уже не могла. К нам на встречу вышел сотрудник заповедника. Он встретил меня на середине дороги, сказав, что дочь мою не видел. Конечно, тогда я очень испугалась. Но он успокоил, сказал, что найдет ее по следам. Ушел и через некоторое время привел Аню. Я, конечно, отчитала ее, а потом спросила, испугалась она или нет. На что Аня ответила: «Да нет. Я просто свернула не на ту тропинку, перепутала. А когда поняла, что заблудилась, села на пенек и стала ждать, когда вы меня найдете». Это и есть идеальное поведение в лесу, когда ты заблудился.

 

Корр.: Сколько человек может прожить в лесу, если он заблудился?

Т.Л.: Наш общий с Григорием Ивановичем знакомый из Югорска как-то поехал с сестрой на мотоцикле в сторону компрессорной собирать клюкву, погода была вполне благоприятная, это-то его и спасло. Сестра не отходила далеко от мотоцикла, а он ушел дальше. Когда пришло время ехать домой, она вышла к мотоциклу, а он нет. Звала его, брат не отзывался. Наутро собралась целая группа его искать. Поиски продолжались неделю. В итоге потерявшийся вышел сам на звук автотранспорта на дорогу. Потом посмотрели по следам, выяснилось, что он ходил по кругу, а когда оказался близко к дороге, услышал шум машины. Его сразу в больницу увезли. Надо сказать, единственное отклонение в здоровье, которое обнаружили врачи – это то, что у него опухли ноги. Питался он ягодами. Говорил: «Сяду под дерево, слышу, сестра кричит. Все время слышал, что она меня зовет».

Г.И.: В лесу такое часто бывает. Я за всю жизнь один раз заблудился, потому что торопился. Друзья мои поняли, что я иду не туда, куда нужно, начали кричать мне. Я слышу их и иду, как будто, на звук. А когда они меня догнали, то оказалось, что я шел в противоположную сторону.

 

Корр.: Что должно быть обязательно с собой, когда идешь в лес?

Т.Л.: Спички, нож.

 

Корр.: Вообще стоит ходить в лес? Он опасен?

Г.И.: Нет, не опасен. Его просто надо знать.

Т.Л.: Все мы в душе до сих пор в какой-то степени язычники. Есть такие уголки леса, где душе радостно. Но встречаются и такие зоны в лесу, где как-то чувствуешь, что нехорошо там. У нас один сотрудник про такие места говорил: «Здесь живет Аномалий». Я одно время проходила частенько мимо такого места. Брала с собой конфетку или монетку. Идешь, угощаешь, просишь, чтобы все было хорошо и, вроде бы, срабатывает.

Г.И.: У коренных жителей это прикладом называлось. А вообще, когда лес почувствуешь, тогда уже не умом, а всем телом ощущаешь, где хорошо, а где не очень. Надо уметь себя слушать.

Т.Л.: Лес не страшен, не опасен. Его надо уважать, понять и полюбить. Я всегда говорю, что гораздо опаснее в городе. Но мы ведь ходим по улицам, соблюдая правила движения. В лесу есть свои правила, с которыми надо считаться. Чтобы избежать неожиданных встреч, нужно предупреждать о себе: разговаривать, петь. По совету коллеги (указывает на Григория Ивановича) я, когда ходила по лесу одна, помыла банку от сгущенки, накидала туда камешков и бренчала, совсем как корова с колокольчиком (смеется). А еще мне один хант посоветовал при встрече с медведем посмотреть ему в лоб (в область «третьего глаза») и спросить: «Ты что, собака что ли? Ты что бросаешься?». Зверю станет стыдно и он уйдет.

 

Корр.: И все хорошо было?

Т.Л.: Ну, как видите (смеется).

Г.И.: Успокойте граждан, нападений не было, все живы. Конечно, неспровоцированных.

Т.Л.: Вспомнила. Все-таки был случай, когда от медведя погиб человек. Он просто выполнял работу, прокладывал трассу на лыжах и попал в берлогу. Но в этом случае, сами понимаете, нарушены были все правила поведения в лесу.

 

С. Петренко


Belebeyka 10 лет назад #

Интересные собеседники, текст познавательный. Понравилось

СТРАННИК 10 лет назад #
Согласен. Очень познавательный материал. Ребятам из СВ просьба: побольше таких вот рассказов с интересными людьми. Уверен, что если бы с ними еще чуток поговорить, то они бы много историй рассказали. Спасибо.
Денди 10 лет назад #

Старик в Советском р-оне мне рассказывал о таинственном месте на болоте, где росла огромная клюква. Называл он его "Воронка место". там у человека возникает страх. В болоте воронка несколько метров глубиной, дно сухое. Кто что знает?!

agasfer 10 лет назад #

На болоте у воронки сухое дно? Маловероятно. Противоречит законам физики. Больше похоже на стариковскую байку.

волос 10 лет назад #

место посадки нэлэо, полюбому.